Организация технического обслуживания и ремонта машин
Технические обслуживания (ТО) и ремонты машин проводятся в соответствии с утвержденными годовыми и месячными планами. В течение месяца график может корректироваться с учетом фактической наработки и технического состояния машины. Дата фактической остановки и ее продолжительность доводятся до организации, эксплуатирующей машину, не позднее чем за 5 дней до остановки. Перед отправкой машины на капитальный ремонт создается комиссия под председательством главного инженера или главного механика организации. Комиссия решает вопрос о целесообразности проведения ремонта или дальнейшей эксплуатации машины и свои предложения оформляет актом.
Своевременное и качественное выполнение ТО и ремонтов СДМ обеспечивается: наличием нормативно-технической документации, местом проведения, оснащением технологических процессов оборудованием, оснасткой и инструментом; материально-техническим обеспечением работ; подготовкой кадров, занятых обслуживанием и ремонтом.
Более высокий, уровень организации ТО и ремонтов достигается в результате территориального или ведомственного объединения мелких эксплуатационных организаций. В этом случае создаются специализированные ремонтно-механические мастерские (РММ), в которых выполняется ремонт несложной техники и капитальный ремонт основных агрегатов машин.
Ремонт выполняется в полевых или стационарных условиях агрегатно-узловым методом. Все ремонтные работы можно разделить на две части: работы на рабочих постах и работы, выполненные на участках. К работам, выполняемым на рабочих постах, отнесены разборочно-регули- ровочные и крепежные операции, которые составляют 30-70% общего объема. Наибольшая доля производственно-цеховых работ падает на агрегатные (5-20%) и слесарно-механические (10-15%). Остальные виды работ составляют до 10% общего объема.
Текущий ремонт может осуществляться и индивидуальным методом. Недостаток его — длительные простои машин в ремонте и необхо
димость производить разборочные операции в полевых условиях. Агрегатно-узловой метод значительно сокращает время простоя в ремонте, отпадает необходимость транспортировки машин на ремонтную базу. При этом методе повышается и качество ремонта.
В зависимости от численности парка машин и условий эксплуатации ТО и ремонты могут выполняться индивидуальным, групповым, участковым и агрегатно-участковым методами. При индивидуальном машина обслуживается самой бригадой или машинистом, за которым она закреплена. При групповом за одной бригадой закрепляют несколько машин различных типов. При участковом работы выполняются непосредственно на участке. Агрегатно-участковый метод способствует специализации как по объемам выполняемых работ, так и по их разновидностям. Здесь бригады распределяются между специализированными участками: ремонта двигателя, агрегатов, гидропривода и т. д.
В состав эксплуатационно-ремонтных бригад входят специализированные звенья, которые производят ТО и заправку. Обычно за звеном из трех человек закрепляют 20-25 машин. Сложные отказы устраняют на ремонтных базах управлений механизации. Ремонтный участок предусматривает звенья и бригады, личный состав которых распределен по постам и рабочим местам, оснащенным необходимым ремонтно-технологическим оборудованием и передвижными комплектами инструментов.
В организации со смешанным парком машин, рассредоточенных по участкам, ТО и ремонты выполняются, как правило, звеном бригады в составе механика, слесаря и сварщика, закрепленным за передвижной ремонтной мастерской.
Место и способ выполнения ТО и ремонта зависят от вида технического воздействия и удаленности машин от РММ.
По рекомендациям С. К. Полянского предельное расстояние для обслуживания землеройных машин передвижными мастерскими определяется зависимостью:
(17.32) |
L = 0,5(t /2 — t J v,
пр ’ см’ под *
где tcM — продолжительность рабочей смены передвижных мастерских: Код ~ продолжительность подготовки передвижных мастерских к работе; v — скорость передвижения мастерских.
Количество передвижных мастерских определяют по формуле &
К |
Тг Рм К, |
(17.34)
где Кмто — коэффициент, учитывающий объем работ ТО, выполняемых мастерской; Тгт0~ годовая трудоемкость ТО всех машин, чел. ч; Кмт — коэффициент, учитывающий объем работ по текущим ремонтам, выполняемых с помощью передвижной мастерской в полевых условиях; Тгт — годовая трудоемкость текущих ремонтов всех машин, чел. ч; Тг — годовой фонд рабочего времени мастерской, ч; рм — количество рабочих в мастерской (обычно 2-3 человека); Кв — коэффициент, учитывающий потери времени на перемещение мастерской, Кв = 0,5-0,6.
Для машин, возвращающихся в конце рабочего дня на базу, и машин на автомобильном ходу рационально проводить ТО и ремонты в РММ, особенно это важно для гидропривода и топливной аппаратуры дизельных двигателей. Технические обслуживания и ремонты машин на пнев- моколесном ходу, удаленных от РММ на расстояние до 10 км, рекомендуется производить в стационарных условиях. Место проведения ТО и ремонтов машин с гусеничным движителем зависит не только от расстояния до РММ, но и от типа дорог. По дорогам с твердым покрытием эти машины могут транспортироваться только на трейлере (независимо от расстояния). При отсутствии на пути перемещения твердого покрытия рационально проводить техническое обслуживание в стационарных условиях (экскаваторов с гусеничным движителем — при расстоянии до базы не более 2 км, машин на базе гусеничных тракторов — 5 км).
Основой рациональной организации ТО и ремонта СДМ является технологический принцип организации производства при наличии соответствующего оборудования и материально-технического обеспечения планируемых работ.
При организации ремонта агрегатно-узловым методом создается оборотный фонд. Он поддерживается за счет новых и отремонтированных сборочных единиц. Номенклатура оборотного фонда определяется в зависимости от парка машин и условий их эксплуатации. В оборотный фонд включают, как правило, следующие агрегаты: двигатель, коробку отбора мощности, гидротрансформатор (сцепление), коробку передач, карданную передачу, ведущий мост, ведомый мост, движитель, рабочее оборудование, гидропривод.
Потребность в сборочных единицах для поддержания работоспособности СДМ определяется по формуле (17.34)
п = ZcpB/365 , (17.34)
Здесь Z — среднее количество отказов сборочных единиц за планиру-
ср
емый период наработки:
MNHmK
z^ =—:—— ,———————————- (17.35)
‘r
где M — количество сборочных единиц на одной машине; N — количество машин одной марки; Нпл — планируемая годовая наработка (в моточасах); t — ресурс сборочной единицы, ч; К — коэффициент отклонения ресурса сборочных единиц; В — оборачиваемость сборочных единиц из ремонта.
17.2. Диагностирование СДМ