Основные понятия диагностирования

Диагностирование — процесс определения технического состоя­ния и перспектив дальнейшей эксплуатации машины и ее сборочных единиц без их разборки. Техническое состояние машины и ее сбороч­ных единиц оценивается параметрами по признакам, характеризующим эти параметры. Если параметр — качественная мера, характеризующая свойство системы и ее состояние, то признак — его внешнее проявление. Признак может характеризовать изменение параметра через химические, электрические, магнитные, звуковые и другие сигналы.

К диагностическим параметрам предъявляются следующие требова­ния: однозначность, информативность, технологичность. Однозначность предусматривает наличие одного значения параметра выходного процес­са. Информативность параметра характеризует объем информации о техническом состоянии диагностируемого объекта. Технологичность параметра оценивается удобством, трудоемкостью и себестоимостью ди­агностирования.

Диагностические параметры подразделяются на структурные, или прямые (эффективная мощность, размеры деталей, зазоры в сопряже­ниях, натяги, несоосноеть и т. п.), и функциональные, или косвенные (суммарные зазоры, расход топлива, продолжительность цикла, давление жидкости в гидросистеме и в главной магистрали двигателя, производи­тельность насосов, мощность механических потерь и т. п.).

Основные задачи диагностирования машин — проверка работоспо­собности сборочных единиц и машины в целом, определение потребности выполнения контрольно-регулировочных и ремонтных операций при тех­ническом обслуживании, поиск дефектов и контроль качества ремонта, сбор и обработка информации для прогнозирования остаточного ресурса.

Диагностирование машины может проводиться одновременно с вы­полнением ТО (совмещенное диагностирование). В этом случае пе­

редвижные мастерские и специализированные посты ТО оснащаются средствами диагностики. Специализированное диагностирование про­водится на специализированных участках баз механизации или с по­мощью передвижных диагностических установок.

По объему и характеру информации о работоспособности машины диагностика может быть общей (Д-l) и углубленной (Д-2). При Д-1 проверяется работоспособность машины, устанавливается необходимость проведения регулировочных и ремонтных работ. При Д-2 проводится углубленный анализ технического состояния сборочных единиц и сис­тем с выявлением дефектов, устанавливается объем регулировочных работ, определяется остаточный ресурс и качество ТО и ремонта.

При техническом диагностировании предварительно выполняют­ся общеподготовительные работы, включающие очистку машины, озна­комление с информацией машиниста о ее техническом состоянии, визу­альный осмотр состояния наружных креплений и герметизации соедине­ний составных частей. Первичная проверка позволяет выявлять очевид­ные дефекты сборочных единиц и определять необходимость их ТО или ремонта перед диагностированием.

После предварительной оценки технического состояния и устране­ния явных дефектов определяют диагностический параметр или комп­лекс параметров, характеризующих техническое состояние машины, сис­темы или сборочных единиц.

Численное значение параметра является его количественной мерой, оно может быть номинальным, допустимым и предельным. Номинальное значение параметра (Ином) характерно для новых или капитально отре­монтированных машин и сборочных единиц и обеспечивает их рацио­нальную эксплуатацию. Значение параметра, обеспечивающего безот­казную работу сборочных единиц до очередного диагностирования, назы­вается допустимым Шдоп). Предельное значение параметра Ш ) ха­рактеризует экономическую нецелесообразность или опасность дальней­шей эксплуатации машины.

Безотказная работа машины на участке и снижение трудоемкости ТО и плановых ремонтов зависят от точности определения изменений контролируемых параметров при диагностировании сборочных единиц и систем. Снижение трудоемкости обслуживаний и ремонтов машины произойдет, если процесс диагностирования рассматривать как систему последовательно-параллельных технологических операций (рис. 17.2).

Здесь рассматриваются операции, выполняемые для всех сборочных единиц (общеподготовитсльные работы, выбор диагностического параметра,
анализ контролируемого параметра, прогнозирование остаточного ресурса). Для сборочных единиц с текущими значениями параметра, превышающими допустимые, дополнительно проводятся контрольно-регулировочные и (или) ремонтные операции. В момент контроля технического состояния машины или сборочной единицы определяется фактическое значение параметра И и сравнивается с допустимым значением Идоп (tdm = t — Т — 5). Если Я <

Я, то для машины в целом или для сборочной единицы прогнозируется остаточный ресурс tocm. Предельное значение параметра диагностируемого объекта не достигается в процессе эксплуатации при значениях t, превы­шающих наработку до очередного контролируемого мероприятия, включая и значение абсолютной ошибки прогнозирования 8.

Как правило, наработка до очередного контрольного мероприятия равна периодичности первого технического обслуживания (TJ. Машина должна поступать в эксплуатацию при t > Тп + <5. Если остаточный ресурс tocm < Тп + 8, планируются контрольно-регулировочные и (или) ремонтные работы. При t < Тп + 8 после проведения контрольно­регулировочных работ машина поступает на пост текущего ремонта.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики