ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТАЛЬНЫХ. ЗАКЛАДНЫХ ДЕТАЛЕЙ
В стыках сборных железобетонных конструкций находят широкое применение стальные закладные детали, закрепляемые в бетоне при изготовлении элементов и соединяемые при монтаже дуговой сваркой или болтами.
Для изготовления закладных деталей в основном применяется листовой или фасонный прокат из стали Ст. 3 и горячекатаная арматурная сталь.
Типы закладных деталей весьма разнообразны. Наиболее распространенными и простыми являются плоские листы с приваркой к ним арматурных стержней для анкеровки в бетоне. Такие листы применяются по верхним поясам балок и ферм в местах опирання на них плит покрытия (рис. 61,а), по торцам колонн многоэтажных зданий с устройством тонкой центрирующей прокладки и заваркой по периметру после монтажа (рис. 61,6) и во многих других соединениях.
Весьма распространенными являются опорные закладные детали, служащие одновременно для опирання элемента и связи его с нижележащей конструкцией и для анкеровки рабочей арматуры. Ла рис. 61,в приведена такая закладная деталь ребристой плиты покрытия (ПКЖ) в виде двух сваренных уголков. К верхнему уголку приваривается рабочая арматура плиты, что обеспечивает ее анкеровку по концам.
Нижний уголок установлен для выхода на нижнюю поверхность ребра плиты при требуемой величине защитного слоя, что дает возможность осуществить сварку с закладным листом нижележа
щей конструкции. При необходимости анкеровки арматуры балки или фермы опорные закладные детали последних выполняются с приваркой вертикального листа (рис. 61,г).
Изготовление стальных закладных деталей производится в механических мастерских, при этом должно быть обращено особое внимание на точность их изготовления. От точности изготовления закладных деталей зависит успех монтажа конструкций.
Листы и стальные профили должны иметь ровные поверхности и грани. При газовой резке металла грани обрезов должны быть простроганы или зачищены на наждаке. Если закладная деталь соединяется из нескольких частей, сварка их производится в кондукторе для обеспечения точности размеров. При этом применяется обычно дуговая электросварка открытой дугой электродами с ка
чественным покрытием. Технология сварки (вид швов, последовательность их наложения, перерывы и пр.) должна быть отработана таким образом, чтобы не происходило коробления закладных деталей.
Анкера, закрепляющие закладную деталь в бетоне, рекомендуется выполнять в виде прямых стержней периодического профиля без устройства петель, крюков и отгибов. При недостаточной длине заделки стержня следует приваривать анкерные шайбы по концам.
В случае устройства гнутых анкеров с крюками по концам или в виде петель целесообразно применение круглой стали марки Ст. 3.
Соединение анкерных стрежней с закладными деталями следует производить дуговой электросваркой без отгиба лапок. Приварка анкерных стержней отогнутым участком (лапками) в случае работы анкера на растяжение может привести к разрыву сварного шва (к отдиранию приваренного отогнутого участка от закладной детали). Такая приварка анкерных стержней может быть допущена только в случае конструктивного закрепления закладной детали анкером при слабой его работе на растяжение.
Для стержней диаметром до 16 мм, примыкающих торцом к закладной детали, рационально осуществлять сварку под слоем флюса (рис. 62, а). При этом привариваемый стержень закрепляет —
Рис. 62. Типы сварки анкерных стержней о закладной деталью а — сварка анкерного стержня торцом (в тавр) под слоем флюса; б — сварка стержня электрозаклепкой с обваркой по периметру; в — сварка стержня в раззенкованном отверстии; г — сварка стержня продольными фланговыми швами; д — сварка стержня фланговыми швами и торцом |
ся в электрододержателе и после оплавления конца под флюсом прижимается к закладной детали с одновременным выключением сварочного тока. Такая сварка дает прочное соединение, обеспечивающее полное использование стержня на растяжение.
В случае примыкания анкерного стержня торцом к закладной детали сварка может быть осуществлена также путем устройства отверстий в листах и заварки их в виде электрозаклепок. При
диаметре стержня более 16 мм, кроме заварки отверстия, следует произвести обварку по периметру примыкания (рис. 62, б). Сварка стержня с листом может быть осуществлена также в раззенкован — ном отверстии (рис. 62, в). В случае примыкания стержня к закладной детали боковой гранью сварка осуществляется обычными фланговыми швами расчетной длины (рис. 62,г). Длина фланговых швов может быть сокращена, если торец стержня при этом приваривается к перпендикулярно расположенной части закладной детали (рис. 62, д). *
В зависимости от назначения и условий работы закладные детали могут оставаться несвязанными с арматурным каркасом железобетонного элемента или свариваться с ним.
Сварку закладных деталей с арматурой каркаса железобетонного элемента следует производить в кондукторе.