Г еодезические работы при планировке и застройке городов

Г ородская территория формируется из функциональных зон, определяю­щих ее планировочную структуру и архитектурный облик. Выделяются следу­ющие городские зоны:

— селитебная — для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), зеле­ных насаждений общего пользования (скверов, парков и т. п.);

— промышленная — для размещения промышленных предприятий и свя­занных с ними объектов;

— коммунально-складская — для размещения баз и складов, гаражей, трам­вайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.;

— внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и со­оружений пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.

На территориях сельских населенных пунктов выделяют селитебную и производственную зоны.

На территориях, прилегающих к городам, предусматривают организацию пригородных зон, предназначенных в качестве резервов последующего разви­тия города и для размещения объектов хозяйственного обслуживания, а также зеленых зон для отдыха населения и улучшения микроклимата города.

Основным планировочным элементом селитебной зоны является микро­район, ограниченный красными линиями магистральных и жилых улиц. Крас­ными линиями называют границы между всеми видами улиц (проездов) и ос­новными градообразующими элементами: зонами жилой застройки и водных бассейнов, промышленной, зеленой, технической зонами. Здания вдоль улиц размещают по линии застройки, которая отступает от красной линии в глубь территории микрорайона не менее чем на 6 м на магистральных улицах и на 3 м в жилых зонах.

Планировка и застройка города осуществляются на основе специальных проектных документов, в составлении которых и реализации их решений геоде­зисты принимают непосредственное участие [2; 13; 25; 26].

Основным градостроительным документом является генеральный план города, в котором на основе установок народно-хозяйственных планов, соци­ального и научно-технического прогресса определяются на 25…30 лет перспек­тивы развития города; комплексное решение всех его функциональных элемен­тов, жилой и промышленной застройки, сетей общественного обслуживания, благоустройства и городского транспорта. Г енеральный план города включает в себя:

— основной чертеж генерального плана;

— план существующего города (так называемый опорный план по состоя­нию на год выпуска генерального плана);

— материалы, характеризующие идею архитектурно-пространственной композиции;

— схемы, определяющие природные условия, инженерное оборудование и подготовку территории;

— схемы городского и внешнего транспорта; схемы размещения учрежде­ний и предприятий культурно-бытового обслуживания;

— проект размещения первоочередного строительства; пояснительную за­писку.

Генеральный план города с численностью населения более 500 тыс. чел. выполняется на топографическом плане в масштабе 1:10000, для остальных го­родов — в масштабах 1:5000… 1:2000.

Генеральный план города является основой для разработки проекта де­тальной планировки и эскизов застройки; проектов планировки городских про­мышленных районов, инженерного оборудования, городского транспорта, бла­гоустройства, озеленения и др.

Проекты детальной планировки и эскизы застройки разрабатываются на отдельные части селитебной территории: жилые районы и микрорайоны, обще­городские центры, общественные комплексы, подлежащие застройке, рекон­струкции или благоустройству в ближайшие 3…5 лет в соответствии с проекта­ми первоочередного строительства.

Проект детальной планировки состоит из:

— схемы размещения проектируемого района в системе города;

— плана красных линий и эскиза застройки;

— разбивочного чертежа красных линий;

— схемы инженерной подготовки территории и организации рельефа по осям городских проездов в точках пересечения и наиболее характерных пере­ломах рельефа местности;

— схемы размещения общегородских инженерных сетей; схемы организа­ции движения транспорта и пешеходов; поперечных профилей улиц.

План красных линий и эскиз застройки выполняются на топографическом плане в масштабах 1:500… 1:2000, на котором показываются:

— существующая застройка всех видов;

— проектируемая сеть улиц, проездов, пешеходных аллей и зеленых насаждений;

— размещение проектируемых жилых и общественных зданий и сооружений;

— красные линии и проектные элементы поперечного профиля улиц и про­ездов.

Разбивочный чертеж с привязками красных линий к опорным зданиям, сооружениям и геодезическим пунктам, закрепленным на местности, с коорди­натами характерных точек красных линий выполняется на копии плана красных линий и эскиза застройки.

Схема инженерной подготовки территории и организации рельефа вы­полняется на копии плана красных линий. На схеме показываются проектные и фактические отметки по осям проездов в углах микрорайонов, в местах излома красных линий и рельефа местности, решения по инженерной подготовке (схе­ма водоотвода, участки подсыпки или срезки грунта, защитные сооружения, дренажи).

Поперечные профили улиц выполняются в масштабах 1:100… 1:200 с по­казом существующих профилей; проектных решений с выделением проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений, трамвайных путей, наземных и подземных инженерных сетей.

Проекты застройки разрабатываются, как правило, на основе проекта де­тальной планировки и эскиза застройки жилого микрорайона, квартала или группы жилых домов, а также застройки общественного комплекса.

Проект застройки разрабатывается в две стадии (проект и рабочая доку­ментация) или в одну стадию (рабочий проект, т. е. проект, совмещенный с ра­бочими чертежами).

Проект содержит ситуационный план размещения строительства; гене­ральный план застройки; макет застройки; чертеж организации рельефа, инже­нерных сетей, озеленения территории; паспорта типовых и чертежи индивиду-

43

альных проектов зданий; проект организации строительства; сводный сметно­финансовый расчет [2; 11;13; 17].

Все материалы проекта выполняются в масштабах 1:500… 1:1000, ситуа­ционный план — в масштабах 1:2000… 1:5000.

Рабочая документация разрабатывается на основе утвержденного проекта в составе:

— генерального плана участка застройки в масштабах 1:500… 1:1000;

— разбивочного чертежа в масштабах 1:500… 1:1000 с показом привязок размещения зданий и сооружений;

— чертежей принятых к строительству зданий и сооружений; чертежей по организации рельефа территории в масштабах 1:500… 1:1000 с показом проект­ных горизонталей, отметок и уклонов, картограмм земляных работ;

— чертежей по водоснабжению, канализации, теплофикации, электро­снабжению, газоснабжению, слаботочным устройствам в масштабе 1:500;

— посадочно-дендрологического чертежа в масштабе 1:500; смет на строи­тельство.

Проект планировки городского промышленного района разрабатывается на основе генерального плана города с учетом развития существующих пред­приятий и строительства новых.

Проект планировки городского промышленного района состоит из:

— основного чертежа планировки промышленного района в масштабе 1:2000;

— схемы размещения района в плане города в масштабе 1:5000 или 1:10000;

— схемы размещения инженерных сетей, организации рельефа и инженер­ной подготовки территории в масштабе 1:2000;

— поперечных профилей магистралей, улиц и местных проездов в масшта­бах 1:100… 1:200; пояснительной записки.

Для городов с численностью населения 250 тыс. чел. и более, а также го­родов-курортов разрабатывается проект планировки пригородной зоны. Для го­родов с численностью населения менее 250 тыс. чел. и поселков городского ти­па в составе генерального плана выполняется схема планировки прилегающего к городу района.

Архитектурно-проектные решения для строительства жилищно-граждан­ских зданий принимаются на основе материалов строительного паспорта.

Строительный паспорт (паспорт земельного участка) является ком­плексным документом, обеспечивающим удобства пользования материалами инженерно-строительных изысканий при согласовании, проектировании и строительстве. Паспорт содержит общую часть, акт об отводе границ участка строительства, архитектурно-планировочное задание, инженерно-геологичес­кую характеристику участка, условия присоединения проектируемых зданий и сооружений к городским инженерным сетям, описание строений и зеленых насаждений, находящихся на участке. Основу большинства документов строи­тельного паспорта составляет топографический план, обычно масштаба 1:500.

Красные линии состоят из прямых линий и сопряженных круговых кри­вых. Проект красных линий составляют на топографическом плане в масштабах 1:500… 1:2000. К элементам, определяющим техническое содержание проекта, относят длину красных линий между углами кварталов или границами микро­районов, ширину проездов, величину углов между красными линиями, радиусы закругления и элементы кривых по красным линиям, размеры, определяющие формы площадей и скверов и т. п.

Размеры геометрических элементов проекта должны быть согласованы на всей территории города и увязаны с существующей ситуацией и рельефом. Это достигается в результате графического отображения на топографическом плане красных линий и последующего аналитического расчета их проекта.

Соответствующая архитектурно-планировочная служба при главном ар­хитекторе города разрабатывает акт установления или изменения красных ли­ний. Для его проработки используют топографические планы масштаба 1:5000 и мельче. Составляют чертеж на топографическом плане масштаба 1:2000, а от­дельные узлы — 1:500. На чертеже приводится расположение красных линий, указываются опорные здания, размеры геометрических элементов и другие данные, необходимые для аналитической подготовки и составления плана красных линий.

По вычисленным координатам красные линии наносят на план масштаба 1:2000. Этот план является основным исходным документом, на который выпи­сывают номера поворотных и створных точек красных линий, значения их ко­ординат; дирекционные углы и длины линий; элементы кривых, ширину и но­мера проектируемых проездов; названия проектируемых зон и других градо­строительных элементов; номера дел аналитических расчетов, по которым про­изведена прокладка красных линий. Потребителю выдается план красных ли­ний в масштабе, необходимом для проектирования (обычно 1:500 …1:2000).

45

Красные линии и оси проездов переносят в натуру от пунктов существу­ющего или специально создаваемого для этой цели геодезического обоснования города.

Ошибки выноса отдельных точек красных линий и осей проездов по от­ношению к точкам геодезического обоснования не должны превышать:

• 5 см — в районах многоэтажной застройки;

• 8 см — в районах малоэтажной застройки;

• 10 см — на незастроенных территориях.

Переносу проекта красных линий на местность предшествуют подготови­тельные работы. В первую очередь проверяют и уточняют путем обследования соответствие красных линий утвержденному плану планировки, пункты геоде­зического обоснования, от которых предполагается вынос красных линий. Если в районе предстоящих работ геодезическое обоснование отсутствует или име­ющиеся пункты не обеспечивают вынос красных линий, то составляют и реали­зуют проект сгущения существующей геодезической основы в виде полигоно­метрических и теодолитных ходов или других соответствующих им по точно­сти построений. Составляют геодезический проект детальной разбивки красных линий и осей проездов в натуре.

Исходными документами для перенесения в натуру осей зданий и соору­жений являются:

• утвержденный к производству работ генеральный план строительного участка с привязкой осей проектируемого сооружения к красным линиям;

• разбивочный план осей;

• план первого этажа.

Проверка взаимного соответствия указанных выше документов является обязательным условием подготовки геодезических разбивочных работ по выно­су в натуру осей зданий и сооружений. Как уже отмечалось, это осуществляется с целью посадки его на местность и производства строительно-монтажных ра­бот. В первом случае решается задача определения положения здания относи­тельно близлежащих контуров и сторон света, во втором — взаимное положение строительных конструкций. Исходя из этого и принятой поэтапной технологии строительства, разбивка осей здания производится в два этапа: вначале выносят на местность основные оси, определяющие контур (габарит) здания, затем от них производят детальную разбивку. Когда здание имеет сложную конфигура­цию, то выносят в натуру оси симметрии (главные оси) здания или отдельных его частей. В этом случае последующую детальную разбивку осуществляют от вынесенных главных осей.

Разбивки основных (главных) и детальных осей различаются по точности. Если ошибки положения контура здания по отношению к окружающей ситуа­ции в основном определяются графической точностью проектирования и харак­теризуются средней квадратической величиной 10-20 см, то ошибки детальной разбивки определяются строительными допусками и в зависимости от класса точности характеризуются относительными средними квадратическими вели­чинами 1:5000 — 1:20000. Требования к точности детальной разбивки осей при­водятся в СНиПах и ГОСТах.

Основные или главные оси выносят в натуру от пунктов городского гео­дезического обоснования. В качестве исходного обоснования используют пунк­ты городской триангуляции и полигонометрии, от которых в районе предстоя­щих работ создают разбивочную основу.

При разбивке небольших зданий или сооружений массовой застройки разбивочной основой служат закрепленные в натуре красные линии или специ­ально прокладываемые теодолитные ходы. При возведении крупноразмерных или сложных по конфигурации зданий развивают локальные разбивочные сети в виде строительной сетки, микротриангуляции, полигонометрии и т. п. Проект­ное положение пунктов этих построений заранее определяется в зависимости от удобства последующих разбивок.

Положение здания на местности может быть определено двумя взаимно перпендикулярными осями, которых вполне достаточно для того, чтобы на всех этапах строительства выполнять детальную разбивку. Однако для производства земляных и свайных работ при выносе габарита здания выполняется разбивка всех его основных осей.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики