ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ ЗДАНИЙ
Возведение большепролетных зданий по организационным и технологическим структурам существенно отличается от возведения промышленных и гражданских зданий обычных конструктивных схем.
Сюда относятся
— большие площади опасных зон, доходящие до десятков тысяч квадратных метров;
наличие специального мощного силового оборудования (гидросистем, фермоподъемников);
— применение тяжелых вспомогательных конструкций — монтажных опор, ферм-шаблонов, сборочных стендов;
— перемещение по вертикали и горизонтали элементов (блоков) больших размеров и большой массы;
— большой объем демонтажных работ по разборке и перестановке силового оборудования и вспомогательных конструкций;
большая парусность монтируемых крупных блоков, что существенно осложняет их перемещение и закрепление на опорах.
Поэтому вопросы охраны труда и техники безопасности подробно прорабатываются в ПОС. На все сложные процессы разрабатываются отдельные технологические карты. По этим вопросам в ПОС указываются:
— требования нормативных документов по охране труда:
— выбранные методы возведения объекта, согласованные с заказчиком (генподрядчиком, объединением, трестом и т. п.),
— конкретные местные условия производства работ, а именно: район, климатические условия строительства, время года, время суток, стесненность строительной площадки, типы грузоподъемных механизмов и средств подмащивания, имеющихся в наличии, наличие вблизи возводящегося объекта вытяжных газовых труб, ЛЭП и т. п.
Независимо от принятого метода монтажа, в ПОС детально разрабатывают конкретные меры предупреждения падения рабочих с высоты:
— способы безопасного массового подъема и спуска работающих на
рабочие места, расположенные на высоте или глубине: на
соответствующих чертежах ПОС показывают конкретные места установки средств подъема на высоту, конструкцию и способы их закрепления к зданиям или сооружениям;
— способы безопасного перехода работающих на высоте по
горизонтальной или наклонной плоскости с одного рабочего места на другое: на соответствующих чертежах показывают средства, обеспечивающие безопасность перехода (переходные мостики, трапы, ограждения, страховочные канаты и т. п^). а также конструктивные решения этих средств и способы их надежного закрепления к конструкциям;
— способы безопасной организации рабочих мест при установке, выверке и проектном закреплении конструкций: на отдельных чертежах ПОС приводят схему установки лестниц, подмостей, площадок, люлек и т. п., конструктивные решения этих средств и способы их надежного закрепления;
— мероприятия по обеспечению безопасности при установке в проектное положение и снятию указанных средств обеспечения безопасности труда
При разработке ПОС с применением новых конструкций и материалов, требующих новой технологии работ, нового оборудования, инструмента и т. п., по которым в действующих нормативных документах отсутствуют требования безопасности, мероприятия, обеспечивающие безопасность труда на высоте, разрабатывают с учетом требований организаций-разработчиков указанных конструкций и материалов, а также местных условий возведения зданий.
Не допускается заменять конкретные технические решения по обеспечению безопасности работ на высозе в ПОС ссылками на указания действующих нормативно-технических документов (СНиПы, стандарты, инструкции и т. п.). Ссылки на документы приводят только в качестве справки о документах, требования которых послужили основанием для принятого и разработанного в ПОС решения.
Перед началом возведения производитель работ проводит:
— ознакомление бригады в целом с технологией производства работ, предусмотренной ПОС или ТК с возможными отклонениями от нее, и проведение общего инструктажа по технике безопасности;
— разбор и обсуждение с бригадой конкретных способов безопасной организации рабочих мест на высоте с указанием мест и способов подъема и спуска к рабочим местам, способов безопасного перехода по конструкциям, мест установки страховочных канатов, средств подмащивания, мест и способов закрепления карабином предохранительного пояса при работе непосредственно с конструкций или оборудования;
— инструктаж работающих по технике безопасности непосредственно на рабочем месте с указанием конкретных способов применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
— ежедневная и постоянная (особенно перед началом смены и после обеденного перерыва) проверка психологического состояния работающих и состояния их здоровья вообще; лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, депрессии, подавленности, утомления, нервного расстройства, болезни или просто в состоянии недомогания и т. п., нс могуч быть допущены к работе на высоте:
— постоянный контроль за применением средств защиты от падения с высоты и соблюдением правил безопасности рабочими, отстранение от работы вплоть до увольнения злостных нарушителей правил безопасности,
К производству монтажных работ могут быть допущены рабочие, прошедшие специальный медицинский осмотр, обученные технологии монтажных работ и правилам техники безопасности при их выполнении, сдавшие экзамены и имеющие удостоверение на право производства работ. Монтажные работы в строительстве являются в основном верхолазными. К ним относятся все работы, которые выполняются на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила при отсутствии капитальных ограждений. К самостоятельному выполнению верхолазных работ допускаются лица не моложе 18 лет и не старше 60 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего.
Для обеспечения безопасных условий труда при монтаже зданий до начала производства работ в монтажных организациях должны быть:
— назначены ответственные лица за организацию работ на монтажной площадке и за безопасную эксплуатацию грузоподъемных приспособлений в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
— выдано на руки такелажникам или вывешено в местах производства работ графическое изображение способов строповки монтируемых элементов;
— в кабине крановщика и на кране вывешен перечень перемещаемых элементов с указанием их массы; такелажники и крановщики монтажных кранов проинструктированы о последовательности подачи монтируемых элементов и порядке подачи сигналов между собой и монтажниками; установлен порядок профилактических осмотров и ремонта, обеспечивающий содержание грузозахватных приспособлений в исправном состоянии; установлен определенный порядок обучения и периодической проверки знаний рабочих-монтажников безопасным методам труда при монтаже зданий.
В зоне работ должны быть установлены предупредительные и запрещающие знаки. Опасные зоны ограждают и выставляю! на их границах сигнальщиков. На границах опасных зон устанавливают знаки и надписи, хорошо видимые в дневное и ночное время, предупреждающие об опасности или запрещающие движение.
В процессе возведения зданий должна быть обеспечена устойчивость как отдельных смонтированных конструкций, так и частей здания и всего каркаса здания в целом. Монтаж каждого последующего яруса можно производить только после установки, проектного закрепления всех сборных и выполнения монолитных конструкций нижележащего яруса Монтаж конструкций в пределах каждого яруса производят поэтапно в технологической последовательности, указанной в проекте. В процессе монтажа конструкций должны быть установлены и закреплены все монтажные связи. Монтажные связи снимают после окончания бетонирования стыков и достижения бетоном 70%-й проектной прочности При достижении этой же прочности снимаются кондукторы и другие приспособления, временно обеспечивающие устойчивость смонтированных конструкций. Особое внимание должно быть обращено на качество выполнения стыков. До замоноличивания стыков и узлов конструкций проверяют правильность всех несущих сварных соединений и составляют соответствующий акт.
Строповка конструкций производится инвентарными стропами — захватами или траверсами, испытанными согласно правилам
Госгортехнадзора. Крюки кранов, из зева которых возможно выпадение такелажного устройства, необходимо снабжать предохранительным приспособлением. Схемы строповки принимают с учетом прочности и устойчивости поднимаемых конструкций при монтажных нагрузках.
При строповке конструкций с острыми ребрами необходимо вставлять прокладки, предохраняющие стропы от перетирания. Прокладки прикрепляют к стропам или конструкции, чтобы исключить возможность их падения в процессе монтажа. Монтажники должны находиться вне контура устанавливаемых конструкций со стороны, противоположной подаче их краном. Поданную конструкцию опускают над местом установки не более чем на 30 см выше проектного положения. После этого монтажники наводят ее на место опирання Во время перемещения конструкции необходимо удерживать от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового каната Оставлять поднятые конструкции на весу запрещается.
Расстроповку конструкций после подъема и установки можно производить только после их надежного закрепления. Сборочные операции на высоте разрешается производить только со специальных подмостей или люлек, устройство которых должно предусматриваться проектом производства монтажных работ или технологическими картами. Рабочим запрещается находиться на конструкциях до времени их подъема, опускаться с подмостей или люлек на землю, пользуясь тросом или крюком крана Монтажники-верхолазы и другие рабочие, находящиеся с ними на высоте, должны быть обеспечены спецодеждой, нескользящей обувью, рукавицами и предохранительными поясами.
Пояса, цепи и канаты для привязывания должны быть испытаны в течение 5 минут под статической нагрузкой в 3 кН и ударной нагрузкой от падения груза массой в 100 кг с высоты 1 м; иметь паспорта и бирки. Привязываться к конструкциям, поднимаемым на крюке крана, а также к ненадежным или незакрепленным элементам, запрещается. Для перехода монтажников от одной конструкции к другой необходимо применять лестницы, переходные мостики и трапы Передвижение по верхнему поясу ферм, балок и по связям запрещается. Проход по нижним поясам разрешается только при условии привязывания предохранительного пояса к стальному страховочному канату диаметром 18 мм, туго натянутому вдоль конструкции на высоте 1,2 м для закрепления карабина предохранительного пояса Трос натягивают усилием 8,5 кН талью, талрепом или грузом в 650 кг, подвешенным на тросе через блок. Натяжение троса контролируют стрелой провисания.
При переходе к рабочим местам:
— подъем (спуск) на высоту по вертикальным или наклонным (более
20°) плоскостям должен производиться с использованием
механизированных (при высоте подъема более 35 м) ‘ или
немеханизированных средств подмащивания, разработанных с учетом требований инженерной психологии,
— при необходимости подъема (спуска) по скобам (ступеням) или
непосредственно по конструкциям безопасность должна обеспечиваться путем устройства перильных или дуговых ограждений (расстояние от ступеней до самой удаленной от них части дуговых ограждений 750…800 мм) или путем применения специальных ловителей, закрепленных с помощью специального стропа к вертикально или наклонно
расположенным стальным страховочным канатам, причем при необходимости подъема на большую высоту (более 10 м) устраивают промежуточные площадки отдыха,
— проход на высоте по горизонтальной плоскости или расположенной с небольшим наклоном (до 30°) должен осуществляться, как правило, по переходным мостикам или трапам, имеющим ограждения высотой не менее 1 м по обеим сторонам и ширину не менее 0,6 мм, или по самим конструкциям, имеющим достаточные габариты (ширину не менее 4,5 м), позволяющие проход рабочих на расстоянии не менее 2 м от границы перепада; при невозможности устройств; указанных средств или защитных ограждений вдоль пути движения человека, безопасность должна обеспечиваться путем закрепления карабином сгропа пояса к стальному страховочному канату с соблюдением требований ГОСТ 12.4.107-82.
При приемке, выверке и проектном закреплении конструктивных элементов безопасность труда на высоте должна обеспечиваться применением соответствующих средств подмащивания. При
невозможности или нецелесообразности их применения работы выполняют непосредственно с самих конструкций, закрепившись предохранительным поясом (ПП) за страховочный канат,
предохранительное верхолазное устройство ПВУ или непосредственно за конструктивные элементы, расположенные вблизи места производства
работы. При этом следует учитывать, что длина стропа ПП ограничена (1,5…2 м), и если периметр сечения конструкций больше 60 см, то необходимо использовать страховочные канаты
Для обеспечения удобного и надежного закрепления карабином предохранительного пояса рекомендуется также использовать удлинители из капроновых или стальных канатов диаметром не более 20 мм и с неограниченной длиной, определяемой с учетом местных условий.
Сигналы при подъеме конструкций подает только одно лицо — бригадир монтажной бригады или такелажник. В особо ответственных случаях (при подъеме конструкций с применением сложного такелажа методом поворота, при надвижке конструкций, при подъеме их более чем одним краном и т. п.) сигналы должен подавать мастер или производитель работ Крановщик должен быть предупрежден, чьи команды он обязан выполнять Команду «Стоп» в случае необходимости может подать крановщику любой работник, заметивший опасность.
В случае применения на монтаже конструкций зданий одновременно двух кранов и более установка или работа их из условий безопасности должна исключить возможность пересечения зон работы стрел с подвешенным грузом либо зон работы стрел и движения консоли контргруза. Для выполнения этого условия краны устанавливают на расстоянии, большем суммарного вылета стрелы обоих кранов, как при горизонтальных, так и подъемных стрелах, работающих с уменьшенным вылетом, либо один кран работает в пределах полной зоны действия, а поворот второго ограничивается концевыми выключателями определенным сектором (200°…250°) или неподъемные стрелы кранов располагаются на разных уровнях (башня одного выше на 5… 10 м башни другого крана), • что исключает при развороте пересечение консоли контргруза со стрелой, но одновременная работа обоих кранов допускается только лишь в непересекающихся зонах: один кран может работать в полной зоне (360°), а другой — в зоне, ограниченной сектором 210.. 220° Если эти условия не могут быть выполнены, т е. краны, установленные в разных уровнях, не должны работать одновременно, чтобы исключить возможность работы одного крана над или под зоной другого
В любых других случаях возможного пересечения зон работы кранов каждому из них должна быть выделена строго определенная зона работы, исключающая возможность пересечения стрел. В расчетах предельного сближения кранов необходимо учитывать положение крюков в зависимости от вида стрелы (балочная с тележкой или подъемная), горизонтальные размеры поднимаемых конструкций, радиальное отклонение грузов при остановке кранов или тележки, а также минимальный зазор между стрелами с учетом их колебания и податливости башен (0,5…1м).
Большепролетные конструкции в последние годы широко применяются в промышленном строительстве, а также при возведении зрелищных зданий и спортивных сооружений. Выбор схемы несущих конструкций зависит от архитектурно-планировочного решения, наличия и типа подвесного транспорта, от жесткости покрытия, характера освещения и аэрации, размера и распределения нагрузок и других факторов.
Теория и практика строительства большепролетных сооружений у нас в стране и за рубежом показали, что наибольший резерв повышения эффективности такого строительства в современных условиях заключен в совершенствовании организационно-технологических решений монтажа и монтажной технологичности архитектурно-конструктивных решений. Все это требует систематизации, обобщении и анализа имеющегося отечественного и зарубежного опыта строительства большепролетных зданий.
Изложенные в книге положения о монтаже конструкций большепролетных зданий не претендуют на полноту освещения этой важной и весьма сложной задачи, поэтому могут быть и спорные вопросы. Однако авторы надеются, что изложенные материалы помогуг будущим инженерам-строителям правильно выбрать архитектурно-конструктивные и организационно-технологические решения по возведению большепролетных зданий и сооружений