Арматурные работы

Арматурные работы включают в себя изготовление арматурных элементов и изделий, их укрупнительную сборку и установку в проектное положение в желе­зобетонных конструкциях в зонах, подвергающихся изгибу, растяжению, а иногда и сжатию. Предварительное напряжение конструкций в условиях стройплощад­ки производится натяжением напрягаемой арматуры на затвердевший бетон.

Арматурой называются стальные и неметаллические (из специальных видов стеклопластика, кевлара, углепластика) стержни круглого и профильного сече­ния, проволока, а также изделия из них (рис. 9.8), предназначенные для воспри­ятия растягивающих и знакопеременных усилий, а в центрально-нагруженных элементах — сжимающих усилий.

Следует особо сказать о неметаллической арматуре. Она находит сейчас ши­рокое применение. И это понятно. Ведь высокопрочную стальную арматуру при натяжении на бетон надо специально защищать от коррозии особенно в услови­ях жаркого и влажного климата. Неметаллическая же арматура, например из уг­лепластика, стойка во всех агрессивных средах. Поэтому во всех странах активно ведутся работы по освоению производства и применению высокопрочной неме­таллической арматуры из специальных видов стеклопластика, кевлара, углепла­стика.

Железобетонные конструкции армируют отдельными прямыми или гнутыми стержнями, сетками, пространственными каркасами, натяжением пучков про­волоки, канатов, стержней или введением в бетон отрезков волокон из сталь­ных, стеклянных, базальтовых или других материалов (фибры) при дисперсном армировании.

Основным арматурным элементом, воспринимающим растягивающие, сжима­ющие или срезающие усилия, возникающие в железобетонных конструкциях под воздействием внешних нагрузок, является рабочая арматура. Вид и сечение рабо­чей арматуры определяют расчетом. Арматура может быть принята обычной или предварительно-напряженной. Распределительная арматура — вспомогательный элемент, позволяющий распределять усилия между стержнями рабочей арматуры. Распределительная арматура может являться и монтажной, которая одновремен­но со своими основными задачами выполняет фиксирование рабочей арматуры в пространстве конструкции. Конструктивная арматура — это элемент, вводимый в конструкцию для сохранения ее целости в процессе формования, транспортиро­вания, монтажа и т. п. Из арматурных заготовок собирают арматурные элементы, используемые для армирования железобетонных конструкций, которые подраз­деляются на плоские и пространственные каркасы.

Арматурные работы

Подпись: Рис. 9.8. Арматурная сталь (а), арматурные изделия (б) и закладные детали заводского изготовления (в), а — арматурная сталь: / — круглая горячекатаная сталь; II — горячекатаная сталь периодического профиля; III — холодносплющенная сталь; IV— арматурные пряди и канаты; б — арматурные изделия: / — плоская сетка; II, III — плоские каркасы; IV — пространственный каркас; V, VI — пространственные каркасы таврового и двутаврового сечений; VII — гнутая сетка; VIII — то же, криволинейного сечения; IX — рулонная сетка; в — закладные детали заводского изготовления: I, II — сварные закладные изделия открытого типа «открытый столик» с перпендикулярным и смешанным (перпендикулярным и наклонным) расположением анкерных стержней; III— сварное закладное изделие закрытого типа «закрытый столик» (с перпендикулярным расположением анкерных стержней); IV— штампованные закладные детали с наружными и внутренними отгибаемыми анкерами

Полуфабрикаты и готовые изделия из арматурной стали, используемые для армирования сборных и монолитных железобетонных конструкций, называют­ся арматурными изделиями (см. рис. 9.8). К ним относятся сварные или вязаные сетки, плоские и пространственные каркасы, хомуты, монтажные петли, стерж­ни и пучки напрягаемой арматуры с анкерами и без анкеров, закладные детали. Их изготовление производится в основном централизованно на заводах метал­лических изделий и в арматурных цехах на заводах железобетонных изделий.

Наиболее массовыми арматурными изделиями являются арматурные сетки из стержней, расположенных в двух взаимно перпендикулярных направлениях и соединенных в местах пересечений (крестообразное соединение). Сетки из арматурной стали диаметром от 3 до 10 мм условно называются легкими, а свыше 12 мм — тяжелыми. Легкие сетки производят шириной от 65 до 380 см, плоские тяжелые сетки — шириной от 65 до 305 см. Длина сеток в основном не превыша­ет 9 м. Легкие сетки с продольными стержнями из арматурной проволоки диа­метрами от 3 до 5 мм включительно и при поперечных стержнях диаметрами до 10 мм включительно изготовляют рулонными.

Каркас арматурный — объемный арматурный элемент, образованный путем соединения арматурных сеток или отдельных стержней. Способ соединения и взаимное расположение арматурных сеток должны соответствовать требовани­ям проектной документации. Арматурные каркасы изготовляют плоскими или пространственными.

Плоские арматурные каркасы состоят из двух, трех или четырех продольных и перпендикулярных им поперечных стержней, соединяемых в крестообразных пересечениях сваркой или вязкой. В зависимости от количества продольных стер­жней плоские каркасы подраздели ют на двух- («лесенка»), трех — и четырехветве — вые. Такие каркасы служат полуфабрикатами при изготовлении пространствен­ных каркасов для армирования железобетонных плит перекрытий и покрытий, стеновых панелей, балок, ферм и других изгибаемых или растянутых железобе­тонных элементов и конструкций с малой шириной поперечного сечения.

Пространственные арматурные каркасы состоят из собранных в одно изделие плоских сеток и каркасов, отдельных стержней, хомутов, скоб, монтажных пе­тель и закладных деталей, расположенных в разных плоскостях.

Хомуты являются поперечной распределительной арматурой пространствен­ных каркасов балок, колонн, свай и других изделий. Они имеют форму замкну­тых или открытых с верхней стороны прямоугольников или трапеций и охваты­вают снаружи рабочую арматуру. В некоторых случаях хомутами служит попе­речная арматура плоских каркасов.

Монтажные (подъемные) петли представляют собой заанкеренные в железо­бетонные или бетонные конструкции петлевые выпуски, за которые зацепляют конструкцию крюками подъемных стропов при складировании, транспортирова­нии, монтаже, распалубке.

Закладные детали — стальные элементы, заанкеренные в бетоне и предназна­ченные для соединения сборных железобетонных конструкций между собой или с другими конструкциями зданий и сооружений. Закладные детали могут быть открытые и закрытые, сварные и штампованные (рис. 9.8).

Изготовление арматурных и закладных изделий. Арматурную сталь следует хра­нить в закрытых складах по профилям, классам, диаметрам и партиям на стелла­жах, в кассетах, бункерах, штабелях со свободными проходами в условиях, ис­ключающих ее коррозию и загрязнение. Допускается хранить арматурную сталь под навесом при условии защиты ее от влаги. Не допускается хранение арматур­ной стали на земляном полу, а также вблизи агрессивных химических веществ.

Заготовка мерных арматурных стержней, их гибка, изготовление сеток и про­странственных каркасов должны производиться в специализированных арматур­ных цехах предприятий стройиндустрии, и лишь в небольших объемах эти рабо­ты могут выполняться на стройплощадке.

Сварные арматурные сетки изготовляют точечной контактной сваркой на ав­томатизированных и механизированных линиях, оснащенных широкосеточны­ми многоэлектродными сварочными машинами. Мелкосерийные и одиночные сварные сетки изготовляют на одноточечных сварочных машинах.

Вязаные сетки более трудоемки в изготовлении, их применяют при отсутствии сварочного оборудования, а также при использовании для производства сеток отходов несвариваемой арматурной стали.

Арматурные каркасы собирают на специальных кондукторах, горизонтальных и вертикальных установках, соединяя элементы каркаса контактной точечной сваркой с помощью сварочных клещей, а иногда дуговой электросваркой или вязкой. Пространственные каркасы линейных элементов (свай, колонн, опор линий электропередачи) изготовляют на навивочных машинах из отдельных стер­жней и бухтовой проволоки, а также собирают из отдельных стержней и хомутов с помощью вязки.

Хомуты изготовляют на гибочных станках из бухтовой и стержневой арматур­ной стали классов A-I, А-Ill и BpI (S240, S400 и S500).

Монтажные петли изготовляют на гибочных станках из пластичной арматур­ной стали класса A-I (S240) и иногда из отходов канатной арматуры класса A-VI (S1200).

Сварные закладные детали обычно состоят из пластин или отрезков угловой либо фасованной стали с приваренными к ним анкерными стержнями. В зави­симости от характера действующих на деталь усилий, места ее расположения и удобства установки в арматурный каркас различают закладные изделия с пер­пендикулярным (тавровое), наклонным, параллельным (внахлестку) или сме­шанным расположением анкерных стержней (рис. 9.8, в, I—III). Анкеры изго­товляют из арматурной стали классов А-Н и А-Ш диаметром 8—25 мм.

Сварные закладные детали располагают в железобетонном элементе так, что­бы наружные поверхности пластин находились в одной плоскости с поверхнос­

тью соответствующей грани элемента. При изготовлении железобетонного изде­лия с механизированным заглаживанием поверхности стальные пластины со сто­роны этих поверхностей заглубляют в бетоне не менее чем на 5 мм.

Штампованные закладные детали (рис. 9.8, в, IV) изготовляют из стали еди­ным элементом методом холодной штамповки. Они состоят из участка, выполня­ющего функцию пластины (аналогично сварным деталям), и полосовых анкеров, имеющих выштампованный рельеф в виде сферических выступов или волно­образных выгибов на продольных кромках полосовых анкеров и др. Штампо­ванные закладные детали изготовляют из полосовой (листовой) стали толщиной 4—6 мм.

Преимущество штампованных закладных деталей перед сварными заключает­ся в возможности создания механизированного поточного производства, суще­ственно уменьшающего трудоемкость изготовления и позволяющего исключить процесс сварки.

Для обеспечения долговечности закладных деталей предусматривается их ан­тикоррозионная защита. Способ защиты зависит от степени агрессивности сре­ды, в которой они будут эксплуатироваться.

Укрупнительная сборка и установка арматуры. Укрупнительная сборка арматурных каркасов и изготовление крупных блоков сокращают время возведения конструк­ций, снижая трудозатраты за счет выполнения арматурщиками значительной час­ти работы в более удобных и безопасных условиях. Укрупнительную сборку про­изводят в проектном положении или на специальной площадке в зависимости от условий строительства.

Изготовление пространственных крупногабаритных изделий следует произ­водить в сборочных кондукторах: стационарных или кондукторах-манипулято­рах. Стационарные сборочные кондукторы конструктивно просты, но при их использовании рабочий и технологическое оборудование (сварочные клещи) перемешаются от узла к узлу изделия. Кондуктор-манипулятор более удобен, так как на нем арматурный каркас перемещается относительно рабочего места. Плос­кие сетки и пространственные каркасы подаются к месту установки с помощью специальных траверс.

При армировании и последующем бетонировании любой конструкции не­обходимо соблюдать точность установки арматуры и указанную в проекте тол­щину защитного слоя бетона,. Для обеспечения требуемой толщины защитного слоя между арматурой и опалубкой используют фиксаторы из пластмассы или бетона, а также различные шаблоны, подставки, прокладки и подкладки.

Армирование плит плоскими сетками может быть однорядным с расположе­нием сетки в нижней или верхней части плиты и двухрядным, с сетками в обеих частях плиты. При армировании нижней зоны сетку помещают на подготовлен­ное основание или в опалубку и устанавливают фиксаторы нижнего слоя. При армировании верхней зоны сетки укладывают на легкие пространственные гну­тые каркасики требуемой высоты или на укрепленные в вертикальном положе­нии плоские каркасы. Так же поступают и при двухрядном армировании, если конструкция не собрана предварительно в пространственный каркас из двух се­ток с перпендикулярными связями.

Каркас арматуры балок сложен и выполняется, как правило, в заводских ус­ловиях. Стыковку каркасов балок осуществляют в зоне минимальных моментов. Каркасы, изготовленные на заводе, наиболее приемлемы и для армирования ко­лонн, подколонников, ступенчатых фундаментов. Примеры монтажа арматур­ных блоков представлены на рис. 9.9.

При сборке пространственных каркасов подколонников, ригелей, балок иног­да целесообразно оснастить их щитами опалубки, т. е. создать арматурно-опалу­бочный блок и затем краном смонтировать его в проектное положение.

При массе арматурного изделия до 100 кг его допускается устанавливать вруч­ную, подавая краном сразу по несколько штук.

Арматурные работы

Рис. 9.9. Схемы монтажа арматурных блоков: а — монтаж арматурного блока ленточного фундамента; б — монтаж колонны; 1 — блок арматуры; 2 — траверса; 3 — стропы; 4 — гусеничный кран; 5 — расчалка

Изготовление нетиновых и негабаритных арматурных элементов на стройплощадке и их укрупнительную сборку следует вести на индустриальной основе с использо­ванием необходимой технологической оснастки. Оперативно создать мобильные мощности арматурного производства на стройплощадке можно с помощью пе­редвижных арматурных станций (ПАС), которые размещаются в транспортных контейнерах-вагончиках с установленным рабочим оборудованием (например, контейнер с правильно-отрезным станком, ножницами для вырезки окон в сет­ке или резки отдельных стержней, установкой для гибки стержней; контейнер с контактно-сварочной машиной для сварки сеток; контейнер для электросвароч­ного оборудования и нормокомплекта инструмента и др.).

Все устройства подачи и уборки арматуры, гибки и укрупненной сборки рас­полагают под навесом. После завершения работ на объекте ПАС приводят в транс­портное положение и перевозят на другой объект.

Типы, конструктивные элементы сварных соединений, их размеры, подготовка под сварку и способы сварки должны соответствовать установленным стандартам.

Стыковые соединения стержней, располагающиеся вдоль оси и являющиеся продолжением один другого, осуществляют следующими способами:

♦ электросваркой (ванная, контактная);

♦ на винтовых муфтах (для ликвидации люфта резьбового соединения муф­ты затягиваются контргайками или же зазор между муфтой и стержнем заполняют затвердевающими составами с наполнителем);

♦ на объемных гильзах, опрессованных на стержнях периодического профиля;

♦ внахлестку с накладками, привариваемыми к стержням;

♦ внахлестку с перепуском арматуры периодического профиля или с крюками.

Крестообразное соединение стержней, собранных внахлестку в основном вза­имно перпендикулярно, осуществляется вязкой (скруткой) отожженной про­волокой, а также с помощью проволочных (из проволоки диаметром 1,6— 1,8 мм) или пластмассовых фиксаторов. Для ручной вязки арматуры применяются раз­личные приспособления: традиционные кусачки, специальные крючки, электро­механические пистолеты, возвратно-поступательные закрутки и др. Соединение арматуры ручной дуговой сваркой требует более значительных затрат труда, свя­зано с расходом электроэнергии и электродов и опасностью пережогов стерж­ней малого диаметра.

Изготовление предварительно напряженных конструкций. При изготовлении таких конструкций производится натяжение арматуры — технологическая операция, обеспечивающая напрягаемой арматуре длительное (на весь период эксплуатации конструкции) усилие растяжения с целью последующего обжатия бетона конст­рукции.

Существуют два метода натяжения арматуры: «на бетон» и «на упоры» (на формы). В зависимости от метода выбирают способ натяжения арматуры — ме­ханический, электротермический или электротермомеханический. Выбор техно­логии и способа натяжения арматуры при изготовлении предварительно напря­женных конструкций зависит от требований проекта, наличия оборудования для натяжения, типа конструкции и ее длины, вида применяемой напрягаемой ста­ли и конкретных условий производства.

При этом натяжение высокопрочной стержневой горячекатанной, термичес­ки или термомеханйчески упрочненной арматуры диаметром 8—22 мм следует осуществлять, как правило, электротермическим способом, а арматуры диамет­ром 25—40 мм — механическим. Натяжение арматурной проволоки и стержне­вой термически или термомеханически упрочненной арматуры класса Ат-VI и выше следует осуществлять механическим или электротермомеханическим спо­собом. Уровень начального напряжения и допускаемые отклонения величины предварительного напряжения арматуры должны соответствовать проектной документации на изделия.

Натяжение арматуры «на бетон» (рис. 9.10, в, Г) осуществляют в основном механическим способом. Механическое натяжение следует осуществлять, как пра­вило, одновременно для всей напрягаемой арматуры изделий гидравлическими домкратами. Для закрепления напрягаемой арматуры на формах следует предус­матривать упоры (вилочные в виде штырей, подвижные захваты и т. п.) с учетом возможности применения арматуры разных диаметров и классов. Натяжение арматуры «на бетон» используют при изготовлении индивидуальных конструк­ций большого пролета (мостов, путепроводов, гражданских зданий) или цилин­дрических элементов (емкостей для жидкости, защитных оболочек атомных ре­акторов и т. п.).

Усилие натяжения арматуры передается на бетон с помощью концевых груп­повых или индивидуальных анкеров, конструкция которых зависит от вида напрягаемой арматуры и устройства арматурных элементов. Напрягаемые арма­турные элементы располагают в каналах или специальных пазах внутри бетона или вне его, в защитных трубках или непосредственно на поверхности бетона.

При длине напрягаемой арматуры более 10 м ее натягивают с двух концов од­новременно двумя гидродомкратами ступенями по 3—5 МПа. При достижении в пучке напряжения на 10% больше Проектного, его выдерживают в течение 5 мин, затем снижают до проектного и конусной пробкой закрепляют арматурный пу­чок. Для создания монолитной конструкции и защиты напряженной арматуры от коррозии в каналы с помощью растворонасоса нагнетают цементный раствор (производят инъецирование каналов) высокой марки (прочность затвердевшего раствора на сжатие не ниже 300 кг/см2) или бетонируют пазы, в которых рас­положена напрягаемая арматура.

Если сцепления с бетоном не требуется, напрягаемую арматуру защищают от коррозии и внешних механических повреждений тем, что размещают в пласт­массовых, стальных или иных трубках, заполненных маслом или другими защит­ными материалами, обеспечивающими свободную деформацию ее элементов. При натяжении снижаются потери от трения арматуры в каналах и отпадает необходимость в инъецировании каналов раствором.

Подпись: 4
Подпись: а
Подпись: в
Подпись: б

Рис. 9.10. Натяжение арматуры: а — стержень до нагрева; б — нагретый стержень; в — стержень в упорах формы после остывания: I — механическим способом методом «на бетон»; II — механическим способом методом «на упоры»; III — электротермомеха — ническим способом; 1 — натяжное устройство; 2 — напрягаемый арматурный элемент; 3 — анкер напряженной арматуры; 4 — преднапрягаемая железобетонная конструкция; 5 — арматурный элемент в канале конструкции; 6 — винтовая арматура с крепежными элементами; 7 — анкерная гайка; 8 — соединительные муфты; 9 — контргайка;

10 — упор силового стенда; 11 — формы для бетонирования изделий

Напрягаемые арматурные элементы без сцепления могут располагаться как внутри железобетонной конструкции, так и вне ее. Второе решение имеет опре­деленное преимущество, так как позволяет вести контроль арматуры и быстро выполнять ее замену.

Преимуществами механического способа натяжения являются существенно меньший расход электроэнергии и возможность натяжения арматуры любой прочности. Однако большая трудоемкость и значительные затраты на вспомога­тельные операции пока ограничивают широкое применение этого способа на­тяжения при изготовлении преднапряженных конструкций в перемещаемых силовых формах.

Натяжение арматуры «на упоры» (рис. 9.10, в, II) выполняют до бетонирова­ния предварительно напряженного железобетонного элемента; упоры располо­жены, как правило, вне изделия. После достижения бетоном необходимой проч­ности на него передается усилие предварительного натяжения за счет сцепления арматуры с бетоном. Для изготовления конструкций этим методом существуют следующие технологические схемы: в перемещаемых силовых формах по агре­гатно-поточной технологии и на конвейерах; на длинных или коротких стендах в обычных (не силовых) формах; в стационарных силовых формах. Силовыми на­зываются формы, воспринимающие усилие натяжения арматуры в период изго­товления конструкций и твердения бетона до приобретения им прочности, дос­таточной для передачи усилия предварительного напряжения на бетон.

При натяжении арматуры «на упоры» используют все три способа натяже­ния, но наибольшее распространение имеет электротермический способ, кото­рый заключается в том, что арматурные заготовки, нагретые электрическим током до требуемого удлинения, фиксируются в гаком состоянии в жестких упорах, препятствующих укорочению арматуры при остывании. Благодаря это­му в арматуре возникают заданные напряжения. Натяжение арматуры (стерж­невой и проволочной) этим способом может производиться на упоры форм, поддонов или коротких стендов. Электронагрев, как правило, осуществляется вне места натяжения на специальных автоматизированных установках, так как это обеспечивает надлежащий уровень контроля технологического процесса и более высокую производительность, но может происходить и на месте натяже­ния. При этом должен быть осуществлен контроль за предельной температу­рой нагрева арматуры, установленной проектной документацией для соответ­ствующих марок сталей.

Электротермомеханический способ натяжения арматуры (рис. 9.10, в, III) — комбинированный способ, в котором часть натяжения арматуры создается ме­ханически, а другая часть — электротермически. Этот способ для обжатия бето­на железобетонных цилиндрических емкостей для жидких и сыпучих материа­лов выполняют с помощью арматурно-намоточных агрегатов различных конст­рукций. Арматуру, находящуюся под натяжением от массы грузового противовеса и разогретую на определенном участке электрическим током через понижающий трансформатор, навивают на упоры формы или стенда; в результате остывания арматура получает дополнительное натяжение.

Температуру, необходимую для нагрева, и величину удлинения определяют расчетом. Для защиты арматуры от коррозии после ее навивки наружные повер­хности резервуаров торкретируют или штукатурят высокопрочным цементным раствором.

Приемка работ. Установленные арматурные конструкции должны соответство­вать нормативным параметрам (табл. 9.2).

Требования при устройстве арматурных конструкций

Таблица 9.2

Параметр

Величина параметра, мм

Отклонение в расстоянии между отдельно установленными

рабочими стержнями для:

колонн и балок

плит и стен фундаментов

массивных конструкций

±10

±20

±30

Отклонение в расстоянии между рядами арматуры для: плит и балок толщиной до 1 м конструкций толщиной более 1 м

±10

±20

Отклонение от проектной толщины защитного слоя бетона не должно превышать:

при толщине защитного слоя до 15 мм и линейных размерах поперечного сечения конструкции, мм: до 100

от 101 до 200

при толщине защитного слоя от 16 до 20 мм включительно и линейных размерах поперечного сечения конструкций, мм: до 100

±4

±5

от 101 до 200 от 201 до 300 свыше 300

при толщине защитного слоя свыше 20 мм и линейных

+4; —3 ±8; -3 ±10; -3 ±15; -5

размерах поперечного сечения конструкций, мм: до 100

от 101 до 200 от 201 до 300 свыше 300

±4; -5 ±8; -5 ±10; -5 ±15; -5

Комментарии закрыты.

Реклама
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Рубрики