Бетонные работы

Бетонные смеси характеризуются следующими показателями качества:

♦ удобоукладываемость;

♦ средняя плотность (для легких бетонов);

♦ объем вовлеченного в смесь воздуха (при необходимости);

♦ расслаиваемость (при необходимости);

♦ сохраняемость свойств (удобоукладываемость, расслаиваемость, объем во­влеченного воздуха) во времени (при необходимости);

♦ вид и количество исходных материалов;

♦ крупность заполнителя;

♦ температура при укладке в конструкцию (при необходимости).

Как видно из приведенного перечня показателей качества бетонной смеси, основным из них является удобоукладываемость. В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на пять групп: сверхжест­кие, жесткие, низкопластичные, пластичные, литые.

Марки бетонных смесей по удобоукладываемости и соответствующие им зна­чения жесткости и подвижности приведены в табл. 9.3.

Таблица 9.3

Марки бетонных смесей но удобоукладываемости

Марка по

Норма удобоукладываемости по показателю

удобоукладываемости

жесткости, с

подвижности (осадка конуса), см

Сверхжесткие смеси

сжз

Более 100

СЖ2

51-100

СЖ1

41-50

Жесткие смеси

Ж4

31-40

ЖЗ

21-30

Ж2

11-20

Ж1

5-10

Низкопластичные смеси

П1

4 и менее

1-4

П2

5-9

Пластичные смеси

ПЗ

10-15

П4

16-20

Литые смеси

П5

___________________ »

21 и более

По степени готовности бетонные смеси подразделяются на:

♦ готовые к употреблению (БСГ);

♦ сухие (БСС).

При заказе бетонной смеси ее условное обозначение должно состоять из со­кращенного обозначения бетонной смеси с указанием степени готовности, вида бетона, марки бетонной смеси по удобоукладываемости, а также класса бетона по прочности, марок по морозостойкости, водонепроницаемости, гарантирован­ное достижение которых обеспечивает данная бетонная смесь, и средней плот­ности (для легкого бетона).

Например, бетонная смесь, готовая к употреблению, тяжелая, класса бетона по прочности на сжатие В25 (С20/25), марки по удобоукладываемости (подвиж­ности) П1, морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4 обозначается сле­дующим образом:

БСГТ В25 П1 F200 W4 СТБ 1035-96.

То же, сухая бетонная смесь тяжелого бетона:

БССТ П1 В25 F200 W4 СТБ 1035-96.

Готовая к употреблению бетонная смесь легкого бетона класса по прочности В15 (С12/15), марки по удобоукладываемости П2, морозостойкости F200, водо­непроницаемости W2 и средней плотности D900:

БСГЛ П2 В15 F200 W2 D900 СТБ 1035-96.

То же, сухая бетонная смесь легкого бетона:

БССЛ П2 В15 F200 W2 D900 СТБ 1035-96.

Для приготовления бетонных смесей необходимы вяжущие материалы, инерт­ные материалы (крупный и мелкий заполнители), химические добавки и вода.

Бетонная смесь может быть приготовлена на:

♦ центральном или районном бетонном заводе, снабжающем готовой или сухой смесью строительные объекты, расположенные на расстоянии не более технологически допустимого, при котором бетонная смесь не пре­терпевает необратимых изменений;

♦ приобъектных бетонных заводах и бетоносмесительных установках (в том числе мобильных комплексах для приготовления бетонной смеси).

Кроме того> для приготовления небольших порций смеси могут быть исполь­зованы малогабаритные бетоносмесители, а также автобетоносмесители, загру­жаемые на бетонных заводах сухими или частично затворенными смесями.

Требования к составу, приготовлению и транспортированию бетонных сме­сей приведены в табл. 9.4.

Параметр

Величина параметра

Число фракций крупного заполнителя при крупности зерен, мм:

до 40

Не менее двух

св. 40

Не менее трех

Наибольшая крупность заполнителей для:

железобетонных конструкций

Не более 2/3 наименьшего расстояния между стержнями арматуры

плит

Не более 1/2 толщины плиты

тонкостенных конструкций

Не более 1/3-1/2 толщины изделия

Таблица 9.4

Требования к составу, приготовлению и транспортированию бетонных смесей

Окончание табл. 9.4

Параметр

Величина параметра

При перекачивании бетононасосом:

Нс более 0,33 внутреннего диаметра трубопровода

в том числе зерен наибольшего

Не более 15% по массе

размера лещадной и игловатой форм

При перекачивании по бетоноводам

содержание песка крупностью менее, мм:

0,14

5-7%

0,30

15-20%

Транспортирование бетонной смеси. При централизованном приготовлении бе­тонной смеси возникает необходимость ее транспортирования от бетонного за­вода до строительной площадки. При этом должна быть обеспечена бесперегру — зочная доставка ее от места приготовления до бетоноприемного устройства на строительной площадке или места разгрузки непосредственно в опалубку бето­нируемой конструкции. На месте укладки бетонная смесь должна иметь задан­ные проектом показатели удобоукладываемости, а изготовленный из нее бетон — проектные характеристики (класс по прочности и др.).

Применяемые способы транспортирования бетонных смесей должны исклю­чать возможность попадания в них атмосферных осадков, нарушения однород­ности, потери цементного раствора, а также обеспечивать предохранение смеси в пути от вредного воздействия ветра и солнечных лучей.

Готовые бетонные смеси доставляют потребителю в основном автомобиль­ным транспортом специализированных видов: автобетоносмесителями и авто­бетоновозами (рис. 9.11, а, б). По согласованию изготовителя с потребителем, при отсутствии специализированных транспортных средств, допускается достав­лять бетонные смеси автосамосвалами (рис. 9.11, в).

При значительных объемах работ, высокой интенсивности бетонирования и расстоянии между пунктами приготовления и укладки бетона не более 300 м эко­номически оправдано использование для транспортирования бетонной смеси ленточных конвейеров (рис. 9.11, г).

При транспортировании начальная подвижность бетонной смеси, харак­теризующая ее удобоукладываемость, снижается в зависимости от времени пере­возки, вида и качества дорожного покрытия и климатических воздействий. В свя­зи с этим возрастает роль сокращения продолжительности цикла транспортиро­вания и уменьшения числа перегрузок смеси на строительной площадке. При выборе средств для транспортирования бетонной смеси должны учитываться и такие показатели, как максимально допустимая продолжительность и дальность перевозки смеси без необратимых изменений ее качества, во многом зависящие от начальной подвижности смеси, вида дорожного покрытия, температуры ок­ружающей среды, конструкции транспортного средства.

Бетонные работы

Бетонные работы

Рис. 9.11. Средства транспортирования бетонной смеси: а — автобетоносмеситель:

1 — бак для воды; 2 — смесительный барабан; 3 — загрузочно-разгрузочное устройство;

4 — гидропривод барабана; б — автобетоновоз с термоактивным кузовом: 1 — положение
кузова при загрузке и при движении; 2 — крышка кузова; 3 — положение кузова при раз-
грузке; 4 — опорное устройство кузова; 5 —устройство для ввода выхлопных газов авто-
мобиля в кузов; в — доставка бетонной смеси автосамосвалом (выгрузка непосредственно
в опалубку): 1 — переносной инвентарный мостик; 2 — автосамосвал; 3 — опалубка;

4 — распорки; г — доставка бетонной смеси конвейером: 1 — конвейер; 2 — разгрузочная
воронка на конце конвейера; д — автобетоносмеситель,
оснащенный разгрузочным конвейером и лотком

Стабильность показателя подвижности бетонной смеси при перевозках в авто­бетоносмесителях обеспечивается за счет побуждения смеси в пути вращением смесительного барабана. При использовании автобетоновозов и автосамосвалов подвижность бетонной смеси необходимо назначать с учетом ожидаемого изме­нения этого показателя в процессе транспортирования. Максимальная допускае­мая продолжительность транспортирования бетонной смеси приведена в табл. 9.5.

Таблица 9.5

Максимальная допустимая продолжительность транспортирования бетонной смеси для температуры воздуха до +30 “С

Марка смеси по удобоуклады- ваемости

Вид

дорожного

покрытия

Скорость

транс-

портиро-

вания,

км/ч

Продолжительность транспортирования, мин

Автобетоносмеситель

Автобето­

новоз

Авто­

самосвал

в

бадьях

Режим транспортирования

А

Б

В

Готовая смесь без побуждения в пути

Ж2-Ж1

Ш

П2

ПЗ-П4

П5

Жесткое (асфальт, бетон и т. п.)

30

Не

ограничено

240

240

170

100

100

210

210

150

90

90

90

90

60

40

30

60

60

40

30

50

50

30

20

Ж2-Ж1

П1

П2

ПЗ-П4

П5

Мягкое

(грунтовое,

улучшенное)

15

Применение не рекомендуется ввиду возможности быстрого выхода из строя автобетоносмесителя

48

32

22

16

40

30

20

Не

рекомен­

дуется

20

20

12

8

Примечания: А — загрузка барабана автобетоносмесителя сухими исходными ма­териалами и включение барабана за 10-12 мин до разгрузки или на объекте. Влажность сухой смеси не должна превышать 4%. Понятие «не ограничено» условно ввиду возмож­ной абсорбции влаги при влажной погоде;

Б — загрузка барабана готовой бетонной смесью и побуждение ее в пути;

В — периодическое включение барабана в пути следования, что не только побуждает смесь, но и при обоснованной лабораторией длительности циклов перемешивания дает пластифицирующий эффект.

При изменении температуры смеси или окружающей среды, а также при при­менении добавок максимальную продолжительность транспортирования опре­деляют опытным путем. При выборе способа транспортирования литой бетон­ной смеси следует учитывать, что ее начальная подвижность, достигнутая при приготовлении с помощью пластификаторов, сохраняется без значительных из­менений не более 30—45 мин, а затем начинает быстро снижаться. Поэтому ли­тые бетонные смеси следует готовить из сухих смесей при транспортировании в автобетоносмесителе.

Сухие бетонные смеси в мешках и пакетах доставляют транспортом всех видов.

Автобетоносмссители представляют группу специальных машин, пред­назначенных для транспортирования сухих и готовых бетонных смесей на стро­ительные объекты, приготовления или побуждения их в пути следования и на месте потребления, а также выдачи бетонной смеси на рабочие места. При пере­возке автобетоносмесителями полностью исключаются потери бетонной смеси в пути и обеспечивается ее качественная доставка.

Смесительный барабан автобетоносмесителя, загрузочно-разгрузочное уст­ройство, водяной бак с подающим и дозирующим устройствами смонтированы на шасси автомобиля или на автомобильном полуприцепе. Разгрузочное устрой­ство позволяет осуществлять порционную выгрузку бетонной смеси. Выгрузка производится обратным вращением барабана автобетоносмесителя.

При транспортировании литых бетонных смесей в барабан автобетоносмеси­теля на бетонном заводе должны загружаться сухие компоненты, а в бачок для воды — раствор пластификатора. Введение в смесь воды затворения с растворен­ным в ней пластификатором и перемешивание должно производиться за 20— 30 мин до прибытия машины к месту укладки смеси. При этом оптимальный ре­жим вращения смесительного барабана составляет от 6 до 12 об/мин.

При приготовлении бетонной смеси в пути на заводе товарного бетона в авто­бетоносмеситель вводится от 60 до 75% воды. Перемешивание должно начинаться непосредственно после загрузки барабана. Оставшееся количество воды вместе с добавкой добавляется в барабан автобетоносмесителя за 10—20 мин до выгруз­ки бетонной смеси. Продолжительность перемешивания бетонной смеси при окончательном ее приготовлении — от 8 до 10 мин.

При доставке автобетоносмесителями готовой смеси следует обеспечить пе­риодическое вращение смесительного барабана или постоянное его вращение при периодическом увеличении частоты вращения до 6 об/мин.

Автобетоносмесители на специальном шасси повышенной проходимости могут быть оснащены погрузочным ковшом, спускным желобом, ленточным конвейером (рис. 9.11, д). Они не только доставляют смесь на объекты, но и в короткий срок с помощью, например, ленточного конвейера, смонтированного на шасси автобетоносмесителя, укладывают бетонную смесь в опалубку, нахо­дящуюся на расстоянии нескольких метров от места стоянки машины. Это удоб­но и выгодно: бетонную смесь удается подавать на различные участки строитель­ной площадки, отпадает необходимость участия в работе специальной техники для укладки бетона, что существенно сокращает стоимость строительно-монтаж­ных работ.

Автобетоновозы являются специализированным транспортом для перевозки бетонных смесей. Их кузов имеет углубленную обтекаемую форму, способству­ющую транспортированию бетонной смеси без утечки и расслоения. Угол его подъема увеличен до 80—90°, чем обеспечивается быстрое и полное удаление сме­си при разгрузке. Автобетоновоз оборудуется крышкой на загрузочной части и затвором у выгрузочного отверстия кузова. Для уменьшения воздействия темпе­ратуры окружающего воздуха на перевозимую смесь кузов имеет двойные стен­ки (термосный режим хранения перевозимого бетона). При подаче в образован­ное пространство отработанных газов кузов становится теплоизолированным, а крышки кузова защищают бетонную смесь от увлажнения или испарения.

Автомобили-самосвалы общего назначения благодаря своей универсальности и относительно небольшой стоимости эксплуатации широко применяются для перевозки бетонных смесей. Однако, так как эти транспортные машины пред­назначены, в основном, для транспортирования сыпучих материалов, их исполь­зование для перевозки бетонных смесей сопряжено с рядом технологических недостатков, неудобств, в числе которых:

♦ незащищенность смеси от неблагоприятных метеорологических факторов;

♦ потери от 2 до 3% бетонной смеси в результате расслоения и выплескива­ния смеси в пути (не исключены потери бетонной смеси из-за неплотнос­тей кузова);

♦ невозможность порционной разгрузки смеси, что усложняет выгрузку сме­си в бетоноприемное оборудование;

♦ необходимость затрат ручного труда на очистку кузова (ограничен угол подъема) и др.

В результате сильного вибрационного воздействия на бетонную смесь при транспортировании автосамосвалами значительно нарушается ее однородность.

Влияние этих факторов ограничивает расстояние перевозки бетонной смеси. Кроме того, возникает необходимость проведения дополнительных мероприя­тий по оборудованию самосвалов для перевозки бетонной смеси: наращивание борта кузова и изготовление его крышки, уплотнение места примыкания задне­го борта к кузову, оборудование его устройством для механической очистки.

Выгрузка бетонных смесей на землю не допускается.

Укладка бетонной смеси. Процесс укладки бетонной смеси включает:

♦ подготовку основания;

♦ подачу смеси к месту укладки с распределением ее в бетонируемой конст­рукции;

♦ уплотнение бетонной смеси.

Перед укладкой бетонной смеси следует проверить правильность установки и надлежащего закрепления опалубки, а также поддерживающих ее элементов. Армирование, закладные детали и другие элементы, закрываемые в процессе укладки бетонной смеси, должны соответствовать проекту и нормативно-техни­ческим требованиям.

При подготовке основания поверхность опалубки и арматуры необходимо очи­стить от мусора, снега, грязи, ржавчины, пятен мазута, нефти, битума и масла, нанести требуемую смазку, смочить и т. д.

Для обеспечения прочного сцепления свежеуложенного бетона с бетонным основанием необходимо:

♦ удалить опалубку штраб, пробки и другие ненужные закладные части и де­тали;

♦ вырубить наплывы и раковины;

♦ удалить металлическими щетками поверхностную цементную пленку со всей площади бетонирования. Удалять ее наиболее целесообразно через 6—8 ч после окончания укладки в жаркую погоду, через 12—24 ч — в прох­ладную. Прочность бетона должна быть не менее: при очистке водной и воздушной струей 0,3 МПа; при обработке механической металлической щеткой 1,5 МПа; при обработке гидропескоструйной или механической фрезой 5 МПа;

♦ очистить поверхность бетона от мусора и пыли, а перед началом бетониро­вания поверхность старого бетона очистить струей сжатого воздуха.

Бетонные смеси следует укладывать в бетонируемые конструкции гори­зонтальными слоями одинаковой толщины без разрывов, соблюдая одно направ­ление укладки для всех слоев. Толщина укладываемого слоя должна быть уста­новлена в зависимости от степени армирования конструкции и применяемых средств уплотнения (табл. 9.6). При укладке литых бетонных смесей в конструк­ции, имеющие наклонные поверхности, уклон открытой поверхности не дол­жен превышать 3%. Укладка слоя бетонной смеси допускается до начала схваты­вания предыдущего слоя. Продолжительность перерыва между укладкой смеж­ных слоев бетонной смеси без образования рабочего шва устанавливается строительной лабораторией.

Таблица 9.6

Толщина укладываемых слоев бетонной смеси

Условия уплотнения

Толщина слоев

Тяжелыми подвесными вертикально расположенными вибраторами

На 5-10 см меньше рабочей части вибратора

Подвесными вибраторами, расположен­ными под углом к вертикали (до 30°)

Не более вертикальной проекции длины рабочей части

Ручными глубинными вибраторами

До 1,25 длины рабочей части вибратора, но не более 50 см

Поверхностными вибраторами в конструкциях: неармированных с одиночной арматурой с двойной арматурой

Не более, см:

40

25

12

Запрещается добавлять воду на месте укладки (увеличивать водоцементное отношение) для компенсации потери подвижности в процессе транспортирова­ния. Не допускается осуществлять промежуточные перегрузки литых смесей во избежание их расслоения.

В процессе укладки бетонной смеси следует исключать ее расслаивание при свободном падении на арматурные стержни, металлические каркасы или другие детали, применяя оборудование для непосредственной подачи бетонной смеси к месту укладки без использования дополнительных приспособлений (желобов, лотков, тачек и др.). При этом максимально допустимая высота свободного сбра­сывания смеси в опалубку колонн — 5 м, перекрытий — 1; стен — 4,5, неармиро — ванных конструкций — 6, слабоармированных подземных конструкций в сухих и связанных грунтах — 4,5, густоармированных — 3 м.

При производстве бетонных работ следует вести наблюдение за состоянием опалубки, лесов и другой оснастки. В случае появления деформаций опалубки или других элементов их необходимо устранить и, если необходимо, прекратить работы на данном участке до восстановления поврежденных мест.

При бетонировании конструкций и необходимости перерыва при укладке бетонной смеси, по согласованию с проектной организацией, допускается уст­ройство рабочих швов в следующих местах:

♦ колонн (рис. 9.12, а) — на отметке верха фундамента (сечение 1—1) и под­крановых балок (сечение III—III), низа прогонов, балок, подкрановых кон­солей и капителей колонн (сечение II—II);

♦ балок больших размеров, монолитно соединенных с плитами, — на 2—3 см ниже отметки нижней поверхности плиты, а при наличии в плите вутов — на отметке низа вута плиты;

♦ плоских плит — в любом месте параллельно меньшей стороне плиты;

♦ ребристых перекрытий (рис. 9.12, б) — в направлении, параллельном вто­ростепенным или отдельным балкам — в пределах средней трети пролета балок; при бетонировании в направлении, параллельном главным балкам (прогонам) — в пределах двух средних четвертей пролета прогонов и плит.

При бетонировании массивов, арок, сводов, резервуаров, бункеров, гидро­технических сооружений, мостов и других сложных инженерных сооружений и конструкций рабочие швы устраиваются в местах, указанных в проектах.

Поверхность рабочих швов должна быть перпендикулярна к оси бетонируе­мых колонн и балок, к поверхности плит и стен (рис. 9.12, в). Возобновлять бето­нирование допускается по достижении бетоном прочности не менее 1,5 МПа.

‘ Верхний уровень уложенной бетонной смеси должен быть на 5—7 см ниже верха щитов опалубки.

Процессы подачи и распределения бетонной смеси должны предусматривать ее доставку от места выгрузки в бетоноприемное оборудование на строительной площадке до места укладки в опалубку бетонируемой конструкции с минималь­ными затратами и обеспечивать требуемый темп монтажа опалубки, арматуры, погрузочно-разгрузочных и других сопутствующих процессу бетонирования ра­бот. Применяемое оборудование, инвентарь и инструменты для укладки бетон­ной смеси должны быть готовы к работе, обеспечивать сохранение необходимой удобоукладываемости и предотвращать расслоение крупного заполнителя в бе­тонной смеси на месте укладки.

Подпись: Правильно

Бетонные работы

Неправильно

Рис. 9.12. Устройство рабочих швов: а — положение рабочих швов при бетонировании
колонн; б —то же, ребристых перекрытий; в — детали устройства рабочего шва;
1—1,11— II, III — III — места устройства рабочих швов

В зависимости от конкретных условий производства бетрнных работ основ­ными средствами подачи бетонной смеси к месту укладки являются:

♦ строительные краны и подъемники;

♦ конвейеры и виброхоботы;

♦ бетононасосы;

♦ пневмонагнетатели.

Подача и распределение бетонных смесей строительными кранами и подъемниками.

Краны применяют для подачи и распределения бетонной смеси лишь в комплекте со специальным оборудованием — бадьями. По конструкции и принципу действия бадьи разделяются на поворотные и неповоротные (рис. 9.13, а, б). Конструкция бадей должна обеспечивать возможность порционной выгрузки бетонной смеси,

Бетонные работы

Бетонные работы

Рис. 9.13. Схемы подачи бетонной смеси кранами и подъемниками: а — загрузка и подъем поворотных бадей; б — неповоротная бадья с вибратором (вибробадья); в — бетонирование фундаментов при расположении крана на бровке и внутри котлована; г — использование подъемника для подачи бетонной смеси; 1 — корпус бадьи; 2 — затвор; 3 — подвески;

4 — крюк крана; 5 — бадья; 6 — опалубка; 7— кран; 8 — растяжки; 9 — подъемник;

10 — раздаточный бункер; 11 — мототележка; 12 — приемный бункер

 

 

иметь простой и надежный в эксплуатации затвор, гарантирующий четкую отсеч­ку смеси и герметичность, исключающую утечку цементного молока.

При бетонировании тонкостенных вертикальных конструкций бадьи могут оснащаться устройствами для направленного истечения и распределения бетон­ной смеси непосредственно в бетонируемой конструкции, например гибким ру­кавом.

Конструкция и емкость бадей должны выбираться с учетом технологической совместимости с типом применяемых транспортных средств, характеристиками бетонируемой конструкции и грузоподъемностью крана (табл. 9.7).

Таблица 9.7

Технологическая совместимость оборудования для подачи бетонной смеси

Тип бадьи и ее емкость, м3

Средства загрузки бадей

Характеристики бетонируемой конструкции

Грузоподьемность крана на требуемом вылете стрелы, т

Поворотная, 0,5-1,0

Отдельно стоящие фунда­менты небольших объемов, ленточные фундаменты, буронабивные сваи, колонны, ригели, балки, покрытия, перекрытия, оболочки и т. д.

3

Поворотная,

0,5-0,8

Автомобили-

Тонкостенные вертикальные конструкции

3

Поворотная,

1-2

самосвалы,

автобетоносмесители,

автобетоновозы

Отдельно стоящие фунда­менты, фундаментные плиты, конструкции каркаса и другие конструкции средней массивности

От Здоб

Поворотная, более 2

Фундаменты под тяжелое технологическое оборудо­вание, трубы, блоки гидротех­нических сооружений и другие массивные конструкции

Более 6

Во избежание зависания бетонной смеси разгрузочное отверстие бадьи долж­но составлять не менее 5-кратного размера заполнителя максимальной крупно­сти при прямоугольной форме разгрузочного отверстия, 8-кратного — при круг­лей. Применение бадей с механическим побуждением позволяет производить укладку бетонной смеси с осадкой конуса 5—15 см.

При применении для подачи бетонной смеси строительных кранов должны соблюдаться следующие основные условия:

♦ грузоподъемность крана, вылет и высота подъема грузового крюка долж­ны обеспечивать возможность подачи бадьи с бетонной смесью во все точ­ки рабочей зоны;

♦ площадка для приема бетонной смеси, разгружаемой непосредственно в бадьи или через скиповый бетоноперегружатель, должна размещаться в зоне действия стрелы крана.

При возведении отдельно стоящих монолитных фундаментов, буронабивных свай, монтаже фундаментных плит и других конструкций, расположенных ниже уровня земли для подачи бетонной смеси и выполнения сопутствующих опера­ций, в основном применяются стреловые краны, которые имеют высокую сте­пень маневренности и возможность работы как с подошвы, так и с бровки кот­лована (рис. 9.13, в). Они могут быть использованы и для подачи бетонной смеси при бетонировании конструкций зданий любой конфигурации выше уровня зем­ли в соответствии со своими техническими параметрами.

Подъемники различных типов (мачтовые, канатные и шахтные) используются для подъема бетонной смеси по вертикали или под наклоном (рис. 9.13, г). По­дача смеси на требуемую высоту производится в ковшах или бадьях, иногда в тач­ках, тележках и вагонетках.

Подача и распределение бетонной смеси конвейерами и виброхоботами. Ленточные конвейеры применяются для подачи и распределения бетонной смеси при бето­нировании массивных с большими в плане размерами фундаментных плит, бе­тонных подготовок и полов на больших участках.

Передвижные ленточные конвейеры длиной от 5 до 15 м применяют для по­дачи бетонной смеси подвижностью до 6 см. У них имеется двухколесное шасси. Высоту разгрузки изменяют канатно-блочной системой и ручной лебедкой. Раз­грузка с ленты, гладкой или ребристой, может быть произведена в любом месте при помощи подвижной разгрузочной тележки или установленного под углом скребка.

Предельные углы наклона конвейера принимают в зависимости от под­вижности бетонной смеси. Для смеси с осадкой конуса до 4 см угол подъема не должен превышать 18°, угол спуска — 12°, а при осадке конуса до 6 см — соответ­ственно 15и 10°. Бетонная смесь на ленту конвейера должна подаваться толстым слоем, что уменьшает ее расслоение. Скорость движения ленты конвейера дол­жна быть не более 1 м/с.

Конвейерами, собранными из отдельных типовых секций, возможна пода­ча бетонной смеси на расстояние до 250 м. Смесь подается на магистральный конвейер, оттуда по магистральному сбрасывателю — на распределительные. Далее по лоткам или звеньевым хоботам смесь попадает к месту укладки (см. рис. 9.11, г).

При бетонировании фундаментов и других заглубленных в грунт конструкций промышленных зданий и сооружений могут использоваться самоходные ленточ­ные бетоноукладчики, рабочим органом которых служит смонтированная на стре­ле лента транспортера (рис. 9.14, а). С помощью ленточных бетоноукладчиков обеспечивается прием бетонной смеси из автобетоновозов или автосамосвадов, ее подача и распределение в бетонируемой конструкции.

Бетонные работы

Рис. 9.14. Схемы подачи бетонной смеси конвейерами и хоботами: а — самоходным бетоноукладчиком, оборудованным ленточным конвейером: I — схема бетоноукладчика; II — схема бетонирования фундаментов под колонны с помощью бетоноукладчика:

1 — гусеничная база; 2 — перегрузочный бункер; 3 — кабина; 4 — стационарная стрела ленточного конвейера; 5 — подвижная стрела ленточного конвейера; 6 — хобот;

7 — опалубка; 8 — подмости; 9 — бетоноукладчик; 10— автосамосвал; б — вибрационным конвейером: I — виброконвейер в сборе; II — бетонирование ступенчатого фундамента с помощью виброконвейера: I — вибропитатель; 2 — вибраторы; 3 — виброжелоб;

4 — подмости; 5 — ступенчатый фундамент; 6 — стойка; в — хоботами: I — звеньевой хобот: 1 — загрузочная воронка; 2 — звенья; II — виброхобот: I — приемная воронка;

2 — звено виброхобота; 3 — вибратор; 4 — промежуточный гаситель скорости;

5 — концевой гаситель скорости; 6 — рассекатель потока бетонной смеси

 

 

Самоходные ленточные бетоноукладчики состоят из ходовой части, кабины машиниста с пультом управления, телескопической или складывающейся стре­лы с ленточным конвейером, приемного и распределительного бункеров и при­вода. Бетонная смесь из транспортного средства разгружается в приемный бун­кер бетоноукладчика, из которого поступает в распределительный бункер, затем на ленту транспортера и к месту укладки. На стреле рабочего органа бетоноук­ладчика подвешивается хобот из нескольких звеньев для опускания бетонной смеси непосредственно в конструкцию.

Эти машины наиболее эффективно используются при интенсивности смен­ного потока бетона 100 м3 и более и бетонировании конструкций, расположен­ных ниже уровня стоянки бетоноукладчика. В этом случае они обеспечивают с одной позиции транспортирование и распределение бетонной смеси в зависи­мости от конструкции машины в радиусе до 25 м.

Недостатком бетоноукладчиков является большая масса и ограниченная ма­невренность. Кроме того, при использовании конвейеров и ленточных бетоно­укладчиков необходимо предусматривать меры по очистке ленты от налипаю­щих частиц бетонной смеси.

Вибрационные конвейеры (рис. 9.14, б) применяют для бетонировании конст­рукций, расположенных ниже уровня земли при их удалении от бровки котлова­на на расстояние до 20 м. Транспортирование бетонной смеси производится под углом к горизонту от 5 до 30°. Вибрационный конвейер состоит из вибропитате­ля, виброжелобов и опорных элементов.

Вибропитатель служит для приема бетонной смеси из автотранспортных средств и непрерывного питания желобов или подачи смеси непосредственно в бетонируемую конструкцию. Вибропитатель устанавливают с наклоном в сто­рону бетонируемой конструкции.

Виброжелоба крепят к выходному проему вибропитателя и устанавливают на опорные конструкции с помощью подвесок с пружинными амортизаторами. Виб­рожелоба имеют д лину 4 и 6 м. Наибольшая скорость перемещения бетонной сме­си в желобе достигается при толщине ее слоя 20—23 см. Производительность виб­рожелобов зависит от подвижности смеси и угла их наклона к горизонту.

Виброхоботы (рис. 9.14, в) применяют для подачи бетонной смеси без ее расслаивания на большую глубину (до 80 м). Их собирают из цилиндрических звеньев длиной 1 000—1 500 мм, на которые через каждые 2—4 секции устанавли­вают вибраторы-побудители. Нижние концы виброхоботов можно оттягивать в сторону не более чем на 0,25 м на каждый метр высоты. При оттяжке условия прохождения смеси ухудшаются, в связи с чем в нижней части виброхобота виб­раторы крепят к нему с меньшим интервалом.

Для снижения скорости движения бетонной смеси виброхоботы снабжают промежуточными и концевыми гасителями. Промежуточные гасители рас­полагают с шагом 10—11 м. Рассекателем потока смеси в гасителях является встав­ка в виде трехгранной призмы.

За верхнюю часть виброхобот подвешивают к загрузочной воронке. Для пре­дотвращения попадания внутрь виброхобота посторонних предметов и негабарит­ных кусков заполнителя в воронку вмонтирована решетка с ячейками 20 х 25 см.

Максимальный размер заполнителей бетонной смеси не должен превышать 1/3 внутреннего диаметра хобота. При образовании пробки хоботу придают вер­тикальное положение и включают вибраторы. Если это не помогает, то пробку ликвидируют обстукиванием тяжелым молотком.

Подача и распределение бетонных смесей бетононасосами. Бетононасосы являют­ся универсальными машинами с широким диапазоном технологических возмож­ностей. Они позволяют с высокой степенью интенсивности (до 80 м3/ч и более) доставлять бетонные смеси на расстояние до 400 м по горизонтали и до 100 м и более по вертикали.

При производстве бетонных работ с применением бетононасоса все опера­ции технологического процесса (подготовка фронта бетонирования, приготов­ление бетонной смеси, транспортирование к объекту, загрузка бетононасоса, распределение и укладка бетонной смеси) должны быть четко взаимоувязаны. Бетонные работы с использованием бетононасоса следует производить только при наличии проекта производства бетонных работ, в котором должны быть ука­заны:

♦ состав бетонной смеси и ее подвижность;

♦ допустимая крупность заполнителя;

♦ конструкция опалубки;

♦ число и места стоянок бетононасосов;

♦ число и маршруты движения средств доставки бетонной смеси к бетоно­насосу и другие данные, исходя из условий обеспечения непрерывной ра­боты механизмов;

♦ требования по технике безопасности и правила операционного контроля.

По исполнению привода бетононасосы делятся на машины с механическим и

гидравлическим приводом, по исполнению перекачивающего механизма — на порш­невые и беспоршневые (роторные, диафрагменные и др.). Принцип их действия показан на рис. 9.15.

Основная масса современных бетононасосов — двухпоршневые. Их применение позволяет обеспечить непрерывную подачу бетонной смеси (см. рис. 9.15, 1). Приводом служит гидравлическая система, в качестве рабочего наполнителя си­стемы используют минеральное масло или воду. Рабочее давление у насосов с масляной гидравлической системой превышает 10 МПа, с водяной — 5 МПа. Максимальный ход поршня составляет 3 000 мм, диаметр поршня — до 250 мм.

К беспоршневым относятся роторные бетононасосы. Принцип действия их основан на непрерывном выдавливании из рабочего шланга бетонной смеси вра­щающимися обрезиненными роликами (см. рис. 9.15, II). Реверсивная работа такого бетононасоса способствует очистке бетоновода. Основным недостатком беспоршневого бетононасоса является недолговечность шланга: он подвергается

Бетонные работы

Рис. 9.15. Принцип действия бетононасосов различных типов: а — распределительные устройства двухпоршневых бетононасосов: I — плоские задвижки шиберного типа;

II — поворотный прямой патрубок; III — маятниковый патрубок; IV— поворотный изогнутый патрубок; I — бетоновод; 2 — бункер бетононасоса; 3 — рабочий цилиндр;

4 — гидроцилиндр; 5 — задвижки шиберного типа; 6 — механизм плоскопараллельного перемещения задвижек; 7 — прямой патрубок; 8 — маятниковый патрубок;

9 — изогнутый патрубок; б — роторный бетононасос: I — магистральный бетоновод;

2 — ротор; 3 — приемный бункер; 4 — гибкий сменный рукав; 5 — обжимные ролики; в — малогабаритный диафрагменный бетононасос: I — всасывание смеси; I — водяной бак; 2 — центробежный насос; 3—ручка управления клапаном промывки; 4 — рычаг управления гидрокоммуникацией; 5 — блок клапанов; 6 — ручка управления запорным клапаном;

7 — шиберная заслонка; 8 — бункер для бетонной смеси; 9 — диафрагма; II — подача смеси

 

 

Бетонные работы

Рис. 9.15 (окончание)

быстрому изнашиванию, особенно при транспортировании бетонной смеси с заполнителем из щебня.

Значительно повышает эффективность применения бетононасосов установка их на автомобильное шасси и оснащение распределительными поворотными шарнирно-сочлененными стрелами из нескольких секций (как правило, от 3 до 5), на которых укреплен транспортирующий трубопровод (рис. 9.16, а). Они называются автобетононасосами. На современных автобетононасосах положе­ние стрелы рассчитывается и контролируется бортовым компьютером насоса. Машину можно устанавливать на самой кромке дорог или на сильно стесненной стройплощадке благодаря конструкции выносных опор для обеспечения устой­чивости насоса. При перекачке бетона на дисплее бортового компьютера указы­вается, в каком направлении необходимо произвести перемещение опор для до­стижения максимальной устойчивости. С помощью звуковых сигналов опера­тор оповещается о достижении предела устойчивости машины при развернутой стреле. Компьютером осуществляется регистрация всех предельных состояний, а также фиксируется количество отработанных часов, число рабочих циклов, время, дата.

Автобетононасосы позволяют обеспечить подачу и распределение бетонной смеси в зоне действия стрелы без необходимости установки стационарных бето — новодов, быстроту маневрирования в пределах строительной площадки и пере­броски с объекта на объект.

Автобетононасосы могут применяться:

♦ при бетонировании конструкций зданий небольшой высоты (в основном, до трех этажей) и возможности обхода автобетононасоса по периметру зда­ния;

♦ при бетонировании отдельно стоящих фундаментов, буронабивных свай, фундаментных плит и других конструкций, расположенных ниже уровня земли, и возможности движения автобетононасоса по периметру здания;

Бетонные работы

Рис. 9.16. Подача бетонной смеси бетононасосами: а — автобетононасосом при бетониро­вании столбчатых фундаментов: 1 — автобетоносмеситель; 2 — приемный бункер авто­бетононасоса; 3 — бетононасос; 4 — распределительная стрела; 5 — гибкий шланг; б — бетононасосом при возведении вторичной обделки тоннелей: 1 — автобетоносмеситель;

2 — бетононасос; 3 — бетоновод; 4 — арматура; 5 — гидродомкраты-манипуляторы; 6 — опалубка; 7 — вибратор; 8 — механизм перемещения; в — бетононасосом с автономной ^распределительной стрелой: 1 — автобетоносмеситель; 2 — бетононасос; 3 — бетоновод; 4 — рукав-компенсатор длины бетоновода; 5 — постамент с полноповоротной платфор­мой; 6 — стрела; 7 — гибкий участок бетоновода; 8 — рабочий пол и опалубка;

9 — гидравлическая станция

Бетонные работы

Рис. 9.16 (окончание)

♦ при бетонировании конструкций, расположенных в труднодоступных для других механизмов местах, например при необходимости подачи бетон­ной смеси в проемы в условиях реконструкции.

Применяются также прицепные бетононасосы, смонтированные на прицепах и укомплектованные инвентарным бетоноводом (рис. 9.16, б). Эксплуатацион­ные расходы при их использовании на 30—40% ниже, чем при применении авто­бетононасосов в связи с отсутствием затрат топлива и неизбежных при работе автобетононасосов простоев базового автомобиля.

При бетонировании монолитных конструкций высотных, компактных в пла­не, зданий прицепные бетононасосы следует использовать в сочетании с авто­номной манипуляционной стрелой, устанавливаемой на рабочем горизонте и переставляемой по мере изменения его по высоте (рис. 9.16, в). При этом необ­ходимо иметь дополнительное силовое оборудование привода стрелы и устрой­ства для обеспечения ее устойчивости.

Особое внимание должно быть обращено на крепление и опирание тру­бопроводов. При установке вертикальных бетоноводов должно закрепляться каж­дое звено. Верхнее и нижнее колена вертикального бетоновода во избежание раз­рыва соединений при работе насоса не должны опираться на какие-либо опоры (грунт, подкладки и т. д.).

При бетонировании конструкций, расположенных ниже уровня стоянки бе­тононасосов, не рекомендуется наклонная установка трубопроводов, так как при таком положении бетоноводов создаются условия для расслаивания бетонной смеси и пробкообразования. При необходимости изменения диаметра трубопро­вода между трубами различного диаметра вставляется переходной патрубок дли­ной 1 —2 м. Его подключение осуществляется по возможности ближе к насосу, где бетонная смесь более однородна.

В качестве бетоноводов могут быть использованы стальные трубопроводы и резиновые шланги со стальным кордом или текстолитовой основой. Возможно применение легких трубопроводов из пластических масс. Не рекомендуется ис­пользовать дюралюминиевые трубопроводы для перекачивания по ним бетон­ной смеси в связи с взаимодействием алюминия с гидратом окиси кальция це­мента, и, как следствие, некоторым снижением прочности бетона.

Несмотря на то, что физический характеристики гибкого шланга и жесткой трубы неодинаковы, допускается конструировать из них бетоноводы, которые выгодно применять в таких местах, как повороты, труднодоступные участки и пересечения различных преград. К бетоноводу подсоединяется концевой гиб­кий шланг длиной 3—5 м, позволяющий повысить точность подачи бетонной смеси. Необходимо учитывать, что сопротивление движению бетонной смеси на поворотных и вертикальных участках бетоноводов больше, чем на горизонталь­ных прямых. Прямое вертикальное звено бетоновода длиной 1 м практически эквивалентно 3 м горизонтального, а сопротивление движению бетонной смеси в гибком шланге в 2 раза больше, чем в стальном трубопроводе.

Обязательным условием эффективной работы бетононасоса является доста­точный фронт бетонных работ, обеспечивающий непрерывную работу машины, удобоперекачиваемая бетонная смесь, способная перемещаться по трубопрово­ду под действием создаваемого бетононасосом давления на предельные для дан­ной конструкции насоса расстояния без изменения ее однородности, и опалуб­ка, способная воспринимать повышенное боковое давление.

Бетонная смесь, предназначенная для транспортирования по трубопроводам, подбирается расчетно-экспериментальным путем. Удобоперекачиваемость бе­тонной смеси на тяжелых заполнителях может быть обеспечена лабораторным подбором ее состава, предусматривающим необходимые соотношения состав­ляющих, в том числе и пластифицирующих добавок. При этом подвижность бе­тонной смеси должна находиться в пределах от 5 до 15 см, а крупность заполни­теля не превышать одной трети внутреннего диаметра бетоновода. Расслоение или изменение ее консистенции приводит к образованию пробок в бетоноводе.

При перекачивании бетонной смеси на пористых заполнителях они, под дав­лением, развиваемым насосом, усиленно поглощают воду, в том числе и воду затворения. Это приводит к потере подвижности смеси и образованию пробок.

Удобоперекачиваемость смеси на пористых заполнителях может быть обеспече­на или предварительным насыщением водой заполнителей, или применением метода резервирования, при котором в смесь по расчету вводится объем воды, компенсирующий поглощение ее заполнителями.

Способ доставки бетонной смеси должен обеспечивать сохранение к момен­ту выгрузки в приемный бункер бетононасоса ее качества, заданного проектом. Для доставки бетонной смеси к бетононасосу должны применяться ав­тобетоносмесители. При доставке бетонной смеси бетоновозами или автомоби­лями-самосвалами смесь для восстановления начальной подвижности должна на объекте повторно перемешиваться в бетоноперегружателях-смесителях.

Бетон в трубопроводе движется, как цилиндрический стержень по тонкому слою цементного теста, которое способствует снижению трения бетонной смеси

0 стенки бетоноводов. С учетом этого до начала работы бетононасоса по трубо­проводам следует прокачать цементное тесто.

Остановки в работе снижают надежность функционирования бетононасоса. В случае перерыва в подаче бетонной смеси более 10 мин бетонную смесь необ­ходимо время от времени побуждать, прокачивая ее по замкнутому контуру: бе­тононасос — трубопровод — приемный бункер. При перерывах в работе более

1 ч требуется полностью освободить бетононасос и бетоноводы от бетонной смеси и тщательно промыть всю систему.

Очистка бетононасоса и бетоноводов производится в такой последова­тельности:

♦ удаляется бетонная смесь из приемного бункера;

♦ кратковременной обратной подачей снимается давление в системе и ос­танавливается насос;

♦ открывается крышка очистки нагнетательного патрубка и удаляется име­ющаяся бетонная смесь;

♦ приемный бункер, мешалка и насос тщательно промываются водой;

♦ 1 —2 пыжа из губчатой резины пропитываются водой и потоком воды с мак­симальной скоростью прогоняются по системе.

Подача бетонных смесей ннсвмонагнстатслями. Пневмонагнетатели служат для подачи пластичных и жестких бетонных смесей.

Для транспортирования пластичных смесей (с осадкой конуса более 5 см) приме­няются камерные пневмонагнетатели (рис. 9.17, а). Принцип их действия заклю­чается в следующем. В герметически закрывающийся резервуар загружается бе­тонная или цементно-песчаная смесь, которая при помощи сжатого воздуха вы­давливается в бетоновод и транспортируется к месту укладки. При этом по трубопроводу она движется сплошным потоком. Для уменьшения скорости вы­хода смеси из бетоновода и отделения воздуха к концевому звену трубопровода присоединяется гаситель.

Камерные пневмонагнетатели применяются в основном при бетонировании мал оармированных конструкций и обделок туннелей при подземном строитель-

Бетонные работы

Рис. 9.17. Пневмоустановки: а — установки для пневмотранспортирования подвижных смесей: I — пневмонагнетатель камерного типа с подачей воздуха в верхнюю и среднюю части резервуара; II— то же, с подводом воздуха в верхнюю и нижнюю части резервуара; III — подача бетонной смеси; I — автобетоносмеситель; 2 — бетоновод; 3 — гаситель;

4 — компрессор; 5 — ресивер; 6 — пневмонагнетатель; б — установка для подачи жестких бетонных смесей: I — конструктивная схема установки для подачи жестких бетонных смесей: 1 — резервуар; 2 — крышка; 3 — побудитель; 4 — трубопровод подачи сжатого воздуха; 5 — разгрузочный патрубок; 6 — бетоновод; 7 — гаситель; II — подача бетонной смеси: 1 — компрессор; 2 — шланг для подачи воздуха; 3 — емкость для воды;

4 — пневмоустановка; 5 — бетоновод; 6 — ресцвер; 7 — гаситель

стве. Они устроены проще бетононасосов, не имеют движущихся частей, харак­теризуются малыми габаритами. К недостаткам относятся высокие удельные энергозатраты и скорости транспортирования (до 8—10 м/с), что вызывает угро­зу расслоения смеси и требует применения специального массивного концевого гасителя.

При устройстве подготовок под полы, стяжек на кровлях промышленных зда­ний, открытых складских площадок и других конструкций обычно применяют жесткие бетонные смеси подвижностью, характеризующейся осадкой стандарт­ного конуса 3—5 см. В связи с тем, что при подаче таких смесей по трубам возни­кают значительные сопротивления, использование для их транспортирования бетононасосов и камерных пневмонагнетателей невозможно. Вместе с тем структурная устойчивость и связность жестких бетонных смесей облегчают их порционную (дискретную) транспортировку в поршневом режиме.

Для транспортирования жестких бетонных смесей применяются пневмонагнета­тели, позволяющие с помощью импульсной подачи воздуха и смеси в бетоновод разделять бетонную массу на порции (рис. 9.17, б). Для этого применяют специ­альный пневмонагнетатель, состоящий из резервуара с загрузочным люком, зак­рываемым герметичной крышкой, и напорного патрубка в нижней части резер­вуара. Внутри по оси резервуара расположен вал с лопастями для перемешива­ния смеси. Одна из лопастей при вращении периодически перекрывает входное отверстие напорного патрубка. В транспортном режиме в резервуар подается сжатый воздух, под давлением которого порции бетонной смеси, отсекаемые лопастью, выжимаются в бетоновод. Такой дозированный ввод в бетоновод пор­ций смеси и сжатого воздуха, помимо значительного снижения сопротивления при движении смеси, обеспечивает наиболее рациональное использование энер­гии сжатого воздуха и, следовательно, наименьшую энергоемкость транспорт­ного процесса.

Нормальное давление в напорном резервуаре при транспортировании долж­но быть от 0,4 до 0,5 МПа. Если в начальный период давление в напорном резер­вуаре не поднимается выше 0,3 МПа, следует уменьшить подачу воздуха в бето­новод. Когда давление воздуха упадет примерно на 0,2 МПа (это служит сигна­лом окончания транспортирования), следует прекратить подачу воздуха в бетоновод, затем — в напорный резервуар.

Для гашения силы удара и частичного удаления воздуха из бетонной смеси на конце бетоновода укрепляется гаситель. Так как скорость истечения смеси в этом случае не превышает 4—5 м/с, он имеет упрощенную конструкцию, например в виде отрезка плавно изогнутой металлической трубы.

Для удобства перебазирования некоторые пневмонагнетатели устанав­ливаются на салазки или пневмоколесную пару.

Бетоноводы для пневмонагнетателей изготовляются из резиновых рукавов — звеньев диаметром 60 и 100 мм, длиною до 15 м, соединяемых друг с другом за­жимными устройствами, обеспечивающими герметичность. Вместо резиновых шлангов могут применяться стальные или легкие полиэтиленовые трубопрово­ды, выпускаемые звеньями длиной 6, 8, 10 и 12 м. Количество стыков бетоново — дов должно быть минимальным, в местах поворота шланги укладываются по наи­большему радиусу. Звенья бетоноводов необходимо периодически менять мес­тами для увеличения срока их службы.

Для загрузки пневмонагнетателя наиболее технологично использование ав­тобетоносмесителей. При этом в пневмонагнетатели загружаются не составляю­щие, а готовая бетонная смесь. Лопасти используются лишь для побуждения сме­си и отсекания ее порций, что обеспечивает большую сохранность этой подвер­женной изнашиванию части установки.

При приготовлении бетонной смеси мешалкой пневмонагнетателя загрузку составляющих следует производить в следующей последовательности: вначале загружается половина объема заполнителя (50%), затем вяжущее (100%), вода (100%) и оставшийся объем заполнителя (50%). Не допускается вводить в бетон­ную смесь воздухововлекающие и газообразующие добавки, так как это приво­дит к разжижению смеси и прострелу порций смеси воздухом.

В случаях закупорки бетоновода следует снять давление воздуха, остановить мешалку, отсоединить и вычистить бетоновод. При образовании пробок перед муфтами бетоноводов необходимо заменить уплотнения или фланцевые соеди­нения звеньев бетоновода.

Смазку и чистку пневмонагнетателя и бетоноводов, а также проверку возду­хоподающей арматуры следует производить в соответствии с правилами эксплу­атации применяемого пневмонагнетателя.

Уплотнение бетонной смеси. Это важная технологическая операция при выпол­нении бетонных работ. От ее качества в основном зависят плотность и однород­ность бетона, а следовательно, его прочность и долговечность. При уплотнении из бетонной смеси удаляется воздух. Установлено, что каждый процент воздуха уменьшает прочность бетона на 3—5%, поэтому даже высокопластичные смеси необходимо уплотнять. В жестких смесях объем воздуха достигает 40—45%, в ли­тых — 5—10%.

Основным способом уплотнения бетонных смесей является вибрационный — виброушютнснис. Продолжительность виброуплотнения устанавливается в зави­симости от формы и размеров конструкции, степени ее армирования и характе­ристик бетонной смеси. При применении литых бетонных смесей подвижнос­тью до 22 см следует использовать кратковременную вибрацию (от 2 до 4 с) для удаления защемленного воздуха и полного заполнения смесью бетонируемой конструкции. При подвижности бетонной смеси свыше 22 см допускается без — вибрационный метод укладки.

Особенно тщательно следует уплотнять и распределять бетонную смесь вок­руг арматуры, а также по углам опалубки до образования сплошной массы без пустот, прежде всего в защитном слое бетона.

В условиях строительной площадки используют следующие виды вибри­рования: внутреннее, поверхностное и наружное (рис. 9.18). В зависимости от вида привода вибраторы делятся на элетромеханические, пневматические и с при­водом от двигателя внутреннего сгорания.

Для внутреннего вибрирования применяются глубинные вибраторы (рис. 9.18, а) с погружаемым в бетонную смесь вибронаконечником (вибратор с гибким ва­лом) или корпусом (вибробулава и подвесные вибраторы). Подвесные глубинные вибраторы могут быть собраны в блоки (вибропакеты). Одной из систем глубин­ных вибраторов являются плоскостные виброизлучатели, представляющие со­бой два мощных цилиндрических вибратора, жестко связанных стальной пли той. Они позволяют эффективно уплотнять бетонную смесь с осадкой конуса менее 10 см в массивных конструкциях.

Бетонные работы

Рис. 9.18. Вибраторы и инструменты для уплотнения бетонной смеси: а — вибраторы глубинные (внутренние): I — схема работы; II — внутренний вибратор с двигателем, встроенным в наконечник; Ш — то же, с двигателем, вынесенным к ручке; IV— то же, с гибким валом; V — пакетный вибратор; VI — плоскостной виброизлучатель: 1 — корпус вибратора; 2 — штанги; 3 — двигатель; 4 — гибкий вал; 5 — серьга; 6 — зажим;

7 — подвеска; 8 — синхронизатор; 9 — резиновый амортизатор; 10— плита; 11 — ребра;

б — поверхностные вибраторы: 1 — схема работы; II — площадочный вибратор;

111 — виброрейка: 1 — площадка; 2 — двигатель; 3 — питающий кабель; 4 — уплотняющий брус; в — схема работы наружного вибратора: 1 — опалубка; 2 — дебаланс; г — шуровка

При погружении в бетонную смесь глубинный вибратор должен углубляться в ранее уложенный слой на 5—10 см. Для обеспечения качественного уплотне­ния и проработки слоя свежеуложенного бетона в месте контакта с ранее уло­женным и для увеличения производительности вибратор рекомендуется устанав­ливать с наклоном под углом 30—35° к горизонту. Шаг перестановки глубинных вибраторов не должен превышать полуторного радиуса их действия.

Не допускается устанавливать вибратор у внутренней поверхности деревян­ной опалубки на расстоянии менее 10 см. У бетонной опалубки или у шва сопря­жения со смежным блоком вибратор следует устанавливать возможно ближе, однако он не должен касаться опалубки или ранее уложенного бетона, не на­бравшего критической прочности.

При уплотнении бетонной смеси не допускается опирание работающих виб­раторов на арматуру и закладные изделия, элементы крепления опалубки (тяжи и др.). Не следует применять вибраторы в качестве средства перемещения бе­тонной массы.

Для уплотнения бетонной смеси при устройстве бетонных подготовок под полы, площадок, перекрытий, проездов, дорожек и других тонких горизонтальных кон­струкций (с одиночной арматурой толщиной не более 250 мм, сдвойной — 120 мм) применяют поверхностные (площадочные) вибраторы (см. рис. 9.18, б) и виброрей­ки (см. рис. 9.18, III). Шаг их перестановки должен обеспечивать перекрытие на 10 см площадкой вибратора границы уже провибрированного участка.

Для уплотнения бетонной смеси при бетонировании конструкций незначи­тельной толщины, для побуждения выгрузки сыпучих и вязких материалов из бункеров и бадей на них устанавливают наружные вибраторы.

Вакуумирование как способ уплотнения бетонной смеси. Для обеспечения требуе­мой удобоукладываемости (пластичности) бетонной смеси при производстве бетонных работ приходится использовать намного больше воды, чем это необ­ходимо для ее твердения. Повышенное содержание воды в смеси влечет за собой увеличение расхода цемента и снижение качества бетонных конструкций (со­кращение их долговечности), так как при испарении излишней воды затворения в твердеющем бетоне образуются поры, происходит повышенная усадка, возни­кают трещины.

Жесткие смеси (без избытка воды) не дают конструкций высокого качества из-за трудности их уплотнения.

Решают это противоречие следующим образом. В бетонную смесь при изготовлении вводят такое количество воды, которое обеспечивает ее высокую подвижность. Эту смесь легко укладывать в опалубку (форму) и уплотнять. Опе­рация вибрирования обеспечивает равномерное распределение заполнителя в бетонной смеси и при этом удаляются воздух и воздушные включения.

Затем избыточную воду под действием вакуума удаляют (производят вакуу­мирование), используя специальные приборы и оборудование (рис. 9.19). При ва­куумировании из бетонной смеси отсасывается избыточная вода, снижается водо-

Бетонные работы

Рис. 9.19. Схемы вакуумной обработки бетона: а — схема возведения монолитных стен:

1 — наружный щит опалубки; 2 — бетонная смесь; 3 — внутренний вакуумный щит;

4 — вибратор; 5 — коллектор; 6 — водосборник; 7— вакуумный трубопровод; 8 — ресивер; 9 — вакуумный насос; б — схема устройства высококачественных бетонных полов:

I — подготовительные работы, установка рельс-форм; II — укладка бетонной смеси с уплотнением глубинным вибратором; III — поверхностное уплотнение виброрейкой; IV — вакуумирование; V, VI — разравнивание поверхности сразу после вакуумирования и обработка бетоноотделочной мачиной, при необходимости введение специальных упрочняющих или обеспыливающих составов

цементное отношение уложенной смеси. Снижение этого показателя обеспечи­вает значительное улучшение почти всех свойств бетона, при этом происходит дополнительное уплотнение бетонной смеси.

Непосредственно после вакуумирования бетон (вакуум-бетон) приобретает значительную прочность, которая позволяет передвигаться по нему, произво­дить частичную или полную распалубку.

Вакуумирование производят с помощью щитов с вакуум-полостями и ваку­ум-насоса сразу после укладки и вибрирования. Кроме наружных вакуум-поло­стей для вакуумирования стен и колонн могут использоваться специальные ва­куум-трубки — горизонтальные и вертикальные, которые устанавливаются внутрь бетонируемых конструкций.

Избыточная вода отсасывается вакуум-насосом и удаляется непрерывно по шлангам. В результате вакуумирования содержание воды в бетонной смеси умень­шается на 20—25%, что значительно повышает прочность на сжатие, износо­стойкость и другие показатели бетона. Вакуумирование происходит очень быст­ро и бетон уплотняется настолько, что можно по нему сразу ходить и приступить к следующей операции.

Наиболее успешно такой способ используется при устройстве высокопроч­ных полов (см. рис. 9.19,6).

Уход за бетоном и приемка работ. После укладки бетонной смеси начинается сложный физико-химический процесс твердения бетона, при котором цемент во взаимодействии с водой образует прочные монолитные соединения. Для обес­печения твердения бетона и набора его прочности в заданные сроки необходимо осуществлять серию мероприятий по уходу за бетоном. Порядок и сроки их про­ведения, контроль за выполнением, сроки распалубки и приемка готовых кон­струкций устанавливаются нормативно-техническими документами и проектом производства работ.

В начальный период твердения открытую поверхность бетона защищают от потерь влаги во избежание обезвоживания бетона. Если вода из бетона прежде­временно испарится, твердение практически прекратится и в результате усадки появятся мелкие усадочные трещины на его поверхности, прочность бетона сни­зится на 15—40%, уменьшатся также его морозостойкость, водо — и газонепрони­цаемость. Влажностный уход за бетоном должен начинаться после достижения бетоном прочности от 0,3 до 0,5 МПа. В зависимости от типа используемого це­мента, водоцементного отношения, вида химических добавок и температуры твердения этот период наступает через 2—12 ч после завершения бетонирования.

Для защиты от вредного воздействия прямых солнечных лучей, ветра и попа­дания атмосферных осадков устанавливают щиты (тенты), открытую поверхность свежеуложенного бетона покрывают жидкими пленкообразующими материала­ми (лаком этиноль, битумными эмульсиями) или укрывают пленками из поли­мерных материалов, водонепроницаемой бумагой, брезентом, влагоемкими по­крытиями из мешковины, опилками и т. д.

Укрытие поверхности водо — и паронепроницаемыми материалами позволяет без ее увлажнения снизить потери влаги от испарения. В солнечную погоду при температуре воздуха выше +25 °С с целью снижения температурного воздействия на бетон следует применять металлизированные пленки с высокой отражающей способностью или закрывать бетон комбинированным покрытием, в котором пленка прошита в пакет со слоем мешковины.

В сухую и жаркую погоду необходимо систематически поливать из брандс­пойта с распылителем деревянную опалубку и влагоемкие покрытия. Влагоем­кие покрытия поливают так часто, чтобы поверхность бетона в период ухода по­стоянно была влажной. Открытые поверхности бетона следует поддерживать во влажном состоянии до достижения бетоном 75%-ной проектной прочности.

Бетон на обычных портландцементах, как правило, поливают в течение 7 су­ток, на глиноземистых цементах — 3 суток, а на шлакопортландцементах и дру­гих малоактивных цементах — 14 суток. При температуре выше +15 °С в течение первых трех суток бетон поливают через каждые 2 часа днем и один раз ночью; в последующие дни — не реже 3 раз в сутки. Если поверхность бетона предваритель­но была укрыта влагоемкими материалами, перерывы между поливками увели­чивают в 1,5 раза. При средней температуре воздуха от 0 до +5 °С бетон можно не поливать.

После окончания периода влажностного ухода следует предпринимать спе­циальные меры для предотвращения образования микротрещин, появляющих­ся из-за интенсивного испарения влаги. С этой целью после прекращения поли­ва не следует удалять материал, покрывающий бетон, еще от 2 до 4 суток.

Температура выдерживания конструкций в опалубке в летний период без под­вода тепла от внешних источников должна определяться с учетом удельного теп­ловыделения цемента, состава бетона, модуля поверхности конструкций, содер­жания арматуры в конструкциях, материалоемкости опалубки и температуры окружающей среды.

Распалубливание бетонных и железобетонных конструкций. Распалубливание за­бетонированных конструкций является одним из основных видов опалубочных работ.

Разбирать опалубку можно только с разрешения производителя работ, а при особо ответственных конструкциях (по перечню, установленному проектом) — с разрешения главного инженера.

Опалубку вертикальных незагруженных монолитных конструкций при усло­вии сохранения формы разбирают при наборе прочности не менее 0,2—0,3 МПа. Опалубку незагруженных монолитных конструкций горизонтальных и наклон­ных пролетом до 6 м снимают при прочности бетона не менее 70%, а опалубку конструкций пролетов свыше 6 м — не менее 80%. Минимальная прочность за­груженных конструкций, в том числе от вышележащего бетона (бетонной сме­си), определяется проектом производства работ и согласовывается с проектной организацией.

Сроки достижения бетоном требуемой прочности устанавливают по данным испытаний контрольных образцов, ориентировочно — по графикам и табли­цам в зависимости от марки и вида примененного цемента и средней темпера­туры твердения (обычно — через 6—72 ч после окончания бетонирования). Со­кращение времени выдерживания бетона в опалубке позволяет увеличивать ее оборачиваемость, и тем самым обеспечивает эффективность использования опалубки.

При разборке опалубки не допускается повреждение монолитйых конструк­ций и элементов опалубки. Поэтому распалубливание следует выполнять акку­ратно.

Снятие всех типов опалубки следует производить после предварительного отрыва от бетона. При разборке мелкощитовой опалубки применяют ломики — гвоздодеры. Однако отрыв опалубочных панелей вручную требует больших зат­рат труда и вызывает простои механизмов. Для отрыва опалубочных панелей ча­сто используют домкраты или коленчатые рычаги.

Стойки и леса, поддерживающие опалубку несущих конструкций, удаляют лишь после снятия боковой опалубки и осмотра распалубленных конструкций и колонн, поддерживающих эти конструкции. Стойки, поддерживающие опалуб­ку днищ балок бетонируемого перекрытия, оставляют полностью. Под балками и прогонами нижележащего перекрытия оставляют стойки на расстоянии 4 м одна от другой и не менее 3 м от опор конструкции. Эти стойки удаляют, когда бетон достигнет проектной прочности. Распалубливание пространственных конструк­ций должно производиться плавно, без перекосов.

Особенная осторожность требуется при распалубливании арок и сводов, тон­костенных конструкций (например, сводов-оболочек), а также балочных конст­рукций пролетом более 8 м. Нагрузка от собственной массы (после удаления опа­лубки и лесов) может оказать на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение. Поэтому удалению опалубки вышеупо­мянутых конструкций должно предшествовать плавное и равномерное опуска­ние поддерживающих лесов. Этот процесс называется раскружаливанием. Перед раскружаливанием сводов с затяжками, снабженными муфтами или другими натяжными приспособлениями, сначала натягивают затяжки.

Раскружаливание купольных конструкций и воронок бункеров осуществля­ют одновременно, ослабляя клинья, опуская домкратные винты или выпуская песок из опорных цилиндров под опорами, расположенными в центре конст­рукции, и ведут симметрично в обе стороны по направлению к ее периметру (пя­там). Раскружаливание производят в два, три и более приемов в зависимости от длины пролета и массы конструкции.

От качества распалубливания во многом зависит пригодность опалубочных материалов для дальнейшего использования. При небрежном распалубливании повреждается гладкая поверхность обшивки, деформируются ее каркас и кре­пления. В результате для вторичного использования опалубку требуется ремон­тировать или даже полностью заменять.

Подготовка опалубки к повторному применению заключается в очистке ее от налипшего бетона, извлечении гвоздей и ремонте поврежденных мест. Метал­лические щиты смазывают со стороны, обращенной к бетону, смазочными ма­териалами (смазками), пользуясь распылителем или кистями.

После распалубливания, когда бетон еще достаточно свеж, исправляют обна­руженные дефекты. Пустоты и раковины очищают от плохо уплотненного бето­на, обрабатывают щетками или пескоструйным аппаратом, промывают водой и заделывают раствором (1:2). Каверны заделывают торкретированием.

Движение людей по забетонированным конструкциям и установка опалубки вышележащих конструкций допускаются после достижения бетоном прочности не менее 1,5 МПа.

Обработка поверхности монолитных конструкций, прорезка деформаци­онных швов, технологических борозд, проемов, отверстий, если эти виды работ предусмотрены проектной документацией, должны производиться при прочно­сти бетона и железобетона не менее 50% проектной величины.

Приемка бетонных и железобетонных конструкций. Приемку бетонных и железобетонных конструкций производят после достижения бетоном проектной прочности. При этом предъявляются журналы работ, документы о согласовании всех изменений в чертежах, данные испытаний контрольных образцов бетона, акты на скрытые работы и промежуточной приемки конструкций и т. п.

При приемке законченных бетонных и железобетонных конструкций или ча­стей сооружений проверяются:

♦ соответствие конструкций рабочим чертежам по расположению в плане, высотным отметкам, внешним очертаниям и геометрическим размерам. В процессе приемки устанавливают наличие и соответствие проекту отвер­стий, проемов, каналов и расположения закладных деталей, качество выполнения деформационных швов;

♦ качество бетона по прочности, а в необходимых случаях по морозостойко­сти, водонепроницаемости и другим показателям, указанным в проекте, — по результатам производственных и лабораторных испытаний;

♦ качество применяемых в конструкции материалов, полуфабрикатов и из­делий — по их паспортам и сертификатам.

Отклонения в размерах и положении возведенных конструкций не должны превышать нормативных (табл. 9.8).

Приемка бетонных и железобетонных конструкций или частей сооружений оформляется в установленном порядке актом освидетельствования скрытых ра­бот или актом на приемку ответственных конструкций в соответствии с суще­ствующими на данный момент требованиями.

Таблица 9.8

Требования, предъявляемые к законченным бетонным и железобетонным конструкциям или частям сооружений

Параметр

Величина параметра

Отклонение линий плоскостей пересечения от вертикали или проектного наклона на всю высоту конструкций для: фундаментов;

стен и колонн, поддерживающих монолитные покрытия и

20 мм 15 мм

перекрытия;

стен и колонн, поддерживающих сборные балочные

10 мм

конструкции;

стен зданий и сооружений, возводимых в скользящей опалубке, при отсутствии промежуточных перекрытий; стен зданий и сооружений, возводимых в скользящей опалубке, при наличии промежуточных перекрытий

1/500 высоты сооружения, но не более 100 мм 1/1000 высоты сооружения, но не более 50 мм

Отклонение горизонтальных плоскостей на всю длину выверяемого участка

20 мм

Местные неровности поверхности бетона при проверке двухметровой рейкой, кроме опорных поверхностей

5 мм

Длина или пролет элементов

± 20 мм

Размер поперечного сечения элементов

+6 мм; -3 мм

Отметки поверхностей и закладных изделий, служащих опорами для стальных или сборных железобетонных колонн и других сборных элементов

-5 мм

Уклон опорных поверхностей фундаментов при опирании стальных колонн без подливки

0,0007

Расположение анкерных болтов: в плане внутри контура опоры; в плане вне контура опоры; по высоте

5 мм 10 мм

+20 мм

Разница отметок по высоте на стыке двух смежных поверхностей

3 мм

Комментарии закрыты.

Реклама
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Рубрики