Порядок согласования, экспертизы и утверждения сметной документации
Существование и тенденции изменения воспроизводящих систем в современной России в значительной степени предопределено институциональной средой экономики и ее вовлеченностью в глобальную воспроизводящую систему в масштабах мирового экономического сообщества. Указанное обстоятельство объективно влияет на формирование функциональной и технологической среды и формы ее организации, которая характеризуется следующими признаками:
— ограниченностью ресурсов и ассимиляционного потенциала территории, которые исключают экстенсивное развитие воспроизводящих систем и требуют применения ресурсосбережения в различных формах (энергосбережения, природосбережения, трудосбережения и др.);
— интенсивностью научно-технического прогресса и необходимостью инновационного подхода при создании и развитии воспроизводящих систем, что предопределяет реализацию проектов, содержащих комплекс различных технологических и инженерных решений, основанных на применении знаний различных отраслей науки и техники, т. е. наблюдается тенденция информационного просвещения при решении задач проектирования, производства СМР, наладки технологий и их активного контроля;
— многообразие форм собственности на факторы производства приводит к усложнению организации и управлению воспроизводящих систем.
Вышеизложенное является причиной того, что многие задачи при проектировании и создании объектов капитального строительства являются трансвычислительными. В управлении проектами сформировалась относительная новая сфера деятельности — инжиниринг, т. е. сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др. в форме предоставления различных инженерно-консультационных услуг. К инжиниринговым услугам относятся услуги предпроектного исследования и техникоэкономического обоснования, составление проектов, генплановых схем, рабочих чертежей, отчетов по различным изысканиям авторского надзора и инженерного сопровождения проекта, подготовка контрактных торгов, инспекция СМР, а также разнообразные представительные посреднические функции.
Во всем мире происходят радикальные изменения концептуальных основ и стратегий строительства, связанные с изменением целей строительства, изменившихся в условиях постиндустриальной эпохи человеческой цивилизации, изменение состава проектных решений и увеличение системы ограничений при проектировании и строительстве. Очевидно, что специалист, работающий в сфере управления, проектирования и эксплуатации воспроизводящих систем, должен знать принципиальные основы и регламент производства всего комплекса работ, необходимых и достаточных для осуществления инвестиционного процесса и управления проектами различного назначения. Инженер — электрик, инженер-эколог, менеджер должны уметь работать с технической, проектной и разрешительной документацией.
Современный специалист должен понимать сущность всех стадий строительного процессе: изысканий, разработки ПСД и производства СМР.
Современный специалист должен уметь производить инженерное обеспечение проектирования и строительства, охватывающего все фазы реализации инвестиционно-строительного проекта и эксплуатацию технологических инженерных систем.
Информация, изложенная в настоящем методическом пособии, поможет избегать ошибок в дипломном и курсовом проектировании при разработке проектов систем электроснабжения, инженерной защите окружающей среды, при обеспечении промышленной, экологической и пожарной безопасности объектов различного функционального назначения. Студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», данное пособие поможет получить минимум знаний, необходимых для управления инвестиционными проектами и для принятия максимально эффективных проектных решений.
Эффективность управления проектами предопределяется качеством объектов капитального строительства, степенью инновационности проектных решений, позволяющих увеличить период эксплуатации зданий и сооружений до наступления функционального и физического износа. Очевидно, что разработка ПСД является важнейшим элементом строительства и представляет собой сложный процесс, в котором участвуют специалисты многих специальностей. Это обстоятельство объективно требует создания эффективного управления изысканиями и проектными работами, т. е. осуществления инжиниринговой деятельности.
Авторами сделана попытка изложить комплекс необходимых процессов и сумм технологий и специфики их организации в рамках концепции управления инвестиционными проектами и программами реализации проектов организации территорий.
Методология проектирования основана на принципе системного масштабирования, который позволяет в алгоритмической форме представить процесс выработки оптимальных проектных решений в каждом конкретном случае. Проектирование осуществляется с применением метода дедукции: изучаются особенности районной планировки, градостроительной ситуации, генерального плана и технических условий строительства и эксплуатации объекта, вырабатываются объемно-планировочные и конструктивные решения, применяются строительные системы и функциональное зонирование помещений в зданиях с условием всего комплекса условий (геологических, топографо-геодезических, климатических, гидрологических, градостроительных, социально-культурных, экономических) места осуществления проекта.
В соответствии с «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95) сметная документация является составной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в про
ект в виде отдельного раздела. Под проектом в данном контексте понимают комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта техникоэкономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения [13; 25].
Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование. По договору заказчик обязан передать исполнителю задание на проектирование, в котором указываются технические параметры проектируемого объекта, сроки строительства, стадийность проектирования и другие исходные данные, необходимые для качественной разработки проектно-сметной документации. При этом задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено самим проектировщиком.
Проектировщик, согласно ст. 761 ГК РФ, несет ответственность за качество проектно-сметной документации, которая разрабатывается в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
Проектно-сметная документация, как и само строительство, должна выполняться, как правило, на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер).
Проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений может разрабатываться в одну или две стадии. Разработка проектно-сметной документации на технически несложные объекты и типовые здания, а также на объекты технического перевооружения осуществляется в одну стадию — рабочий проект. Состав проекта при двухстадийном проектировании был рассмотрен в гл. 6 данного учебного пособия.
Согласование проекта обеспечивает генпроектировщик. Если при проектировании реконструкции и технического перевооружения не изменяются условия подвода коммуникаций, не нарушаются требования действующих СНиПов, государственных стандартов и инструкций, согласование с органами Госнадзора и другими организациями не производят.
Выполненный проект рассматривается и согласовывается с участием генпроектировщика, заказчика и генподрядчика. Одновременно рассматриваются и согласовываются сметы, составленные по рабочим чертежам.
Далее генподрядчик совместно с субподрядными организациями рассматривает раздел проекта «Организация строительства», конструктивные решения объекта, сметную документацию и при отсутствии разногласий передает материалы заказчику на утверждение.
Перед согласованием и экспертизой главный инженер проекта проверяет разработанную проектно-сметную документацию и удостоверяет записью ее полное соответствие СНиПам, инструкциям, государственным стандартам. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (РДС 11-201-95), введенной Минстроем России с 1 июля 1995 г., а также СНиП 11.01-95 согласованная и утвержденная проектносметная документация подлежит государственной экспертизе и последующему утверждению независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности проектов.
Экспертиза градостроительной и проектно-сметной документации проводится:
• в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве регионального развития Российской Федерации;
• организациях вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации;
• отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств;
• других специально уполномоченных на то государственных органах.
В них оценивается качество разработки разных разделов проектно-сметной документации, оценивается необходимость и экономическая целесообразность, экологическая и санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого объекта и другие вопросы, подлежащие проработке при проектировании.
Основная цель экспертизы — соблюдение государственных норм и правил. По результатам экспертизы составляется заключение, обязательное для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями. Оно утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию. Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов не должны превышать 45 дней. Откорректированная по ее замечаниям документация должна быть рассмотрена в органах экспертизы не позже, чем в 30 дней.
Прошедшая государственную экспертизу проектно-сметная документация передается на утверждение в зависимости от значимости объекта в соответствующие инстанции: Правительство Российской Федерации, муниципальные и местные органы исполнительной власти, администрацию предприятий. Проекты частных предприятий, зданий и сооружений утверждаются руководителями этих предприятий или заказчиками.