МАШИНЫ ДЛЯ ТОЧЕЧНОЙ СВАРКИ СЕТОК И КАРКАСОВ
Применение сварки для изготовления плоских сеток и каркасов значительно повышает производительность труда по сравнению с ручной вязкой, улучшает качество изделий и ведет к экономии металла.
Основным видом сварки при изготовлении плоских каркасов и сеток является точечная сварка. При такой сварке электроды подводят ток к соединяемому месту и с помощью рычагов или специальных механических и пневматических приводов создают давление на свариваемые детали.
При точечной сварке в местах контактов между свариваемыми стержнями происходит выделение тепла, что обеспечивает нужный для сварки разогрев металла, доходящий до температуры плавления.
По числу одновременно свариваемых пересечений стержней различают одноточечные и многоточечные сварочные машины.
На рис. 141 показана схема сварочной одноточечной машины. Трансформатор 1, присоединенный к питающей сети через плавкие предохранители, имеет первичную обмотку 2, которая может посекционно переключаться регулятором 4 в зависимости от потребного напряжения; ток от вторичной обмотки 3 подведен к верхнему электроду 6 и нижнему электроду 5; при нажиме педали 7 верхний электрод зажимает свариваемые детали, одновременно включая ток через контактор 8.
Трансформатор необходим для повышения силы тока до величины требующейся при сварке. Его первичная обмотка включается в электрическую сеть, а вторичная— присоединяется к электродо — держателям-рычагам. Регулятором можно переключить степень трансформации, меняя силу тока во вторичной обмотке.
Свариваемые стержні! нажатием педали зажимаются между электродами; сила сжатия регулируется пружиной. Одновременно с нажатием включается ток, который прогревает детали в месте сварки. Процесс сварки оканчивается снятием давления электродов и выключением тока.
Помимо автоматических одноточечных сварочных машин с педальным ножным управлением, для сварки арматуры применяют также машины с дублированным (автоматическим и педальным) и автоматическим управлением, в которых сжатие осуществляется пневмогидравлическим или электромоторным приводом.
Электроды для точечной сварки, изготовляемые из меди, специальных медных сплавов или бронзы в соответствии с технологическими правилами по электросварке арматуры железобетонных конструкций, имеют цилиндрическую рабочую часть и плоскую контактную поверхность (рис. 142). Диаметры контактной поверхности электродов рекомендуется принимать в зависимости от диаметра свариваемых арматурных стержней:
при диаметре стержней от 3 до 10 мм диаметр поверхности — 20 мм;
при диаметре стержней от 10 до 32 мм диаметр поверхности — 40 мм.
При сварке на одной машине стержней различного диаметра следует применять электроды с наибольшим из рекомендуемых диаметров.
На рис. 143 показаны наиболее распространенные точечные сварочные машины АТП-25
и МТМ-50-1. Как видно из рисунка, конструкции их в достаточной степени сходны, но машина МТМ-50-1 имеет, помимо педали, дополнительно электродвигатель и механический привод-
В табл. 28 приведены технические характеристики применяющихся в строительстве одноточечных сварочных машин.
Электрододержатели и хоботы машин во время работы охлаждаются пропускаемой через них проточной водой.
В машинах с педальным приводом (типов АТП-25, АТП-50. АТП-75) усилие сжатия при сварке создается сварщиком путем нажатия на ножную педаль.
Процесс сварки не автоматизирован и время выдержки под током регулируется рабочим-сварщиком. В машинах с моторным приводом (типов АТА-20, АТА-40-8, АТА-40-9, МТМ-50 п МТМ-75) усилие сжатия и время выдержки под током регулируются при помощи специального механизма; эти машины могут работать на автоматическом и неавтоматическом режиме. При неавтоматическом режиме выдержка под током, так же как и в машинах типа АТП, регулируется рабочим.
В машине типа МТМ-75 усилие сжатия на электродах создается при помощи пневматического устройства. Машина работает с автоматической регулировкой времени выдержки под током.
Машина типа МТПГ-75 имеет пневмогидравлическин механизм сжатия, в котором давление сжатого воздуха передается гидравлической системе, заполненной специальным маслом.
При выборе необходимого типа машины надо учитывать объем сварочных работ (число сварочных точек), диаметр свариваемых
Таблица 28
Характеристика одноточечных сварочных контактных машин серийного производства
Стационарные машины
Продолжение табл. 28
|
стержней и возможность питания машины электроэнергией и сжатым воздухом.
Основным недостатком одноточечных машин является небольшой вылет электрододержателей, ограничивающий ширину свариваемых сеток и каркасов до 1000 мм (с повертыванием на 180°).
В настоящее время разработаны и частично применяются на производстве несколько типов так называемых многоточечных сварочных машин, рассчитанных на сварку сеток большой ширины одновременно в нескольких точках. На рис. 144 показана од-
Рис*. 144. Многоточечная сварочная машина консольного
типа:
1 — электродвигатель подъема и опускания траверсы: 2 — траверса: 3 — электроды, 4 — штурвал изменения расстояния между рядами электродов; 5 — редуктор продольной подачи; 6 — электродвигатель продольной подачи; 7 — рукоятка включения продольной подачи: 8 — крючок продольной подачи; 9 — кнопочные выключатели; 10 — штурвал регулирования величины
продольной подачи
на из таких машин, имеющая 20 электродов, расположенных в два ряда; одновременно можно сваривать 20 точек при расстоянии между ними 50 мм или 10 точек при расстоянии между ними 100 мм. Машина дает возможность сваривать сетки шириной до 1,0 м (без повертывания сетки), любой длины из прутьев диаметром от 3 до 9 мм. Производительность машины до 1200 м2 сетки в смену.
Стержни, заготовленные для сварки на этой машине, укладываются на нее вручную.
На рис. 145 показана полуавтоматическая многоточечная машина ВНИОМС конструкции Г. Ф. Долженко и С. С. Леви для сваривания сеток шириной до 4,5 м любой длины из стержней диаметром до 20 мм.
Расстояние между продольными стержнями может меняться в пределах от 50 до 300 мм, а между поперечными стержнями
5BOD |
может быть взято любое, начиная от 75 мм. Наибольшая часовая производительность такой машины составляет при диаметре стержней до 10 мм — 1200 точек, а при больших диаметрах — 800 точек.
Эксплуатация многоточечных сварочных машин экономически целесообразна, как правило, в условиях централизованного арматурного завода или цеха.
На заводах железобетонных изделий применяют автоматические многоточечные сварочные машины; их описание приводится в учебниках по изготовлению сборных железобетонных конструкций и деталей.
При выборе типа машины наибольшее количество сварок в час можно определить, пользуясь следующей несложной формулой:
3600 . пв
где п — количество сварок в час;
ПВ — расчетный процент времени включения сварочного трансформатора (см. табл. 22);
t — время одной сварки в секундах (берется по справочным данным или путем пробной сварки).
Из формулы видно, что для повышения производительности нужно сокращать время сварки, а это может быть сделано только при увеличении силы сварочного тока.
Нормальная длительность сварки для различных диаметров стержней и некоторых типов сварочных машин приведена в табл. 29, 30 и 31.