УСТАНОВКА ГОТОВЫХ КАРКАСОВ И УКЛАДКА СЕТОК
Арматурщики могут начинать установку арматуры только после подписания акта о приемке опалубки от плотников.
Необходимо проверить соответствие опалубки проектным размерам с учетом допусков, установленных техническими условиями, приведенными в табл. 33.
Перед установкой арматуры проверяется также правильность установки всех так называемых закладных частей, т. е. трубопроводов различного сечения и т. in. деталей, которые затем останутся вместе с арматурой в толще бетсна.
Рис. 174. Подача кабельным краном готовых каркасов с железнодорожных платформ к месту установки |
Монтаж сварных арматурных пространственных и плоских каркасов, сеток и пакетов на месте установки производится кранами. Выбор типа крана и его грузоподъемности определяется весом и размерами монтируемых каркасов и сеток. Так, например, на строительстве Цимлянского гидроузла для монтажа арматуры были применены портальные краны грузоподъемностью Юте вылетом стрелы 30 м. Арматурные каркасы и сетки фундаментных массивов обычно опускаются при помощи автокрана или крана на гусеничном ходу в котлован с установленной опалубкой. Каркасы для больших фундаментов, неудобные для перевозки из-за своих размеров, целесообразно перевозить по частям и укрупнять (собирать) при помощи дуговой сварки непосредственно около места их установки.
Легкие каркасы колонн устанавливают опусканием сверху в опалубку. Через нижнее окно короба опалубки каркас колонны приваривают или привязывают к выпускам арматуры, забетонированной в фундаменте, плите или колонне нижележащего этажа.
Тяжелые (несущие) каркасы колонн вполне возможно устанавливать до установки опалубки. После установки нескольких каркасов их раскрепляют временными диагональными схватками из досок, горбылей и т. п. в двух направлениях для обеспечения устойчивости.
Таблица 33 Допускаемые отклонения при установке опалубки
|
Каркасы балок, в зависимости от их веса, можно устанавливать •краном или вручную. В последнем случае краном сначала поднимают сразу на опалубку несколько каркасов.
При установке вручную (рис. 175) каркас надевается сначала одним, а потом другим концом на выпуски арматуры колонн.
Для сохранения взаимного проектного положения плоских сварных каркасов необходимо заготовить и установить через 1.5—2 м по длине специальные шаблоны (рис. І76) из стержней диаметром 4—б м.
Готовые арматурные сетки раскатывают или раскладывают на опалубке імежду балками и прогонами.
Стыкование сеток или плоских каркасов на месте установки без сварки должно производиться так, как это показано на рис. 177. В направлении рабочих стержней стыки сварных каркасов с односторонним расположением продольных стержней и стыки сварных сеток (рис. 177, б и в) осуществляются внахлестку с перепуском каркасов или сеток на длину не менее 250 м.
При стыковании сеток из гладких стержней в каждой сетке на длине стыка должно располагаться не меньше трех поперечных стержней, как это показано на рис. 177, а, б, в. При стыковании
сеток из стержней периодического профиля, расположенных в растянутой зоне конструкций, приварка поперечных стержней не обязательна, но длина нахлестки при этом должна быть увеличена на 5 диаметров рабочих стержней (рис. 177, г и д). При этом рекомендуется располагать рабочие стержни в одной плоскости, а стыки — вразбежку.
Стыкование вразбежку сварных плоских каркасов с двухсторонним расположением продольных стержней не допускается.
Рис. 175. Последовательность установки каркаса балки в опалубку: а — каркас поднесен к месту установки; б — один конец каркаса предварительно опущен на времегі — ную подкладку, а второй конец опускается в короб опалубки; в — второй конец каркаса снимается с подкладки и опускается в опалубку |
В направлении распределительных (монтажных) стержней стыки выполняются двояким образом. При диаметре рабочей арматуры до 16 мм стыки выполняются внахлестку, причем расстояние между осями крайних рабочих стержней должно быть не меньше 50 мм при диаметре распределительной арматуры до 4 мм включительно и 100 мм при диаметре распределительной арматуры больше 4 мм (рис. 177, е).
При диаметре рабочей арматуры 16 мм и больше стыки сеток могут выполняться также путем укладки специальных стыковых сеток (рис. 177, ж) с перепуском (нахлесткой) в каждую сторону’ не меньше 15 диаметров распределительной арматуры, но не меньше чем 100 мм.
Заделка арматурных сварных сеток на опоре железобетонной плиты должна производиться по одному из способов, показанных на рис. 178; рис. 178, а ив показывает заделку сварных сеток из арматуры периодического профиля, рис. 178, б — заделку сварных сеток из гладкой арматуры с крюками.
Рис. 176. Шаблоны для установки вертикальных плоских арматурных каркасов в опалубке: а — шаблоны для крепления верхней чаете каркасов; б — шаблоны для крепления нижней части каркасов; 1 — плоские арматурные каркасы; 2 — шаблоны |
При установке арматуры очень большое значение имеет обеспечение проектной величины толщины защитного слоя бетона между поверхностью опалубки и ближайшими стержнями арматуры. Применяемые для создания защитного слоя специальные бетонные или цементные подкладки в балках устанавливают до монтажа арматуры (рис. 179, а), а в колоннах — после установки арматуры (рис. 179, б).
Техническими условиями разрешается замена прокладки приваркой к арматуре сеток или каркасов специальных упоров из обрезков металла при условии, если поверхность бетона будет оштукатуриваться или затираться раствором.
При наличии нескольких рядов рабочей арматуры проектное расстояние между ними создается прокладкой обрезков круглой стали или специальных фасонных прокладок, торцы которых не должньцзаходить в толщу защитного слоя бетона. Правильнее по-
а, б, в — стыки внахлестку каркасов и сеток из гладкой арматуры в направлении рабочих стержней; г, д — стыки внахлестку сварных каркасов и сеток из стержней периодического профиля в направлении рабочих стержней; є — стык сварных сеток внахлестку в направлении распределительных стержней; ж — стык сварных сеток в направлении распределительных стержней, при помощи стыковой сетки; di — диаметр рабочих стержней; d* — диаметр распределительных стержней
ложение верхней арматуры в плитах обеспечивается установкой специальных подставок, согнутых из обрезков круглой стали (так называемых «лягушек»).
Отклонения от проекта в количестве и расположении установленной арматуры не должны превышать допусков, указанных в табл. 34.
Аналогичные допуски для горячекатанной арматуры периодического профиля приведены в табл. 35.
Приемка установленной арматуры должна быть оформлена актом на скрытые работы.
Состав звена при установке готовых сеток и каркасов может быть различным в зависимости от веса каркаса.
При установке краном сеток весом до 3 т звено состоит из крановщика 7-го разряда и двух арматурщиков 5 и 4-го разрядов.
Установка сеток и каркасов весом до 100 кг вручную ведется звеном, состоящим из арматурщика 5-го разряда и арматурщика 3-го разряда.
14 А. С. Торопов
Производительность звена нормируется в зависимости от веса сетки или каркаса и преобладающего диаметра арматуры, причем преобладающим считается диаметр стержней, имеющих наибольший вес в арматуре конструктивного элемента.