Арматурные и бетонные работы
В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI съездом КПСС, указано на необходимость наращивать выпуск прогрессивных железобетонных конструкций, а также повышать уровень индустриализации строительного производства и степень заводской готовности конструкций и изделий. Доля крупнопанельных и объемно-блочных жилых домов в общем объеме жилищного строительства должна быть увеличена.
Железобетон в качестве строительного материала является новым по сравнению с камнем, деревом и металлами. Его стали применять в строительстве только во второй половине XIX 8. В дореволюционной России железобетонные конструкции начали использовать в 1885 г., и в последующие годы из железобетона были выполнены самые разнообразные сооружения и конструкции. Однако распространение железобетона в России шло очень медленно, так как в стране не было развитой промышленности и отсутствовали достаточно разработанные методы проектирования железобетонных конструкций. Большой вклад в науку о бетоне и технологию бетонных и железобетонных работ внес профессор Н. А. Белелюбский.
Перед началом первой мировой войны русские инженеры широко и успешно вели строительство бетонных и железобетонных сооружений, особенно на железных и шоссейных дорогах.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в восстановительный период и особенно в годы первых пятилеток, значительно возросло и расширилось применение железобетона в гидротехническом, промышленном и гражданском строительстве. В гидротехническом строительстве железобетон широко использовали при возведении Волховской ГЭС (1921—1926), Днепрогэса (1927—1932), крупных цехов на Краматорском машиностроительном заводе, Днепровском металлургическом заводе, Запорожстали, Магнитогорском металлургическом комбинате и многих других. Здесь устанавливали железобетонные рамные и арочные конструкции значительных пролетов. Также широко применяли железобетон при возведении высотных сооружений в скользящей опалубке, например, зерновых элеваторов, силосов, бункеров, заводских дымовых труб, водонапорных башен, тонкостенных пространственных конструкций — оболочек, шатров, куполов.
Наряду с возведением многочисленных монолитных сооружений в промышленном строительстве с 1929 г. широко применяли сборные железобетонные конструкции. Почти все сборные железобетонные элементы зданий и сооружений выполняли у места постройки в деревянных формах; только детали малых размеров изготовляли на небольших предприятиях, оснашенных простым оборудованием.
В 1932—1936 гг. советскими учеными А. Ф. Лолейтом, А. А. Гвоздевым был разработан метод расчета железобетонных конструкций по разрушающим нагрузкам (по предельным состояниям), который был проще расчета по допускаемым напряжениям и значительно точнее оценивал несущую способность конструкций.
Большой вклад в развитие предварительно напряженного железобетона внесли советские ученые В. В. Михайлов, А. А. Гвоздев и др.
С 1949 г. применение железобетонных конструкций в строительстве начинает резко увеличиваться. Этому способствуют созданные высокомеханизированные мощные заводы* железобетонных изделий. Благоприятное влияние на дальнейшее развитие сборных железобетонных конструкций оказало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 г. «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» и постановление Совета Министров СССР от 3 января 1977 г. «О некоторых мерах по повышению технического уровня производства железобетонных конструкций и более эффективному использованию их в строительстве». В соответствии с этим постановлением намечено более широкое применение монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкций, разработаны проекты заводов централизованного изготовления арматурных изделий, создаются высокопроизводительные автоматизированные линии для изготовления сеток и пространственных арматурных изделий.
На 80-е годы намечается новый этап в производстве и применении железобетонных конструкций. Объем производства и применения железобетонных конструкций в одиннадцатой пятилетке превысит 900 млн. м3. При таких масштабах особенно важно обеспечить ускоренный технический прогресс в этой области строительства.
Кроме дальнейшего распространения апробированных эффективных конструкций и улучшения использования созданного научно-технического потенциала необходимо ускоренными темпами разрабатывать способы снижения металлоемкости и энергоемкости железобетонных конструкций.
При создании новых конструктивных форм предполагается шире использовать высокопрочные материалы, пространственную работу конструкций, последние достижения теории железобетона, прогрессивные производительные технологические процессы. Основными путями снижения расхода стали в железобетоне являются повышение прочностных свойств арматурной стали, применение высокопрочных бетонов и совершенствование конструкций, в том числе предварительно напряженных.
Научно-технический прогресс в области строительства неразрывно связан с опережающим развитием и применением сборного железобетона, что позволит значительно повысить технический
уровень строительства и на этой основе сократить сроки возведения зданий и сооружений.
Для этой цели создаются конвейерные автоматизированные линии, автоматические станки и установки, позволяющие с меньшими затратами труда изготовлять железобелгонные конструкции. При производстве сборных железобетонных конструкций намечается дальнейшая специализация их производства с разделением номенклатуры изделий по специализированным предприятиям, изготовлением массовых арматурных каркасов и закладных деталей на заводах централизованного изготовления арматурных изделий. При возведении монолитных железобетонных зданий и сооружений основные, наиболее трудоемкие процессы изготовления пространственных каркасов будут выполнены на централизованных арматурных заводах с последующим монтажом укрупненных арматурных блоков с навешанной опалубкой на строительной площадке. Для укладки и уплотнения бетонной смеси создаются совершенные транспортирующие устройства и виброустановки.
Эффективность и качество бетонных и арматурных работ во многом зависят от совершенствования технологии и организации производства.
Технология изготовления железобетона состоит из нескольких самостоятельных технологических процессов: приготовления бетонной смеси; изготовления арматурных изделий и закладных деталей; подготовки стальных форм или деревянной опалубки, определяющих размеры и очертания изделий; установки в форму арматуры, закладных деталей и натяжения арматуры предварительно напряженных конструкций; укладки и уплотнения бетонной смеси; ускорения твердения бетона путем его обогрева паром или с помощью электропрогрева; распалубки и транспортирования железобетонных изделий. Все эти технологические процессы выполняют арматурщики и бетонщики с помощью механизированного и автоматизированного оборудования.
Для лучшего использования механизмов, повышения производительности труда необходима высокая квалификация арматурщиков и бетонщиков, овладевших теоретическими знаниями и практическими навыками работ. Подготовка квалифицированных арматурщиков и бетонщиков как для работы на заводах железобетонных изделий, так и на строительстве осуществляется в нашей стране в основном в системе профессионально-технического образования.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977 г.) подчеркивается, что обеспечение народного хозяйства страны молодыми рабочими кадрами является задачей огромной политической и народнохозяйственной важности.
Настоящая книга, включающая в себя вопросы технологии арматурных и бетонных работ, предназначена для решения части этой задачи.