Архивы за 25.09.2014
Зубчатые передачи
Появление зубчатой передачи относится к глубокой древности. Изготавливались они тогда из дерева. Меньшее колесо имело шесть стержней (окружность легко делится на шесть частей), откуда и пошло название шестерня, а большое колесо получило название зубчатого.
Эти названия сохранились в русской технической терминологии и до настоящего времени.
Колеса зубчатых передач в зависимости от расположения их геометрических осей могут быть цилиндрическими, коническими или винтовыми.
Передача цилиндрическими колесами (рис. 2.11, а) применяется при параллельном расположении осей, коническими (рис. 2.11, б) — при пересекающихся осях и винтовыми (рис. 2.11, в) — при перекрещивающихся. Передачи цилиндрическими колесами могут быть внешнего (рис. 2.11, а) и внутреннего зацепления (рис. 2.11, г) В первом случае зубчатые колеса вращаются в противоположные стороны, а во втором — в одну и ту же.
Рис. 2.11. Виды зубчатых передач: а — цилиндрическая внешнего зацепления; б — коническая; в — винтовая; г — цилиндрическая внутреннего зацепления |
а |
6 |
6 |
г |
Во всех случаях вращение ведущего зубчатого колеса преобразуется во вращение ведомого зубчатого колеса через нажатие зубьев первого на зубья второго.
Профиль зубьев обычно выполняется по эвольвенте, очертание которой обеспечивает равномерное вращение колес, а следовательно, и постоянное передаточное число.
Эвольвентное зацепление показано на рис. 2.12. Окружности, проведенные из центров зубчатых колес и катящиеся одна по другой без скольжения, называются начальными.
Рис. 2.12. Эволъвентное зацепление: а — цилиндрическими колесами; б — реечное зубчатое; 1 — профиль зуба; 2 — линия зацепления;
3 — ножка; 4 — впадина; 5 — головка; 6 — межосевая линия;
7 — окружность впадин; 8 — начальная окружность; 9 — окружность выступов; 10 — прямая выступов; 11- прямая впадина;
12 — начальная прямая.
Окружность, проведенная по вершинам зубьев, называется окружностью выступов, а окружность, описанная по впадинам, называется окружностью впадин.
Части зубьев между начальной окружностью и окружностью выступов называются головками зубьев, а нижние части, между начальной окружностью и окружностью впадин — ножками зубьев.
Расстояние между одноименными точками двух соседних зубьев, измеренное по дуге начальной окружности, называется шагом зацепления.
Основным параметром зубчатого зацепления является величина, называемая модулем зацепления. Измеряется модуль в миллиметрах и представляет собой отношение шага зацепления к числу л:
т — — — (2.16)
л
Длина начальной окружности равна произведению шага на число зубьев:
nd = tz, (2.17)
отсюда диаметр начальной окружности
d= — z = mz (2.18)
л
Высота головки зуба h в стандартном зацеплении равна т. Поэтому диаметр окружности выступов, то есть наружный диаметр колеса,
D = т(г+ 2).
Высота ножки зуба h2 для обеспечения зазора между головкой зуба и дном впадины делается больше модуля и зависит от точности изготовления зубчатого колеса или шестерни.
Обычно высота ножки зуба h2 = 1,25т.
Качение колес зубчатой передачи происходит без проскальзывания, отсюда
. d7 z2
(2.19)
то есть передаточное число зубчатой пары равно отношению числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев шестерни.
Для преобразования вращательного движения в поступательное (например, реечный домкрат) часто используют зубчатое зацепление, у которого радиус колеса бесконечно велик. Такое зацепление показано на рис. 2.12, а и носит название реечного зубчатого. В нем зацеплении начальная окружность шестерни перекатывается без скольжения по начальной прямой рейке; эвольвента зубьев приобретает прямолинейную форму, а зубья получают форму трапеции с углом наклона боковых сторон, равным углу зацепления.
Все цилиндрические зубчатые передачи обладают постоянством передаточного числа, компактностью и большим диапазоном передаваемых мощностей. Коэффициент полезного действия этих передач зависит от точности и чистоты поверхности зубьев, а также от способа смазки и находится для закрытых передач в пределах г)= 0,97-0,99.
Для передачи вращающего момента между валами, оси которых пересекаются под углом, применяются конические передачи.
Наибольшее распространение имеют передачи с межосевым углом 8 = 90° (рис. 2.12, б). Зубья конических колес могут быть прямыми, косыми или криволинейными. Их профили выполняются также по эвольвенте, но сечение зуба уменьшается по мере приближения к вершине конуса. Поэтому шаг и модуль зуба по его длине меняются, имея наибольшее значение на максимальных диаметрах начальных конусов.
Передаточное число пары конических зубчатых колес определяется так же, как и в цилиндрических колесах:
со, d, г,
г=77 = Т= (2.20)
о)2 a, z.
При работе конической зубчатой передачи всегда возникают значительные осевые усилия, которые должны быть восприняты опорами. Естественно, это вызывает дополнительные потери на трение, из-за которых КПД конических передач несколько ниже, чем цилиндрических: Г] равен 0,94….0,96.
При необходимости получения большого передаточного числа в передаче крутящего момента между скрещивающимися валами применяются передачи, которые носят название червячных (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Червячная передача: 1 — червяк; 2 — червячное колесо. |
Червячная передача представляет собой зубчато-винтовую передачу и состоит из червяка — винта с трапецеидальной резьбой — и червячного колеса — косозубого колеса с зубьями специальной формы.
При вращении червяка его витки, находящиеся в контакте с зубьями колеса, давят на них и заставляют поворачиваться колесо. Для обеспечения постоянного и равномерного движения необходимо, чтобы осевой шаг червяка был равен торцевому шагу червячного колеса. В этих передачах за каждый оборот червяка колесо поворачивается на один зуб при однозаходной резьбе, на два зуба — при двухзаходной резьбе и т. д. С помощью таких передач можно получить передаточное число больше 200 (обычно — 50-60).
Передаточное число червячной передачи
г = — = — ’ (2.21) z„ пк
где z — число заходов червяка; г — число зубьев колеса; п — число оборотов червяка; п — число оборотов колеса.
Возможность получения большого передаточного числа, компактность, плавность и бесшумность являются неоспоримыми достоинствами червячной передачи.
Существенный ее недостаток — низкий коэффициент полезного действия г равный 0,7-0,75. Постоянно работающая червячная пара потребляет значительную мощность, выделяет большое количество тепла и требует обязательного интенсивного охлаждения. Этим объясняется сравнительно редкое применение червячных передач особенно в механизмах, передающих большие мощности.
Червячные передачи обычно отличаются свойством самоторможения. Это свойство используется в грузоподъемных устройствах. Если бы привод барабана, с помощью которого поднимается груз, имел, например, зубчатую передачу, то пришлось бы устанавливать тормозное устройство, чтобы груз не опускался. При наличии самотормозящейся червячной передачи обратного движения быть не может.
Если необходимо получить большие передаточные числа, обычно прибегают к многоступенчатым зубчатым передачам в основном с цилиндрическими зубчатыми парами. Такие многоступенчатые передачи называются редукторами. Редукторы выпускаются промышленностью как самостоятельные изделия. Они стандартизированы и могут быть установлены в любой машине в соответствии со своими параметрами. Редукторы выпускаются одно-, двух-, трех — и многоступенчатыми с различными зубчатыми передачами (цилиндрическими, червячными, коническо-цилиндрическими и т. д.). Основными параметрами редукторов являются передаваемая мощность, передаточное число и ско — ростьювращения ведущего вала.
В редукторах передачи располагаются внутри корпусов специальной конструкции. Нижняя часть корпуса редуктора обычно заполняется маслом, уровень которого контролируется. При вращении колес часть из них, окунаясь в масляную ванну редуктора, поднимает масло и разбрызгивает его, обеспечивая смазку трущихся поверхностей.
Корпусы редукторов снабжаются опорными лапами для крепления к фундаментам или рамам, или рым-болтами для монтажа и ребрами для увеличения теплоотдачи и жесткости.
Ременные передачи
Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и соединенных между собой натянутым бесконечным ремнем на них (рис. 2.10, а). Благодаря трению, развиваемому между ремнем и шкивами, вращение ведущего шкива передается ведомому.
В зависимости от формы поперечного сечения ремней различают плоскоременные (рис. 2.10, б), клиноременные передачи (рис. 2.10, в) и передачи круглым ремнем (рис. 2.10, г).
6 |
г |
б |
Рис.2.10. Ременная передача.
Клиновые ремни в сечении имеют форму трапеции, которая своими боковыми поверхностями касается боковых поверхностей канавок шкива. Глубина канавки делается больше высоты сечения ремня, чтобы между нижним основанием сечения ремня и дном канавки был зазор. Этим обеспечивается заклинивание ремня в канавке, увеличивается сцепление, а следовательно, и тяговая способность передачи. Клиноременная передача обладает плавностью и бесшумностью, малыми габаритами и возможностью передавать большие усилия вследствие параллельной установки необходимого количества ремней. Кроме того, как и всякая ременная передача, клиноременная предохраняет механизм от перегрузки за счет эластичности ремней и возможности их проскальзывания. В то же время свойство клиноременной передачи исключает постоянство передаточного числа и практически исключает возможность передавать очень большие мощности.
Различное натяжение ведущей и ведомой ветви ременной передачи приводит к обязательному упругому проскальзыванию ремня относительно шкива, из-за чего передаточное число этой передачи имеет следующий вид:
. _ Щ _ ni _ D2
1 а>2 п2 D,(l-£) (2.15)
где /}, и D2 — диаметры ведущего и ведомого шкивов; є — коэффициент
скольжения, зависящий от упругости и степени натяжения ремня.
При применении стандартных резинотканевых клиновых ремней коэффициент скольжения колеблется от 0,01 до 0,02.
Передачи. Общие сведения
Передачей называется устройство, предназначенное для передачи механической энергии на расстоянии. В зависимости от способа передачи энергии различают передачи механические и передачи с преобразованием энергии (гидравлические, электрические и пневматические). В строительных и дорожных машинах наиболее распространенными являются механические и гидравлические передачи. Передачи не только передают движение, но изменяют скорость, а иногда характер и направление движения.
В каждой передаче тело, которое передает мощность, называется ведущим, а тело, которому передается эта мощность, ведомым.
В зависимости от способа передачи движения от ведущего тела вращения ведомому различают передачи трением с непосредственным контактом тел вращения и зацеплением, а также передачи с гибкой связью (рис. 2.9). Передачи трением с непосредственным контактом тел вращения носят название фрикционных (рис. 2.9, а), а с гибкой связью — ременных (рис. 2.9, б).
Передачи зацеплением при непосредственном контакте могут быть зубчатыми (рис. 2.9, в) или червячными (рис. 2.9, г), а с гибкой связью — цепными (рис. 2.9, д).
Основным параметром любой передачи является передаточное число, под которым понимают отношение угловой скорости ведущего тела передачи к угловой скорости ее ведомого тела или соответствующее отношение чисел оборотов:
. п
=_ (27) со2 п2
При і > 1 ведомый вал передачи вращается медленнее ведущего, а при — і < 1 наоборот^Зыстрее ведущего. В строительных машинах в большинстве применяются в большенстве передачи, у которых і > 1, то есть замедляющие. Это необходимо для уменьшения скорости движения рабочего органа машины при больших угловых скоростях вала двигателя или для увеличения крутящего момента.
Рис. 2.9. Механические передачи: а — фрикционная; б — ременная; в — зубчатая; г — червячная; д — цепная. |
Во многих случаях одной парой тел вращения нельзя обеспечить требуемое передаточное число. Тогда применяют ряд последовательно соединенных передач — так называемую многоступенчатую передачу, в которой ведомый вал первой пары является ведущим для второй и т. д.
Общее передаточное число такой передачи равно произведению передаточных чисел отдельных ступеней: для трехступенчатой передачи его можно записать как:
. … «л. ".
h6m=hhh =———————————————————————— (2.8)
ft), С02 ft)3
Здесь г; — передаточное число ременной передачи; г2, i3 — передаточные числа первой и второй пары зубчатых колес.
В замедляющих передачах крутящий момент на ведомом валу всегда больше, чем на ведущем, так как снижение скорости обеспечивает увеличение силы.
Как известно из теоретической механики, для одного и того же вала крутящий момент М, передаваемая мощность N и угловая скорость связаны зависимостью:
N
— (2.9)
(О
Для первого вала эту зависимость можно записать как М{ — Nx/cov для второго — М2 = N2/а>2 и т. д.
Разделив второе выражение на первое, получим:
М2 г, N2 ®1
Мх~ Щ(02’нш 2“ 1 Nt’co2 (2.10 и 2.11)
Очевидно, отношение Nj N і представляет собой коэффициент полезного действия передачи г], а 0)х/со2 — передаточное число.
Следовательно,
М
Мг =Ml-T]i, a Мх= —- (2.21 и 2.13)
і Г]
Для многоступенчатой передачи это можно записать следующим образом:
Мп =М, 1о6щ %6щ’ (2.14)
где £общ и ^общ представляют собой соответственно передаточное число и коэффициент полезного действия всех ступеней передачи.
Следовательно, в замедляющих передачах на каждом последующем валу крутящий момент будет возрастать, а мощность, вследствие потерь на трение в подшипниках и в самой передаче, уменьшаться.