Архивы за 21.09.2014
Общие сведения о деталях машин
Машина — устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического или умственного труда.
Машины, рассматриваемые в настоящем учебнике, состоят из большого количества отдельных частей. Простейшие части машин, изготовленные без применения сборочных операций, называются деталями. Многие из деталей различных по назначению машин имеют одинаковую конструкцию, выполняют одинаковые функции, находятся в одинаковых или тождественных условиях работы.
Группа деталей, работающих в комплексе и объединенных общим назначением, называется механизмом или узлом (например, редуктор, коробка передач). Поэтому изучение различных машин целесообразно начинать с рассмотрения устройства, работы и назначения отдельных деталей, различных соединений и передач.
Различают детали общего и специального назначения. Детали общего назначения — винты, гайки, валы, муфты, подшипники и т. д. — применяются почти во всех машинах. Детали специального назначения встречаются только в некоторых. Например, в строительных машинах это крюк подъемного крана, зуб ковша экскаватора и т. д. Обеспечение эффективности работы машины при длительном сроке службы в значительной степени определяется прочностью, надежностью, долговечностью, износостойкостью и жесткостью деталей и узлов.
Техническая эстетика изделий
С требованиями эргономики тесно связаны и требования технической эстетики или художественного конструирования изделия. Задачей художественного конструирования является выбор геометрических пропорций изделия, его цветового оформления и формы с учетом функционального назначения, материала и технологии изготовления.
Благодаря физиологическим особенностям человека выполнение требований технической эстетики в немалой степени способствует более бережному отношению его к красиво изготовленному изделию, более качественному выполнению тех или иных операций, меньшей утомляемости и большей безопасности во время работы. Все эти факторы приводят к повышению производительности труда.
Одним из элементов художественного конструирования является рациональное проектирование рабочего места оператора и органов управления машиной. При этом необходимо учитывать размеры оператора (его антропометрические показатели), физиологические особенности, возраст. Например, пальцы рук обеспечивают наибольшую точность движений; наибольшее усилие при управлении водитель создает ногой при упоре в стенку сиденья; наибольшей силы человек достигает приблизительно к 25 годам, усилия рук и ног к 65 годам уменьшаются на 50%, а усилия кистей рук — на 16,5%. На основе этих данных определяют размер рабочей зоны оператора (в пределах которой он производит рабочие движения), расположение рычагов, педалей и кнопок системы управления, их размеры, форму, окраску.
Большое значение для безопасной работы оператора и для понижения его утомляемости имеет выбор цвета окраски отдельных элементов и частей машины. Известно, например, что красный способствует повышению внутриглазного давления, тогда как зеленый цвет снижает его, очень спокойным является и синий цвет. В инструкциях по технике безопасности в США в красный цвет рекомендуется окрашивать противопожарный инвентарь, в зеленый (либо серый, белый или черный) — безопасные материалы, в синий — защитные материалы (например, вещества для защиты от ядовитых газов), в фиолетовый — ценные материалы и т. д.
Для окраски дорожно-строительных машин следует использовать яркие тона и стремиться к тому, чтобы по цвету движущиеся рабочие органы резко контрастировали с остальными частями машины, что обеспечивает их хорошую видимость и безопасность людей.
Стандартизация и унификация
Большое значение для улучшения качества продукции и удешевления производства изделий приобретают стандартизация и унификация.
Основная цель стандартизации состоит в установлении уровня норм и требований при выполнении опытно-конструкторских работ, изготовлении изделий и их эксплуатации. Охватывая все сферы производства изделия и его эксплуатации, стандарты регламентируют:
— терминологию, обозначения и правила выполнения рабочих чертежей; методы расчета;
— габаритные и присоединительные размеры деталей;
— состав и свойства применяемых материалов;
— содержание технологических процессов, параметры оборудования и контрольно-измерительного инструмента;
~ методы испытания и оценки основных показателей изделия;
~ правила и нормы его эксплуатации.
В зависимости от области применения различают стандарты предприятия (СТП), отраслевые (ОСТ), государственные (ГОСТ) и стандарты Беларуси (СТБ) и междугосударственные стандарты (ISO).
Унификация необходима для обеспечения рационального сокращения многообразия типов конструкций, материалов, технологических процессов изготовления, размеров и других параметров изделий одинакового функционального назначения. На стадии проектирования унификация позволяет использовать уже готовые чертежи отдельных деталей или сборочных единиц, что значительно сокращает сроки проектирования и изготовления изделия и позволяет получить большой экономический эффект.
Уровни стандартизации и унификации изделий определяются по отношению числа стандартизованных или унифицированных деталей к общему числу деталей в данном изделии. Эти уровни должны быть достаточно высокими, однако, определяя их пределы, следует учитывать специфику изделия, требования к надежности отдельных его деталей и сборочных единиц, серийность производства и исходить при этом из общего народнохозяйственного эффекта, который дает унификация или стандартизация.
С понятием унификации тесно связано и другое понятие — агрегатирования, т. е. метода компоновки машин из унифицированных деталей, сборочных единиц и агрегатов разных типоразмеров. Разработанные на основе какой-то базовой машины остальные машины данного ряда (модификации базовой машины) отличаются от нее лишь значениями главного параметра (грузоподъемностью, объемом ковша, мощностью двигателя, тяговым усилием) и незначительными конструктивными изменениями отдельных частей.
Характерным примером являются типоразмерные ряды дорожно-строительных машин фирмы "Интернейшнл" (США) на базе колесных и гусеничных тракторов, одноосных и двухосных колесных тягачей (рис. 1.1).
Одним из важных направлений унификации дорожно-строительных машин является применение сменного рабочего оборудования. Так, для отечественных погрузчиков освоено более 20 видов сменного оборудования, для бульдозеров и корчевателей — более 10. Сменное рабочее оборудование имеют также автогрейдеры, краны, экскаваторы.
В конструкциях ряда зарубежных машин применяется сменное ходовое оборудование, а также сменные двигатели. Примером последнего могут служить некоторые типы выпускаемых в США экскаваторов, имеющих в качестве сменных двигателей карбюраторный, электрический и дизельный. При замене одного типа двигателя на другой трансмиссия остается прежней.
Модель 560 Н-100С Н-90Е Н-80В Н65С
Мощность, кВт 283 215 178 137 116
Масса, т 31,3 23 17 14,2 12,4
б)
Модель 580 Н-400С 560 Н-1000 Н-90Е Н-80В
Мощность, кВт 802 432 283 215 180 137
Объем ковша, м3 15,1 8,41 5-9 3,44-4,2 3,1-5,35 2,674,5
H-50C H-30B H-30F 3850 2500 2400B 3300B H-25B 3200B
60 и 69 46 и 31 46-51 59 44 и 52 38 27 38 22
1,15-2,68 0,76-1,2 0,76-1,7 0,96-1,15 0,57 0,57 0,26-0,48 0,45-1,150,25-0,48
г) |
Модель 2500 1750 125Е 100Е 50Е
Мощность, кВт 142 91 28 48 33
Объем ковша, м3 1,8-2,48 1,52-1,72 0,96-1 0,76-0,86 0,57
Модель 444 433
Мощность двигателя, кВт
ДОРОЖНО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ |
переднего 231 231
Заднего 138 138
Объем ковша, м3 ____ 16,8 15
Модель ГД-25С ГД-20Е ТД-15С ТД-8Е
Мощность, кВт 231 157 104 56
Масса, т 31,6 21,1 14,3 7,7
ж)
Модель 442 431 412
Мощность, кВт 231 231 112
Объем ковша, м3 16,8 16 8,4
Модель 3820А |
3600А |
3500А |
3400А |
2400В |
Мощность, кВт 63 |
59 |
52 |
37 |
34,3 |
Глубина |
||||
выемки |
||||
грунта, м3 4,97 |
4,95 |
4,83 |
4,34 |
3,89 |
Модель |
3984 |
3964 |
Мощность, кВт |
77 |
75 |
Объем ковша, м3 |
0,57 |
0,48 |
Глубина |
||
выемки |
||
грунта, м3 |
6,65 |
6,26 |
Рис. 1.1. Типоразмерные ряды некоторых дорожно-строительных машин, а — лесопогрузчики на базе колесных тракторов с шар — нирно-сочленной рамой; б — фронтальные ковшевые погрузчики на базе колесных тракторов с шарнирно-сочленной рамой; в — фронтальные ковшевые погрузчикис жесткой ходовой тракторов; г — фронтальные ковшевые погрузчики на базе гусеничных тракторов; д — булюдозеры на базе гусеничных тракторов; е — самоходные двухдвигательные скреперы; ж — самоходные скеперы; з — колесные тракторы с фронтальным погрузочным оборудованием ит обратной лопатой; и — гидравлические эсковаторы.
Большое значение имеет унификация таких элементов дорожностроительных машин, как гидроцилиндры в гидравлических приводах, фрикционные муфты, опорно-поворотные устройства, стрелы и т. п.
Унификация распространяется не только на конструкции, но и на кинематические схемы машин или отдельных механизмов. Например, кинематические схемы многих стреловых кранов в Англии и ФРГ не отличаются от кинематических схем экскаваторов, имеющих тот же привод. Унифицированная схема объемного гидропривода применяется для пневмоколесных кранов различной грузоподъемности.