Архивы за 01.11.2014
Вибрационные машины для уплотенения дорожных покрытий
Для уплотнения дорожных покрытий в последнее время широкое применение находят вибрационные машины. К ним относятся виброкатки, поверхностные вибромашины, бетоноотделочные машины и глубинные вибраторы. Эти машины применяются при уплотнении цементобетонных и асфальтобетонных покрытий, щебеночных и гравийных оснований дорог, а также слоев грунта, укрепленного цементом.
Вибромашины могут быть самоходными, прицепными, навесными и переставляемыми. Прицепные и самоходные вибрационные катки применяются при уплотнении как асфальтобетонных покрытий, так и различного рода оснований дорог. Поверхностные вибромашины служат для уплотнения грунтов, щебеночных и гравийных оснований и покрытий дорог. Для уплотнения цементобетонных покрытий применяются специальные бетоноотделочные машины (финишеры). При толщине покры
тий свыше 25 см для уплотнения бетонной смеси используются глубинные вибраторы.
Привод вибрационной машины осуществляется как от двигателей внутреннего сгорания, так и от электродвигателей. В настоящее время находит применение также комбинированный привод: дизель-электриче — ский, дизель-гидравлический и электропневматический.
Для придания рабочему органу машины колебательных движений устанавливается специальный возбудитель колебаний — вибратор. Колебания от вибратора через рабочую плиту, валец или корпус передаются уплотняемой среде.
По принципу действия различают центробежные, инерционные и вибраторы ударного действия. В центробежных возмущающая сила создается за счет вращения неуравновешенных масс. Возмущающая сила инерционных вибраторов развивается в результате возвратно-поступательного движения масс. В вибраторах ударного типа возмущающая сила возникает при соударении подвижных масс.
Все механические вибраторы можно разделить на регулируемые и нерегулируемые, одночастотные и поличастотные, направленного и ненаправленного действия.
Основные принципиальные схемы дебалансов вибраторов показаны на рис. 14.5. Сечение неуравновешенных частей — дебалансов — чаще всего имеет форму кольцевого сектора, круга или прямоугольника. Оптимальная форма и размеры дебалансов выбираются из условия минимума веса дебаланса и его момента инерции при заданной величине возмущающей силы.
Возмущающая сила виброэлемента в каждый момент времени равна проекции на вертикальную ось той центробежной силы, которая развивается при вращении дебаланса, а амплитудное значение возмущающей силы Р равно центробежной силе, т. е.
2 Gj 2
m = mzw =—zw ^ (14 11)
где Gd — вес дебаланса в кИ, w ~ угловая скорость вращения в с’1,
z — эксцентриситет, т. е. радиус вращения центра тяжести дебаланса, в см.
Для удобства расчетов из уравнения обычно выделяют величину
Мк= Gaz, кН/см, (14.12)
которую условно называют кинетическим моментом дебаланса.
Кинетический момент секторного дебаланса (рис. 14.5, а) равен
MK =^8b(Rl — R^)sn~g, KH-см (14.13)
где b — толщина дебаланса в см; R2 — наружный радиус дебаланса в см; Ri — внутренний радиус дебаланса в см; а — центральный угол сектора; 5 — плотность материала дебаланса в кг/м3.
Рис. 14.5. Основные принципиальные схемы дебалансов вибраторов: а — секторный дебаланс; б — дебаланс в виде эксцентричного диска; в — виброэлемеит с раздвижными дебалансами; г и д — регулируемые стержневые виброэлементы; е — схема двухвально — го вибратора направленного действия; ж — схема одновального вибратора направленного действия. |
Для дебаланса, выполненного в виде эксцентрично установленного диска (рис. 14.5, б), кинетический момент равен:
ггТр’
М = 8bz-g, KH-CM, (14.14)
4
где D — диаметр диска в см; z — эксцентриситет ц. т. диска в см.
Кинетический момент вибратора, выполненного в виде уравновешенного диска с дебалансными массами, установленными с постоянным шагом (рис. 14.5, г и д), и равен геометрической сумме кинетических моментов отдельных дебалансных масс.
В вибраторах ненаправленного действия вектор центробежной силы Q вращается с угловой скоростью со, тогда проекции этого вектора на оси координат х и у найдутся как
Р = Q sincot,
(14.15) |
X }
Ру — Q coscot
В регулируемых вибраторах величина центробежной силы при постоянной частоте вращения вала вибратора может регулироваться изменением эксцентриситета или веса дебаланса.
Для раздвижных дебалансов (рис. 14.5, в) суммарная возмущающая сила равна:
(14.16)
где (3 — угол между осями дебалансов.
Различают регулируемые вибраторы с плавным и ступенчатым изменением центробежной силы. Наиболее совершенными являются регулируемые вибраторы с плавным изменением, осуществляемым на ходу машины.
(14.17) |
В вибраторах направленного действия возмущающая сила имеет определенное направление и изменяет только свою величину. Направленные колебания можно получить установкой двух дебалансных валов, вращающихся в противоположные стороны с равной частотой вращения. При этом горизонтальные составляющие центробежных сил взаимно уравновешиваются (рис. 14.5, е). Вертикальные составляющие создают суммарную возмущающую силу, изменяющуюся по закону
P=2Qsin wt.
Одновальный вибратор направленного действия показан на рис. 14.5, ж. Здесь два дебаланса вращаются в противоположные стороны с одинаковой угловой скоростью. Суммарная возмущающая сила равна геометрической сумме вертикальных составляющих центробежных сил. По сравнению с двухвальными такие вибраторы более компактны и имеют меньшие габариты, однако они более сложны по конструкции.
В дебалансных вибраторах центробежная сила дебалансов полностью передается на подшипники вала. С целью разгрузки подшипников предложена конструкция бегункового вибратора (рис. 14.6, а). Здесь дебаланс 1, выполненный в виде цилиндрического ролика, катится по внутренней поверхности беговой дорожки 2. Движение к ролику от водила 3 передается через специальный поводок 4. Центробежная сила, возникаю
щая при вращении водила, передается непосредственно на корпус виброэлемента. Подшипники ролика нагружены только тем усилием, которое необходимо для преодоления сопротивления перекатыванию его по беговой дорожке.
Рис. 14.6. Схемы бегунковых (поводковых) вибраторов: а — одночастотного; б — поличастотного. |
В случае применения дебалансных роликов (рис. 14.6, б) возникают две центробежные силы различной частоты. Одна возмущающая сила развивается вследствие вращения ц. т. ролика относительно оси О, а вторая — ввиду вращения ролика относительно своей оси 0;. Движение ролика в этом случае можно представить состоящим из поступательного вместе с центром ролика и вращательного относительно этого центра.
При поступательном движении центробежная сила Р изменяется с частотой вращения водила сод. Ее амплитудное значение определяется из выражения
P=P’l+P,’=(M+m)Roj?0, (14.18)
где Р’; — составляющая центробежной силы от массы М, сосредоточенная в точке 0;; Р” — составляющая центробежной силы от массы т, приложенная в ц. т. дебаланса (в точке А); М — масса уравновешенной части
ролика в кГ, т — масса дебаланса ролика в кг; Р — радиус центра ролика.
Вторая сила, изменяющаяся с частотой со , возникает вследствие вращения неуравновешенного ролика вокруг своей оси:
где е — эксцентриситет дебалансной части ролика, сор — абсолютная угловая скорость вращения ролика в с’1,
со =-со„, (14.20)
г
При установке нескольких дебалансных роликов различного диаметра результативная возмущающая сила равна геометрической сумме составляющих возмущающих сил. Большое значение при этом имеют начальные углы установки дебалансных роликов.
В существующих конструкциях поличастотных бегунковых (поводковых) вибраторов дебалансные ролики свободно перекатываются по беговой дорожке только за счет сил трения. Уменьшение сил трения при вибрации, чему способствует наличие масла в корпусе вибратора, силы инерции при пуске, а также противодействующий момент дебалансной части создают условия для проскальзывания ролика относительно беговой дорожки. Это вызывает уменьшение частоты вращения ролика и в некоторых случаях — его остановку. Наличие скольжения изменяет характер результативной возмущающей силы, делает ее переменной и не позволяет иметь стабильный режим вибрации. Параметры бегунковых поличастотных вибраторов необходимо выбирать с учетом отсутствия отрыва и скольжения ролика. При заданных параметрах необходимо создавать условия, при которых коэффициент трения ролика по беговой дорожке корпуса вибратора будет больше минимального.
В ряде вибромашин широко распространено применение выдвижных дебалансов. Последние рекомендуются для вибромашин, подвергающихся частому включению, особенно тех, где приводом служит двигатель внутреннего сгорания. При этом выдвижные дебалансы значительно уменьшают пусковой момент двигателя. Принципиальная схема их устройства приведена на рис. 14.7.
Для возбуждения колебаний вибромашин применяются также планетарные бесподшипниковые одночастотные и поличастотные вибраторы. Принципиальные схемы их изображены на рис. 14.8. Различают вибраторы с наружной и внутренней обкаткой. В виброэлементе с наружной обкаткой (рис. 14.8, а) дебаланс, приводимый во вращение двигателем, обкатывается своей наружной поверхностью внутри втулки, закрепленной в корпусе вибратора. В вибраторах с внутренней обкаткой (рис. 14.8, б) пустотелый ролик обкатывается своей внутренней поверхностью вокруг стержня, укрепленного в корпусе виброэлемента.
Рис. 14.7. Конструкция вибратора с выдвижным дебалансом: 1 — выдвижной дебаланс; 2 — обойма; 3 — стержень, 4 — пружины; 5 — втулка; 6 — регулировочное кольцо. |
Рис. 14.8. Принципиальные схемы вибраторов планетарного типа: а — с наружной обкаткой; б — с внутренней обкаткой. |
Наличие дебалансного ролика позволяет получить поличастотный режим вибрации. Низкая частота равна частоте вращения вала привода, высокая — частоте обкатываний бегунка. При заданной частоте вращения приводной штанги пд число обкатываний бегунка с внешней обкаткой равно:
п =7Г~£~Ги». (14.21)
D%,~dc
— а при обкатке ролика вокруг центрального стержня (внутренняя обкатка)
Dp
пі=7ГГ, Г”°- (14-22>
Up ас
где dp — наружный диаметр ролика в см, De — внутренний диаметр
втулки в см, Dp — диаметр внутренней поверхности ролика в см, dc —
наружный диаметр стержня в см.
При малой разнице диаметров обкатывающихся поверхностей высокая частота стремится к бесконечности. Сейчас уже достигнуты частоты до 300-350 Гц.
В некоторых вибрационных машинах находят применение виброударные механизмы. Во время работы вибромашины подвижная часть сообщает плите вибрационные колебания (через опорные пружины) и ударные импульсы (через шабот). Таким образом, виброударный механизм оказывает одновременно как ударное, так и вибрационное воздействие. Устойчивый режим работы имеет место в тех случаях, когда отношение числа оборотов виброэлемента к числу ударов представляет собой целое число. Устойчивость работы ударного механизма зависит от соотношения масс подвижной части и плиты, жесткости опорных пружин и начального зазора.
Ударный режим работы оказывает более интенсивное воздействие на уплотняемую среду и значительно повышает эффективность уплотнения дорожно-строительных материалов по сравнению с обычным вибрационным. Виброударные механизмы применяются в машинах для изготовления железобетонных изделий, в вибромолотах для погружения свай и шпунта, а также в ручном инструменте.
Кроме механических нашли распространение гидравлические, пневматические, электромагнитные и электродинамические вибраторы.
Все уплотняемые материалы представляют собой упруго-вязко-пластичные системы, свойства которых в настоящее время недостаточно изучены. Нет также и обоснованной теории деформирования таких сред.
Поэтому при выборе мощности двигателя, определении амплитуд колебаний и т. п. лучше всего руководствоваться опытными данными. Вместе с тем в настоящее время разработаны методы расчета, основанные на предположении, что уплотняемый материал обладает только упругим или только вязким сопротивлением, а иногда учитываются как упругие, так и вязкие свойства. Однако во всех случаях исходные зависимости упрощаются, так как иначе задача становится неразрешимой. Результатами решения таких задач можно пользоваться главным образом для относительного сопоставления различных вариантов при проектировании вибрационных машин.
Предполагая колебания гармоническими, а уплотняемую среду — абсолютно упругой и имеющей вязкое сопротивление, находят ту мощность двигателя, которая необходима для работы вибратора. Эта мощность расходуется на сообщение колебательного движения уплотняемой среде, а также на преодоление трения в подшипниках виброэлементов.
Мощность, необходимая для сообщения уплотняемому материалу колебательных движений при наличии вязкого сопротивления и направленных колебаний вибратора, в общем виде может быть определена по следующей формуле:
а2 а2 Расо. „ .
N. =——- =——- smcp, KBm, (14.23)
1 2-102 2-102
где а — амплитуда колебаний вибромашины, со — круговая частота колебаний, с — коэффициент вязкого сопротивления уплотняемой среды, Р — амплитудное значение возмущающей силы вибратора, ф — угол сдвига фаз, который может быть определен из выражения:
ссо, .
tg<P = — Г’ (14.24)
к-тсо
где k — условная жесткость уплотняемого материала, т — масса вибромашины.
Коэффициент вязкого сопротивления зависит от площади рабочей плиты вибромашины.
Удельное сопротивление с т. е. сопротивление плиты, площадь
которой равна 1 м2, по данным М. П. Зубанова равна: для асфальто
бетонной смеси — 800 кН с/м3, для жесткой цементобетонной смеси — 400-600 кН с/м3. Если площадь плиты равна F, то коэффициент вязкого сопротивления
с — с F. (14.25)
О
Для вибромашины с ненаправленными колебаниями, например для глубинного вибратора, необходимо суммировать мощность, расходуемую на колебания во взаимно перпендикулярных плоскостях.
Мощность, расходуемая на преодоление сил трения в опорах, определится как
N2 = nfPdn, (14.26)
где d — диаметр вала подшипника, п — частота вращения вала, / — условный (приведенный к валу) коэффициент трения подшипников. При расчетах можно принять для всех типов подшипников качения / = 0,005-0,010.
Общая мощность привода виброэлемента
лг Nx+N2
N=— L, (14.27)
V
где ц — кпд трансмиссии привода.
При уплотнении гравийных, щебеночных и асфальтобетонных покрытий широкое применение нашли самоходные вибрационные катки. Виброкатки имеют меньшую металлоемкость и энергоемкость, большую маневренность и транспортабельность по сравнению с невибрационными катками и в то же время обеспечивают требуемую степень уплотнения и необходимую ровность покрытия.
Асфальтобетон, уплотненный виброкатками, при правильном подборе параметров катка и режимов вибрации имеет большую плотность и механическую прочность, а следовательно, меньшую водонасыщаемость, чем при уплотнении обычными катками. Важным является и то, что при виброуплотнении не происходит дробления скелетного материала, что позволяет использовать местные слабые горные породы.
Однако при уплотнении виброкатками верхнего слоя асфальтобетонного покрытия происходит выдавливание битума на поверхность, что недопустимо при устройстве шероховатых покрытий. Для самоходных катков наблюдается явление потери тяговой способности или управляемости, что налагает определенные ограничения на выбор параметров. Значительный шум, возникающий при работе катка, и передача вибраций окружающим сооружениям и коммуникациям ограничивают применение вибрационных катков в городских условиях и на промышленных площадках. Важную роль играет также амортизация механизмов катка и рабочего места оператора. Все эти причины ограничивают использование вибрационных катков.
Виброкатки для уплотнения дорожных покрытий выполняются самоходными одновальцовыми, двухвальцовыми и трехвальцовыми. В послед
нем случае третий валец является дополнительным (прицепным или навесным). Наибольшее распространение получили двухвальцовые самоходные вибрационные катки. Вибрационным может быть как ведущий, так и управляемый валец. При наличии вибрации резко уменьшаются условные коэффициенты трения и спепления вальца с уплотняемой смесью, что резко снижает определяемую по сцеплению силу тяги катка в тех случаях, когда вибровалец является ведущим. Если вибровалец ведомый, то это явление приводит к потере управления. Для ликвидации этих недостатков в некоторых случаях в качестве вибрационного применяется третий (навесной или прицепной) валец.
Самоходный вибрационный каток показан на рис. 14.9. Вибрационный каток отличается от обычного моторного наличием дебалансного вибратора ненаправленного действия, установленного в заднем приводном вальце, упругой подвески вибровальца и механизма привода вибратора, выполняемого обычно в виде клиноременной передачи.
Рис. 14.9. Принципиальная схема вибрационного двухвальцового самоходного катка: 1 — двигатель внутреннего сгорания; 2 — рама катка; 3 — вибровалец; 4 — механизм привода; 5 — управляемый валец; 6 — механизм управления. |
В настоящее время теория уплотнения дорожных покрытий виброкатками еще не разработана, поэтому выбор основных параметров следует производить, исходя из опытных данных.
При проектировании катков следует обеспечивать возможность регулирования частоты колебаний и величины возмущающей силы в более или менее широких пределах. Это позволит применять каток для уплотнения различных материалов и каждый раз выбирать наиболее выгодный режим работы.
За последнее время имеет место тенденция к повышению частот колебаний. Для самоходных виброкатков рекомендуется частота 50-70 гц. Дальнейшее увеличение частоты ограничивается техническими возможностями создания надежной и долговечной конструкции вибратора катка.
Характер колебаний не оказывает существенного влияния на степень уплотнения. Поэтому в виброкатках, за редким исключением, используются вибраторы с круговыми колебаниями. Возмущающая сила выбирается в пределах
P=(4-6)G (14.28)
где G — вес колеблющихся частей катка.
При таком соотношении между Р и G амплитуда колебаний вальца самоходного катка находится в пределах 0,3-0,7 мм. Следует заметить, что при а = 0,3-0,4 мм вибровалец работает практически без отрыва от уплотняемой среды, а при большей амплитуде наблюдается отрыв катка и переход в режим вибротрамбования. При излишне больших амплитудах колебаний наблюдается потеря тяговой способности и боковой устойчивости.
Рекомендуемые рабочие скорости перемещения находятся в пределах 1,2-2,2 км/ч. В некоторых случаях рабочая скорость движения катка достигает 6 км/ч. При этом необходимое число проходов по одной полосе несколько повышается. Предварительная подкатка уплотняемого материала производится обычным катком или виброкатком с выключенным вибратором.
Выбор геометрических параметров, тяговый и прочностные расчеты, определение мощности и т. д. производятся теми же методами, что и для обычных прицепных и самоходных катков.
Глубинные вибраторы применяются для уплотнения бетонных смесей при строительстве дорожных и аэродромных покрытий повышенной толщины, а также при изготовлении железобетонных изделий и массивных бетонных строительных конструкций.
По частоте различают вибраторы нормальной (50 Гц) и повышенной (150-300 Гц) частоты.
В качестве привода используются асинхронные двигатели нормальной и повышенной частоты, портативные двигатели внутреннего сгора-
ния, пневматические и гидравлические двигатели. По передаче мощности от двигателя к вибромеханизму различают вибраторы со встроенным двигателем и вибраторы с гибким валом. По характеру перемещения глубинные вибраторы можно разделить на ручные и перемещаемые в пакетах с помощью кранов или других транспортных средств. В странах СНГ производятся электромеханические и пневматические вибраторы. Конструкция электромеханического вибратора представлена на рис. 14.10, а. Внутри круглого корпуса на подшипниках качения установлен дебалансный вал. Привод вала осуществляется от асинхронного двигателя, вмонтированного в тот же самый корпус. Мощные подвесные глубинные вибраторы со встроенным двигателем имеют планетарный бесподшипниковый вибромеханизм с внутренней обкаткой. |
Рис. 14.10. Основные типы глубинных ручных вибраторов: а — электромеханический вибратор со встроенным двигателем; б — внешний вид вибратора с гибким валом; в — рабочий наконечник вибратора с гибким валом; г — пневматический планетарный вибратор с внутренней обкаткой. |
.в) |
Вибраторы с гибким валом (рис. 14.10, б) применяются при уплотнении бетонной смеси в густоармированных конструкциях. В этих вибраторах двигатель соединяется с вибромеханизмом гибким валом длиной около 3,6 м. В качестве возбудителя колебаний используются деба — лансные и планетарные вибромеханизмы с внешней и внутренней обкаткой. Конструкция рабочей части (наконечника) с внутренней обкаткой приведена на рис. 14.10, в.
Планетарный пневматический вибратор показан на рис. 14.10, г. Он состоит из цилиндрического наконечника, внутри которого смонтирован планетарный возбудитель с внутренней обкаткой. Сжатый воздух поступает к двигателю по внутреннему шлангу. Изменением давления воздуха производится регулирование частоты колебаний. Применение дебалансного бегунка позволяет получать поличастотный режим вибрирования с частотой до 350 Гц.
Производительность глубинного вибратора можно определить по формуле:
п2ТТ 3600 , ,
п=лЯ Н——кХ (14.29)
м +h
где R — радиус действия вибратора; Н — глубина уплотняемого слоя, равная высоте активной части корпуса вибратора; tt — время вибрирования на одном месте, t= 60-120 с; i2 — время перестановки вибратора; t2 = 5-10 с; kn — коэффициент перекрытия уплотняемой зоны, при перестановке вибратора в шахматном порядке k = 0,82; ke — коэффициент использования вибратора по времени.
Радиус действия вибратора определяется опытным путем или на основе закона распространения кольцевых волн в среде с вязким сопротивлением.
При проектировании ручных глубинных вибраторов следует обратить внимание на размещение вибромеханизма в корпусе вибратора. Оно должно быть таким, чтобы обеспечивать равномерную амплитуду колебаний по длине виброэлемента. Вместе с тем рукоять вибратора не должна подвергаться колебательным движениям.
Катки с жесткими вальцами и пневмокатки
По величине удельного линейного давления катки разделяются на:
— легкие — с удельным давлением менее 400 Н /см, массой 5 га и двигателем мощностью до 20 кВт;
— средние — с удельным линейным давлением 400-600 Н/см, массой 6-10 т и двигателем мощностью 20-30 кВт;
— тяжелые — с удельным линейным давлением свыше 600 Н/ см, массой более 10 да и двигателем мощностью свыше 30 кВт.
Легкие катки применяются для предварительной подкатки оснований и покрытий, а также для уплотнения тонкослойного песчаного асфальтобетона на тротуарах, велосипедных дорожках и т. п. Средние служат для промежуточного уплотнения оснований и покрытий, а также для окончательного уплотнения усовершенствованных покрытий облегченного типа. Тяжелые — для окончательного уплотнения гравийных и щебеночных оснований и асфальтобетонных покрытий. —
По числу и расположению вальцов катки разделяются на: одно — g вальцовые (рис. 14.1, а), одновальцовые с поддерживающими вальцами 3 (рис. 14.1, б) или колесами (рис. 14.1, е); двухвальцовые с одним (рис. §
14.1, г) или двумя ведущими вальцами; трехвальцовые двухосные (рис. з
14.1, д); трехвальцовые двухосные с дополнительным вальцом малого 5 диаметра (рис. 14.1, е); трехвальцовые трехосные с одним (рис. 14.1, ж) ы или тремя (рис. 14.1, з) ведущими вальцами. §
Одновальцовые катки относятся к легкому типу. При отсутствии поддер — н живающих вальцов или колес двигатель и трансмиссия расположены внутри 6 вальца, а рычаги управления вынесены на рукоятку дышла, при помощи которо — ^ го вручную производятся повороты катка. Поддерживающие вальцы или коле — 2 са делают управляемыми; при их помощи и производятся повороты катка. §
д) |
г) |
б) |
Двухвальцовые катки (тандем) имеют вальцы одинаковой ширины и бывают легкого, среднего и тяжелого типов. Наиболее совершенным является каток с двумя ведущими вальцами. В этом случае ведущие вальцы иногда выполняются несколько большего диаметра, чем ведомый. Один из вальцов при помощи специального механизма может поворачиваться вокруг вертикальной оси, чем достигаются повороты катка. В связи с поворотами ширина вальцов не может быть выбрана излишне большой иначе на поверхности покрытия появятся дефекты, и обычно ограничивается 1300 мм. Катки этого типа удобны в эксплуатации и поэтому получили большое распространение.
Трехвальцовые двухосные катки выполняются среднего и тяжелого типов. Задние ведущие вальцы имеют диаметр примерно в 1,5 раза больший, чем передний, и через них передается 2/3 веса катка. Поэтому удельное линейное давление здесь в 2 раза большее, чем под передним вальцом. Уплотнение материала производится в основном задними вальцами, а воздействие переднего, который является направляющим, в рас
чет не принимается. Задняя ось снабжена дифференциалом, что позволяет легко проходить по кривым малого радиуса без повреждения уплотняемого покрытия. Ширина переднего вальца делается такой, чтобы при движении катка его след перекрывался задними. Каток имеет хорошую поперечную устойчивость, и кроме того, такое расположение вальцов способствует удачной компоновке отдельных агрегатов, благодаря чему доступ к ним облегчается. Недостатком катков этого типа является большая сложность в организации работы. Здесь при максимальном количестве проходов весьма трудно обеспечить необходимую и одинаковую плотность слоя по всей ширине дорожного основания или покрытия; обычно количество проходов здесь больше, чем при катках типа тандем. Поэтому эти катки постепенно вытесняются катками типа тандем.
Кроме того, существуют катки с дополнительным вальцом малого диаметра для повышения ровности поверхности дорожного покрытия. При наезде этого вальца на неровность она заглаживается ввиду передачи через валец значительной части веса катка. В случае необходимости этот валец может быть поднят и выключен из работы. По соображениям компоновки он не может быть выбран достаточно большого диаметра, вследствие чего постановка его часто не достигает цели. Поэтому этот тип катка не нашел распространения.
Трехвальцовые трехосные катки имеют вальцы одинаковой ширины и выполняются тяжелого и, реже, среднего типов. Наиболее совершенным является каток со всеми ведущими вальцами. Здесь качество работы является наиболее высоким, и поэтому они находят все большее применение.
Катки относятся к числу самых старых и вместе с тем широко распространенных дорожно-строительных машин. Многолетний опыт их эксплуатации позволил выработать технико-эксплуатационные требования к их конструкции:
1) они должны обеспечивать получение необходимой плотности и ровности поверхности;
2) должны быть приспособлены к перевозке на трейлерах;
3) необходимо иметь возможность регулировать вес катка;
4) оператор должен иметь хороший обзор при движении как вперед, так и назад;
5) частота вращения двигателя должна регулироваться во всех режимах работы, а сам двигатель должен быть приспособлен к работе при большой запыленности воздуха и температуре до +50°С;
6) необходимо предусмотреть одинаковое количество скоростей движения катка как вперед, так и назад;
7) необходимо иметь возможность торможения катка с выключенным двигателем на уклоне і = 0,25;
8) каток должен быть поворотлив; трогание с места, остановка и реверсирование движения должны быть плавными;
9) усилие на рычагах управления не должно быть более 60 Н.
Поверхность вальцов катков, предназначенных для уплотнения асфальтобетона, должна быть высокого качества и во избежание налипания на них асфальтобетонной массы смазываться смесью мазута с керосином или с нефтью. Конусность вальцов и разность в их диаметрах допускается не более 3 мм.
Общая конструктивная схема катка и примерная компоновка его агрегатов видны из рис. 14.2. Передний направляющий валец 1 обычно делают сдвоенным, что облегчает его поворот в горизонтальной плоскости. На задние вальцы 6 обычно приходится несколько большая нагрузка, чем на передний, поэтому они имеют больший диаметр. Для очистки вальцов от. налипшего материала служат скребки 2 и 5. Вальцы могут быть литыми из стали либо чугуна либо сварными. По своей конструкции они могут быть цельными или разборными. Для повышения веса катка к дискам разборных вальцов обычно прибалчивают литые чугунные секторы. Передний валец обычно имеет возможность наклоняться в вертикальной плоскости на угол до 30-35°, что достигается введением в конструкцию крепления вальца к раме катка 12 охватывающей вилки, которую шарнирно (при помощи пальца) соединяют со шкворнем 3. Это позволяет наезжать одной стороной вальца на неровности покрытия.
В качестве двигателя 4 обычно служит дизель, ось которого перпендикулярна или параллельна оси катка. Поперечное расположение двигателя характерно для двухосных двухвальцовых катков.
Трансмиссии катков выполняются механическими или гидромеханическими. Последние могут быть гидростатическими и с турботрансформаторами. Наличие турботрансформатора обеспечивает плавное реверсирование движения, что способствует получению ровной поверхности и постоянству режима работы двигателя. Кроме того, здесь облегчается управление и сокращается число ступеней в коробке передач 8.
Двигатель обычно снабжают муфтой сцепления 11, что облегчает его запуск, особенно при холодной погоде. Все катки имеют коробку передач 8, реверсивный механизм 9 и бортовые передачи 7. На катках, где двигатель имеет муфту сцепления, реверсивный механизм может устанавливаться как перед коробкой передач, так и за ней. При отсутствии муфты сцепления реверсивный механизм устанавливается перед коробкой. Вообще реверсивный механизм предпочтительнее размещать за коробкой передач, так как в этом случае трансмиссия лучше защищена от перегрузок.
Реверсивный механизм обычно снабжается двумя фрикционными дисковыми муфтами и состоит из конических или цилиндрических шестерен. Управление происходит одним рычагом, причем имеются три положения: нейтральное и включение правой или левой муфты.
Бортовая передача предназначена для передачи крутящего момента на ведущие вальцы катка. Наибольшее распространение получили передачи с цилиндрическими шестернями. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается муфтой 10.
Рулевое управление служит для поворотов катка. Для осуществления поворота приводится во вращение шкворень. В результате связанный с этим шкворнем валец поворачивается в горизонтальной плоскости. Привод рулевого управления может быть ручным, механизированным и гидравлическим. При ручном и механизированном передача вращательного движения шкворню от штурвала или привода осуществляется через червячную пару. Иногда в кинематическую цепь дополнительно включается еще коническая пара. При гидравлическом приводе шкво-
рень через насаженный на него рычаг соединяется со штоком гидравлического цилиндра. Выбор привода рулевого механизма зависит от сил, развивающихся при повороте переднего вальца. Если эти силы настолько велики, что, несмотря на постановку механизма с большим передаточным отношением, необходимое усилие на штурвале все же превышает допустимый предел (50-80 Н), то рулевое управление требуется механизировать.
Силы, действующие на ведомый и ведущий вальцы катка, показаны на рис. 14.3. Воздействие на уплотняемый материал ведомого и ведущего вальцов различно.
Рис. 14.3. Силы, действующие на ведомый и ведущий вальцы катка. |
(14.1) |
На поверхность материала со стороны ведомого вальца действуют вертикальная нагрузка и вес вальца Gг а также передаваемое рамой толкающее усилие Тг Эти силы вызывают реакцию грунта, которая может быть разложена на вертикальную Rj и горизонтальную F составляющие. Очевидно, что
G = R. и Т. = F
Реактивная сила F действует на валец со стороны материала. Следовательно, со стороны вальца будет действовать какая-то равная ей и направленная в противоположную сторону сила F которая будет сдвигать материал, т. е. способствовать волнообразованию. Поэтому ведомый валец не может обеспечить хорошую ровность поверхности.
На ведущий валец действует вертикальная нагрузка и вес вальца G,, крутящий момент М, а также реакция со стороны рамы катка Тт Здесь, как и в предыдущих случаях, реакция грунта может быть разложена на вертикальную R2 и горизонтальную F2 составляющие. Причем
(14.2)
Уплотнение материала происходит под воздействием вертикальных сил G и Gr Ведущий валец отличается от ведомого тем, что здесь
горизонтальная составляющая силы, действующей со стороны вальца на уплотняемый материал (F2), направлена в сторону, обратную движению катка, т. е. воздействует на уже хорошо сопротивляющийся сдвигу уплотненный материал. Поэтому волнообразование перед ведущим вальцом практически отсутствует. Таким образом, высокая ровность поверхности будет соответствовать ведущему вальцу катка, а не ведомому. Ввиду этого в настоящее время стремятся к исключению из конструкции катков ведомых вальцов. Практика применения катков без ведомых вальцов показывает, что им соответствует высокая ровность поверхности, в несколько раз превышающая ту, которая имеет место при укатке катками с ведомыми вальцами.
На ровность поверхности оказывает также влияние число вальцов катка, расстояние между ними, их диаметр, а также распределение веса между вальцами. Самая высокая ровность поверхности соответствует трехвальцовым каткам типа тандем, т. е. каткам с последовательным расположением вальцов, особенно если все они являются ведущими. Такие катки обычно называют катками безволновой укатки. Если в конструкции имеются ведомые вальцы, то для повышения ровности покрытия нагрузка на них должна быть меньше, чем на ведущие. Ровность повышается при росте базы катка, т. е. при увеличении расстояния между осями вальцов, однако при чрезмерно большой базе ввиду повышения радиуса поворота ухудшается маневренность катка.
На рис. 14.4 показано процентное перераспределение веса между вальцами трехвальцового катка при наезде на неровности. Как видно из приведенной схемы, при наезде на неровность нагрузка на валец повышается, что особенно относится к среднему вальцу. Повышение давления способствует устранению этой неровности.
Выше, при рассмотрении процессов укатки грунта, было показано, что вальцы должны выбираться возможно большего диаметра. Это правило относится также и к укатке дорожных покрытий. Чем больше диаметр вальцов, тем большей может быть выбрана толщина уплотняемого слоя материала и тем меньше глубина колеи, что уменьшает сопротивление движению, а следовательно, и волнообразование. Это правило должно особенно распространяться на катки, предназначенные для уплотнения щебеночных и гравийных материалов, где толщина уплотняемого слоя — значительна. Верхний предел диаметра вальца ограничен конструктивными соображениями.
Во избежание волнообразования первые проходы по еще рыхлому материалу должны производиться на малой скорости (2,0-2,5 км/ч), а
последующие (для повышения производительности) — на более высокой (4-12 км/ч). Такой скоростной режим особенно должен выдерживаться при уплотнении асфальтобетона.
При перемене направления движения образуется неровность, поэтому к устройству реверсов катков, предназначенных для уплотнения асфальтобетона, предъявляются повышенные требования. Реверсивные механизмы должны обеспечивать быстрое, но плавное изменение направления движения катка. Для улучшения ровности поверхности повышают скорости укатки до 8-12 км/ч. Это позволяет удлинить одновременно обрабатываемые участки и тем самым снизить число реверсирований.
30% 30% 40% Рис. 14.4. Схема перераспределения веса трехвальцового катка при наезде на неровности. |
Обычно коробкой передач предусматриваются 3 скорости движения катков. При этом по рекомендации В. Н. Анисимова для более полного использования мощности двигателя скорость движения на первой передаче должна составлять 25-35% от скорости на последней передаче.
Катки, кроме предназначенных только для уплотнения асфальтобетона, должны быть рассчитаны на укатку того материала, который требует затраты наибольшего тягового усилия. Таким материалом является
рыхлый щебень. При этом общее сопротивление движению может быть найдено как
W=-W,+W2+W3, (14.3)
где W’ — сопротивление передвижению катка как тележки с учетом преодоления уклонов,
W=Gjf+i), (14.4)
где Gm — вес машины;
/ — коэффициент сопротивления; і — уклон дороги;
W2 — сопротивление от преодоления сил инерции при трогании с места,
^ 0,5,
где dV — изменение скорости за время dt
W3 — дополнительное сопротивление, развивающееся при движении катка на криволинейных участках.
Величина находится по формуле:
W3 = k, G„ (14.6)
где G — вес катка, приходящийся на направляющие вальцы, в кН; kt — опытный коэффициент сопротивления, в случае рыхлого щебня k = 0,3; для плотной поверхности k = 0,2.
В некоторых случаях на катке устанавливается кирковщик, который служит для рыхления старого щебеночного либо гравийного основания или покрытия. Здесь возникает добавочное сопротивление
= nFk0, (14.7)
где п — число кирок; F — лобовая площадь одной кирки; ko — удельное сопротивление киркованию; k = 15-25 Н/см’.
Необходимая сила тяги катка должна быть
T>W. (14.8)
Необходимо проверить возможность ее реализации по условиям сцепления:
Т > G (р, (14.9)
СЦ ‘сц
где Gc4 — сцепной вес катка, равный весу, приходящемуся на ведущие вальцы; <р — коэффициент сцепления, (рс = 0,5-0,6.
При уплотнении слоя любого материала коэффициент сопротивления движению катка от прохода к проходу непрерывно снижается, а затем стабилизируется. Стабилизация коэффициента указывает на то, что деформация слоя материала стала постоянной. Следовательно, стабилизация указывает на бесполезность дальнейшего процесса укатки. На этом принципе основаны приборы для определения момента окончания укатки. Такой прибор показывает, когда дальнейшая укатка становится неэффективной, но он никак не определяет достаточности уплотнения. Она может быть установлена лишь непосредственным определением плотности материала и сравнением ее с требуемой величиной. Если плотность окажется недостаточной, то окончательное уплотнение материала следует произвести уже более тяжелым катком. —
Производительность самоходных катков может быть найдена по формуле:
1000(5 ~a)vcn
п =————————— — , (14.10)
п
где В — ширина укатываемой полосы в м; а — величина перекрытия следа предыдущего прохода, а = 0,20-0,25 м; Vcp — средняя скорость движения катка в км/ч; п — необходимое число проходов катка; при уплотнении асфальтобетона п = 25-30, а при уплотнении щебеночных оснований и покрытий п = 40-60.
Средняя скорость должна определяться с учетом реверсирования, на которое затрачивается 1-2 с.
Рабочими органами катков на пневматических шинах являются колеса, оборудованные шинами с гладким протектором. Для уплотнения оснований и покрытий применяются только самоходные катки, которые обычно устраиваются двухосными. Каждая ось катка несет на себе от 4 до 7 колес. Зазоры между колесами должны быть минимальными и не превышать 0,5В, где В — ширина профиля колеса. Общая масса таких катков обычно находится в пределах от 15 до 35 т. Вес может меняться в зависимости от балласта катка.
Скорости движения катков обычно изменяются в пределах от 3 до 25 км/ч. Расположение колес на осях принимается таким, чтобы при одном проходе катка без пропусков перекрыть всю укатываемую полосу. Для этого продольные оси колес передней и задней оси в плане несколько сдвинуты относительно друг друга, так что колеса второй оси
движутся по полосам, которые оказываются в промежутках между колесами первой.
Современные катки позволяют на ходу изменять давление в шинах. Для этого они оборудованы системой централизованной подкачки шин, управление которой производится из кабины оператора. Давление в шинах меняется в пределах от 0,25-0,3 до 0,55-0,6 МПа. Возможность изменения давления в шинах делает каток универсальным в смысле использования его на уплотнении различных материалов и, главное, позволяет в процессе уплотнения постепенно повышать удельное давление на поверхности, тем самым создавая условия для получения плотного, прочного и ровного дорожного покрытия.
Передняя ось катка обычно устраивается управляемой, а задняя несет на себе ведущие колеса. Часто ведущими являются не все колеса задней оси, а всего лишь два. Большое значение имеет подвеска колес. Если колеса закреплены на осях так, что их смещения друг относительно друга оказываются невозможными, то при наезде одного колеса даже на незначительное препятствие колесо будет перегружено. В этих случаях шины обычно не выдерживают такой перегрузки и выходят из строя. Поэтому подвеска отдельных колес должна быть независимой. Это требование осуществляется различными способами. Заслуживает внимания применение гидравлической системы подвески, которая обеспечивает постоянный контакт всех колес катка с поверхностью.