Архивы за 07.11.2014

Машины для разрушения дорожных покрытий, рытья ям и ремонта бордюра

Автомобили с оборудованием для рытья ям широко применяют при ремонте городских дорог, при установке столбов ограждений, дорожных знаков и посадки зеленых насаждений. Для этого применяют специаль­ные бурильно-крановые машины.

По конструкции буры разделяют на винтовые и лопастные с конус­ной рабочей поверхностью. У винтовых транспортирующая поверхность образована вращением прямой, перпендикулярной к оси бура и переме­щающейся по винтовой линии постоянного шага. Лопастные буры име­
ют коническую поверхность с центром вращения на оси бура. Винтовые буры целесообразно применять при отношении глубины бурения к диа­метру ямы больше 1. Винтовые буры могут быть одно-, двух-и трех — заходными.

Навесное оборудование бурильно-крановых машин БМ-202 и БМ — 302 смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-66 и состоит из опорной рамы, рабочего органа, опорных гидродомкратов, гидропривода и системы управления. Рабочий орган, в свою очередь, состоит из вращателя, штан­ги, опорной трубы, кранового устройства и ограждения. На хвостовике штанги смонтирован бур. Рабочий орган поворачивается в продольной плоскости с помощью гидроцилиндра. При работе бура гидравлические домкраты разгружают задний мост автомобиля.

Машины БМ-202А и БМ-302А, модернизированные варианты бу­рильно-крановых машин БМ-202 и БМ-302, отличаются конструктив­ным исполнением некоторых узлов и механизмов: в фрикционе раз­даточной коробки использован механизм тормоза фрикциона, в што­ке с шаровой головкой установлены уплотнительные резиновые кольца, улучшена конструкция домкрата, увеличена вместимость гидробака, усо­вершенствованы пульт управления и механизм подачи бурового ин­струмента.

При определении затрат мощности на привод бура используют результаты экспериментальных исследований, согласно которым для подачи бура на 10-12 мм за один оборот требуется приложить к рабочему органу усилие 15-20 кН. При вращении бура с угловой скоростью 15,7 рад/с зата­чиваемая мощность составляет в среднем 25-30 кВт.

Широкое применение для разрушения покрытий находят ручной механизированный инструмент и специальное оборудование, смонтиро­ванное на автомобилях, прицепах, тракторах и специальном шасси. Обо­рудование для работ по замене бордюрного камня монтируют на одно­ковшовых экскаваторах.

При малых объемах ремонтных работ наиболее распространенным оборудованием для разрушения твердых покрытий является ручной ме­ханизированный инструмент — электрические и пневматические отбой­ные молотки и ломы. Для разрушения асфальто — и цементобетона, кир­пичной кладки, каменистого и мерзлого грунта применяют ручные элек­трические молотки ИЭ-4212, ИЭ-4211 и электроломы ИЭ-4209, а для раз­рушения твердых дорожных покрытий — мощные пневматические и гид­равлические ударные молоты, навешиваемые на автомобили или специ­альные машины. На базе автогрейдеров или колесных тракторов ис­
пользуют кирковщики, которые взламывают асфальтобетонное покрытие на всю его толщину при движении машины вперед.

Сжатый воздух для работы пневмоинструмента вырабатывается компрессорными станциями. По способу передвижения станции могут быть прицепными, переносными и самоходными, по принципу действия — поршневыми, ротационными и винтовыми. Ротационные и винтовые ком­прессорные станции имеют маслозаполненные компрессоры.

Для взламывания асфальто — и цементобетонных покрытий применя­ют также автобетоноломы и гидромолоты на автомобильном шасси.

Пневматический автобетонолом на автомобиле МАЗ представляет собой пневмомолот с компрессорной станцией ЗИФ-ВКС-6, установлен­ной на поворотной платформе, смонтированной на неподвижной раме и прикрепленной к лонжеронам базового шасси. На ней расположены также механизмы поворота и управления, пневмолинии и сиденье опера­тора, а сзади закреплен пневмомолот двойного действия с ударным нако­нечником. Производительность автобетонолома — 70-100 м2/ч, энергия удара 6 кДж, частота ударов в минуту — 40, масса — 12,5 т. Рабочее оборудование может поворачиваться на 180° и обрабатывать полосу по­крытия шириной 3,8 м.

Гидромолот на автомобиле КрАЗ-258 состоит из неподвижной рамы и каретки с поворотной рамой, на которой размещены ударный меха­низм и гидропривод. Ударная часть — поковка массой 2600 кг, перемеща­емая гидроцилиндром. Гидромолот оснащен гидроаккумулятором и гид­роамортизатором. Производительность гидромолота — 250 м2/ч, энергия удара — 10-20 кДж, частота ударов в минуту соответственно — 180­100, масса 22 т.

При замене бортового камня на ремонтируемых участках городских улиц и проездов используют машину ЭД-ЗМ, представляющую собой оборудование, навешенное на экскаватор, которое состоит из металли­ческого зуба, клещевого захвата и ковша. Оно позволяет извлекать бор­товой камень с его основанием, грузить в кузов транспортного средства, подготовлять место для укладки нового камня. Зуб — это заостренный с рабочей стороны рычаг, имеющий коробчатый профиль сварной конст­рукции из листов стали толщиной 8 мм. Для усиления по бокам прива­рены два клыка, поверхность которых покрыта износоустойчивым мате­риалом. Зуб, прикрепленный к стреле экскаватора с помощью пальца, поворачивается гидроцилиндром. Погружают вынутые камни захватом, состоящим из двух рычагов — подвижного и неподвижного. Ковш вме­стимостью 0,07 м3 из стали толщиной 5 мм усилен спереди и сзади
накладками толщиной 10 мм. Он предназначен для рытья траншеи под бортовой камень.

Производительность машины ЭД-ЗМ при извлечении бортового камня — 60-65 м3/ч, масса рабочего оборудования 272 кг.

Землеройно-фрезерную машину ЗФМ-2300 можно использовать для срезания старого асфальтобетонного покрытия. Она выполнена на базе гусеничного трактора Т-100МГП с гидромеханическим ходоуменьшите — лем. Рабочий орган — фреза — представляет собой полый вал, с держате­лями, в которых закреплены сменные зубья из износостойкой стали.

Куски снятого асфальтобетона, используемого на месте для устрой­ства основания или нижнего слоя покрытия под укладываемую асфаль­тобетонную смесь, дробят кулачковыми катками, кулачки которых имеют форму заостренных шипов, или специальными дробилками. Кулачковый каток — навесное оборудование машины для взламывания покрытия.

Работы, связанные с ремонтом бордюра, могут быть с успехом вы­полнены многоцелевым адаптируемым рабочим органом манипулятор — ного типа с различной грузоподъемностью; он выполняет земляные и сопутствующие им работы, а также ряд других операций. Машина имеет рабочий орган его целесообразно монтировать на шасси, имеющих широ­кое распространение, например экскаваторах, тракторах и погрузчиках различных типоразмеров.

Создано многоцелевое оборудование манипуляторного типа с че­люстным ковшом на базе гидравлических одноковшовых экскаваторов ЭО-2621 на тракторе «Беларусь» и ЭО-3323. Сохраняя полную эффек­тивность при работе обратной лопатой, машина с таким рабочим орга­ном без его замены получает возможность при ремонте бордюра осуще­ствлять такие технологические манипуляторные операции, которые тре­буют применения специализированных машин или выполнения ручных операций. Рабочее оборудование (рис. 16.8) представляет собой ковш, оснащенный челюстным захватом с двухшарнирной вставкой.

В отличие от обратной лопаты это оборудование имеет дополни­тельную степень свободы и ковш с челюстным захватом, который по форме представляет собой двухпальцевый схват. Однако по выполняе­мым операциям он существенно отличается от последнего. Схват мани­пуляторов только захватывает предмет. Челюстной ковш помимо захва­та предмета обеспечивает выполнение ряда технологических операций по разработке грунта. Совокупность дополнительной подвижности и Двухпальцевого (челюстного) захвата позволяет выполнять функции руки человека. Такое оборудование можно определить если не как манипуля­
тор, то как оборудование манипуляторного типа. Ограничением такого оборудования является возможность выполнять работы только с теми рабочими органами, которые могут быть захвачены двухпальцевым — жестким охватом типа челюстного ковша. По сравнению со строитель­ными манипуляторами, имеющими сложную универсальную присоеди­нительную систему, оборудование манипуляторного типа имеет предель­но простую конструкцию, малую массу, высокую надежность, низкую стоимость и не требует высококвалифицированного обслуживания.

Рис. 16.8. Многоцелевое оборудование манипуляторного типа на экскаваторе ЭО-2621 для ремонта бордюра, земляных и сопут­ствующих работ: а — общий вид оборудования; б — захват трам­бовки; в — захват бетонолома; 1— базовая машина; 2 — стрела; 3 — рукоять; 4 — челюсть захвата; 5 — челюстной ковш; б — гидро­цилиндр управления челюстью; 7 — гидроцилиндр поворота ковша — челюсти в плоскости исполнительного органа; 8 — гидроцилиндр поворота ковша-челюсти в плоскости, перпендикулярной к испол­нительному органу; 9 — шарнирная тяга; 10 — захватываемый кронштейн; 11 — трамбовка; 12 — бетонолом.

Такое оборудование манипуляторного типа позволяет без замены рабочего органа при ремонте бордюра выполнять широкий комплекс опе­раций: копание обратной лопатой и грейфером, зачистные и планировоч­ные работы, откосообразование, рыхление одним зубом, копание у стен зданий, погрузочно-разгрузочные работы со штучными и сыпучими гру­зами, манипуляторные работы с отдельными предметами, захват смен­
ных рабочих органов (гидромолот при работе в мерзлых грунтах; гидро­трамбовка при необходимости уплотнительных операций и др.).

Грунторезная баровая машина БГМ-7 предназначена для прореза­ния щелей в мерзлом грунте при рытье траншей и котлованов экскава­торами, а также для прокладки трубопроводов, кабелей и выполнения других аналогичных работ. Базовой машиной является трактор Т-74-С9. Рабочий орган представляет собой режущий бар цепного типа с резца­ми. Ширина прорезаемой щели составляет (140±10) мм при глубине не менее 1,5 м. За один проход прорезается одна щель. Транспортная ско­рость соответствует скорости трактора. Рабочая скорость изменяется в пределах 0-250 м/с. Скорость цепи — до 4 м/с. Производительность на мерзлом грунте I категории при глубине щели 1,5 м достигает 50 м/с. Привод вращения бара — механический, от вала отбора мощности тракто­ра через редуктор; привод подъема и опускания бара осуществляется гидроцилиндром; привод ходового устройства для реализации рабочих скоростей — от гидромотора.

Машины для распределения щебня, транспортирования и укладки битумных шламов

Агрегат УК-18А предназначен для распределения щебня по предва­рительно распределенному битуму при поверхностной обработке асфаль­тобетонных покрытий городских дорог. Для распределения битума ис­пользуют машину ЭД-10А, для распределения щебня — прицепной щеб — нераспределитель (рис. 16.7).

Рис. 16.7. Щебнераспределитель машины УК-18А: 1 — электрообо­рудование; 2 — стояночная опора; 3 — фиксатор опоры;

4 — колесо; 5 — высевающий барабан; 6 — механизм регулирования высева; 7 — площадка; 8 — дышло; 9 — крылья; 10 — оттяжной винт; 11 — пружины; 12 — трос щитка; 13 — шнек; 14 — бункер;

15 — щиток.

Щебнераспределитель безрамной конструкции с несущим бунке­ром состоит из бункера, шнека, высевающего барабана с приводом, меха­низма регулирования высева, колес с крыльями, дышла, стояночной опоры, площадки оператора, электрооборудования. Сварной бункер установлен на двух колесах, к боковым стенкам его прикреплены крылья, а к перед­ней — дышло. С левой стороны бункера расположена площадка операто­
ра, в нижней части находится высевная щель, через которую щебень поступает из бункера покрытий. По всей длине задней стенки (ниже щитка) приварен брус, являющийся упором для самосвалов, загружаю­щих бункер. Дышло соединяет щебнераспределитель с автогудронато­ром. Шнек состоит из двух частей, которые имеют лопатки разного на­правления, обеспечивающие при вращении шнека перемещение щебня от середины к краям бункера. Высевающий барабан — гладкий вращаю­щийся вал — установлен на сферических подшипниках в нижней части бункера под высевной щелью. Приводы шнека и высевающего барабана включают с помощью механизма сцепления и цепной передачи, которая передает вращение от шнека к барабану. Вращаясь, барабан подает ще­бень к высевной щели бункера. Шнек при этом распределяет щебень по ширине бункера и препятствует зависанию щебня над барабаном.

Норму высева щебня регулируют изменением ширины щели меж­ду барабаном и пятью заслонками, установленными на шарнирах в ниж­ней части бункера. Заданное положение заслонок обеспечивается вра­щением рукояти механизма регулирования высева, который также по­зволяет менять ширину высева (с интервалом 0,5 м) путем перекрытия высевной щели одной из заслонок. •

Электрооборудование щебнераспределителя обеспечивает звуковую сигнализацию от оператора к водителю автогудронатора, а также осве­щение и световую сигнализацию прицепа.

Щебнераспределитель 4241 предназначен для укладки в один слой каменной мелочи по предварительно уложенному горячему вяжущему материалу при поверхностной обработке, для распределения песка при гололеде, а также высевок для расклинивания оснований и покрытий автомобильных дорог из щебня. Рабочее оборудование щебнераспреде­лителя смонтировано в передней части трактора ЧТЗ-50, соединено с ним посредством промежуточной рамы и может быть легко демонтиро­вано. Обеспечивается возможность распределения щебня без нарушения пленки битума ходовыми колесами.

При монтаже оборудования передние колеса трактора снимаются, и трактор опирается через переходную раму на поворотные колеса бунке­ра с шинами. В передней части бункера закреплены два откидных трапа для въезда автомобилей-самосвалов при разгрузке щебня.

Боковины бункера являются опорой для вала питателя и шнека, смонтированных на сферических двухрядных подшипниках. Вал питате­ля расположен в горловине бункера и представляет собой трубу с на­варенными ребрами из уголковой стали, там же шарнирно закреплены
15 заслонок, с помощью которых регулируется подача щебня на покры­тие. Заслонки установлены с возможностью отклонения для пропуска случайно попавших крупных камней. Зазор между заслонкой и питате­лем изменяют с помощью винтов. Над питателем расположен шнек, имеющий спирали с правым и левым направлениями.

Приводы шнека и питателя состоят из редуктора, муфты и гидромо­тора. Они расположены сзади бункера. К гидромотору питателя, к ци­линдрам рабочая жидкость подводится от основного насоса трактора, а к гидромотору привода шнека — от дополнительно устанавливаемого насо­са с приводом от вала отбора мощности трактора. Управление гидроси­стемой осуществляется рычажным гидрораспределителем из кабины трактора.

При ремонте дорожных покрытий и устройстве слоев изнашива­ния дорог с небольшим грузонапряжением широкое применение нашли битумные шламы — литые эмульсионно-минеральные смеси (ЛЭМС), которые составлены из высококачественных нефтяных битумов и ка­менноугольных смол с наполнителями. При укладке на покрытие ЛЭМС вступает в химическое взаимодействие с содержащимся в нем биту­мом и восстанавливает его эластичность.

Транспортирование и укладка битумных шламов осуществляется монтируемым на автомобилях-самосвалах или на прицепах к колесным тракторам специальным оборудованием — ПС-402М, ПС-404, ПС401М.

Оборудование ПС-402М с мешалкой для транспортирования би­тумных шламов, агрегатируемое с тракторами классов 0,9-1,4, пред­назначено для транспортирования битумных шламов и перемещения распределителя по обрабатываемой поверхности дорожного покрытия. Оно состоит из цистерны, задней площадки, лестницы, редуктора с гид­роприводом, затвора, кронштейнов, сливной трубы. При распределении битумных шламов к цистерне сзади прикрепляют распределитель РД — 902. Цистерна сварная, цилиндрического сечения. Внутри нее смонти­рован вал-побудитель, приводимый во вращение гидроприводом от гид­росистемы трактора (через редуктор). В верхней части расположена загрузочная горловина с предохранительной решеткой, закрываемая крышкой. В нижней части заднего днища имеется выходной патрубок, на котором закреплен затвор, предназначенный для регулируемой вы­грузки смеси. К заднему днищу цистерны прикреплена площадка для обслуживания механизмов. Вал-побудитель состоит из вала, шнека и стоек, закрепленных болтами; гидропривод его — из гидродвигателя и гидролиний, соединяющих его с гидросистемой трактора. На выходном
патрубке заднего днища цистерны установлен затвор, с помощью кото­рого регулируют расход смеси.

К лонжеронам рамы прицепа прикреплены кронштейны для подсо­единения тяговых цепей распределителя РД-902 битумных шламов. Слив­ная труба представляет собой короб прямоугольного сечения, который постепенно сужается и переходит в цилиндр. Распределитель РД-902 позволяет укладывать битумные шламы на ширину 2,5; 3,5 и 3,75 м и слоем толщиной до 15 мм. Распределитель — прямоугольной формы, без дна, внутри разделен продольной перегродкой на части — загрузочную и распределяющую (состоящую из двух одинаковых шарнирно соединен­ных секций). Снизу к распределителю прикреплены с двух сторон поло­зья для регулирования по вертикали положения его корпуса с помощью винтовых домкратов.

Оборудование ПС-404 используют для транспортирования битум­ных шламов к месту укладки. Оно смонтировано на автомобиле-само­свале и состоит из передней и задней опор, на которых с помощью под­шипников скольжения установлен механический лопастной побудитель, обеспечивающий перемещение шламов во время их транспортирования и их выгрузки, заднего борта со сливным лотком и затвором, а также из гидропривода и электрооборудования. Оборудование ПС-404 применяют в комплексе с распределителем РД-902. Поступление необходимого количества битумного материала на распределитель регулируется изме­нением проходного сечения затвора путем вращения маховика, соеди­ненного с заслонкой.

Оборудование ПС-401М также предназначено для транспортирова­ния битумных шламов и укладки их с помощью распределителя РД-902. Оборудование навесное на шасси Т-16М, состоит из бака вместимостью 0,5 м3 и лопастной мешалки.

Реклама
Ноябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Сен »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Рубрики