Архивы за 12.11.2014
Правила эксплуатации дорожно-строительных машин
Подготовка машин к эксплуатации.
Для приемки машин, поступающих с завода-изготовителя или завода по капитальному ремонту, в эксплуатирующих организациях создается постоянно действующая комиссия. Состав комиссии утверждает руководитель организации.
По прибытии новой машины комиссия производит наружный осмотр ее и отгруженных с ней мест, проверяет наличие пломб. При обнаружении повреждений или отсутствии пломбы составляется акт с предъявлением претензий транспортирующей организации. После наружного осмотра проверяется комплектность поставки с учетом наличия эксплуатационной и ремонтной документации, а также техническое состояние машины. При некомплектности машины или наличии неисправностей составляется акт-рекламация и предъявляется заводу-изгото — вителю (ремонтному заводу) для устранения обнаруженных отклонений от технических условий за счет поставщика. В конце приемки машины составляется приемосдаточный акт по соответствующей форме.
При вводе в эксплуатацию грузоподъемные машины регистрируются в органах Госгортехнадзора. Результаты осмотра и испытания записывают в специальный журнал с указанием сроков следующих проверок.
Самоходные машины, передвигающиеся по дорогам со скоростью более 30 км/ч, регистрируют в ГАИ, где им присваиваются государственные номерные знаки и оформляются технические паспорта.
Ввод машины в эксплуатацию производится приказом (распоряжением) руководителя организации после нанесения опознавательной надписи и установки номерных знаков. В приказе указывается подразделение и фамилия машиниста, отвечающего за эксплуатацию.
Обкатка машин перед эксплуатацией.
Для увеличения работоспособности машины в обязательном порядке производят ее обкатку, во время которой происходит приработка трущихся поверхностей за счет постепенного увеличения нагрузки до максимального значения. Примерный нагрузочный режим: на холостом ходу и с нагрузкой до 20% номинальной машина работает 15-30% общей продолжительности; с нагрузкой от 20 до 50% номинальной — 50-70%, остальное время нагрузка постепенно увеличивается до номинальной. Общая продолжительность обкатки составляет 10-100 ч (для транспортных машин — до 1000 км пробега) и зависит от сложности конструкции машины.
Начинают обкатку машины с двигателя. После запуска он должен работать не менее 5 мин с минимальной частотой вращения, а затем ее постепенно увеличивают до максимальной в течение 15-20 мин. В режиме холостого хода двигатель контролируется прослушиванием и показаниями приборов.
После работы двигателя на холостом ходу для машин с гидроприводом производят обкатку гидронасосов (30-60 мин.). При частоте вращения двигателя не более 1100 об/мин кратковременно (на 5-10 с) включают насос 4 раза до заполнения его маслом. На минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя насос работает в течение 10 мин, на максимальной — 15-30 мин. Контролируется насос по шуму и температуре нагрева.
Убедившись в нормальной работе двигателя и гидронасосов, приступают к обкатке машины на холостом ходу в течение 4-5 ч при плавном включении рабочего органа. Обкатку машин на пневмоколесном ходу производят по дорогам с твердым покрытием на расстояние до 5 км. Начальная скорость движения не превышает 10 км/ч. При отсутствии неисправностей ее постепенно увеличивают до максимальной. Во время обкатки периодичность смазочных и контрольно-регулировочных работ сокращают в 2 раза. Обкатка производится под контролем механика. Свидетельством нормальной обкатки является устойчивая работа всех сборочных единиц и систем машины при допустимых уровнях температуры.
После обкатки производят замену смазочных материалов, и в течение 100 ч работы машина должна находиться под особым контролем механика.
Транспортировка машин к месту их эксплуатации.
В зависимости от условий транспортировки, массы и габаритов машин применяются следующие методы доставки их в пункт назначения: своим ходом, на буксире, на трейлерах (прицепах-тяжеловозах), железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
Перемещение своим ходом машин с гусеничным движителем по грунтовым дорогам ограничивается 30 км на базе тракторов и 10 км — для экскаваторов.
Перед движением машины проверяется ее техническое состояние, движитель смазывается в соответствии с картой смазки, изучается путь следования. Если на нем имеется железнодорожный переезд, то необходимо согласовать время его прохождения, подав заявку не позднее чем за 24 ч.
Экскаватор может перемещаться с продольным уклоном менее 20° и поперечным менее 6°, причем при уклоне более 5° развороты его не
допускаются. Во время движения экскаватора ковш поднимается над землей на высоту не более 1 м, ведущее колесо движителя должно быть сзади, а поворотная платформа заторможена. Перед транспортировкой своим ходом машин на пневмоколесном ходу производится проверка системы управления машиной (рулевое управление, тормоза), движителя (состояние шин и давление в камерах), системы управления рабочим оборудованием и электрооборудования.
Скорость буксирования машин на жесткой сцепке не должна превышать 20 км/ч с неподрессоренной и 40 км/ч — с подрессоренной подвеской. Буксирное устройство страхуется канатами, а тормозные и электрические системы тягача и буксируемой машины должны работать параллельно.
При транспортировке СДМ по сети дорог следует руководствоваться “Правилами дорожного движения”, которые устанавливают следующие ограничения: по высоте — 3,8 м от поверхности дороги, по ширине — 2,5 м, по длине — 20 м, причем груз не должен выступать за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м.
Транспортное средство считается тяжеловесным, если весовые показатели его превышают: 520 кН для дорог с повышенной осевой нагрузкой, 320 кН для дорог с обычной осевой нагрузкой, 300 кН для мостов, эстакад и трубопроводов.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозят по специальному разрешению ГАИ при невозможности или нецелесообразности их разборки и с соблюдением требований “Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом”. При ширине транспортируемых грузов или платформы более 3,5 м и длине более 24 м придается автомобиль сопровождения, а при превышении этих размеров (соответственно 4 и 30 м) или при частичном занятии полосы встречного движения транспортируемый груз сопровождается патрульным автомобилем ГАИ. Если высота груза с платформой превышает 4,5 м, то маршрут следования согласовывается со службами городского электротранспорта, электросвязи, электросети и другими организациями.
При транспортировке всех негабаритных грузов устанавливаются габаритные знаки из материала красного цвета в дневное время или осветительных сигналов — в ночное.
Погрузка машины на прицеп или платформу производится с соблюдением следующих требований: наклон трапа не должен превышать 10° при его надежном закреплении; запрещается включать повороты маши
ны на трапе и прицепе (выравнивание машины производится только около трапа); необходимо закреплять машину на платформе упорными брусьями и растяжками из проволоки диаметром 5-6 мм в 4 нити для рабочего оборудования и в 7 нитей — для движителя.
Транспортировку машин по железной дороге целесообразно производить при расстоянии более 200 км. На платформе машину следует закреплять проволокой диаметром 3,5-6,0 мм. Количество растяжек и нитей определяется из расчета, что продольную силу инерции следует принимать 2,3-3,8 кН, а центральную в поперечном направлении — 1,7 кН на 1 т массы машины.
Прогнозирование остаточного ресурса СДМ
Остаточный ресурс машины или сборочной единицы при наработке с начала эксплуатации t. определяют на основе изменения диагностического параметра И., предельного значения параметра Ипр и характера изменения параметра состояния #. в зависимости от наработки. Для решения практических задач изменения параметра с достаточной точностью можно выразить формулой:
И. = И ± К ta, (17.36)
I НОМ С I
где Ином — номинальное значение параметра после этапа приработки; Кс — коэффициент, характеризующий скорость изменения параметра и зависящий от условий эксплуатации и режимов работы; t. — наработка машины в момент измерения параметров; а — показатель степени, характеризующий интенсирность изменения параметра во всем диапазоне наработки и зависящий от материала, конструкции изделий и т. д.
Для определения остаточного ресурса достаточно знать приращение изменения параметра относительно начального значения:
ЛИ = Кс ia, (17.37)
где Ї. = tt ~ t ■ В практических расчетах величиной tHm можно пренебречь и принять Ґ. = t..
Остаточный ресурс равен разности между наработкой tnp, соответствующей предельному значению параметра Илр, и наработкой Ґ. при диагностировании машины, т. е. tocm = t — t’..
= t |
Выразив tn через А Ип и t’. через А И., получим
(17.38)
ост |
ДН‘
При неизвестной наработке с начала эксплуатации до момента диагностирования остаточный ресурс можно определить по двум замерам параметра через интервал наработки At:
At(AH»a — АН)’а)
(17.39)
ii-1
Прогнозирование остаточного ресурса с учетом среднестатистического значения аср приводит к значительным погрешностям. Так, анализ данных по изменению коэффициента подачи насосов показывает, что ошибка прогнозирования остаточного ресурса по аср составляет 50%. Этих ошибок можно избежать при определении значений а по каждому диагностируемому объекту при очередных контрольных мероприятиях.
В реальных условиях эксплуатации значение а. можно определять по двум замерам диагностического параметра, решая систему уравнений:
t
ост АНш — АЯ1′
АИ = К Г, АИ.+, = К ta.+„ (17.40)
I С і 1+1 С 1 + Ґ ‘
где і =1 ,т; т — порядковый номер диагностики при tocm= 0.
После преобразований получаем
1п(АЯ, /АИ,)
СС;=——Г1—; (17 41)
С увеличением т точность а повышается. Для прогнозирования ресурса определяется средневзвешенное значение коэффициента:
т
(17.42)
LAt‘
1
где At. — интервал наработки между двумя замерами контролируемого параметра.
Основные понятия диагностирования
Диагностирование — процесс определения технического состояния и перспектив дальнейшей эксплуатации машины и ее сборочных единиц без их разборки. Техническое состояние машины и ее сборочных единиц оценивается параметрами по признакам, характеризующим эти параметры. Если параметр — качественная мера, характеризующая свойство системы и ее состояние, то признак — его внешнее проявление. Признак может характеризовать изменение параметра через химические, электрические, магнитные, звуковые и другие сигналы.
К диагностическим параметрам предъявляются следующие требования: однозначность, информативность, технологичность. Однозначность предусматривает наличие одного значения параметра выходного процесса. Информативность параметра характеризует объем информации о техническом состоянии диагностируемого объекта. Технологичность параметра оценивается удобством, трудоемкостью и себестоимостью диагностирования.
Диагностические параметры подразделяются на структурные, или прямые (эффективная мощность, размеры деталей, зазоры в сопряжениях, натяги, несоосноеть и т. п.), и функциональные, или косвенные (суммарные зазоры, расход топлива, продолжительность цикла, давление жидкости в гидросистеме и в главной магистрали двигателя, производительность насосов, мощность механических потерь и т. п.).
Основные задачи диагностирования машин — проверка работоспособности сборочных единиц и машины в целом, определение потребности выполнения контрольно-регулировочных и ремонтных операций при техническом обслуживании, поиск дефектов и контроль качества ремонта, сбор и обработка информации для прогнозирования остаточного ресурса.
Диагностирование машины может проводиться одновременно с выполнением ТО (совмещенное диагностирование). В этом случае пе
редвижные мастерские и специализированные посты ТО оснащаются средствами диагностики. Специализированное диагностирование проводится на специализированных участках баз механизации или с помощью передвижных диагностических установок.
По объему и характеру информации о работоспособности машины диагностика может быть общей (Д-l) и углубленной (Д-2). При Д-1 проверяется работоспособность машины, устанавливается необходимость проведения регулировочных и ремонтных работ. При Д-2 проводится углубленный анализ технического состояния сборочных единиц и систем с выявлением дефектов, устанавливается объем регулировочных работ, определяется остаточный ресурс и качество ТО и ремонта.
При техническом диагностировании предварительно выполняются общеподготовительные работы, включающие очистку машины, ознакомление с информацией машиниста о ее техническом состоянии, визуальный осмотр состояния наружных креплений и герметизации соединений составных частей. Первичная проверка позволяет выявлять очевидные дефекты сборочных единиц и определять необходимость их ТО или ремонта перед диагностированием.
После предварительной оценки технического состояния и устранения явных дефектов определяют диагностический параметр или комплекс параметров, характеризующих техническое состояние машины, системы или сборочных единиц.
Численное значение параметра является его количественной мерой, оно может быть номинальным, допустимым и предельным. Номинальное значение параметра (Ином) характерно для новых или капитально отремонтированных машин и сборочных единиц и обеспечивает их рациональную эксплуатацию. Значение параметра, обеспечивающего безотказную работу сборочных единиц до очередного диагностирования, называется допустимым Шдоп). Предельное значение параметра Ш ) характеризует экономическую нецелесообразность или опасность дальнейшей эксплуатации машины.
Безотказная работа машины на участке и снижение трудоемкости ТО и плановых ремонтов зависят от точности определения изменений контролируемых параметров при диагностировании сборочных единиц и систем. Снижение трудоемкости обслуживаний и ремонтов машины произойдет, если процесс диагностирования рассматривать как систему последовательно-параллельных технологических операций (рис. 17.2).
Здесь рассматриваются операции, выполняемые для всех сборочных единиц (общеподготовитсльные работы, выбор диагностического параметра,
анализ контролируемого параметра, прогнозирование остаточного ресурса). Для сборочных единиц с текущими значениями параметра, превышающими допустимые, дополнительно проводятся контрольно-регулировочные и (или) ремонтные операции. В момент контроля технического состояния машины или сборочной единицы определяется фактическое значение параметра И и сравнивается с допустимым значением Идоп (tdm = t — Т — 5). Если Я <
Я, то для машины в целом или для сборочной единицы прогнозируется остаточный ресурс tocm. Предельное значение параметра диагностируемого объекта не достигается в процессе эксплуатации при значениях t, превышающих наработку до очередного контролируемого мероприятия, включая и значение абсолютной ошибки прогнозирования 8.
Как правило, наработка до очередного контрольного мероприятия равна периодичности первого технического обслуживания (TJ. Машина должна поступать в эксплуатацию при t > Тп + <5. Если остаточный ресурс tocm < Тп + 8, планируются контрольно-регулировочные и (или) ремонтные работы. При t < Тп + 8 после проведения контрольнорегулировочных работ машина поступает на пост текущего ремонта.