Архивы за Сентябрь 2015

Монтаж конструкций па промежуточных опорах

Промежуточная опора — жесткая стальная решетчатая башня необходимой высоты, достаточно прочная и устойчивая. На верхней рабочей площадке ее расположена система опорных гидродомкратов и масляная станция для их работы. Башня в процессе монтажа шатра перемещается по рельсам вдоль оси пролета с позиции на позицию с помощью лебедки В зависимости от конструктивных решений и технологических возможностей строителей применяются следующие схемы монтажа.

До установки ферм на смонтированные колонны навешивают подмости, а на фермы перед установкой временных или постоянных связей навешивают подмости вдоль нижнего пояса по всей его длине. При работе на верхнем поясе пользуются переносными люльками. До подъема на ферме закрепляют трос для безопасного перемещения монтажников по нижнему поясу.

Монтаж конструкций па промежуточных опорах

Монтаж конструкций па промежуточных опорах

При строповке ферм следует иметь в виду, что захват их за точки близко расположенные к середине, при подъеме взывает изменение усилий в элементах, в результате нижний пояс и раскосы, рассчитанные на растяжение, претерпевают сжатие. Особенно велика гибкость нижнего! пояса из плоскости фермы, поэтому прочность и устойчивость нижнего пояса зависит от того, в каких точках производится строповка фермы для подъема. Перед подъемом указанные элементы фермы усиливают (рис. 2.3), то есть повышают их устойчивость при сжатии из плоскости фермы. Усилия в ферме не меняют свой знак, когда строповка выполняется за верхний пояс вблизи опорных частей фермы, однако при этом подъем приходится производить двумя кранами.

Во всех случаях для строповки ферм применяют траверсы, которые оборудуют полуавтоматическими или механическими захватами, позволяющими производить расстроповку с рабочих мест монтажников, оборудованных на колоннах в местах крепления ферм. При подъеме ферма направляется ручными расчалками или гибким манипулятором.

Для упрощения работ по монтажу ферм и ригелей на, колоннах устанавливаются специальные опорные столики, определяющие их положение по высоте.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

От бетонного завода или бетоносмесительной установки бетон­ную смесь доставляют к объекту бетонирования в автомобильных или железнодорожных бетоновозах, автосамосвалах и автобетоно­смесителях.

Автобетоновозы — специализированные машины, предназначен­ные для перевозки готовой бетонной смеси. Они имеют высокие кузова сферической формы, расположенные в зоне минимальной вибрации рамы базового автомобиля, благодаря чему при пере­возке обеспечивается сохранность бетонной смеси от расслоения и разбрызгивания. Для предохранения смеси от воздействия ат­мосферных осадков и ветра кузов снабжен крышкой, а для предо­хранения смеси от воздействия низких отрицательных темпера­тур — двойной обшивкой, образующей термоизолирующие полости между ее листами, которые позволяют утеплить кузов термоизоля­ционным материалом в особо суровых климатических условиях.

Автобетоновоз СБ-113 показан на рис. 24. Вместимость его кузова 1,6 м3. Кузов 3, снабженный крышкой, расположен на гидрофицированном автомобильном шасси ЗИЛ-ММЗ-555К и опи­рается на раму 2. В верхней части опорной рамы находятся два шарнира, вокруг которых поворачивается кузов при подъеме. Вы­сота разгрузки смеси 1,6 м, угол подъема кузова 90°.

Управляют кузовом из кабины автомобиля посредством пнев­могидроприводов, которые обеспечивают подъем кузова до пре­дельного угла, его остановку в любом промежуточном положении, опускание и встряхивание кузова в любых положениях в процессе подъема и опускания.

Автосамосвалы можно использовать при отсутствии бетоновозов при транспортировании на короткие расстояния и только при осу­ществлении мероприятий, снижающих потери бетонной смеси в пу­ти и ликвидации утечки растворной части бетонной смеси.

Для снижения потерь бетонной смеси при перевозке рекоменду­ется наращивать борта кузова автосамосвалов не менее чем на 40 см. Для ликвидации утечки растворной части бетонной смеси следует уплотнять место примыкания заднего борта к кузову про­кладками из листовой резины, конвейерной ленты или шлангов. Можно сделать также неоткрывагащийся наклонный задний борт, как у автобетоновоза.

Для подъезда и разгрузки бетоновоза или автосамосвала на все участки бетонируемых фундаментных массивов большой про­тяженности применяют передвижные бетопоукладочпые мосты, конструкция которых зависит в первую очередь от ширины фунда­мента и глубины заложения его подошвы.

При широких и относительно неглубоких фундаментах рельсо­вые пути для передвижения моста располагают на дне котлована. В этом случае опорами моста служат металлические стоііки пате-

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Рис. 24. Автобетоновоз СБ-113:

а — транспортное положение, б — положение разгрузки; / — ав­томобильное шасси, 2—опорная рама, 3—кузов

лежках. Пролетное строение моста балочного типа. При необходи­мости пролет и высоту передвижного моста можно изменять.

Если фундаменты узкие и глубокие, рельсовые пути передвиж­ного моста располагают не в котловане, а наверху — за контуром котлована. Бетонную смесь выгружают из бетоновоза в приемные бункера, располагаемые по оси моста на расстоянии 2—2,5 м один от другого, к которым подвешивают приемные воронки с звенье­выми хоботами. Мост передвигают ручными или электрическими лебедками.

При бетонировании больших массивов используют перенос­ные инвентарные мостики (рис. 25). Пролетное строе­ние 1 мостика состоит из двух частей, каждую из которых выпол­няют из двух двутавровых балок, соединенных между собой попе­речными связями — прогонами. Поверх прогонов укладывают деревянный настил с отбойными брусьями.

Обе части пролетного строения соединяют связями. Опоры 2 пролетного строения мостика устанавливают обычно внутри бето­нируемого массива, и они остаются навсегда в бетоне. При не-

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Рис. 25. Переносной инвентарный мостик:

а — вид спереди, 6 — вид сбоку; / — пролетное строение, 2 — опоры, 3 — распорки, 4—пандус, 5—автосамосвал

больших размерах массива опоры мостика помещают за его кон­туром. Бетоновозы или самосвалы, въезжающие по пандусу 4 на мостик, разгружают бетонную смесь прямо в бетонируемый мас­сив в свободное пространство между настилами.

Если бетонируемый массив армирован и высота сбрасывания смеси превышает 2 м, то к балкам мостика крепят воронки с хо­ботами на расстоянии 2—2,5 м одна от другой и по ним направля­ют бетонную смесь к месту укладки.

В гидротехническом строительстве применяют бетоново3- ные эстакады (рис. 26), возводимые вдоль фронта бетонируе­мых сооружений, обычно при высоте сооружении более 30 м. В СССР бетоновозные эстакады применялись при бетонировании сооружений высотой 120 м, а в зарубежной практике — до 170 м.

На эстакадах сосредоточиваются без стеснения фронта основ­ных работ необходимые средства механизации: краны 3, виброхо­боты и т. д. В результате применения эстакад создаются условия для бесперебойной доставки смеси, армоконструкций и опалубки.

Для передвижения кранов-бетоноукладчиков на эстакаде про­кладывают рельсовые пути. Грузы доставляют железнодорожным или автомобильным транспортом.

При доставке бетоновозами или автосамосвалами 4 бетонную смесь разгружают в бадьи 1 или воронки виброхоботов.

Длина эстакады определяется продольным размером возводи­мого сооружения с примыкающими участками и достигает в от­дельных случаях 2 км и более.

Основной недостаток применения бетоновозных эстакад — зна­чительный расход металла и высокая стоимость монтажа.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Рис. 26. Схема расположения бетоновозной эстакады (при строительстве плотины):

/ — поворотная бадья вместимостью 3,2 м3, 2—контур бетонируемого сооружения, 3—портально-стреловой кран грузоподъемностью 10 т, 4 — автосамосвал, 5— железнодорожная платформа с армоконструк — цией, 5 — бетоповозная эстакада

В ряде случаев транспортирование бетонной смеси к объекту бетоновозами или автосамосвалами сочетают с более простыми и дешевыми средствами подачи и распределения, например с виб­ропитателями, вибролотками. Это дает возможность избежать до­рогостоящих эстакад, передвижных и переносных мостиков.

Автобетоновозы и автосамосвалы используют для транспорти­рования бетонной смеси с выгрузкой непосредственно на место ук­ладки при строительстве дорог, аэродромных покрытий, бетонных полов, пологих откосов каналов и дамб, для перевозки бетонной смеси на объект к различного типа бункерам и бадьям, которые кран подает к месту укладки, к бетононасосам, конвейерам.

Для транспортирования бетонной смеси предназначен также железнодорожный бетоновоз (силобус) вместимостью 16 м3 (рис. 27) с двумя опрокидными бункерами. Бункера разгру­жаются в бадьи вместимостью 8 м3 через откидные лотки. После разгрузки бункеров лотки возвращаются в транспортное положе­ние. Такие бетоновозы применяются при возведении с помощью кабель-кранов крупных гидросооружений.

При транспортировании на дальние расстояния в автосамосва­лах и бетоновозах качество бетонной смеси ухудшается: смесь рас­слаивается. Это вызывает необходимость применения специальных машин — автобетоносмесителей.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Рис. 27. Железнодорожный бетоновоз (силобус)

Автобетоносмесители выпускаются двух марок: СБ-69 (рис. 28), СБ-92 (рис. 29).

Технические характеристики автобетоносмесителей приведены в табл. 6.

Таблица 6. Технические характеристики автобетоносмесителей

Показатели

СБ-69

СБ-92

Вместимость барабана по выходу готовой бетонной смеси, м3 …………………………………………………………………………

2,6

3,5

Геометрический объем смесительного барабана, м3 . .

6,1

6,1

Угол наклона барабана к горизонту, град……………………

15

15

Вместимость бака для воды, л…………………………………….

630

850

Частота вращения смесительного барабана, об/мин: прямого (при загрузке и смешивании)………………….

8,5—12

9—14,5

обратного (при разгрузке) ……………………………………

6—8,5

6,5—10,1

Мощность двигателя смесительного барабана, кВт. .

29

39

Масса порожнего автобетоносмесителя, т…………………….

9,1

12,3

Автобетоносмесители применяют для приготовления бетонной смеси в пути следования машины и для перевозки на дальние рас­стояния бетонной смеси, приготовленной на бетонном заводе. Сме­сительный барабан 3 имеет одно отверстие для загрузки и выгруз­ки. Он наклонен к горизонту под углом 15°. На внутренней поверх­ности смесительного барабана укреплены две спиральные лопасти. Угол наклона смесительных лопастей подобран так, что при вра­щении барабана в одном направлении смешиваются компоненты бетона, а при вращении в обратном направлении — выгружается приготовленная смесь. Барабан приводится в действие от индиви­дуального дизельного двигателя.

Бетоносмесители имеют по две-три частоты вращения барабана в одну сторону при загрузке и смешивании и две-три в обратную

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Рис. 28. Автобетоносмеситель СБ-69

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Рис. 29. Автобетоносмеситель СБ-92:

1—кабина, 2— бак для воды, 3 — смесительный барабан, 4 — загрузочно­разгрузочное устройство, 5—рама, 6 — панель с контрольно-измерительными приборами, 7—привод смесительного барабана

сторону при разгрузке. Частоту вращения при загрузке выбирают в зависимости от производительности питающей установки с таким расчетом, чтобы не создавались заторы в загрузочной горловине.

По окончании загрузки сыпучих компонентов барабан выклю­чается или снижается частота вращения. Заправка бака водой мо­жет быть совмещена во времени с загрузкой барабана сыпучими составляющими.

В зависимости от дальности транспортирования компоненты бетонной смеси можно загружать одновременно или раздельно. При одновременной загрузке смешивание длится в течение всего пути следования, если время транспортирования составляет
не более 30 мин. При раздельной загрузке сначала загружают сы­пучие компоненты, а по прибытии на объект, но не позднее чем че­рез 30 мин после за­грузки, подается вода.

Подпись: Рис. ЗО. Загрузка автобетоносмесителя СБ-92 до-зированными компонентами бетонной смеси на бе-тоносмесительной установке СБ-75 Перед выгрузкой поворотный лоток ус­танавливают на угол, достаточный для сво­бодного выхода бетон­ной смеси.

При загрузке в ба­рабан готовой смеси автобетоносмесит ель служит только средст­вом транспортирова­ния. В этом случае ба­рабан в пути следова­ния медленно вращает­ся, предотвращая рас­слоение бетонной сме­си.

Для загрузки ав­тобетоносмесит елей предназначены бетоно­смесительные установ­ки СБ-78 и СБ-75 (рис. 30).

СВАЙНЫЕ РАБОТЫ

На смену традиционной технологии возведения зданий на грунтовых подуш­ках пришли методы устройства оснований и фундаментов зданий и сооружений с использованием свай со значительным уменьшением объемов земляных и бе­тонных работ. С помощью свай передаются нагрузки на нижележащие прочные слои грунта, увеличивается несущая способность слабых грунтов, осуществля­ется временное крепление стенок котлованов или защита от воды.

Свайные работы — строительные работы по изготовлению, погружению в грунт, извлечению (в случае надобности) свай, объединению отдельных погружаемых в грунт свай в единую конструкцию (устройство ростверков свайных фундамен­тов или мостовых опор, установка продольных связей и анкерных креплений на шпунтовой стенке и др.).

Методы производства свайных работ зависят от вида применяемых свай. Свая — стержневой конструктивный элемент, погружаемый в грунт или образу­емый в скважине для передачи нагрузки от сооружения грунту.

По способу устройства сваи подразделяются на готовые и набивные.

Готовые сваи изготовляют заранее и погружают в грунт забивкой, вибрацией, вдавливанием, завинчиванием, подмывом или комбинированным методом.

Набивные сваи сооружаются непосредственно в грунте, в местах их проектно­го расположения, путем устройства скважин и заполнения их бетонной смесью или песчаным грунтом. В некоторых странах набивные сваи называют местны­ми сваями. Их области применения: твердые глинистые грунты с включением валунов и объекты, где забивка или погружение свай недопустимы из-за возмож­ности деформирования прилегающих строений, конструкций или земляных мас­сивов и др. К набивным сваям относятся и вытрамбованные (выштампованные) сваи, сваи в пробитых скважинах.

По способу передачи нагрузки на грунты сваи подразделяются на сваи-стойки, передающие нагрузку на прочный малосжимаемый грунт главным образом за счет опирания на него острием, и висячие сваи, несущая способность которых обеспе­чивается главным образом трением их боковой поверхности о грунт.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СВОЙСТВАХ ГРУНТОВ

2.1. Классификация грунтов

Грунтами называются любые (рыхлые) горные породы, залегающие преимущественно в пределах зоны выветривания Земли и являющиеся объектом инженерно-строительной деятельности человека. Грунты используются в качестве основания, среды или материала для возведения зданий и сооружений.

Грунты подразделяются на два основных класса: скальные и нескальные.

Скальные грунты — это грунты с жесткими структурными связями, к которым относятся магматические (граниты, диориты и др.), метаморфические (гнейсы, кварциты, сланцы и др.) и осадочные сцементированные (песчаники, известняки и др.) породы.

Нескальные грунты — это грунты без жестких структурных связей. К нескальным грунтам относят рыхлые горные породы, включающие несвязные (сыпучие) и связные породы.

В состав грунтов входят твердые минеральные частицы, вода в различных видах и состояниях, газообразные включения, а также в некоторых грунтах органические соединения.

Нескальные грунты по размерам минеральных частиц подразделяют на следующие виды:

— крупнообломочные (валунные, галечниковые, гравийные и щебенистые) с содержанием частиц крупнее 2 мм более 50% по массе;

— песчаные (гравелистые, крупные, средней крупности, мелкие и пылеватые);

— пылевато-глинистые (супеси, суглинки и глины).

Почвы или растительные грунты — это природные образования, слагающие поверхностный слой земной коры и обладающие плодородием.

К просадочным относятся грунты, которые под действием внешней нагрузки или собственного веса при замачивании водой дают осадку, называемую просадкой (лессовые и другие макропористые грунты).

Лессовые грунты — это макропористые грунты, содержащие карбонаты кальция и проявляющие просадочные свойства при замачивании водой под нагрузкой.

К набухающим относятся грунты, которые при замачивании водой или химическими растворами увеличиваются в объеме, и при этом относительное набухание без нагрузки составляет є> 0,04.

К особым видам грунтов также следует отнести биогенные грунты, плывуны, растительные и мерзлые грунты.

Грунты, содержащие значительное количество органических веществ, называются биогенными. К ним относятся заторфованные грунты, торфы и сапропели (пресноводные илы).

Ил — водонасыщенный современный осадок водоемов, образовавшийся в результате протекания микробиологических процессов.

Плывуны — это грунты, которые при вскрытии приходят в движение подобно вязкотекучему телу, встречаются среди водонасыщенных мелко­зернистых пылеватых песков,

Потоковість будівельних процесів

Потоковість — це така організація будівельного виробництва, за якої комплексний будівельний процес поділяють на прості процеси, при­значають для кожного з них окремих виконавців, розбивають фронт робіт на захватки, на яких послідовно виконують прості процеси, з по­дальшим їх паралельним виконанням у часі на різних захватках. Роз­глянемо рис. 1.2, а. Нехай т — кількість захваток або одиниць буді­вельної продукції, де захватка — це простір, на якому виготовляється одиниця будівельної продукції, або частина будинку чи споруди, яка часто повторюється. Наприклад, т — кількість квартир у будинку, де за одиницю будівельної продукції вважатимемо фарбування дерев’я­ної підлоги. За п приймемо кількість простих процесів, які становлять комплексний процес фарбування підлоги: 1 — циклювання, 2 — шліфу­вання, 3 — шпаклювання, п (4) — нанесення фарби.

Потоково ці роботи можна виконати так: першого дня в квартирі N° 1 виконують циклювання; другого дня циклювання підлоги ведуть у квартирі N° 2, водночас у квартирі N° 1 інші робітники шліфують підлогу, третього дня процес 1 — циклювання — виконують у квартирі № 3, процес 2 — шліфування — у квартирі № 2, а у квартирі N° 1 виконують процес 3 — шпаклювання. Четвертого дня циклюють підлогу в квартирі N° 4, шліфують у квартирі N° 3, шпаклюють у квартирі N° 2, а у квартирі N° 1 наносять на підлогу фарбу. З п’ятого дня усі ланки робітників виконують прості процеси на нових фронтах робіт, і такий ритм повторюватиметься досить довго.

Кожний простий процес виконується безперервно і рівномірно, робіт­ники ритмічно переходять з одного фронту робіт на інший, і це створює окремий потік.

У кожній квартирі роботи: циклювання, шліфування, шпаклювання, нанесення фарби повторюються, і таку закономірність зручно показати за допомогою циклограми (рис. 1.2, 6, де tn — тривалість циклу).

Циклограма — це графік потокового процесу робіт, який демонструє розвиток простих процесів (окремих потоків) у просторі (на захват­ках) і в часі.

Потоковість будівельних процесів
Подпись: 1 2 ... п Рис. 1.2. Методи організації будівельних процесів і етапи розвитку будівельних потоків: а — потоковий метод; б — циклограма будівельного потоку; в — схема сталого розвиненого потоку; г — те саме, несталого, але доведеного до повної виробничої потужності; д — те саме, несталого і не доведеного до повної виробничої потужності

ках) є винятком, частіше обсяги різні і відповідно витрати праці для виготовлення будівельної продукції також різні. Для зрівнювання три­валості виконання робіт на різновеликих захватках приймають різну кількість виконавців (робітників), а якщо фронт робіт не дає можливості збільшити кількість робітників, то роботи виконують у кілька змін (збільшують тривалість робочого дня):

т

ENAc’

деГ — тривалість робіт, днів; V — обсяг робіт, м2(м[1]); Нч — комплексна норма часу, люд.-год; Е — одиниця обсягу робіт, на яку зведено норми часу, м2 ( м3, 10 м3, 100 м3); N — кількість робітників, чол.; А — три­валість зміни, год; с — кількість змін у робочому дні.

Тривалість окремого потоку на захватці називають модулем цикліч­ності і позначають літерою k (рис. 1.2, б). Загальна тривалість потоку на т захватках становить

t — km.

Різноманітність об’єктів будівництва, умов виробництва і особливос­тей організаційно-технологічних рішень їх зведення надають можли­вості для використання різних форм будівельного потоку. За струк­турою можливі такі форми будівельних потоків:

спеціалізовані — будівельні потоки, створені для виконання робіт за відповідними технологічними стадіями будівництва (наприклад, зве­дення підземної чи наземної частини будівлі, влаштування покрівлі, опорядження поверхні);

об’єктні — група спеціалізованих за технологічними стадіями буді­вельних потоків, товарною продукцією яких є закінчені будівлі чи інже­нерні споруди;

комплексні — об’єднання об’єктних потоків для випуску цілих груп однотипних або різнотипних будівель чи інженерних споруд; товарна продукція їх — житлові мікрорайони, масиви, промислові підприємства.

У функціонуванні будівельного потоку розрізняють три періоди (рис. 1.2, а): перший — розгортання, нарощування виробничої потуж­ності (7^), другий — стале розвинення потоку (Г2), третій — згортання робіт (Т3). Тільки той потік, що характеризується рівномірним викори­станням усіх видів ресурсів упродовж тривалого часу, відповідає вимо­гам потоковості будівельного виробництва (рис. 1.2).

Техника безопасности. Охрана окружающей среды. при производстве земляных работ

Производство земляных работ в зоне действующих подземных коммуникаций следует осуществлять под непосредственным руководством прораба или мастера, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующего га­зопровода, кроме того, под наблюдением работников соответствующих служб.

Наиболее опасными видами земляных работ являются работы по разработке траншей и котлованов, а основным опасным фактором — обрушение грунта.

Рытье котлованов и траншей с откосами без креплений в нескальных грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глу­бине выемки и крутизне откосов, приведенных в табл. 4.1.

При установке креплений верхняя часть их должна выступать над бровкой выемки не менее чем на 15 см. Устанавливать крепления необходимо в направ­лении сверху вниз по мере разработки выемки на глубину не более 0,5 м. Разбор­ку креплений следует производить в направлении снизу вверх по мере обратной засыпки выемки.

Таблица 4.1

Допускаемая глубина разработки грунта без креплений

Вилы груїггов

Кругизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, нс более

1,5

3

5

Насыпные неуплотненные

1:0,67

1:1

1:1,25

Песчаные и іравийньте

1:0,5

1:1

1:1

Супесь

1:0,25

1:0,67

1:0,85

Суглинок

1:0

1:0,5

1:0,75

Глина

1:0

1:0,25

1:0,5

Лессы и лессовидные

1:0

1:0,5

1:0,5

Примечание. При напластовании различных видов грунта крутизну от­косов для всех пластов следует назначать по наиболее слабому виду грунта.

Котлованы и траншеи, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах насе­ленных пунктов, а также в местах, где происходит движение людей или транс­порта, должны быть ограждены. На ограждении необходимо устанавливать пре­дупредительные надписи и знаки, а в ночное время — сигнальное освещение.

Места прохода людей через траншеи должны быть оборудованы переходными мостиками, освещаемыми в ночное время.

При разработке, транспортировании, разгрузке, планировке и уплотнении грунта двумя и более самоходными или прицепными машинами (скреперами, грейдерами, катками, бульдозерами и др.), идущими одна за другой, расстояние между ними должно быть не менее 10 м.

Погрузка грунта на автосамосвалы должна производиться со стороны заднего или бокового борта.

Односторонняя засыпка пазух у фундаментов и свежевыложенных подпорных стен допускается после мероприятий, обеспечивающих устойчивость этих кон­струкций.

Одной из работ, представляющих повышенную опасность для здоровья рабо­тающих, является прокладка тоннелей. Основные правила техники безопасности в этом случае следующие: достаточная подача воздуха; своевременное удаление газов и дыма; очистка воздуха от пыли; отвод природного газа.

В последнее время для указания направления проходки тоннелей часто ис­пользуются лазерные приборы. Органы зрения человека при попадании на них лазерного луча могут быть повреждены. Простейшей мерой защиты в этом слу­чае является установка лазерного прибора и направление луча на высоте, не опас­ной для работающих.

При проходке тоннелей существует риск обрушения стенок и кровли или за­полнения его водой. Для исключения такой опасности перед началом производ —

сгва работ необходимо тщательно изучить местность, на которой будет возво­диться объект.

К числу обязательных мероприятий при проведении взрывных работ отно­сится ограждение опасной зоны каждого объекта сигнальными знаками и пла­катами с предупреждающими надписями.

Земли, которые занимают временные земляные сооружения, должны быть рекультивированы (восстановлены). Рекультивация предоставленных во времен­ное пользование земельных участков производится в ходе строительства, а при невозможности этого — не позднее чем в течение года после завершения строи­тельных работ.

Вопросы для самопроверки

1. Какие земляные сооружения вы знаете? Их особенности.

2. Какие группы грунтов вы знаете? Их особенности.

3. Какие подготовительные процессы выполняют при производстве земляных работ?

4. Какие водоотводные мероприятия применяют при устройстве котлованов и тран­шей в водонасыщенном грунте?

5. Как крепятся стенки выемок при их рытье на большую глубину?

6. Как подсчитывают объемы земляных работ?

7. Какие способы производства работ используются при устройстве земляных соору­жений?

8. Как производится разработка, транспортировка и укладка грунта гидромеханизи­рованным способом?

9. Как производится уплотнение грунтов?

10. Как производится разработка грунта в зимних условиях?

Тест

1. Выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зда­ний и инженерных сооружений, — это:

а) траншея;

б) котлован;

в) шпур;

г) насыпь.

2. Выемка в грунте трапецеидального сечения, длина которой во много раз превыша­ет ширину, называется:

а) траншеей;

б) котлованом;

в) шпуром;

г) насыпью.

3. С помощью центробежных насосов непосредственно из котлована или траншеи при выполнении земляных работ производится:

а) планировка;

б) устройство водоотводящих канав;

в) устройство оградительных обвалований;

г) водоотлив.

4. Все объемы земляных работ подсчитывают:

а) для плотного состояния грунта с учетом коэффициента водонасыщения;

б) для грунта в разрыхленном состоянии;

в) для грунта в специально уплотненном состоянии;

г) для плотного (естественного) состояния грунта.

5. Продольная траншея, образуемая экскаватором за один проход, называется:

а) прокладкой;

б) проходкой;

в) ярусом;

г) картой.

6. Землеройно-транспортная машина, представляющая собой базовую машину (трак­тор) с навесным оборудованием, состоящим из ножевого отвала, толкающей рамы и уст­ройств для управления отвалом, — это:

а) бульдозер;

б) скрепер;

в) экскаватор;

г) гидромонитор.

7. Сооружение в земной коре вертикальных, горизонтальных или наклонных цилин­дрических выработок различных диаметров и глубин:

а) планировка;

б) сварка;

в) водопонижение;

г) бурение.

8. Для бестраншейной прокладки инженерных коммуникаций используются:

а) экскаваторная разработка грунта;

б) бульдозеры и скреперы;

в) комплекты оборудования с гидродомкратами и пневмопробойниками;

г) гидромониторы.

9. Чаше всего взламывание мерзлого грунта производится:

а) рыхлителями (рипперами);

б) грузоподъемными кранами;

в) гидромониторами;

г) автосамосвалами.

10. Погрузка грунта на автосамосвалы должна производиться:

а) с любой стороны;

б) со стороны заднего или бокового борта;

в) со стороны кабины водителя;

г) только со стороны заднего борта.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

г

г

б

а

г

в

а

б

ДОЗИРОВАНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Материал из бункеров через течки поступает в весовые или объемные дозаторы. Последние допускаются только для заполни­телей; цемент обязательно дозируется по весу, поэтому при отсут­ствии специальных дозаторов он взвешивается на обычных деся­тичных весах или при поступлении его на строительство в мешках дозируется ими. В этом случае желательно составление рецепту­ры замеса с весом цемента, равным или кратным весу его в меш­ке. Точность дозирования материалов зависит от принятого спосо­ба дозирования и вида материалов; допускаемые отклонения от установленного лабораторией состава не должны превосходить пределов, указанных в табл. 22.

Таблица 22

Допускаемая точность дозирования

Допускаемая точность дозирования в %

Способ дозирования

гидравли­

щебень.

вода

ческая

добавка

цемент

песок

гравий

Весовой…………………………….

1,5

2

2

3

3

Объемный………………………….

1,5

2

3

5

Примечание. На центральных бетонных заводах разрешается только весовое дозирование материалов—для цемента, воды и добавок с точностью — 1%, для заполнителей — 3%.

Цикл взвешивания управляемых вручную весовых дозаторов составляет 1,5—2 мин. и для объемных дозаторов—бетбномеша — лок емкостью до 1 200 л — от 2 до 2,5 мин.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БЕТОНА И АРМАТУРЫ

Для частей зданий и сооружений, подвергающихся изгибу (на­пример, для балок и плит), при котором нижняя часть конструк­ции работает на растяжение, бетой применять нельзя. На рис. 32 показана схема работы балки при изгибе под действием нагрузки.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БЕТОНА И АРМАТУРЫ

Рис. 32. Схема работы балки при изгибе:

а — бетонной; б — железобетонной

В нижней зоне балки возникает растяжение, в связи с чем не­обходим материал, хорошо сопротивляющийся растягивающим усилиям. Таким материалом является сталь, хорошо работающая совместно с бетоном. Строительный материал, представляющий собой сочетание стали и бетона, называется железобетоном.

Совместная работа бетона и стали эффективна благодаря на­личию следующих условий: бетонная смесь при затвердевании прочно сцепляется со стальными прутками; бетон защищает сталь­ную арматуру от воздействия воды, предохраняет ее от ржавления, а также от огня; сталь и бетон практически одинаково удлиняют­ся при нагревании и сжимаются при охлаждении, поэтому при из­менении температуры не нарушается сцепление между этими ма­териалами.

Стальные стержни различной формы, заделанные в толщу бе­тона, называются арматурой железобетона. Вся нагрузка, во­спринимаемая конструкцией или сооружением, распределяется между бетоном и арматурой. Бетон принимает на_себя сжимающие усилия, а арматура — главным образом растягивающие.

В настоящее время невозможно представить себе ни одного более или менее крупного здания или сооружения любого назна­чения, при строительстве которых не применялся бы железобетон,

ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ. Г. ПОКРЫТИЯМИ ПЛОСКОСТНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

І ІЛВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ БАЛОЧНОЙ

СИСТЕМЫ

2.1. Основные параметры зданий

Ми здания имеют прямоугольные очертания в плане, включают иинм. реже два пролета по 45… 120 м при общей длине до 300…400 м. Оми. in помещения составляет 15… 30 м.

< истема балочных покрытий включает главные поперечные ірукции в виде плоских пространственных стальных или

N.. ммпиевых ферм различной формы (рис. 2.1, а…и) и промежуточные

Пізні ірукции — прогоны характеризуются отсутствием распора от Під ■ шкальных нагрузок, простой статической схемой, малой iwn тительностью к просадкам опор. Несущие конструкции иногда Шінмшпяют из сплошных балок. Главные недостатки балочных

к…… рукций — сравнительно высокий расход металла и значительная

nil’ иi. i несущего элемента (до 6,0…10,0 м).

Нее основные строительные потоки от подготовки площадки до Пнш «устройства выполняются обычными способами и механизмами, как при низведении одноэтажных промзданий пролетами 18,0…30,0 м.

< кобенностями возведения в данном случае являются:

— наличие одной или нескольких площадок укрупнительной сборки ні пшлических конструкций, а также большой объем сварочных или и ні пильных работ;

— наличие специального монтажного оборудования: временные типажные опоры, шпальные клетки, домкраты и гидросистемы, кшипьные ходы и др.;

— наличие специального строительного процесса раскружаливания *ипп рукций;

— особые требования по охране труда и технике безопасности;

— здания обычно имеют большие размеры и большой вес нон і ируемых элементов, поэтому приходится вести их установку частями П’ .18 м) или использовать одновременную работу 2…4 кранов. В мідскьных случаях эффективно использование мощных стационарных 11iv («подъемных механизмов — монтажных мачт, шевров.

Последовательность строительных потоков:

— устройство котлованов под фундаменты несущих колонн;

— устройство фундаментов под несущие колонны, как правило, в мпполитном варианте из-за больших размеров фундамента;

— установка несущих колонн;

— установка подкрановых балок и связей по колоннам;

— устройство шатра (см. ниже);

— устройство элементов подземного хозяйства (подвалов, каналов, трубопроводов, лотков и т. п.); высота и площадь помещения позволяют использовать землеройную технику, автосамосвалы и монтажные краны средней (до 25 т) грузоподъемности;

ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ. Г. ПОКРЫТИЯМИ ПЛОСКОСТНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

далее обычные потоки при возведении одноэтажного промздания. і

І Іоток «устройство шатра» включает: приемку опорных элементов (колонны, пилястры, пилоны), доставку элементов фермы (отправочных марок); приемку элементов фермы, контроль узлов; укрупнительную сборку ферм из 2… 5 элементов, подачу конструкции с помощью транспортной системы в М’ниажную зону;

установку конструкции в проектное положение,

раскрепление связями;

устройство рабочих соединений с опорами;

укладку плит покрытия в технологической последовательности.

В связи с большими размерами конструкций завод-изготовитель 1ьи іііиляет их на объект отдельными линейными элементами (россыпью) н in транспортабельными частями длиной 10.20 м (отправочными М іцк. іми).

/(ля сборки устраивают площадки укрупнительной сборки: і і. і11 попарные или передвижные (ПУСб). Площадка оборудована жестким ініидуктором с винтовыми упорами, обеспечивающими проектные ||.пмеры собранной конструкции в пределах допусков (рис. 2.2). Имеются пиясс стационарные посты ручной или полуавтоматической сварки и ммпистствующес оборудование контроля сварных швов. Для окраски иіГіраиной конструкции используются переносные электрокраскопульты. ГЬющадку сборки обслуживают один или два крана или две монтажные Міічіи, имеющих возможность по суммарной грузоподъемности погрузить і иГфіїнную конструкцию на транспортную тележку.

На этих площадках поставленные заводом элементы укрупняют в монтажные блоки, размером и массой соответствующие принятой и мишогии, монтажа и параметрам грузоподъемных механизмов. При і ь. ч>с ее на стенде задается «строительный подъем», т е нижний пояс внутрь фермы на заданную проектом величину (70…200 мм). Под

I кн чс гной нагрузкой ферма прогнется на эту величину, и нижний пояс ее lit. и и остальные элементы решетки) займет свое проектное ііпричонтальное) положение.

При укрупнении, кроме точности сборки, должна быть обеспечена

II омсфическая неизменяемость собранной конструкции. С этой целью Производится при необходимости временное усилие отдельных элементов і. чюі рукций (рис.2.3) либо используются приспособления, Предупреждающие возникновение опасных напряжений или деформаций при подъеме и установке конструкции до ее проектного закрепления.

Подпись: б в Г Рис 2.3. Схемы усиления элементов стальной фермы при ее подъеме а - брусья, сжатые стяжными болтами; б - брусья, сжатые пластинами и стяжными болтами; в - брусья, сжатые бревнами и хомутами, г - то же, с помощью скрутки

На каждом участке зданий монтаж конструкций выполняют с обеспечением геометрической неизменяемости, устойчивости и прочности каждой смонтированной конструкции или ее части и здания в целом Для этого в начале монтажа создают первую жесткую ячейку, к которой затем присоединяют другие части здания.

Собранный монтажный блок подается в зону монтажа технологическим краном или на специальной транспортной тележке

Установку в проектное положение большепролетных балочных конструкций производят целой фермой на несущие колонны или отдельными частями с окончательной сборкой на промежуточных опорах.

Механический способ натяжения арматуры

Стержневую, проволочную и канатную арматуру натягивают механическим способом с помощью гидравлических домкратов СМЖ-82, СМЖ-84. На рис. 44 показана натяжная гидравличе­ская установка с гидродомкратом типа СМЖ-84.

Механический способ натяжения арматуры

Рнс. 44. Натяжная гидравлическая установка СМЖ-84:

/ — тележка, 2—домкрат. 3— насосная станция СМЖ-83, 4 — масляный бак. 5 —шкаф

электроаппаратуры, 6 — электродвигатель, 7 — насос, 8 — разгрузочно-предохранительный клапан, 9 — золотник, 10 — манометр

Для натяжения арматуры можно применять гидродомкраты ДГ-100-2 и ДГ-200-2.

Гидравлические домкраты для натяжения арматуры до приме­нения должны быть проградуированы. Эту операцию повторяют не реже одного раза в три месяца и после каждого ремонта. Дом­крат следует градуировать с тем манометром и насосной станци­ей, которые будут использовать вместе с домкратом в производ­ственных условиях.

Для привода гидродомкратов рекомендуется применять насос­ные станции СМЖ-83 с механическим приводом и НСР-400М с ручным приводом.

На упоры форм и стендов можно натягивать по одному арма­турному элементу (одиночное), или одновременно по несколько элементов, или всю напрягаемую арматуру изделия (групповое на­тяжение).

Если при заготовке невозможно добиться требуемой длины ар­матурных элементов, то перед групповым натяжением следует подтянуть каждый элемент усилием, не превышающим 10% от проектного.

Арматуру на стендах рекомендуется натягивать в два этапа. На первом этапе арматуру натягивают с усилием, равным 40… 50% заданной величины. Затем проверяют, правильно ли распо­ложена напрягаемая арматура, устанавливают закладные детали* сварные арматурные сетки и каркасы и закрывают борта форм. На втором этапе арматуру натягивают с усилием, превышающим на 10% заданное, выдерживают арматуру 3…5 мин, после чего снижают натяжение до проектной величины.

Усилие натяжения контролируют по показаниям градуирован­ных манометров гидравлических домкратов и одновременно по удлинению арматуры. Результаты измерения по этим двум мето­дам не должны различаться более чем на 10%. При большем рас­хождении необходимо приостановить процесс натяжения армату­ры, выявить и устранить причину расхождения этих показателей.

При использовании гидравлических домкратов для натяжения арматуры цена деления шкалы манометра не должна превышать 0,05 величины измеряемого давления. Максимальное давление, на которое рассчитан манометр, не должно быть выше измеряемого давления более чем в два раза.

Во время натяжения арматуры гидродомкрат устанавливают так, чтобы его ось совпадала с продольной осью захвата арма­турного элемента или пакета.

Арматуру разрешается натягивать только в присутствии техни­ческого персонала, осуществляющего пооперационный контроль. Данные контрольной проверки заносят в специальный журнал.

Реклама
Сентябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Окт »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Рубрики