Архивы за 22.09.2015
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ. И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВОЗВЕДЕНИЯ
§ 4. Проектирование зданий
Строительство любого здания или сооружения можно начинать только после утверждения проекта, который представляет собой комплекс документации в виде чертежей, расчетно-пояснительной записки, сметы, проектов организации строительства и производства работ. Сметная документация в виде сметно-финансового расчета или сметы определяет стоимость строительства. Используют сметную документацию при планировании, финансировании, контроле фактических затрат, а также расчетах между заказчиками и подрядчиками.
Проектирование и строительство зданий и сооружений осуществляют в соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП), представляющими собой свод основных нормативных документов, применяемых в строительстве, а также в соответствии с ГОСТами, инструкциями и руководствами, развивающими и уточняющими основные положения СНиПов.
Исходным документом для проектирования любого объекта служит задание на проектирование, в котором определяют назначение и объем здания, этажность, состав помещений и их габариты, виды санитарно-технического оборудования, архитектурнохудожественные требования, основные строительные материалы и конструкции. В задании на проектирование намечают также месторасположение здания, сроки и очередность строительства. При строительстве в городских условиях составной частью задания на проектирование является архитектурно-планировочное решение.
Проектированию предшествуют изыскательские (геодезические, гидрологические, климатологические) работы по изучению строительного участка и сбору необходимых данных, без которых нельзя решить правильно задачи проектирования и строительства зданий, и разработка технико-экономического обоснования (ТЭО). Проектирование можно осуществлять по двум стадиям — сначала составлять технический проект (первая стадия), а затем разрабатывать рабочие чертежи (вторая стадия)—или в одну стадию, допускаемую для несложных объектов, когда составляют только технорабочий проект (технический проект, совмещенный с рабочими чертежами).
В состав рабочих чертежей входят генеральный план участка и проект вертикальной планировки, фасады, планы, разрезы зданий, планы фундаментов, перекрытий и крыш, чертежи деталей конструктивных элементов, планы, разрезы и аксонометрические схемы этажей с нанесением санитарно-технических сетей: отопления, горячего водоснабжения и вентиляции, отдельно водопровода и канализации, плана этажей с нанесением осветительных и силовых электрических сетей, схемы газификации здания, пояснительная записка и сметная документация. На рабочих чертежах дают спецификации конструктивных элементов заводского изготовления, оборудования, материалов, по которым осуществляют заказы на их поставку.
Строительство зданий ведут по индивидуальным и типовым проектам. Проект, предназначенный для возведения только одного определенного здания, называется индивидуальным. По таким проектам строят уникальные общественные (театры, музеи) и промышленные (с новыми технологическими процессами и особого назначения) здания и сооружения. Здания массового назначения (жилые дома, школы, детские сады и ясли) возводят по типовым проектам.
Типовым называют проект, наиболее совершенный по планировочному и конструктивному решениям, в наибольшей степени удовлетворяющий требованиям экономичности и индустриализации строительства, предназначенный для многократного использования. Типовые проекты разрабатывают применительно к заданным географическим районам, но без ориентировки на определенное место строительства. Поэтому каждый типовой проект привязывают к конкретному участку (рельефу, грунтам, инженерным сетям, к архитектурной композиции соседних зданий).
Привязка проекта заключается в разработке проекта фундаментов, присоединений к сетям водоснабжения, канализации и т. д.
В некоторых случаях допускается перепланировка первого и подвального этажей, например, при устройстве в них встроенных помещений (магазинов, детских яслей-садов) или в зависимости от рельефа местности. Применение типовых проектов уменьшает затраты и время на проектирование и повышает его качество.
Типовое проектирование предусматривает применение типовых унифицированных конструкций ограниченного количества типов и размеров, пригодных для использования при строительстве зданий различного назначения.
Типизация и унификация конструктивных элементов зданий и сооружений — основные условия индустриализации строительства.
Технология возведения большепролетных конструкций
Применение большепролетных конструкций для покрытий зданий связано с необходимостью возведения помещений с большими свободными площадями: ангаров, концертных залов, павильонов, крытых стадионов, рынков и др. Современный уровень строительства требует возведения большепролетные зданий и сооружений без промежуточных опор. В целях улучшения использования производственных площадей и модернизации технологических процессов большепролетные конструкции широко применяются в промышленном строительстве.
В книге представлены технологические и организационные решения по возведению наиболее распространенных большепролетных зданий. Теория и практика строительства таких зданий у нас в стране и за рубежом показали, что наибольший резерв повышения эффективности такого строительства в современных условиях заключен в совершенствовании организационно-технологических решений монтажа и монтажной технологичности архитектурно-конструктивных решений. Все это ставит задачу о настоятельной необходимости систематизации, обобщения и анализа имеющегося отечественного и зарубежного опыта строительства большепролетных зданий, что и явилось основной предпосылкой для написания данной книги.
Значительное внимание уделено достижениям технического прогресса в строительстве, современным методам строительного производства, обеспечению заданного качества продукции строительного процесса, вопросам охраны труда и окружающей среды.
Пособие подготовлено в соответствии с программой спецкурса «Технология возведения большепролетных зданий и высотных сооружений» для высших учебных заведений по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и призвано оказать помощь студентам при изучении данного курса, при курсовом и дипломном проектировании.
При подготовке рукописи были использованы материалы научно — исследовательских, проектных и строительных организаций.
Авторы пособия выражают глубокую признательность коллективу кафедры «Строительные конструкции и гидротехнические сооружения» СГАУ (заведующий кафедрой профессор, кандидат технических наук Затинатский С. В.) и директору ЗАО НПГШ «Геотехника-СПИ» к. т.н., профессору Савинову А. В. за рецензирование рукописи и ценные замечания, которые были учтены при подготовке материала к изданию.
Конструктивные схемы жилых, общественных. и производственных зданий
Несущие элементы здания в совокупности образуют пространственную систему, называемую несущим остовом. Несущий остов должен обладать достаточной прочностью и обеспечивать пространственную жесткость и устойчивость здания, тогда как ограждающие конструкции должны характеризоваться стойкостью против атмосферных и других физико-химических воздействий, а также достаточными тепло- и звукоизоляционными свойствами.
В зависимости от вида несущего остова различают две основные конструктивные схемы зданий — бескаркасную (с несущими стенами) и каркасную.
Остов бескаркасных одноэтажных и многоэтажных зданий с несущими наружными и внутренними (продольными или поперечными) стенами представляет собой коробку,
Рис. 1. Одноэтажные производственные здания: 1 — колонны, 2 — подкрановая балка. 3 — ригель, 4 — покрытие |
пространственная жесткость которой создается перекрытиями и стенами, образующими жесткие горизонтальные и вертикальные диафрагмы. Устойчивость такого несущего остова зависит от надежности связи между стенами и перекрытиями, их жесткости и устойчивости.
В каркасных зданиях все нагрузки воспринимаются системой стоек (колонн), которые вместе с горизонтальными элементами (прогонами, ригелями) образуют каркас. Здания бывают с полным или неполным каркасом. Полным называют каркас, в котором вертикальные элементы расположены как по периметру наружных стен, так и внутри здания, неполными — каркас с несущими стенами и внутренним каркасом, колонны которого заменяют внутренние несущие стены. Устойчивость наружных стен в таких зданиях создают в основном элементы каркаса и перекрытия. Такую конструктивную схему применяют в многоэтажных общественных и производственных зданиях при отсутствии значительных динамических нагрузок.
Каркас одноэтажного производственного здания состоит из железобетонных или стальных колонн, образующих вместе с несущими конструкциями покрытия поперечные рамы, и продольных элементов — фундаментов, обвязочных и подкрановых балок, подстропильных ферм, а также связей, которые придают каркасу в целом и отдельным элементам пространственную жесткость и устойчивость. Расстояние между колоннами каркаса в продольном направлении (вдоль оси здания) называется шагом колонн, в поперечном — пролетом. Размеры пролетов и шага колонн на-
Рис. 2. Многоэтажное производственное здание каркасного типа: -2 — фундамент, 2 — колонна, 3 — ригель, 4 — связь, 5 — балка покрытия, 6 — плита покрытия, 7 — стеновая панель |
зывают сеткой колонн. Одноэтажные каркасные производственные здания (рис. I) состоят из железобетонного (стального) каркаса, стен и покрытия. Каркас состоит из вертикальных элементов — колонн и горизонтальных — ригелей 3, балок 2 и ферм. По балкам или фермам укладывают плиты покрытия, а в необходимых случаях выполняют световые или аэрационные фонари.
В многоэтажных производственных зданиях каркасного типа (рис. 2) каркас состоит из колонн 2 и ригелей 3, образующих
многоярусные рамы с жесткими элементами. Рамы располагают поперек здания, а в продольном направлении устойчивость здания создают стальными связями 4, которые устанавливают по каждому продольному ряду колонн в середине температурных отсеков. Число пролетов в каркасах бывает от одного до трех-четырех,
Рис. 3. Каркасно-панельные многоэтажные общественные здания: о, — с поперечными рамами каркаса, б —с пространственными рамами, в —с продольными рамами, г — с неполным каркасом (продольные рамы и несущие наружные панельные или кирпичные стены) |
а иногда и больше. Размеры пролетов 6; 9 и 12 м. Верхние этажи шириной 12 и 18 м перекрывают стропильными балками 5 или фермами и плитами 6 аналогично покрытиям одноэтажных зданий. Высота этажей от 3,6 до 7,2 м с градацией размеров через 0,6 м. Стены выполняют из панелей 7 или кирпичей.
Многоэтажные общественные здания сооружают трех типов: каркасно-панельные, бескаркасно-панельные и с несущими кирпичными стенами. Каркасно-панельные здания (рис. 3) состоят из каркаса, плит перекрытий и покрытий, перегородок и панелей стен. Их каркас может быть с поперечными (рис. 3, а), с пространственными (рис. 3, б) и с продольными рамами (рис. 3, в). Такие здания выполняют также с неполным каркасом (рис. 3, г).
а
состоящими из продольных рам и несущих наружных панельных или кирпичных стен.
Пролеты каркасов зданий составляют 5,6 и 6 м, шаг колонн вдоль здания 3,2 и 3,6 м. Высота этажа в общественных зданиях зависит от его назначения и равна 2,8 м для жилых домов и гостиниц, 3,3 м для административных, учебных зданий и торговых предприятий, 3,6 и 4,2 м для зданий специального назначения (конструкторское бюро, лаборатория).
Рис. 4. Жнлые дома н здания гостиничного типа: а — с несущими наружными и внутренними поперечными и продольными перегородками, б —с самонесущими наружными стенами и несущими поперечными перегородками, в — с несущими наружными и внутренними стенами |
Широко распространены, особенно в жилищном строительстве, бескаркасные крупнопанельные здания.
Пятиэтажные жилые дома и здания гостиничного типа строят с несущими наружными и внутренними поперечными и продольными перегородками (рис. 4, а), с самонесущими наружными стенами и несущими поперечными перегородками (рис. 4, б), а также с несущими наружными и внутренними стенами (рис. 4, в). Последнее решение допускает более свободную внутреннюю планировку зданий.
Панели несущих наружных стен изготовляют сплошными из бетона на пористых заполнителях, а при самонесущих стенах также из двух — и трехслойных железобетонных панелей с утеплителями из минераловатных плит. Длина панелей наружных стен равна шагу поперечных панельных стен — перегородок и для различных зданий в зависимости от их типа бывает 2,5; 2,8; 3,2; 3,6 и 6 м, а длина панелей поперечных стен для различных типов зданий — 5,2; 5,6 и 6 м. Толщина панелей внутренних поперечных и продольных стен 14 и 16 см.
Интенсивно развивается строительство панельных бескаркасных здаЛій высотой 12, 16 этажей и более. Конструктивное решение таких зданий имеет свою специфику и отличается от решения бескаркасных пятиэтажных зданий. Несущими элементами этих зданий служат поперечные стены, наружные стены — навесные. Толщина железобетонных панелей поперечных стен 16 см, внутренних продольных 14 см, наружных (сплошных керамзитобетонных) 30 см.
В жилищном строительстве применяют также здания, монтируемые из объемных железобетонных элементов, изготовленных на заводе в виде целого звена или собираемых из отдельных плоских панелей в порядке укрупнительной заводской сборки.
АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ
Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют неустанную заботу об удовлетворении постоянно растущих материальных и культурных потребностей народа.
Свидетельством этого является огромный размах промышленного, сельского, жилищного, гидротехнического и культурно — бытового строительства.
Новые грандиозные задачи поставлены перед строительной индустрией в Директивах XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—1960 годы, где сказано: ‘
«Осуществить дальнейшую индустриализацию строительства путем широкого применения сборных железобетонных конструкций и деталей, конструкций из легких бетонов, крупных блоков и готовых узлов заводского изготовления, а также путем всемерного внедрения комплексной механизации стрсительства.
Довести применение сборных железобетонных конструкций в 1960 году до 28 миллионов кубометров, из них 7 миллионов кубометров напряженно-армированных. Разработать и внедрить в строительство более совершенные виды сборных железобетонных конструкций. Значительно расширить применение в строительстве низколегированной стали и высокопрочной проволоки для железобетонных конструкций, а также экономичных профилей проката. Обеспечить максимальную экономию металла н леса в строительстве».
«Признать необходимым серьезно улучшить и значительно расширить жилищное строительство. Построить за пятилетие в городах, рабочих поселках и сельской местности за счет государственных средств жилые дома общей площадью примерно 205 миллионов квадратных метров, или почти в 2 раза больше, чем в пятой пятилетке».
Строительство в Советском Союзе осуществляется Б основном индустриальными методами с широким применением новой техники и механизации работ. Строительная площадка все больше превращается в монтажную площадку, на которой ведется сборка конструкций, изготовленных на заводах и производственных предприятиях.
Все большее значение в строительстве приобретают бетон и железобетон, применение которых запланировано на 1960 г. в объеме 84 млн. лі3 (включая сборные конструкции).
Широкое распространение железобетонных конструкций (монолитных н особенно сборных) объясняется возможностью сравнительно легко придавать им требуемую форму и размеры при соблюдении заданной прочности. Железобетонные конструкции обладают большей долговечностью, огнестойкостью и требуют меньшего расхода металла по сравнению с металлическими конструкциями.
Изготовление железобетонных конструкций на заводах может быть полностью механизировано. Большая часть (по весу и объему) материалов, употребляемых для бетонных и железобетонных работ (песок, гравий или щебень)’, является местными, не требующими перевозки па большое расстояние.
В состав железобетонных работ входят опалубочные, арматурные и бетонные работы. На передовых стройках железобетонные работы механизированы на 80 и более процентов.
Железобетонные конструкции бывают сборные и монолитные. Элементы сборных железобетонных конструкций изготовляют на заводах и монтируют на стройках. К ним относятся: блоки фундаментов, колонны, балки и плиты междуэтажных перекрытий, крупные стеновые панели, лестничные марши и пр.
Сборный железобетон дает возможность максимально индустриализировать строительство: широко применить новые наиболее эффективные типы конструкций; резко повысить качество конструкций благодаря возможности лучшего контроля при их изготовлении в стационарных условиях производственного предприятия; удешевить конструкции, а следовательно, и строительство в целом путем лучшего ‘использования машин и механизмов, увеличения оборачиваемости опалубки и т. п., удешевить и ускорить производство работ, особенно в зимних условиях.
Большое значение при изготовлении сборного железобетона приобретает электросварка как основной способ соединения арматурных стержней при массовом изготовлении деталей сборных железобетонных конструкций.
Кроме сборных железобетонных конструкций, в строительстве в значительном объеме применяют монолитный бетон и железобетон, что в ряде случаев вызывается технической целесообразностью, например при возведении плотин и других гидротехнических сооружений, фундаментов под тяжелое оборудование и пр.
Крупным достижением советской строительной техники являются инвентарные автоматизированные сборно-разборные бетонные заводы большой производительности, благодаря которым значительно ускоряется и удешевляется строительство. На таких заводах весь процесс приготовления бетонной смеси, начиная с загрузки и дозирования составляющих ее материалов и кончая выдачей готовой смеси, полностью механизирован. Преимущест-
во таких заводов, помимо снижения трудоемкости работ, состоит в возможности лучшей организации контроля за качеством бетона, в повышении коэффициента использования механизмов, в снижении потерь материалов, в частности, цемента и т. д.
Наряду с автоматизированными бетонными заводами наша промышленность имеет механизмы и машины большой производительности: бетономешалки, бетононасосы, высокочастотные вибраторы, автомашины-самосвалы и многие другие машины, повышающие производительность труда рабочих и улучшающие качество возводимых бетонных и железобетонных зданий и сооружений.
Массовое применение железобетона в строительстве вызывает необходимость широкого развития и совершенствования технологии производства арматурных работ.
В настоящее время арматурные работы почти полностью механизированы и выполняются поточными методами. Отечественная промышленность выпускает целый ряд высокопроизводительных машин для правки, гнутья, резки и электросварки арматуры. В строительную практику внедрены новые эффективные виды арматурной стали. і
В связи с широким внедрением сборных железобетонных конструкций исключительно важное значение приобретает развитие и внедрение предварительно-напряженных конструкций, позволяющих снизить расход арматурной стали и стоимость железобетона.
Значительный вклад в развитие арматурных работ внесли новаторы-арматурщики: И. С. Замксв, А. М. Дронов, И. А. Кудрявцев и др., которые предложили и ввели в практику много новых приспособлений и механизмов, рациональную организацию рабочих мест, передовые методы труда.
Грандиозное строительство, осуществляемое в Советском Союзе, требует обеспечения его квалифицированными рабочими кадрами. Основным источником пополнения народного хозяйства рабочей силой является система государственных трудовых резервов.
В Директивах XX съезда партии сказано:
«Улучшить качество производственного обучения молодежи в школах и училищах государственных трудовых резервов, а также непосредственно на производстве; всемерно развивать подготовку квалифицированных рабочих в школах и училищах государственных трудовых резервов в восточных районах страны и расширить сеть школ и училищ в этих районах».
Это требование партии обязывает каждого учащегося глубоко изучить и отлично освоить профессию и в своей практической работе, на производстве творчески применять передовые методы производства работ, совершенствовать приемы работы, искать новые пути для улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости и повышения производительности труда.
В данной книге при переработке ее для второго издания расширены разделы, посвященные сварке: включены сведения о свариваемости стали, видах сварной арматуры, типах электродов, применяемых для сварки. Переработаны главы об электросварке стыков и арматурных каркасов.
Глава II, посвященная строительным чертежам, сокращена.
Содержание книги переработано с учетом вышедших Строительных норм и правил (СНиП), «Технических условий на производство и приемку строительных и монтажных работ» 1955 г., а также ‘«Единых норм выработки и расценок».
Основные конструктивные элементы зданий
Все здания независимо от вида материалов, из которых они выполнены, назначения и класса состоят из определенного числа конструктивных элементов. К ним относятся фундаменты, колонны, стены, перегородки, перекрытия и подвесные потолки, покрытия, кровли, лестницы и лифты, окна, двери, ворота, фонари, инженерное оборудование и санитарно-технические устройства.
Элементы зданий делятся на две основные группы:
несущие, воспринимающие на себя нагрузки от массы здания, находящихся в нем людей, оборудования и внешние нагрузки от действия снега, ветра; основными’ несущими конструктивными элементами являются фундаменты, колонны, стены и перекрытия зданий;
ограждающие, которые служат для защиты помещений от атмосферных воздействий, а также для изоляции одного помещения от другого; ограждающими элементами зданий служат наружные и внутренние стены, перегородки, перекрытия и полы, покрытия, оконные и дверные заполнения и фонари.«
Отдельные элементы зданий (стены, перекрытия) могут ВЫПОЛг нять одновременно функции несущих и ограждающих конструкций.
Фундаментами называют подземные конструкции, предназначенные для восприятия и передачи нагрузок от зданий на основание— грунт. На фундаменты опираются стены и колонны зданий.
Стены разделяют на наружные, отделяющие помещения от внешнего пространства, и внутренние, предназначенные для членения зданий на отдельные помещения, а также для восприятия нагрузок от перекрытий, если стены несущие. Несущие стены подразделяют на самонесущие, передающие нагрузку от силы тяжести на фундамент, и несущие (навесные).
Колонны—это опоры квадратного, прямоугольного, круглого или многогранного очертания в плане, предназначенные для восприятия нагрузок от перекрытий, покрытий зданий, а в промышленных зданиях — и от подкрановых балок и мостовых кранов.
Перекрытия представляют собой горизонтальные конструкции, разделяющие внутреннее пространство здания на этажи и несущие кроме собственной массы полезную нагрузку (от людей, оборудования). Перекрытие над верхним этажом называют чердачным, а в случае отсутствия чердака оно является покрытием.
Подвесными потолками называют конструкции, устраиваемые в промышленных и гражданских зданиях для улучшения акустических, звукоизоляционных и эстетических качеств помещений, а также для создания технических этажей, где размещают вентиляционное, электротехническое оборудование и трубопроводы.
Покрытия защищают здания от атмосферных осадков, от потерь тепла в зимнее время и перегрева солнечными лучами летом. Несущими конструктивными элементами покрытий служат ригели, балки, фермы, своды-оболочки; ограждающими — плиты. Верхняя водонепроницаемая оболочка покрытия называется кровлей.
Перегородки — это тонкие самонесущие внутренние стены для разделения пространства этажа на отдельные помещения.
Полом здания называют нижнюю горизонтальную ограждающую конструкцию одноэтажных зданий, а также верхний конструктивный элемент междуэтажных перекрытий.
Лестницы, лифты, эскалаторы, пандусы устраивают для сообщения между этажами. Лестницы в основном размещают в специальных помещениях, огражденных стенами и называемых лестничными клетками. Лифты монтируют в специальных шахтах.
В большинстве зданий предусматривают санитарно-технические устройства: отопительные к вентиляционные системы, установки для кондиционирования воздуха, системы водоснабжения, канализации, газоснабжения, а также инженерное оборудование по энергоснабжению, пожаротушению, сигнализации и связи, радиофикации.
НОМЕНКЛАТУРА ИЗДЕЛИЙ
На полигонах, изготовляющих сборные железобетонные конструкции, наиболее целесообразным является производство крупноразмерных и тяжелых элементов, выполнение которых на заводе затруднительно и часто невозможно.
![]() |
![]() |
Целесообразно также выполнять на полигонах конструкции с большим числом- типоразмеров изготовляемых элементов. Изготов-
ление таких элементов на заводах осложняет организацию заводского производства, требует частой переналадки оборудования технологических линий, повышает затраты на формы и в резуль
тате снижает производительность труда, повышает стоимость продукции.
Относительно легкие и малогабаритные элементы массового производства рациональнее выполнять на заводах железобетонных конструкций.
Для таких изделий в условиях завода возможна большая механизация их изготовления и автоматизация ряда процессов, что обеспечивает повышение эффективности производства.
![]() |
![]() |
Однако в ряде случаев вследствие отсутствия в районе завода сборного железобетона или перегрузки его оказывается необходимым выполнять на полигонах и относительно мелкие серийные элементы конструкций.
‘ В южных районах успешно работают также специализирован — ‘ ные полигоны по производству относительно мелких массовых изделий— пустотелые плиты перекрытий* шпалы и пр.
На рис. 1—21 приводятся основные элементы сборных конструкций, рекомендуемые к изготовлению на полигонах для промышленного и гражданского строительства. Размеры, веса и марки бетона следует уточнять в соответствии с действующими каталогами унифицированных изделий[1].
![]() |
![]() |
![]() |
Рис, 5. Колонны одноэтажных производственных зданий
а — колонны для цехов без мостовых кранов; б — колонны с консолями для опирання подкрано-
вых балок: в — колонны двутаврового сечения; г — двухветвевые колонны
бе/лоно 200— ш dec до /оооо о более
|
![]() |
![]() |
Рио. 7, Подкрановые балки с обычным армированием под краны грузоподъемностью до 5 т
Рис* 10, Балки для покрытий производственных зданий Рис. 11, Предварительно напряженные балки с обычным армированием, односкатные и двускатные для покрытий производственных зданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 17. Шатровые панели разме-
ром на комнату для жилых и об-
щественных зданий
Марка бетона 200 бес W00 -/5000кг
Рис. 18. Плиты для стен одно-
этажных неотапливаемых про-
изводственных зданий
а — сплошные: б — с оконным про-
емом: в —1 простеночные
|
|
![]() |
|
|
![]() |
![]() |
Рис. 20. Сваи с обычным и пред-
варительно напряженным армиро-
ванием
Рис* 21* Железобетонные кольца и
днища для колодцев водопроводных
и канализационных сетей
СВЕДЕНИЯ О КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ЗДАНИЯ. Классификация зданий и требования,. предъявляемые к ним
Зданиями называют надземные строения, предназначенные для проживания людей, размещения производства, проведения общественных и культурных мероприятий и других целей.
Сооружениями называют строения специального назначения, такие, как мосты, плотины, шахты, трубопроводы.
Каждое здание и сооружение должно быть запроектировано и построено с учетом достижений строительной науки и техники; должно быть прочным, долговечным, экономичным и одновременно удовлетворять эстетическим требованиям.
В соответствии с назначением здания делят на несколько групп: жилые и общественные здания (жилые дома, учебные заведения, театры, клубы, больницы), производственные (здания тепловых электростанций, цехов, котельных, насосных станций, животноводческие постройки, птичники, хранилища).
По роду материалов здания разделяют на каменные — из кирпича, естественных и искусственных камней; бетонные и железобетонные (сборные и монолитные) и деревянные.
По количеству этажей различают одно — и многоэтажные здания, в том числе высотные. Все здания и сооружения в зависимости от степени долговечности и огнестойкости основных конструктивных элементов, их эксплуатационных качеств, экономичности и народнохозяйственного значения делятся на четыре класса: 1 класс — со сроком службы более 100 лет; II класс — от 50 до 100 лет; III класс — от 20 до 50 лет; IV класс — менее 20 лет.
Для каждого класса зданий установлены необходимые степени долговечности и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций.
Долговечность определяется прочностью и устойчивостью как здания в целом, так и отдельных его элементов в течение намеченного срока службы без потери требуемых эксплуатационных качеств. Обеспечивают долговечность применением для несущих и ограждающих конструкций таких материалов, которые обладают расчетной прочностью, требуемой морозо-, влаго-, био — и коррозионной стойкостью.
Огнестойкость определяется группой возгораемости и пределом огнестойкости его основных конструкций. В зависимости от того, к какой группе возгораемости относится материал, все строительные конструкции делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые. Пределом огнестойкости строительных конструкций называют продолжительность сопротивления (в часах) действию огня до потери их несущей способности и устойчивости, до образования в них сквозных трещин или повышения температуры более чем до 140°С на противоположной от огня поверхности.
Установлено пять степеней огнестойкости зданий и сооружений, которые характеризуются пределом огнестойкости и группы возгораемости его основных частей.
Экономичность зданий измеряют капитальными затратами на строительство и эксплуатационными расходами на отопление, освещение, ремонт.
Эксплуатационные качества зданий тесно связаны с качеством ограждающих конструкций, которые предназначены для защиты помещений от холода, солнечной радиации, ветра, атмосферных осадков, шума и других воздействий, создающих ненормальные условия для здоровья людей и выполнения производственных процессов. Санитарно-гигиеническими нормами регламентированы перечисленные требования к ограждающим конструкциям зданий, а также условия нормального естественного и искусственного освещения помещений.
Арматурные и бетонные работы
В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI съездом КПСС, указано на необходимость наращивать выпуск прогрессивных железобетонных конструкций, а также повышать уровень индустриализации строительного производства и степень заводской готовности конструкций и изделий. Доля крупнопанельных и объемно-блочных жилых домов в общем объеме жилищного строительства должна быть увеличена.
Железобетон в качестве строительного материала является новым по сравнению с камнем, деревом и металлами. Его стали применять в строительстве только во второй половине XIX 8. В дореволюционной России железобетонные конструкции начали использовать в 1885 г., и в последующие годы из железобетона были выполнены самые разнообразные сооружения и конструкции. Однако распространение железобетона в России шло очень медленно, так как в стране не было развитой промышленности и отсутствовали достаточно разработанные методы проектирования железобетонных конструкций. Большой вклад в науку о бетоне и технологию бетонных и железобетонных работ внес профессор Н. А. Белелюбский.
Перед началом первой мировой войны русские инженеры широко и успешно вели строительство бетонных и железобетонных сооружений, особенно на железных и шоссейных дорогах.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в восстановительный период и особенно в годы первых пятилеток, значительно возросло и расширилось применение железобетона в гидротехническом, промышленном и гражданском строительстве. В гидротехническом строительстве железобетон широко использовали при возведении Волховской ГЭС (1921—1926), Днепрогэса (1927—1932), крупных цехов на Краматорском машиностроительном заводе, Днепровском металлургическом заводе, Запорожстали, Магнитогорском металлургическом комбинате и многих других. Здесь устанавливали железобетонные рамные и арочные конструкции значительных пролетов. Также широко применяли железобетон при возведении высотных сооружений в скользящей опалубке, например, зерновых элеваторов, силосов, бункеров, заводских дымовых труб, водонапорных башен, тонкостенных пространственных конструкций — оболочек, шатров, куполов.
Наряду с возведением многочисленных монолитных сооружений в промышленном строительстве с 1929 г. широко применяли сборные железобетонные конструкции. Почти все сборные железобетонные элементы зданий и сооружений выполняли у места постройки в деревянных формах; только детали малых размеров изготовляли на небольших предприятиях, оснашенных простым оборудованием.
В 1932—1936 гг. советскими учеными А. Ф. Лолейтом, А. А. Гвоздевым был разработан метод расчета железобетонных конструкций по разрушающим нагрузкам (по предельным состояниям), который был проще расчета по допускаемым напряжениям и значительно точнее оценивал несущую способность конструкций.
Большой вклад в развитие предварительно напряженного железобетона внесли советские ученые В. В. Михайлов, А. А. Гвоздев и др.
С 1949 г. применение железобетонных конструкций в строительстве начинает резко увеличиваться. Этому способствуют созданные высокомеханизированные мощные заводы* железобетонных изделий. Благоприятное влияние на дальнейшее развитие сборных железобетонных конструкций оказало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 г. «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» и постановление Совета Министров СССР от 3 января 1977 г. «О некоторых мерах по повышению технического уровня производства железобетонных конструкций и более эффективному использованию их в строительстве». В соответствии с этим постановлением намечено более широкое применение монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкций, разработаны проекты заводов централизованного изготовления арматурных изделий, создаются высокопроизводительные автоматизированные линии для изготовления сеток и пространственных арматурных изделий.
На 80-е годы намечается новый этап в производстве и применении железобетонных конструкций. Объем производства и применения железобетонных конструкций в одиннадцатой пятилетке превысит 900 млн. м3. При таких масштабах особенно важно обеспечить ускоренный технический прогресс в этой области строительства.
Кроме дальнейшего распространения апробированных эффективных конструкций и улучшения использования созданного научно-технического потенциала необходимо ускоренными темпами разрабатывать способы снижения металлоемкости и энергоемкости железобетонных конструкций.
При создании новых конструктивных форм предполагается шире использовать высокопрочные материалы, пространственную работу конструкций, последние достижения теории железобетона, прогрессивные производительные технологические процессы. Основными путями снижения расхода стали в железобетоне являются повышение прочностных свойств арматурной стали, применение высокопрочных бетонов и совершенствование конструкций, в том числе предварительно напряженных.
Научно-технический прогресс в области строительства неразрывно связан с опережающим развитием и применением сборного железобетона, что позволит значительно повысить технический
уровень строительства и на этой основе сократить сроки возведения зданий и сооружений.
Для этой цели создаются конвейерные автоматизированные линии, автоматические станки и установки, позволяющие с меньшими затратами труда изготовлять железобелгонные конструкции. При производстве сборных железобетонных конструкций намечается дальнейшая специализация их производства с разделением номенклатуры изделий по специализированным предприятиям, изготовлением массовых арматурных каркасов и закладных деталей на заводах централизованного изготовления арматурных изделий. При возведении монолитных железобетонных зданий и сооружений основные, наиболее трудоемкие процессы изготовления пространственных каркасов будут выполнены на централизованных арматурных заводах с последующим монтажом укрупненных арматурных блоков с навешанной опалубкой на строительной площадке. Для укладки и уплотнения бетонной смеси создаются совершенные транспортирующие устройства и виброустановки.
Эффективность и качество бетонных и арматурных работ во многом зависят от совершенствования технологии и организации производства.
Технология изготовления железобетона состоит из нескольких самостоятельных технологических процессов: приготовления бетонной смеси; изготовления арматурных изделий и закладных деталей; подготовки стальных форм или деревянной опалубки, определяющих размеры и очертания изделий; установки в форму арматуры, закладных деталей и натяжения арматуры предварительно напряженных конструкций; укладки и уплотнения бетонной смеси; ускорения твердения бетона путем его обогрева паром или с помощью электропрогрева; распалубки и транспортирования железобетонных изделий. Все эти технологические процессы выполняют арматурщики и бетонщики с помощью механизированного и автоматизированного оборудования.
Для лучшего использования механизмов, повышения производительности труда необходима высокая квалификация арматурщиков и бетонщиков, овладевших теоретическими знаниями и практическими навыками работ. Подготовка квалифицированных арматурщиков и бетонщиков как для работы на заводах железобетонных изделий, так и на строительстве осуществляется в нашей стране в основном в системе профессионально-технического образования.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977 г.) подчеркивается, что обеспечение народного хозяйства страны молодыми рабочими кадрами является задачей огромной политической и народнохозяйственной важности.
Настоящая книга, включающая в себя вопросы технологии арматурных и бетонных работ, предназначена для решения части этой задачи.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Бетон получают в результате затвердевания правильно подобранной, смешанной до однородного состояния и уплотненной бетонной смеси, состоящей из цемента, воды, заполнителей и в необходимых случаях специальных добавок.
Приготовляют бетонную смесь в бетоносмесителях. В зависимости от назначения бетонной смеси для ее приготовления можно применять различные виды цементов, удовлетворяющих требованиям, установленным соответствующими стандартами. Выбор цементов определяется условиями службы бетонной конструкции, а также требуемой прочностью бетона и условиями твердения бетонной смеси.
Наибольший размер зерен крупного заполнителя подбирается в зависимости от наименьших размеров бетонируемой конструкции или расстояния между стержнями арматуры, а также в зависимости от типа и вместимости бетоносмесителей.
Число фракций крупного заполнителя (щебня или гравия) должно быть не менее двух при крупности зерен заполнителя 40 и 70 мм в бетонах марки 200 и выше, а в гидротехнических бетонах независимо от марки; не менее трех фракций в гидротехнических бетонах при крупности зерен заполнителя 120 мм и выше. Мелкий заполнитель (песок) используют одной или двух фракций. При приготовлении бетонной смеси заполнители различных фракций дозируют раздельно.
Состав бетонной смеси устанавливает лаборатория путем экспериментальных предварительных подборов. Состав смеси должен обеспечить в заданные сроки проектную марку бетона, а в необходимых случаях отвечать специальным требованиям, предъявляемым в отношении морозостойкости, водонепроницаемости и др.
Лаборатория подбирает состав бетонной смеси с наименьшим для данных условий расходом цемента. Такой состав выражается соотношением масс материалов, идущих на приготовление 1 м3 бетона или на один замес бетоносмесителя. Например, соотношение
1 :3,3: 6,5 выражает состав бетона, в котором на 1 часть цемента по массе приходится 3,3 части песка и 6,5 части щебня или гравия.
Лаборатория также указывает расход цемента в килограммах на 1 м3 бетона (или на один замес) и водоцементное отношение (В/Ц), представляющее собой отношение массы воды к массе цемента. По указанному водоцементному отношению определяют количество воды, требующееся на 1 м3 бетона или на один замес.
Подобранный состав бетонной смеси в процессе работ систематически корректируется с учетом изменяющейся влажности заполнителей для обеспечения постоянства заданного водоцементного отношения.
Бетонные смеси в зависимости от их технологических свойств разделяют на обладающие подвижностью и жесткие. Бетонная смесь, обладающая подвижностью, способна растекаться без расслоения и заполнять форму под влиянием собственной массы или небольшого механического воздействия. Жесткая бетонная смесь требует интенсивного вибрирования для заполнения ею формы и уплотнения.
Подвижность бетонной смеси характеризуется измеряемой в сантиметрах величиной осадки конуса, свежеотформованного из контролируемой бетонной смеси. Бетонные смеси, имеющие осадку конуса от нуля до 3 см, называют малоподвижными, с осадкой 3— 8 см — умеренно подвижными, с осадкой 8—16 см — подвижными и более 16 см — литыми.
Подвижность бетонной смеси определяют изготовленным из листовой стали конусом № 1 или № 2 (ГОСТ 10181—76).
Если осадка конуса окажется равной нулю, то смесь признают не обладающей подвижностью и ее технологические свойства должны характеризоваться жесткостью. Жесткость бетонной смеси определяется по времени вибрации (в секундах), необходимому для выравнивания и уплотнения предварительно отформованного конуса бетонной смеси в приборе для определения ее жесткости (ГОСТ 10181—76).
![]() |
Назначаемые показатели подвижности бетонных смесей
Показатели подвижности или жесткости бетонных смесей для сборных изделий назначают с учетом средств виброуплотнения, а также густоты армирования и размеров изделий (СН 386—74).
Подвижность и жесткость бетонной смеси зависят главным образом от количества содержащейся в ней воды, а для получения требуемой прочности бетона необходимо соблюдать заданное водоцементное отношение.
Благодаря пониженному содержанию воды в жестких бетонных смесях по сравнению со смесями, обладающими подвижностью, достигается более высокая прочность бетона при одинаковом расходе цемента.
Одинаковую прочность бетона можно получить, применяя обладающую подвижностью бетонную смесь или жесткую с уменьшенным содержанием цемента. Однако использование жестких бетонных смесей позволяет экономить от 10 до 25% цемента.
Для производства бетонной смеси промышленность выпускает бетоносмесительные установки цикличного и непрерывного действия различной производительности, предназначенные для комплектования бетонных заводов круглогодичного действия, либо для применения в качестве приобъектных предприятий в летнее время.
На бетоносмесительных установках цикличного действия используются бетоносмесители с периодически повторяющейся загрузкой компонентов, смешиванием и выгрузкой готовой бетонной смеси.
На бетоносмесительных установках непрерывного действия загрузка компонентов бетона, смешивание и выгрузка готовой бетонной смеси производятся непрерывно.
Бетоносмесительная установка представляет собой комплект технологического оборудования для дозирования компонентов и приготовления бетонной смеси с устройствами для приема компонентов и выдачи готовой бетонной смеси. Оборудование смонтировано на сборно-разборном металлическом каркасе либо отдельными блоками. При блочном решении конструкций сокращаются сроки монтажа и демонтажа, упрощается перевозка установки по железной дороге или автотранспортом.
В состав предприятия по производству бетонной смеси — бетонного завода, помимо бетоносмесительной установки, входят склады цемента и заполнителей, энергетическое хозяйство, лаборатория и отдел контроля, заводоуправление с функциональными отделами. Завод может быть оборудован устройством для подогрева или охлаждения компонентов бетонной смеси, а также приготовления водных растворов различных добавок, оборудованием для обогащения (промывки, сортировки) заполнителей, ремонтно-механической мастерской.
Бетонные заводы и приобъектные бетоносмесительные установки оснащают в основном механизированными или автоматизированными складами цемента силосного типа, состоящими из однотипных силосов (банок) цилиндрической формы. Склады силосного типа надежно защищают цемент от атмосферной и грунтовой влаги.
На небольших бетоносмесительных установках применяют инвентарные силосьт вместимостью 15 и 25 т, на бетонных заводах — силосы вместимостью от 100 до 1500 т каждый.
На бетонных заводах заполнители обычно хранят в рассортированном виде в штабелях, конусных или других отсыпках в основном на механизированных открытых складах, а на некоторых небольших постоянно действующих заводах — на складах закрытого типа. Как открытые, так и закрытые склады размещают на забетонированных площадках с надлежащим уклоном для быстрого отвода воды, дренирующей сквозь толщу материала.
Бетонный завод или приобъектная бетоносмесительная установка вырабатывают, как правило, готовую бетонную смесь, но при необходимости могут выдавать отдозированные компоненты сухой бетонной смеси. Сухая бетонная смесь бывает необходима при разбросанном фронте укладки бетона, например при дорожных или туннельных работах, когда невозможно сохранить высокое качество готовой бетонной смеси из-за дальности транспортирования. В этом случае бетонную смесь приготовляют в автобетоносмесителях в пути следования до места укладки. Сухая бетонная смесь, загруженная на заводе в автобетоиосмеситель, после затворения водой смешивается в пути, и на объект доставляется готовая бетонная смесь.
Строительного производства
Курс «Технология строительного производства» включает в себя совокупность знаний о рациональных методах производства строительно-монтажных работ.
Строительство является одной из важнейших отраслей материального производства, поскольку создает основу деятельности других отраслей хозяйства в виде основных фондов, а также формирует среду обитания и деятельности людей. Строительство обеспечивает возведение новых, реконструкцию, ремонт и реставрацию существующих зданий, сооружений и их комплексов, создание инженерной инфраструктуры и благоустройство территорий объектов. Это достигается в результате процесса строительства (строительной деятельности), который охватывает весь комплекс строительных, монтажных, транспортных и других работ, а также организационно-технических мероприятий для их выполнения.
Строительство может быть разделено на отдельные виды, отражающие сущность определенной отрасли хозяйства:
♦ промышленное строительство, которое предполагает выполнение всего комплекса строительно-монтажных работ по вводу в эксплуатацию объектов производственного назначения всех отраслей промышленности;
♦ жилищное и культурно-бытовое строительство — возведение жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и их комплексов;
♦ транспортное строительство — строительство новых и реконструкция существующих зданий и сооружений железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта (железные и автомобильные дороги, аэродромы, мосты, туннеле — и метростроение, строительство портовых сооружений, нефте — и газопроводов и др.);
♦ энергетическое строительство — сооружение объектов, обеспечивающих электрификацию всех отраслей хозяйства (электрические станции и подстанции, электрические сети);
♦ коммунальное строительство — возведение, реконструкция, расширение и капитальный ремонт зданий и сооружений коммунального хозяйства (сетей водопровода, канализации, очистных станций, прачечных, бассейнов общего пользования и др.), объектов благоустройства (скверов, бульваров, сетей наружного освещения и др.);
♦ сельское строительство — сооружение зданий и комплексов, предназначенных для обслуживания сельскохозяйственного производства и удовлетворения культурно-бытовых потребностей сельского населения;
♦ гидротехническое строительство — возведение инженерных гидротехнических сооружений, предназначенных для использования природных водных ресурсов или для борьбы с вредным воздействием воды;
♦ мелиоративное строительство — возведение гидротехнических сооружений, проведение оросительных и осушительных каналов, выполнение организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение природных условий на засушливых и избыточно увлажненных землях для развития сельского хозяйства.
Могут быть учтены различные региональные условия, например, климатические (строительство в зоне вечной мерзлоты) или сейсмические в районах, где возможны землетрясения — антисейсмическое (сейсмостойкое) строительство идр.
Строительство характеризуется многофакторностью. Объекты строительства отличаются по производственным и эксплуатационным характеристикам, архитектуре, объемно-планировочным и конструктивным решениям, объемам строительно-монтажных работ, их трудоемкости и стоимости, продолжительностью возведения, способами доставки на строительную площадку строительных материалов и конструкций, линейной протяженностью и рассредоточенностью.
Для всех видов строительства характерны следующие специфические особенности, свойственные только этой отрасли хозяйства:
♦ значительное количество участников инвестиционного процесса, занятых в сферах выполнения строительных работ, производства и доставки строительных материалов, изделий и конструкций, оборудования;
♦ многообразие хозяйственных связей с другими отраслями хозяйства;
♦ территориальная закрепленность (неподвижность) строительной продукции и подвижность активной части производственных фондов строительно-монтажных организаций (машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и др.) с непрерывной сменой рабочих мест;
♦ относительная длительность производственного цикла (от нескольких месяцев до нескольких лет);
♦ зависимость от местных условий (геологических, степени освоения территорий);
♦ осуществление производственных процессов в различных климатических условиях, как правило, на открытом воздухе.
Основными направлениями современного строительного производства являются:
♦ применение эффективных материалов и конструкций;
♦ оснащение строек высокопроизводительными машинами, механизированным инструментом, современными транспортными средствами, комплексной механизацией строительного производства;
♦ индустриализация;
♦ улучшение качества строительно-монтажных работ.
В настоящее время в производство активно внедряются новые материалы, высокопрочные стали, используются бетоны с прочностью на сжатие 45—60 МПа, что позволяет на 25-40% уменьшить массу конструкций, на 15% расход арматурной стали и строительных профилей. Расширяется область применения предварительно напряженных железобетонных и стальных конструкций, используются новейшие техншюгии по производству изделий из легких и полимерных материалов с повышенной заводской готовностью. Наблюдается тенденция к возвращению технологий по возведению жилых домов из штучных керамических издедий и из дерева, а также строительство зданий и сооружений из монолитного бетона.
Одним из кдючевых направлений повышения производительности труда является дальнейшее развитие механизации строительно-монтажных работ. При комплексной механизации все основные и вспомогательные, тяжелые и трудоемкие процессы выполняются машиной или комплектом машин. Машины, входящие в комплект, взаимоувязываются по технологии, назначению, техническому уровню и производительности, что обеспечивает заданный и стабильный темп работы. Показатель уровня комплексной механизации определяется отношением объемов работ, выполненных механизированным способом, к общему объему работ того же вида. Так, для ряда общестроительных работ достигнут следующий уровень комплексной механизации: земляные работы — 98,2%, бетонные — 92,6%, монтаж — 96,6% и т. п. Удельный вес ручного труда в строительном производстве еще значителен главным образом на отделочных и вспомогательных процессах и операциях.
Индустриализация строительного производства вызвала коренные изменения в характере труда строителя. Осуществлен переход от сезонной к круглогодичной работе с превращением строительной площадки в монтажную. Основное направление развития современной технологии строительного производства — использование индустриальных методов: повышение сборности зданий и сооружений при обосновании экономической целесообразности; доведение строительных элементов до укрупненных узлов, а в некоторых случаях — до комплексных ячеек с массой до 1 000 т, состоящих из строительных объемов, заполненных необходимым оборудованием. В связи с этим получают распространение конвейерный и конвейерно-блочный методы сборки и др.
Основным фактором, влияющим на долговечность строительных объектов и их стоимость, является качество строительной продукции. В современных условиях контроль качества осуществляют визуально, измерением линейных размеров, натурными испытаниями, систематическим контролем режимов строительных процессов.
От специалистов строительной отрасли в значительной степени зависит прогресс, реализация сложных социальных задан, позитивное развитие экономики страны и ее будущее. Строительная профессия многогранна, требует от работников и специалистов, работающих в строительной сфере, глубоких инженерно-технических знаний, часть из которых представлена в этой книге.