Архивы за 29.09.2015

Разработка грунта в зимних условиях

При замерзании увеличивается механическая прочность грунта, что создает дополнительные трудности при его разработке. С другой стороны, замерзание грунта в некоторых случаях упрощает производство работ, так как не требуется выполнять сложные водоотводные мероприятия и устраивать крепления выемок.

В зимнее время не следует вести планировку и отделку земляных сооружений, разрабатывать неглубокие (до 3 м) выемки, котлованы и резервы.

Мероприятия, вызываемые особенностями производства земляных работ в зимнее время, можно объединить в три группы: предохранение грунта от про­мерзания (утепление); рыхление или резание промерзшего грунта на блоки; от­таивание мерзлого грунта.

Для защиты грунтов от промерзания и уменьшения их прочности применяют следующие способы:

1. Осушение грунтов путем устройства водоотводов или водопонижения для уменьшения влажности. Работы выполняются за полтора-два месяца до замер­зания земли. Строительный сезон увеличивается в сухих грунтах на 7— 10 дней.

2. Рыхление, вспахивание с последующим боронованием талых грунтов и сне­гозадержанием в начале зимы. Рыхление на 0,5 м уменьшает глубину промерзания грунта на 40—60% по сравнению с обычными условиями, так как заключенный в порах грунта нециркулирующий воздух является хорошим теплоизолятором.

3. Укрытие талых грунтов полиэтиленовой пленкой, пенопластом, по­лимерной пеной или местными материалами (сухой торф, шлак, листва, струж­ки и др.). Пленку укладывают, как правило, в конце зимы, чтобы весной интен-

сивнее шло оттаивание грунтов. Пенопласт и полимерная пена эффективны для длительного сохранения грунтов в талом состоянии при большой глубине про­мерзания (3—4 м). Их наносят с помощью специальной пеногенерирующей ма­шины или установки на базе поливомоечной машины осенью слоем 10—30 см в местах последующей разработки котлованов и траншей.

4. Введение химических реагентов применяют для разработки небольших кот­лованов и выемок. Суть этого способа заключается в искусственном понижении температуры замерзания грунта путем предварительного введения в него хими­ческих реагентов — водорастворимых солей металла. Наибольшее распростране­ние получили хлористый натрий и хлористый кальций с химическими присад­ками для уменьшения коррозионных свойств, а также нитрит натрия и аммиачная селитра, которые практически не вызывают коррозии основных строительных конструкций. Реагенты вводят за 10—15 дней до наступления отрицательных тем­ператур. Они увеличивают строительный сезон на 10—15 дней.

Разработка грунтов в зимних условиях с предварительной подготовкой мерз­лого слоя требует значительных дополнительных затрат. Поэтому большое вни­мание уделяется возможностям землеройных машин разрабатывать мерзлый грунт в естественном состоянии.

Разработка котлованов и траншей без дополнительных мероприятий экска­ваторами с прямой лопатой возможна при глубине промерзания грунта до 30— 40 см, драглайном — до 10—15 см. Однако при этом резко падает производитель­ность и увеличивается износ экскаватора. При большей глубине промерзания грунт необходимо дробить на куски (рис. 4.5).

Для разработки мерзлых грунтов без предварительного разрыхления проходит производственные испытания сменное рабочее оборудование с ковшом активно­го действия к строительным экскаваторам. Днище ковша экскаватора имеет труб­чатые кожухи для установки пневмомолотов, приводящих в действие ударные зу­бья. Каждый пневмомолот включается в работу автоматически при достижении заданного сопротивления копанию на соответствующем ударном зубе. Под дей­ствием ударной нагрузки в массиве образуются трещины и происходит скол слоя грунта. Усилия на зубе снижаются, и автомат пуска отключает пневмомолот.

Используюттакже для разработки мерзлого грунта без предварительного рых­ления многоковшовые цепные и роторные экскаваторы со сменным оборудова­нием, которое подрезает и одновременно скалывает грунт мелкими кусками или отрывает его от массива зубьями, имеющими форму клыков.

Взламывание мерзлого грунта чаще всего производится одно-, двух — и трехзу­быми рыхлителями (рипперами), навешенными на трактор (глубина рыхления — до 0,65 м). При этом могут быть использованы рыхлители с активными рабочи­ми органами с приводом от гидросистемы трактора.

При разработке котлованов и траншей на небольших площадях мерзлый грунт разрыхляют при помощи клина-бабы (стальной болванки массой в несколько тонн, навешенной на стрелу экскаватора) и клина-молота. Клин-молот представ-

Разработка грунта в зимних условиях

ляст собой дизель-, пневмо — или гидромолот, соединенный с клином и подве­шенный к экскаватору, трактору или тракторному погрузчику. При этом на одну машину может быть подвешено несколько клинов-молотов. Клин погружается в грунт под ударами молота и откалывает от массива крупные куски, которые вме­сте с нижележащим талым грунтом можно разрабатывать экскаватором. Клин — молот может взламывать промороженный слой грунта толщиной до 1,5 м.

Вместо рыхления всего грунта можно промерзший слой разрезать на крупные куски, размеры которых зависят от мощности экскаватора, ведущего разработку

выемки. Мерзлый массив нарезают при помощи баровой или диско-фрезерной машины, смонтированной на базе трактора или экскаватора (траншейного или роторного). Наиболее эффективно применение этих установок при глубине про­мерзания грунта до 1 м, при этом однадвухбаровая машина нарезает блоки в ко­личестве, достаточном для двух работающих экскаваторов.

Все более широкое признание получает рыхление грунта взрывами. Этот спо­соб особенно эффективен при больших объемах земляных работ и значительной глубине промерзания (более 1 м).

Наиболее трудоемкая часть буровзрывных работ — устройство шпуров (сква­жин) для взрывчатых веществ. Глубину и расположение шпуров, а также вели­чину зарядов и вид взрывчатого вещества определяют расчетом. После бурения шпуров на нужной площади (в расчете на обеспечение фронта работ для экска­ватора в течение суток), установки и заделки зарядов производят взрыв. Задача состоит в том, чтобы при наименьшем расходе взрывчатки получить по всей глу­бине промерзания равномерное дробление грунта на достаточно мелкие куски.

Оттаивание мерзлого грунта применяется лишь в том случае, если нельзя ис­пользовать никакой другой метод (например, в стесненных условиях исключа­ется предварительное рыхление грунта взрывом или резанием). Осуществляется оттаивание с помощью горячего воздуха, электропрогрева глубинными элект­родами, горячим песком и т. д.

При значительных объемах работ мерзлый грунт разрабатывают захватками. Величину захватки устанавливают, исключая повторное смерзание разрыхлен­ного грунта, не менее сменной выработки машины и не более 1—5 суточных вы­работок, в зависимости от температуры наружного воздуха.

АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

§ 16. Сущность предварительного напряжения

Прочность бетона на растяжение в несколько раз ниже проч­ности на сжатие. При действии нагрузки бетонная балка разру­шается от достижения в растянутой зоне предельных растягиваю — щих напряжений задолго до исчерпания прочности сжатой зоны. Разрушение происходит внезапно, одновременно с образованием трещин в бетоне средней части пролета или под грузами.

Наиболее эффективным мероприятием, обеспечивающим ис­пользование стали повышенной прочности в бетоне растянутой зоны железобетонных конструкций без снижения их эксплуатаци­онных качеств, является предварительное напряжение путем ис­кусственного натяжения арматуры и обжатия бетона.

Железобетонными предварительно напряженными называются такие конструкции, изделия и элементы, в которых предваритель­но, т. е. в процессе изготовления, искусственно создаются собст­венные напряжения сжатия всего или части бетона и растяжения всей или части арматуры. Напряжения должны быть оптимально распределены в элементах конструкции.

Сущность процесса предварительного напряжения железобето­на заключается в следующем. В железобетонной конструкции для арматуры применяют высокопрочную сталь. Перед укладкой бето­на в конструкцию стальной арматурный стержень растягивают до напряжений в нем, меньших предела упругости, и затем конструк­цию бетонируют. При затвердевании бетона происходит сцепление с ним растянутого стержня. Когда прочность бетона оказывается достаточной для обжатия, равной 0,7 или близкой к проектной, снимают усилия, растягивающие стержень. Стержень стремится вернуться к первоначальной (до приложения растягивающего уси­лия) длине. Бетон, сцепившийся со стержнем, не дает ему сокра­титься, воспринимая сжимающее усилие от стержня. В таком по­ложении бетон оказывается сжатым, а стержень — растянутым.

Повышение трещиностойкости и жесткости предварительно на­пряженных железобетонных конструкций можно проследить по схеме работы центрально растянутых обычных и предварительно напряженных железобетонных элементов (рис. 34). Из схемы вид­но, что если внешняя нагрузка не превышает усилий обжатия бетона, то в предварительно напряженном элементе не появля­ются трещины, если же внешняя нагрузка превышает усилие об­жатия, то трещины появляются, но после снятия нагрузки снова закрываются. В обычном железобетонном элементе трещины по­являются раньше, они раскрываются шире и не закрываются пос­ле снятия внешней нагрузки.

Предварительно напряженные железобетонные конструкции отличаются от обычных следующими преимуществами:

существенным снижением расхода стали; при стержневом арми­ровании расход стали сокращается в среднем на 30%, а при ар­мировании углеродистой (высокопрочной) проволокой, пучками и канатами — в среднем на 45%;

более высоким сопротивлением образованию и раскрытию тре­щин, что особенно важно для предохранения от коррозии конст­рукций, работающих в агрессивных средах, а также конструкций, к которым предъявляются повышенные требования непроницаемо-
ста (напорных труб, резервуаров и емкостей для хранения жид­костей и газов);

повышением жесткости или уменьшением прогиба; снижением расхода бетона и массы конструкций благодаря применению бетона высоких марок, уменьшению размеров попе­речных сечений элементов и рациональному их использованию.

предварительно напряжен­ный элемент

СКЛАДЫ ЦЕМЕНТА

Правильной организации перевозки, разгрузки и хранения це­мента следует придавать особое значение.

При наличии вблизи от полигона центрального цементного склада цемент может подвозиться автоцементовозами или контей­нерами с центрального склада к бетоносмесительному отделению и выгружаться непосредственно в элеватор расходных бункеров.

На цементных складах вне зависимости от их емкости, конст­рукции и принятого для разгрузки транспортного оборудования, Должны быть предусмотрены: а) надежная изоляция цемента от грунтовых и поверхностных вод, а также от атмосферных осадков; б) .возможность раздельного хранения разных видов, сортов и партий цемента.

Для предотвращения слеживания цемента высота его склади­рования должна быть не более 2 м для портландцемента, а для цемента с гидравлическими добавками—1,5 м. Бункерные и си­лосные склады, в которых цехмент хранится слоем значительно большей высоты, оборудуются механизмами, позволяющими вы­полнять перекачку цемента и ручными рушителями. При повора­чивании или шуровании последними уничтожаются образующиеся в силосах и бункерах цементные своды и пробки. Выдача цемента из небольших бункеров осуществляется через специальный затвор в виде вертикального цилиндра, выполненного из 3-мм стали. Нижняя часть цилиндра окаймлена уголками с приваренным к ним кольцом. Между уголками и кольцом имеется 3-мм зазор, в котором ходит тарельчатый перекрыватель. Из силосов цемент разгружается обычно при помощи шнековых или барабанных пи­тателей.

Цементные склады могут быть закромные, бункерные и силос­ные. Выбор типа склада определяется, в основном расчетной про­изводительностью бетонного завода и сроком работы, на который он рассчитан.

На бетонных установках производительностью менее 5 м^/час следует хранить цемент только в расходных бункерах; при этом необходима особо четкая организация его подвозки с центрально­го склада в контейнерах или автоцементовозах.

Закромный тип склада не позволяет полностью механизиро­вать подачу цемента в бетоносмесительное отделение и значи­тельно ухудшает условия труда рабочих, поэтому его применение должно ограничиваться только временными установками при не­возможности обеспечения подвозки цемента с центрального склада.

Цемент, хранящийся в бункерах или силосах, под действием собственного веса поступает на транспортные средства, передаю-

щие его к бетоносмесительному отделению; эти типы складов пол­ностью удовлетворяют требованиям комплексной механизации приготовления бетонной смеси.

Несмотря на значительный расход металла, все большее рас­пространение получают инвентарные сборно-разборные силосные склады, монтируемые из отдельных укрупненных блоков в течение 15—20 дней. Несмотря на большую первоначальную стоимость, металлические силосы даже при двухкратном их использовании оказываются более экономичными, чем деревянные или железобе­тонные.

При доставке цемента автоцементовозами наиболее целесооб­разно использование разработанных ВНИИСтройдормашем ин­вентарных складов цемента емкостью 20, 40 и 80 т. Такой склад на 20 т состоит из приемного бункера емкостью 4,5 м3, двух шне­ков производительностью по 5—6 г цемента в час, основного бун­кера и вентиляционной установки при общем весе оборудования и стальных конструкций в 1,8 г. Цемент из цементовоза поступает в приемный бункер через прикрытое резиновым фартуком отвер­стие, затем вертикальным шнеком перемещается в основной бун­кер, из которого через второй вертикальный шнек подается на ве­сы или в дозатор. Склады на 40 и 80 т комплектуются соответст­венно из двух или четырех 20-т секций.

При доставке цемента в контейнерах разгрузка контейнеров осуществляется при помощи стационарных или передвижных ав­томобильных кранов. При небольших бетонных установках кон­тейнеры при помощи крана-укосины могут разгружаться в расход­ный бункер бетоносмесительного отделения.

Разгрузка цемента, прибывающего в обычных вагонах нава­лом, наиболее часто производится механическими лопатами, коли­чество которых определяется из условия обеспечения ими раз­грузки прибывающих вагонов в течение 1,5—2 час., принимая ча­совую производительность 1 щита механической лопаты в 20 т. Для облегчения движения механических лопат и сокращения по­терь цемента между дверями вагонов и приемным устройством в момент разгрузки устанавливается переносный металлический ло­ток с боковыми бортами высотой в 250—300 мм.

На полигонах может применяться также самоходный разгруз­чик РП-4, позволяющий подавать цемент из крытых вагонов в склад. Производительность разгрузчика РП-4 колеблется от 15 до 25 т/час при обслуживании его двумя рабочими. Общий вес раз­грузчика 1 167 кг, суммарная установленная мощность двигателей 10,1 кет, скорость передвижения—рабочая 0,02 м/сек и транс­портная 0,325 м/сек, управление разгрузчиком —дистанционное, кнопочное. После разгрузки на полу вагона остается 10—Ъ-мм слой цемента, который необходимо подчищать вручную.

Перегрузочные операции с цементом на складе и подача его к расходным бункерам бетоносмесительного отделения могут осуще­ствляться шнеками, транспортерами, элеваторами или аэрожело­бами.

Шнеки используются главным образом для горизонтального транспорта цемента, так как при перемещении с подъемом произ­водительность их резко снижается. Небольшие габариты шнеков позволяют применять их в стесненных условиях. Для обеспечения нормальных условий работы винта следует заполнять шнек не бо­лее чем на 25% его сечения, обеспечивая при этом постоянную и равномерную загрузку шнека цементом, и ограничивая скорость

Рис, 35- Аэрожелоб для транспортирования цемента

м ~ вид сбоку, б — план; в — диффузор к воздуховоду; г — разрез; О — звено боковой разгрузки; е — узел разветвления; ж — поворот под углом 90°; 1 — пористая прокладка; 2 — воздуховод; 3 — лоток для движения цемента; 4 — фланец

вращения винта. С увеличением диаметра шнека следует умень­шать число оборотов винта, принимая при диаметре шнека 200 мм— 70, при диаметре от 300 до 400 мм—50 и при диаметре 500 мм— 40 об/мин.

Элеваторы служат для вертикального подъема цемента. Обычно применяются элеваторы, ковши которых, закрепленные на ленте, перемещаются со скоростью 1,25 м/сек. Для уменьшения рас­пыла цемента все детали элеватора заключаются в металлический кожух. Нижняя часть элеватора — башмак с натяжной стан­цией—размещается в приямке, откуда поступающий цемент под­нимается ковшами кверху и при переходе их через приводную станцию высыпается в разгрузочную течку. При устройстве при­ямка необходимо предусмотреть его надежную изоляцию от грун­товых вод и атмосферных осадков, возможность контроля степени натяжения ленты и ремонта башмака элеватора.

Аэрожелоб (рис. 35) состоит из отдельных секций длиной 2 м, выполненных из 2-мм листовой стали, образующей короб, разде­ленный по высоте пористой перегородкой на две части. Нижняя часть является воздуховодом и в нее вентилятором нагнетается

юздух, а верхняя — лотком для транспортирования цемента. По — шедний, насыщаясь воздухом, проходящим из воздуховода через зористую перегородку, приобретает свойство текучести и с значи­тельной скоростью перемещается по 2—4%-ному уклону аэроже- поба-

Аэрожелоб шириной 250 мм при уклоне 2% имеет производи­тельность 50 ті час и соответственно при 3%—70 т/час, при 4%—

Ю т/час. Для обеспечения нормальной и длительной работы аэро — келобов поступающий в них воздух должен очищаться от пыли іростейшим фильтром, установленным на вентиляторе.

Небольшие затраты на строительство, простота эксплуатации, «алый расход электроэнергии и надежность работы аэрожелобов являются существенными их преимуществами.

Принцип аэрации цемента с успехом применяется для обеспе — . яения разгрузки силосов и крупных бункеров и оказывается зна­чительно эффективнее, чем применяемый для этой цели сжатый зоздух. Для придания текучести цементу необходимо около 25% тлощади дна силоса или бункера выложить аэрокоробками, пред­ставляющими покрытый пористой прокладкой воздуховод с об­щей высотой 55—65 мм. Наличие аэрации исключает необходи­мость устройства в силосах конусной части и обеспечивает вы- щузку цемента при плоском днище с уклоном в 5—6%, что упро­щает конструкцию и увеличивает емкость силосов.

Организация проектной деятельности

Проектирование (П) — это процесс взаимосвязанного комплекса работ, ре­зультатом которого является разработка проектно-сметной документации (ПСД) для строительства или реконструкции зданий и сооружений и их ком­плексов. Проектирование создает модель будущего инвестиционного объекта и определяет его привлекательность с точки зрения эффективности инвестицион­ных ресурсов. Являясь промежуточным этапом между научными разработками и строительством, оно влияет на технический прогресс и эффективность строи­тельного производства.

Цель проектирования — разработка ПСД для экономичного и эффективно­го использования инвестиционных ресурсов. Достижение цели проектирования возможно при системном подходе к проекту как к комплексу технических, ор­ганизационных, управленческих и других решений, содействующих достиже­нию конечного результата в строительстве с наилучшими техническими и эко­номическими показателями.

Разработка ПСД это сложный и часто длительный процесс, состоящий из нескольких этапов, имеющих свои локальные цели и специфическое содержа­ние [13; 17; 29].

1 Обоснование инвестиций, т. е. исследуются возможности превращения проектного замысла в широкое инвестиционное предложение, привлекательное для инвесторов.

Обоснование инвестиций содержит следующую информацию: цель инве­стирования, назначение и мощность объекта строительства, номенклатура про­дукции и оказания услуг (для объектов энергоснабжения — генерируемая мощ­ность, напряжение, передаваемое по линиям электропередач (ЛЭП), схема электроснабжения, потребляемая нагрузка), местоположение объекта (для ли­нейных сооружений — исходный и конечный пункты и протяженность); прово­дится оценка возможностей финансирования и достижения проектных технико­экономических показателей объекта.

На основании этих исследований заказчик (инвестор) принимает решение о продолжении или прекращении работы по реализации проекта. При положи­тельном решении заказчик готовит и представляет в местные органы власти хо­датайство (декларацию) о намерениях строительства в данном районе предпо­лагаемого проекта с просьбой предварительного согласования места его разме­щения, которое иначе носит название предварительного технико­экономического обоснования. Цель этого обоснования — определение предва­рительной жизнеспособности проекта и оценка необходимости проведения ТЭО. Для промышленного строительства ходатайство о намерениях должно со­держать информацию о технологических решениях, применяемых сырья и ма­териалов, энергоресурсах, воде, земельных ресурсах, возможном влиянии на ПОС, а также о способе решения социальных проблем (жилье, детские учре­ждения и т. д.). После этого проводится конкурс проектных организаций и за­ключается договор подряда на производство проектно-изыскательских работ.

2 Разрабатывается ТЭО инвестиций в строительство объекта, в котором оцениваются альтернативные варианты решений. По результатам ТЭО заказчи­ком принимается решение о целесообразности строительства и о продолжении проектирования. ТЭО включает в себя технические (инженерные) и экономиче­ские изыскания, подтверждающие или отвергающие целесообразность строи­тельства. Технические изыскания включают топографо-геодезические, геологи­ческие и гидрологические, климатологические и почвенно-геоботанические, санитарно-гигиенические и сейсмологические.

Экономические изыскания заключаются в разработке вариантов обеспе­чения строительства ресурсами, транспортом, рабочими кадрами, объектами социальной инфраструктуры. ТЭО должно быть привязано к имеющимся про­изводственным ресурсам, местному рынку и условиям производства. ТЭО под­лежит экспертизе.

3 После получения положительного заключения госэкспертизы и реше­ния местного органа исполнительной власти разрабатывается ПСД на строи­тельство объекта.

В соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство зданий, сооружений и их комплексов (СНиП 11-01-95) проект включает следующие разделы:

— общую пояснительную записку;

— генеральный план и транспорт;

— технологические решения;

— организацию условий труда работников;

— управление производством и предприятием, организацию условий и охраны труда работников;

— архитектурно-строительные решения;

— инженерное оборудование и системы;

— организацию строительства;

— охрану ПОС;

— инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

— сметную документацию;

— эффективность инвестиций.

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ

§ 7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ

БЕТОННОЙ СМЕСИ

Под транспортированием бетонной смеси обычно понимают до­ставку (горизонтальный транспорт) ее от бетонного завода к строя­щемуся объекту и подачу (вертикальный транспорт) на место ук­ладки.

Транспортируют бетонную смесь от бетонного завода к объекту с помощью средств, обеспечивающих необходимые темпы укладки бетона.

Во избежание нарушения однородности смеси и излишних за­трат труда наиболее целесообразно доставлять бетонную смесь на объект и подавать на место укладки одним и тем же оборудовани­ем (например, автобетоновозами). Однако в большинстве случаев смесь доставляют на объект одним оборудованием (например, бетоновозами), а затем перегружают (например, в бадьи) и пода­ют на место укладки другим оборудованием (например, кранами в бадьях, хоботами, виброхоботами).

Независимо от принятых способов транспортирования подвиж­ность или жесткость бетонной смеси на месте укладки должна со­ответствовать проектной. Для этого необходимо принимать меры к сокращению времени доставки и подачи бетонной смеси от места приготовления к месту укладки.

Нельзя допускать, чтобы при перевозке нарушалась однород­ность бетонной смеси, т. е. она расслаивалась (щебень или гравий оседает вниз, а отделившееся цементное молоко и вода выступают на поверхности).

Расслоившуюся бетонную смесь запрещается укладывать в бе­тонируемые конструкции, ее необходимо вновь перемешать до полного восстановления однородности. Одновременно следует вы­яснить причины расслоения бетонной смеси и принять меры к их устранению.

Особенно легко расслаиваются неправильно подобранные бе­тонные смеси с избыточным количеством воды. Смесь обычно рас­слаивается от толчков и сотрясений при погрузке, перевозке или выгрузке с большой высоты.

Допускаемая продолжительность и дальность транспортирова­ния должна устанавливаться в каждом отдельном случае лабора­торией с учетом обеспечения сохранности в пути требуемого каче­ства бетонной смеси.

Для бетонных смесей на пористых заполнителях продолжитель­ность транспортирования не должна быть более 45 мин, причем при длительности более 30 мин рекомендуется для перевозки ис­пользовать автобетоносмесители.

При перевозке от бетонного завода до места укладки бетонную смесь защищают от атмосферных осадков и предохраняют от вы­сушивания.

Высота свободного сбрасывания бетонной смеси при подаче ее в армированные конструкции не должна превышать 2 м, а при подаче на перекрытие — 1 м, за исключением колонн без перекре­щивающихся хомутов арматуры со сторонами сечением от 0,4 до 0,8 м, когда высота сбрасывания в опалубку достигает 5 м.

Допускаемая высота сбрасывания бетонной смеси в опалубку неармированных конструкций устанавливается строительной ла­бораторией на основании производственного опыта с учетом обес­печения однородности и прочности бетона, а также сохранности основания и опалубки. При этом высота сбрасывания не должна превышать 6 м. При необходимости подачи бетонной смеси с боль­шей высоты в местах, где невозможно опустить бадью краном, применяют виброжелоба, наклонные лотки, вертикальные хоботы, а при высоте более 10 м — виброхоботы с гасителями. Виброхобо­ты с гасителями могут быть также основным средством подачи бетонной смеси при бетонировании с эстакад.

Емкости, в которых перевозится бетонная смесь, должны очи­щаться и промываться после каждой рабочей смены и перед дли­тельными (более 1 ч) перерывами в транспортировании.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Современный бетонный завод крупного строительства представ­ляет собой сложное предприятие, располагающее разнообразным оборудованием для механизации работ по приготовлению бетонной смеси. Поэтому лица, допускаемые к управлению машинами и ме­ханизмами бетонного завода, должны иметь удостоверение о сдаче испытаний по техминимуму и правилам техники безопасности.

Основные правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать для обеспечения нормальных и безопасных условий тру­да на бетонном заводе, следующие.

Площадки в пределах рабочей зоны бетоносмесителей, вклю­чая подъезды и склады материалов, следует содержать в чистоте и не загромождать. Все работающие механизмы должны быть ос­вещены.

Элеваторы, подъемники, бункера, лотки и другие устройства для подачи материалов, необходимых для приготовления бетонной смеси, должны быть ограждены, а все корпуса электродвигателей заземлены.

При установке бетоносмесителя на эстакаде вокруг него долж­ны быть устроены площадки с перилами.

Закрытые помещения, в которых работают с пылящими мате­риалами и добавками, должны быть оборудованы вентиляцией или устройствами, предупреждающими распыление материалов. Пыле­образование в основном возникает при транспортировании и пере­грузке цемента, поэтому во время таких работ рабочие должны пользоваться противопылевой спецодеждой, защитными очками с плотной оправой, а для защиты дыхательных путей — респирато­рами.

Перед чисткой, смазыванием и ремонтом машины и механизмы должны быть остановлены. Перед пуском машины оператор обязан дать сигнал. До пуска в эксплуатацию каждая установленная или отремонтированная машина должна быть осмотрена и испытана.

Осмотр, чистка и ремонт бетоносмесителя разрешаются только после удаления из цепи электродвигателей плавких вставок предо­хранителей и вывешивания на пусковых устройствах (кнопках м.’іі мігших пускателей, рубильниках) плакатов «Не включать—1 рнопі аюг люди!».

11]>и выгрузке бетонной смеси из бетоносмесителя запрещается ускорять опорожнение вращающегося барабана лопатой или ка­ким-либо другим приспособлением.

Очищать приямок ковша скипового подъемника можно только после дополнительного закрепления поднятого ковша. Пребывание рабочих под поднятым и незакрепленным ковшом не допускается.

Лента и торцы барабанов конвейера на участках натяжной и приводной станций должны быть ограждены. Проходы и проезды, над которыми находятся конвейеры, должны быть защищены на­весами, проложенными за габариты конвейера не менее чем на 1 м.

Запрещается во время работы конвейера очищать барабан, ро­лики и ленту от грязи и прилипшего материала; не следует прохо­дить под неогражденной конвейерной лентой. Нельзя также прове­рять крепление ковшей к ленте на работающем элеваторе, стано­виться на крышку желоба работающего винтового конвейера или снимать ее.

Не следует проверять, смазывать и ремонтировать электро­пневматические узлы дозаторов во время их работы.

Силосы и бункера для хранения цемента должны иметь спе­циальные устройства для обрушения сводов (зависаний) цемента. При необходимости спуск рабочих в бункера и силосы может осу­ществляться в специальной люльке с помощью лебедки. Для вы­полнения работ внутри силосов и бункеров назначаются не менее трех рабочих, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающих в бункере и в случае необходимости оказывать помощь пострадавшим.

Рабочие, находящиеся внутри силоса или бункера, должны быть обеспечены респираторами.

Загрузочные отверстия емкостей для хранения пылевидных ма­териалов должны быть закрыты защитными решетками, люки в защитных решетках — заперты на замок.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О БЕТОНЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ. БЕТОН, ЕГО СОСТАВ И СВОЙСТВА

Бетоном называется искусственный каменный материал, пред­ставляющий собой затвердевшую смесь вяжущего вещества, во­ды и естественных или искусственных каменных заполнителей. До затвердевания эта смесь называется «бетонной смесыо».

Составляющей частью бетона является вяжущее вещество — цемент, который представляет собой тонкий минеральный поро­шок, способный при смешении с водой образовывать пластич­ную смесь. С течением времени эта смесь затвердевает и превра­щается в камневидное тело. Цементы получают обжигом природ­ного сырья — мергелей или смеси известняка с глиной при тем­пературе 1400—1500°. Обжиг производят в специальных печах. Полученный спекшийся материал, называемый цементным клин­кером, подвергают размолу в тонкий порошок.

В качестве заполнителей для бетона применяют обычно песок и гравий или щебень. Заполнители из твердых каменных пород по­вышают прочность бетона, уменьшают его усадку при твердении и удешевляют стоимость, так как для большинства районов СССР заполнители являются местными материалами.

Заполнители делятся на мелкие — с зернами крупностью до 5 мм и крупные — с зернами от 5 до 150 мм. В качестве мелких заполнителей наиболее часто применяют природный кварцевый песок, а в качестве крупных — гравий или щебень.

Гравием называют естественный каменный материал, состоя­щий из зерен различной крупности. Залегает он в толще грунта или добывается из русла реки. Щебнем называют каменный мате­риал, получаемый путем искусственного дробления больших ку­сков горных пород до нужных размеров. Вместо гравия или щеб­ня могут быть примененыагломерированный шлак, шлаковая пем­за, керамзитовый щебень. В зависимости от веса заполнителя бе­тоны делятся на обыкновенные (тяжелые) с объемным весом 1800 кг/м? и более и легкие (с объемным весом меньше 1800 лса/иї3).

Лучше всего бетон работает на сжатие; его сопротивление сжатию в 10—12 к более раз превышает сопротивление растяже­нию. Поэтому бетон (неармированный) применяют для возведе­

ния сооружений и их частей, подверженных сжатию, например для фундаментов под здания и машины, для опор мостов и т. п. Марка бетона определяется цифрой, характеризующей его проч­ность на сжатие в возрасте 28 дней в кг/см2. Для бетонных и желе­зобетонных конструкций применяют бетон следующих марок:

а) обыкновенный: 25, 35, 50, 75, 100, 150, 200, 300, 400, 500 и 600;

б) легкий: 10, 15, 25, 35, 50, 75, 100, 150, 200 и 300.

Выбор марки бетона для той или иной части сооружения про пзвидят в зависимости от напряжений, которые в ней возникнут. Прочность бетона зависит от ряда факторов: качества цемента, со­отношения количества воды и цемента, характера заполнителей и др.

Подбор состава бетона производится лабораторией на строи­тельстве, исходя из заданной марки бетона и свойств имеющихся материалов.

Нормативна і проектна документація

Усі процеси в будівництві регламентуються системою законодавчих актів і нормативних документів, які в сукупності є його нормативною базою.

Система нормативних документів у будівництві складається з буді­вельних норм і правил, державних стандартів та інших нормативних документів.

Нормативні документи в галузі будівництва поділяють на такі групи.

I. Організаційно-методичні і нормативні документи (стандартизація, нормування, сертифікація, метрологія, вишукування, проектування, ви­робництво продукції).

II. Містобудівні будівельні норми (містобудівна документація та інформаційне забезпечення планування та забудови території).

III. Технічні нормативні документи (загальнотехнічні вимоги, об’єкти будівництва та промислова продукція, будівельні матеріали, експлуата­ція, ремонт, реставрування та реконструкція).

IV. Рекомендовані нормативні документи, посібники (організаційно — методичні, економічні та технічні нормативи і посібники з проектування).

V. Кошторисні нормативи (суміщені норми технологічного і буді­вельного проектування, законодавчі та нормативні акти).

У нашій державі нормативна база в будівництві перебуває в стадії реформування, поступово замінюються застарілі нормативи, створюються нові нормативні документи, водночас діє низка нормативів, перезатвер — джених Держбудом України з деякими змінами і доповненнями.

Як доповнення до основних будівельних норм і правил видаються відомчі, галузеві будівельні норми, які чинні лише у відомстві, для яко­го вони розроблені.

Зведення будь-якого об’єкта можна розпочинати тільки після роз­роблення організаційних, технічних, технологічних та економічних рішень, які мають бути відображені в проекті організації будівництва (ПОБ) та проекті виконання робіт (ПВР). Ці проекти приймають на основі варіантного пророблення основних рішень.

Технологічну документацію розробляють у два етапи. На першому етапі складають проект організації будівництва водночас із розроблен­ням будівельної та інших частин технічного (техноробочого) проекту. Цим досягають узгодженості об’ємно-планувальних, конструктивних і технологічних рішень з умовами організації будівництва та виконання робіт.

Проект організації будівництва складається з таких основних документів: календарного плану будівництва; будівельних генеральних планів на підготовчий та основний періоди будівництва; організаційно — технологічних схем; відомостей про обсяги будівельних робіт і потребу в будівельних конструкціях, виробах, матеріалах та обладнанні; графіків потреби в основних будівельних машинах, кадрах будівельників; пояс­нювальної записки. Ці документи мають узагальнений характер, їх ви­користовують для розподілу капітальних вкладень та обсягів будівель­но-монтажних робіт за строками будівництва, а також обґрунтування кошторисів будівництва.

На другому етапі генеральна підрядна організація та організації, які виконують окремі види монтажних і спеціальних робіт, розробляють проект виконання робіт.

Вихідними матеріалами для розроблення проекту виконання робіт є такі: завдання від будівельної організації на розроблення ПВР; проект організації будівництва; робочі креслення; умови щодо забезпечення конструкціями, напівфабрикатами та матеріалами; використання буді­вельних машин і кадрів; кошториси.

Проект виконання робіт містить такі документи: календарний план будівництва; будівельний генеральний план; графіки забезпечення будів­ництва збірними деталями, напівфабрикатами та матеріалами; графіки руху робітників та основних будівельних машин по об’єкту; техно­логічні карти; рішення з техніки безпеки; переліки технологічного інвен­тарю, монтажного оснащення та схеми стропування вантажів; поясню­вальна записка.

Основною складовою частиною ПВР є технологічні карти, які скла­дають на всі робочі процеси. Технологічна карта містить: вказівку про її призначення; наочні схеми виконання процесу; технологічні роз­рахунки та графік виконання процесу; вказівки щодо виконання робіт; заходи з техніки безпеки; техніко-економічні показники; таблиці та відомості про використовувані матеріали, інструменти та пристрої; умовні позначення.

Затверджує ПВР головний інженер генпідрядної організації після погодження з головним інженером субпідрядних організацій (відповідно кожен свій розділ проекту). Затверджений проект має бути переданий виконавцям на будівельний майданчик за два місяці до початку будів­ництва для вивчення технологічних особливостей об’єкта.

СКЛАДЫ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ

Планировка подъездных путей к складам и на складах должна обеспечивать удобство дальнейшей подачи заполнителей по крат­чайшим направлениям к бетоносмесительному отделению. В зави­симости от транспортных путей заполнители следует перевозить в автомобилях-самосвалах, в опрокидных узкоколейных вагонет­ках, в ширококолейных саморазгружающихся • опрокидных или бункерных вагонах. При разгрузке обычных платформ рекомен­дуется применение специальных машин Т-182А (рис. 33), позво­ляющих разгружать смерзшийся материал тонким слоем без пред­варительного его разрыхления. Разгрузка крытых вагонов произ­водится механическими лопатами, подгребающими материал к се­редине вагона, откуда он сгружается скребком машины Т-182А при возвратном ходе штанги.

Склады заполнителей по своей конструкции могут быть тран­шейными и поверхностными.

Траншейные склады по сравнению с поверхностными занимают меньше площади; их Преимущество состоит и в том, что стоимость и трудоемкость подачи материала в бетоносмесительное отделение у них ниже, так как в траншейных складах материал поступает на ленту транспортера или в вагонетку под действием собственно­го веса. Для поверхностных складов, у которых все оборудование размещено выше уровня земли, аналогичная работа требует при­менения специального грейферного крана или канатного скрепера.

Однако для траншейных складов необходимо устройство боль­шого подземного хозяйства, требующего значительных затрат, времени и борьбы с грунтовыми водами. Поэтому при неудовлет­ворительных гидрогеологических условиях и при относительно кратковременной эксплуатации бетонного завода устраиваются преимущественно поверхностные склады заполнителей.

В поверхностных складах штабеля образуются обычно при по­мощи передвижных ленточных транспортеров, оборудованных ме­ханическими лопатами, или при помощи тракторных погрузчиков. Машины, применяющиеся для образования штабелей поверхност­ных складов, обычно используются также и для подачи заполни­телей в бетоносмесительное отделение.

Рис. 33. Схема организации разгрузки платформы при помощи разгрузочной машины Т-182А 1 — маневровая лебедка; 2 — приемный бункер; 3 — разгрузочная машина; 4 — наклонный ленточный транспортер; 5—.деревянная эстакада; б — веерный транспортер; 7 штабель

-До 10,5-

Для подачи заполнителей в бетоносмесительное отделение воз­можно использовать канатные скреперы, особенно когда число фракций заполнителя не более трех. При небольшой высоте рас­ходных бункеров скреперы могут обеспечить их непосредственную загрузку, однако чаще применяется подача заполнителей через перепускные бункера в ковши подъемников, поднимающих запол­нители в расходные бункера бетоносмесительного отделения (рис. 34),

ПоПб Повг

Рис. 34. Загрузка заполнителей в расходные бункера бетоносме­сительного отделения канатными скреперами и ковшовыми подъ­емниками

/ — скрепер; 2—лебедка; 3 — перепускной бункер; 4— ковшовый подъем­ник; 5 — штабель мелкого заполнителя; 6 — штабель крупного заполнителя

При расположении ленточных транспортеров под штабелями в подземных галереях часть материала поступает на транспортер под действием собственного веса. Материал, находящийся вне зо­ны осыпания, подается к галерее бульдозером. Течки устраивают­ся по длине галереи через 2,5—3,5 м и оборудуются секторными (шторнороликовыми или с боковыми шарнирными подвесками) или лотковыми подъемно-опускными затворами.

При подъеме заполнителей к бункерам бетоносмесительного отделения предельный угол наклона транспортера к горизонту не должен быть более 35° для песка и 22° для гравия; при смачива­нии ленты этот угол несколько уменьшается. При устройстве об­щей наклонной транспортной эстакады для крупных и мелких за­полнителей ее угол наклона обычно равен 18°. Скорость движения ленты транспортера принимается 1,3—2 м/сек в зависимости от размера заполнителя и ширины ленты, причем большие скорости ленты принимаются для мелких заполнителей и при увеличении ширины ленты.

На наклонных участках транспортера следует уменьшать ско­рость ленты на каждый градус наклона примерно на 1,5% против скорости, принятой на горизонтальном участке. Производитедь — ность транспортеров при непрерывной подаче, скорости ленты 1,3 м/сек и наклоне в 18° приведена в табл. 18.

Таблица 13

Примерная производительность транспортеров

Показателем

Единица

измерения

Ширина лоткообразной ленты в мм

400

1 500

600

700

Производительность . . .

мг/час

45

80

120

190

Допускаемая наибольшая крупность заполнителей. .

мм

65

90

ПО

150

В зимних условиях необходимо принимать меры против засыпания складов снегом и смерзания заполнителей. В качестве крупного заполнителя желательно применять щебень или чистый гравий. Загрязненные крупные заполнители легко смерзаются, и подача их на транспортер или в бункера требует предварительно­го разрыхления отбойными молотками.

Транспортерные линии в местностях с устойчивыми низкими температурами необходимо отеплять для избежания промерзания ленты во время перерывов между сменами. Смерзшаяся лента очень плохо охватывает ведущие приводы транспортера, резко снижается ее ддепление с приводами, что вызывает пробуксовку и сильно затрудняет пуск транспортера.

Скрепер в мерзлом материале выбирает только узкую тран­шею, а остальную часть штабеля приходится разрыхлять и пода­вать к этой траншее; для уменьшения работ по разрыхлению ма­териала скреперные склады, эксплуатируемые зимой, следует уст­раивать более узкими и глубокими, чем эксплуатируемые летом. Крупный заполнитель следует обогревать «острым» паром, а пе­сок во избежание его чрезмерного и неравномерного увлажне­ния— глухими регистрами, располагаемыми в обогреваемом мате­риале, но возможно и паровыми иглами в штабелях* Прогрев за­полнителей обычно ведется непосредственно в расходных бунке­рах бетоносмесительного отделения. Однако такая организация прогрева из-за парообразования значительно ухудшает условия работы в надбункерном помещении и затрудняет эксплуатацию оборудования, расположенного ниже расходных бункеров, так как оно будет заливаться водой, образующейся в бункерах, при кон­денсации пара, таянии снега и льда.

Прогрев же материалов в бункерах предварительного обогре­ва требует больших первоначальных затрат при сооружении бе­тонного завода, но зато не имеет указанных недостатков. Бункера предварительного обогрева следует располагать на линии подачи заполнителей со склада в бетоносмесительное отделение.

На крупных полигонах целесообразно вести подогрев песка в штабелях путем прокладки под ними паровых труб и обогрева

песка сжатым воздухом, обдувающим паровые трубы и песок. Це­лесообразным также является подогрев крупных и мелких запол­нителей в непрерывных вращающихся печах.

Механизированный монтажный инструмент

Механизированный инструмент должен быть безопасным, ииріативньїм и высокоэффективным в работе. Механизированный инструмент бывает с электрическим и пневматическим приводом, реже — с і мтравлическим приводом или двигателем внутреннего сгорания.

Электрический инструмент отличается небольшой массой, но им їм ні. зя пользоваться вблизи ЛВЖ и газов. Пневматический инструмент не ИІІ. ІССН в пожарном отношении, может работать во влажной среде, при in. iv оких температурах и большой запыленности воздуха, выдерживает перегрузки, пригоден для работы с меняющейся нагрузкой, но требует 11141 ірализованной разводки сжатого воздуха или применения передвижных компрессорных установок.

В соответствии с принятой классификацией по ГОСТ 16436-70 ручным машинам присваивается индекс, состоящий из буквенной и цифровой частей. По индексу можно определить вид привода, группу Мишины по назначению и ее конструктивные особенности

Буквенная часть индекса для групп 1 …7 характеризует вид привода: II і электрический, ИП — пневматический, ИГ — гидравлический, ИД — пип атель внутреннего сгорания.

Для образования и обработки отверстий (сверление, зенкование, рн шальцовывание, фрезерование, нарезание резьбы) применяют і w-рлильные машины вращательного и ударно-вращательного действия.

Выпускаются эти машины с электрическим и пневматическим двигателями.

Таблица 1.1

Технические характеристики сверлильных ручных машин

Наименование показателя

Электрические

Пневматические

ИЭ-1022А

ИЭ-1017А

ИП-1022

ИП-1016

Наибольший диаметр, мм

14

23

14

32

Мощность, кВт

0,25

0,6

0,59

1,84

Напряжение, В

220

36

Расход воздуха, м3/мин.

1

1,9

Масса, кг

3,2

4,1

2,8

9

Большинство сверлильных машин — прямые, например ИЭ-1022А, но выпускаются и угловые машины — сверло расположено под углом к валу двигателя. Во многих случаях применяют угловую насадку к обычной сверлильной машине.

Для сборочных работ (отвинчивание, завинчивание и затяжка резьбовых соединений) применяются электрические и пневматические гайко-, шурупо-, винто — и шпильковерты безударного и ударного действия Сборка резьбовых соединений — наиболее распространенная операция при монтаже металлоконструкций, технологического оборудования и трубопроводов. Чаще применяют резьбовые соединения от М16 до М42 Технические характеристики гайковертов для таких соединений приводятся в табл 1.2.

Таблица 1.2

Технические характеристики гайковертов

Наименование показателей

Электрические

Пневматические

ИЭ-104

ИЭ-3110

ИП-13204

ИП-3106

Наибольший диаметр завинчиваемых болтов, мм

16

27

16

42

Мощность, кВт

0,18

0,37

0,44

1,84

Напряжение, В

36

220

Расход сжатого воздуха, м3/мин

0.8

1,0

Масса, кг

3,5

8

4

9

Для завертывания гаек диаметром 48… 100 мм используется специальный ключ гидравлического действия. В комплект ключа входят насос НШ-400 (НДР-400), домкрат гидравлический с приводом от сверлильной машины ИЭ-1023, комплект упоров и ключей Потребляемая

И… шість 600 Вт, рабочая масса инструмента 20…35 кг. Выпускается

мі і мре номера ключа.

Для реши листового и сортового металла и труб применяют уи-дующие ручные машины с электрическим или пневматическим мртшдом: ножницы, кромкорезы, фаскорезы, пилы маятниковые

(tnini 1 3).

Ножницы, применяемые для резки листового и сортового проката, мш||1,пдсляются на ножевые, вырубные, прорезные, дисковые и рычажные. ІІііиіюльшее распространение получили первые три типа ножниц, так как пни пригодны для резки металла толщиной до 6 мм, а дисковые — только. mi I мм. Тип ножниц определяется конструкцией режущего инструмента. V ножевых ножниц режущим инструментом являются ножи — подвижный и неподвижный, у вырубных — пуансон и матрица, у прорезных — два ниюавижных ножа и один подвижный, перемещающийся между ними, у дні итых — два вращающихся диска. Разновидностью вырубных ножниц «нмшится кромкорезы и фаскорезы — машины для подготовки кромок. ж і. шей и труб под сварку встык. Они позволяют получить фаску размером до I.’ мм (по гипотенузе).

Техническая характеристика ножевых машин

Таблица 1.3

Ножницы

Кромкорез

1 Іпмменование показателя

ИЭ-5501

ИП-5501

пневматический ПМК-10

Наибольшая величина об­рабатываемого металла, мм

2,5

2,57

20

Мощность, кВт

0,25

0,66

‘,8

1 Іагіряжение, В

220

1‘исход воздуха, м’/мин.

1

2,7

Масса, кг

4,5

3,5

13

Для рубки материалов, разрушения бетонных поверхностей, пробивки борозд, отверстий, вырубки сварных швов, выполнения ■mi цепочных работ применяют машины ударного действия — молотки рубильные, строительные, перфораторы, бороздоделы. Рубильные машины выпускают электромеханические и пневматические.

Пневматические рубильные молотки применяют для чеканки, рубки и кнопки в горячем виде заклепок диаметром до 12 мм. Для забивки і ио ідей, скоб, дюбелей используют скобо-, гвозде- и дюбелезабивные ручные машины

Техническая характеристика машин ударного действия

Таблица 1.4

Наименование показателей

Электрические

Пневматические

МОЛОТОК

ИЭ-4204Б

перфоратор

ИЭ-4701

МОЛОТОК

ИП-4114

зубило

П-6

Энергия удара, Дж (кг • м)

25 (2,5)

10(1)

іб(і, б)

2 (0,2)

Число ударов в мин

1000

1100

1600

50

Мощность двигателя, кВ]

0,8

0,4

0,42

0,1

Напряжение, В

220

220

Расход воздуха, м ’/мин

1,15

0,3

Масса без кабеля, кг

20

14

6

2,5

Для зачистки и шлифования поверхности применяю’! шлифовальные машины (табл. 1.5), шаберы, щетки с электрическим ( пневматическим проводом. По принципу работы они бывают: радиальные,1 плоскошлифовальные и ленточные.

Таблица 1.5′

Техническая характеристика шлифовальных машин

Наименование показателя

Электрические

Пневматические

ИЭ-2007

ИЭ-2102А

ИП-2009А

ИП-2102

Наибольший диаметр шлифовального круга, мм

40

225

60

175

Частота вращения шпинделя, мин 1

19000

6500

12700

8500

Напряжение, В

220

36

~

Расход воздуха, м’/міш

0.9

2,2

Мощность, кВт

0,6

1,6

0,44

1.47

Масса, кг

3,3

8,2

2

4,65

Рабочим инструментом служат абразивные круги, металлические щетки фетровые и войлочные круги Зачистные щетки имеют пневматический привод; рабочий орган снабжен пучком стальных иголок.

Контрольно-измерительные приборы

При монтаже большепролетных покрытий зданий возникав! необходимость использования значительного количества измерительны; систем.

а) Геодезические приборы — нивелир, теодолит в т. ч. в лазерном исполнении; лазерные дальномеры.

б) Динамометрические — динамометры, месдозы, прогибомеры, динамометрические ключи

Реклама
Сентябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Окт »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Рубрики