Архивы за 03.11.2014
Роторные снегоочистители
Роторные снегоочистители предназначены для очистки дорог и аэродромов от снега путем роторного разгона и перемещения по баллистической траектории за пределы очищаемой поверхности или через направляющий аппарат в кузов транспортного средства. Главным параметром роторных снегоочистителей является производительность, по которой их разделяют на легкие (производительность до 200 т/ч), средние (до 1000 т/ч) и тяжелые (более 1000 т/ч); средняя ширина захвата роторных снегоочистителей 2,5-3,2 м; толщина разрабатываемого снежного покрова — до 1,2-2 м; дальность отбрасывания снега дорожных снегоочистителей 18-20 м, аэродромных — до 50-60 м; рабочая скорость снегоочистителей — 0,3-5 км/ч.
Рис. 15.9. Классификация роторных снегоочистителей. Я 418 |
Классификация роторных снегоочистителей приведена на рис. 15.9.
При разработке снега малой плотности применяют плужно-роторные снегоочистители с роторно-лопастным метателем, расположенным соосно направлению движения машины, и одним несимметричным относительно продольной оси машины или двумя симметричными отвалами. Такую же область применения имеют роторно-торцовые снегоочистители совмещенного действия, которые разрабатывают снежные забои непосредственно торцами лопастных роторов, выбрасывающих затем снег в сторону от направления движения машины. Роторно-торцовые снегоочистители бывают однороторные, обычно монтируемые на малогабаритных шасси для уборки тротуаров, и двухроторные, у которых оси вращения лопастных роторов параллельны оси движения машины.
Для разработки снега средней плотности рсн = 200-300 кг/м2 применяют шнекороторные снегоочистители с двумя и более шнековыми питателями, расположенными в вертикальной плоскости, параллельной оси движения машины. Шнеки транспортируют снег к середине рабочего органа и забрасывают его в расположенный с тыльной стороны роторно-лопастной метатель. Шнеки питателя могут быть установлены как горизонтально, так и под углом к поверхности дороги. Снег большой плотности р > 300 кг/м2 целесообразно разрабатывать фрезерно-роторными снегоочистителями или фрезерными совмещенного действия, у которых достаточно высокая окружная скорость фрезы обеспечивает одновременно выброс снега через направляющий патрубок в заданном направлении без использования отдельного лопастного ротора. Фрезерный питатель выполнен в виде трех — или четырехзаходной фрезы ленточного (пустотелой) или барабанного типа, когда винтовые лопасти фрезы жестко закреплены на барабане.
По типу трансмиссии снегоочистители изготовляют с однодвигательным приводом, когда двигатель базовой машины или специальный двигатель, установленный на грузовой платформе базового автомобиля, используют одновременно для движения машины и привода рабочего органа, а также с двухдвигательным приводом раздельно ходового устройства и рабочего органа.
В качестве дополнительного оборудования роторных снегоочистителей применяют направляющий аппарат выброса снега для погрузки его в городских условиях в транспортные средства, регуляторы окружных скоростей питателя и метательного аппарата, устройства для обрушения верхнего свода снежного забоя — при большой толщине снежного покрова и лидерного разрушения снежного забоя — при повышенной прочности снега. Энергоемкость рабочего процесса питателя и метатель-
ного аппарата можно снизить применением систем газовой смазки поверхностей трения снега о рабочие органы. Например, путем газовой смазки поверхности неподвижного кожуха метателя можно на 20-40% уменьшить энергоемкость привода лопастного ротора.
Попутный поддув аппарата выброса позволяет примерно на 20% повысить дальность метания снега за счет уменьшения аэродинамического сопротивления на начальном участке баллистической траектории полета, где снег имеет наиболее высокую скорость и, соответственно, максимальны силы аэродинамического сопротивления. В качестве источника газа используют воздуходувку, которая может быть установлена соосно лопастному ротору, но имеет более высокую частоту вращения. Повышение эффективности прохода снега от фрезерного или шнекового питателя в метательный аппарат обеспечивает забрасывающее устройство, например, в виде смонтированного на валу питателя дополнительного лопастного барабана.
Расчет роторного снегоочистителя содержит определение рациональных параметров процессов взаимодействия питателя и метательного аппарата со снегом, кинематический, энергетический и прочностной расчет рабочего органа, элементов его конструкции и системы управления, определение нагрузок на оси колесной машины или гусеничное ходовое устройство, тягово-динамические расчеты, определение баланса мощности, расчеты дальности метания снега, продольной и поперечной вертикальной устойчивости машины, определение производительности. При проектировании снегоочистителей должны быть учтены требования, предъявляемые к машинам, предназначенным для эксплуатации в районах с холодным климатом.
При работе наиболее распространенных шнекороторных и фрезернороторных снегоочистителей в процессе поступательного перемещения машины перед рабочим органом образуется снежный забой, в котором правая и левая половины шнеков или фрезы вырезают серповидные стружки снега. Достаточно высокая частота вращения питателя обеспечивает распределение снега под действием центробежных сил по окружности вращения шнека или фрезы и одновременное перемещение его в осевом направлении к середине рабочего органа, для чего правая и левая половины питателя имеют противоположное направление винтовых лопастей. В средней части корпуса рабочего органа образовано окно, через которое снег забрасывается в метательный аппарат винтовыми лопастями, получая в момент схода них ускорение в радиальном, тангенциальном и осевом направлениях относительно питателя.
В метательном аппарате снег поступает на лопасти ротора, транспортируется ими по неподвижному цилиндрическому кожуху в виде призмы волочения перед каждой лопастью с одновременным перемещением вдоль лопастей в радиальном направлении и выбрасывается из метателя под действием центробежных сил через направляющий патрубок. В первую очередь покидают лопасти метателя в тангенциальном направлении при достижении направляющего патрубка фрагменты снега, находящиеся у поверхности кожуха, со скоростью, равной окружной скорости ротора. Затем происходит сход с лопастей более удаленных от края фрагментов снега с абсолютной скоростью (м/с), равной геометрической сумме окружной скорости ротора vp и радиальной скорости приобретенной этими фрагментами к моменту схода с лопасти:
(15.22)
Максимальная дальность транспортирования снега метателем ограничена аэродинамическим сопротивлением и составляет в среднем не более 50-60 м независимо от максимальной частоты вращения лопастного ротора.
Машины для зимнего содержания дорог и аэродромов. Плужные снегоочистители
Плужные снегоочистители предназначены для очистки дорог и аэродромов от свежевыпавшего и слежавшегося снега путем перемещения его отвалом, установленным под углом к направлению движения машины, в боковой вал или баллистическим отбрасыванием под действием инерционных сил.
Классификация плужных снегоочистителей приведена на рис. 15.6. Плужные снегоочистители, сдвигающие снег по ширине захвата в виде снежного вала, используют при расчистке дорог после снегопада. Для патрульной очистки дорог во время снегопада от свежевыпавшего снега применяют плужно-щеточные снегоочистители, оборудованные помимо переднего отвала цилиндрической щеткой, установленной под углом 60° к направлению движения машины для зачистки слоя снега толщиной 12 см после прохода отвала, а также скоростные плужные снегоочистители, отбрасывающие снег на расстояние до 10-15 м (рис. 15.7).
Плужные снегоочистители сдвигающего действия базируются на гусеничных и колесных тракторах и тягачах, автомобилях и автогрейдерах и обеспечивают разработку снега толщиной 0,3-0,4 м со скоростью до 2-3 м/с в колесном варианте и толщиной до 1 — 1,5 м со скоростью до 1 м/с в гусеничном варианте.
Плужно-щеточные снегоочистители в основном базируются на колесных тракторах, автогрейдерах и автомобилях и разрабатывают свежевыпавший снег толщиной 0,2-0,4 м со скоростью 2,5-5,5 м/с. Скоростные плужные снегоочистители базируются на автомобилях и разрабатывают свежевыпавший снег толщиной 0,2-0,4 м со скоростью более 7 м/с. Скоростные снегоочистители в основном применяют на загородных дорогах для отбрасывания снега за один проход за обочину дороги и в придорожный кювет.
По типу рабочего органа плужно-щеточные и скоростные снегоочистители бывают одноотвальные, а снегоочистители сдвигающего дей
ствия — как одноотвальные, так и с двумя симметрично установленными углами перед отвалами.
Плужные снегоочистители
Плужмо — щеточные |
Сдвигающего действия |
Скоростные отбрасывающего действии
Базовая машина
І Є * І О & * F |
8 Ї £ |
Рабочий оргая
Одн ©отвальный |
Двухотвалшый |
Неповоротный косоустяновлекный |
С фиксированным поворотом в плаче |
С бесступенчатым поворотом в плане |
Дополнительное оборудовлние |
Папопттяише |
Опорное |
Механизм изменении углов ре |
Предохрани- |
|||
открылки |
устройство |
зания и наклона |
устройство |
|||
отвала |
Рис. 15.6. Классификация плужных снегоочистителей. |
Секции отвала, поворачивающиеся в продольной плоскости |
Опорное колесо |
Опорная лижа |
Секции отвала, поворачивающиеся в поперечной плоскости |
Гндропнев — магические «морім зато* ры о пиша |
Секи»» отвала, перем ещающиеся плоскопаралельяо |
Пружинные амортзато* ры отвал* |
al |
Чи |
Рис. 15.7. Схемы плужных снегоочистителей: а — одноотвальный на автомобиле или колесном тракторе; б ~ одноотвальный скоростной с дополнительным открылком; в — плужно-щеточный; г — двухотвальный тракторный. |
В) |
Отвалы снегоочистителей могут иметь жесткое крепление или возможность изменения угла установки в плане — с определенным шагом с помощью жестких фиксаторов или бесступенчато с помощью гидроцилиндров управления. В качестве дополнительного оборудования применяют дополнительные боковые открылки, увеличивающие ширину захвата снегоочистителя, опорные устройства в виде стальной лыжи или опорных колес, позволяющих отвалу копировать рельеф дороги при плавающем положении гидроцилиндров подъема, механизм изменения углов резания и наклона отвала в вертикальной плоскости в соответствии с изменением прочности и плотности снега, а также предохранительное устройство, которое уменьшает динамическую нагрузку на рабочее оборудование снегоочистителя при наезде отвалом на непреодолимое препятствие (бордюрный камень, крышку канализационного люка и др.).
W=W + W + Wrl+W +W + W+W. (15.10)
рез пр под пер ин p m ‘
Сопротивление (Н) снега резанию направлено вдоль оси движения машины:
W = К Bh, (15.11)
рез рез ’ 4 ‘
где К — удельное сопротивление снега резанию.
Сила сопротивления, возникающая в результате трения призмы волочения разрабатываемого снега о дневную поверхность, приложена к центру масс призмы и направлена в сторону, противоположную вектору абсолютной скорости движения призмы. В проекции на ось движения машины это сопротивление (Н) призмы волочения
wnp = тпрё tg Р sin(q> + <5) ■ (15.12)
Силу инерции снега W необходимо учитывать для плужных и плужно-щеточных снегоочистителей, имеющих достаточно высокую рабочую скорость — vm > 1,5-2 м/с. Сила W возникает вследствие затрат энергии на разгон снега при переходе из неподвижного массива в движущуюся призму волочения. Вдоль оси движения машины
wu„ = BhPa, vlsin2<Pl2g (15.13)
Сопротивления подъему стружки снега вверх по отвалу Wпоа и перемещению призмы волочения вдоль отвала W определяются нормальной к отвалу составляющей активных сил W и Wuii. Пассивным давлением от веса призмы на лобовую поверхность отвала можно пренебречь. Нормальная к отвалу составляющая сил инерции и трения призмы волочения
р _ Bhpmvlsin(p B2hpjgpcos2S “ 2g 2sin(pcos(ф + 5)’ (15.14)
Тогда сопротивление (Н) перемещению призмы вдоль отвала в проекции на ось движения машины
Wnep = PJg 5 cos (p. (15.15)
Нормальная составляющая силы Рн на лобовую поверхность ножа отвала равна Рн sin a, где a — угол резания снега в вертикальной плоскости. Сила сопротивления подъему стружки снега на лобовую поверхность ножа равна сумме сил трения стружки по ножу Рн sin a tg (р и стружки по внутренней поверхности ее контакта с призмой волочения Рн sina tgp. Тогда суммарное сопротивление подъему стружки в проекции на горизонтальную ось движения машины
При большой толщине снежного покрова (h = 1-1,5 м) сопротивление подъему стружки будет в основном определяться силой тяжести стружки и пассивным давлением на отвал со стороны снежного забоя.
Сопротивление (Н) перемещению отвала снегоочистителя но заснеженной поверхности дороги при установке его в плавающее положение
Wmp = Gjg5, (15.17)
где Go — вес отвала, Н. При использовании опорных колес отвала коэффициент трения tg 8 заменяют коэффициентом сопротивления качению опорных колес.
Сопротивление движению базовой машины определяют аналогично сопротивлению движения поливочно-моечной машины (вес отвала при этом не учитывают). Уравнение тягово-динамического баланса также аналогично уравнению тягово-динамического баланса для поливочномоечной машины. Однако коэффициент распределения веса машины по осям К различен для рабочего и транспортного режимов, так как при работе вес отвала не действует на оси машины, а передается непосредственно на дорогу. Уравнение мощностного баланса учитывает только затраты энергии на преодоление суммарного сопротивления W, возникающего при работе плужного снегоочистителя.
Рис. 15.8. Расчетная схема продольной горизонтальной устойчивости плужного снегоочистителя: А — центр масс призмы волочения. |
Продольная горизонтальная устойчивость плужного снегоочистителя определяется равенством разворачивающего момента от действующих на отвал составляющих сил сопротивления и удерживающего момента от действующих на движитель машины сил сопротивления боковому скольжению /?; и R2 (рис. 15.8).
Особенность расчета состоит в том, что сила сопротивления призмы волочения Wnp приложена к центру масс призмы, силы резания Wpe3, инерции снега W’ан и трения отвала Wm/i приложены к середине отвала, а силы подъема стружки Wnr>a и перемещения стружки вдоль отвала Wnep частично приложены к точке, являющейся проекцией центра массы призмы на поверхность отвала, а частично — к середине отвала и действуют в плоскости отвала. Это заставляет учитывать разные плечи составляющих сил сопротивления при определении разворачивающего момента. Действие продольных составляющих сил сопротивления асимметрично продольной оси машины, что создает дополнительный удерживающий момент, противоположный моменту от действия боковых сил. Сила трения отвала Wmp в данном случае направлена перпендикулярно продольной оси машины и также создает удерживающий момент. С учетом изложенного получают уравнения, определяющие условия равновесия моментов относительно центра передней оси машины и относительно центра задней оси машины. Силы сопротивления боковому скольжению колес передней Rf и задней оси R2:
R = (G — G )(1 — К ) У; R = (G — G) KJ. (15.18)
/ 4 м сг р s сц’ 2 ‘ м о’ pi сц1 ‘
где Gм и Go — вес машины в целом и отвала.
Для плужного снегоочистителя, смонтированного на гусеничной машине, удерживающий момент сопротивления боковому скольжению гусениц принимают равным 0,25 (Gm — GJ 10П(рб0К, где lan — длина опорной поверхности гусениц; <р6ок — коэффициент бокового сцепления гусениц с опорной поверхностью.
Расчеты плужно-щеточного снегоочистителя дополнительно содержат расчет цилиндрической щетки, который отличается от расчета щетки подметально-уборочной машины наличием сопротивления резанию снега щеточным ворсом:
W = К Bh, (15.19)
рез рез о ’
где ho — толщина слоя снега на дороге после прохода отвала, ho = 0,01-0,02 м.
Мощность привода цилиндрической щетки (кВт)
= (Pf. + KJhJiR — h)®Kj (1000ц) ; (15.20)
где Р — вертикальная реакция взаимодействия щетки с дорогой, Н; I — длина щетки, м; h — деформация ворса щетки без учета толщины ko, м.
Суммарное сопротивление (Н), возникающее при работе плужнощеточного снегоочистителя:
Г = W+ К Bh, (15.21)
п. щ рез о’ ‘ ‘
где W — суммарное сопротивление плужного снегоочистителя.
В уравнениях продольной устойчивости плужно-щеточного снегоочистителя необходимо дополнительно учитывать разворачивающий момент от действия боковой силы, равной К Bhoctg Я (где Я — угол установки щетки относительно продольной оси машины) и приложенной к середине щетки, и удерживающий момент от приложенной к этой же точке силе Р{в трения ворса о дорожное покрытие. Относительно центра передней оси момент боковой силы, действующей на щетку, противоположен моменту боковой силы, действующей на отвал; относительно центра задней оси эти моменты совпадают по направлению. Кроме того, если передние колеса плужно-щеточного снегоочистителя с межосевым расположением щетки взаимодействуют с дорогой, покрытой слоем снега толщиной h, то задние колеса взаимодействуют с полностью очищенным дорожным покрытием, т. е. имеют более высокий коэффициент сцепления.
Процесс взаимодействия отвала скоростного плужного снегоочистителя со снегом характеризуется отсутствием призмы волочения снега, а также значительными инерционными силами и зависящими от них силами трения, которые действуют непосредственно в плоскости отвала. Снег вырезается отвалом в виде стружки, которая перемещается вверх по отвалу и одновременно вдоль него. Достигнув верхнего края отвала, снег выбрасывается под углом а = 45° к горизонту и под углом /3 к направлению движения машины со скоростью v, продолжая полет по баллистической траектории.