Архивы за Ноябрь 2015

Требования безопасности труда. на территории предприятия

Предприятия, являющиеся источниками загрязнения окружа­ющей среды, должны быть отделены от границ жилых районов санитарно-защитными зонами. Для предприятий по производству бетонных изделий размер санитарно-защитной зоны должен быть равен 100 м.

Производства, сопровождающиеся значительными выделения­ми тепла, пара, пыли, вредных газов, размещают, как правило, в одноэтажных хорошо вентилируемых зданиях.

Санитарные разрывы от открытых складов пылящих материа­лов и угля до производственных зданий должны быть не менее 20 м, до зданий бытовых помещений — 25 м, а до вспомогательных зданий — 50 м.

Взаимосвязанность работы транспортных средств с технологи­ческим процессом вызывает напряженный режим их эксплуатации на территории предприятия.

При эксплуатации транспорта следует соблюдать соответству­ющие правила безопасности.

Администрацией предприятия должны быть разработаны и до­ведены до сведения всех работников схемы движения транспорт­ных средств и пешеходов на площадке предприятия. Эти схемы должны быть вывешены перед входом и въездом на площадку предприятия, а также на видных местах в цехах и на участках работ.

Скорость движения железнодорожного транспорта и механиче­ских транспортных средств по территории предприятия устанавли­вает администрация в зависимости от местных условий, а в цехах не должна превышать 5 км/ч.

[1] Коэффициентом использования машин называют отношение времени ра­боты машин к суммарному времени ее работы, остановок для переналадки и простоев.

Основи ТЕХНОЛОГІЧНОГО ПРОЕКТУВАННЯ

Технологічне проектування — це комплекс підготовчих заходів до зведення будівель та споруд, який містить аналіз, вибір і розроблен­ня технологічних методів виконання робіт і заходів щодо їх безпечного й економічно доцільного впровадження за певних умов об’єкта будів­ництва.

Аналіз і вибір основних технологічних методів будівництва здійсню­ють на початку розроблення архітектурно-конструктивної частини проек­ту будівлі. Як правило, використані у проекті конструктивні та об’єм­но-планувальні рішення будівлі потребують застосування певної тех­нології виконання будівельно-монтажних робіт. Це має бути підтвер­джено технологічною можливістю спорудження об’єкта на стадії його проектного розроблення, виходячи з наявності техніко-технологічних засобів будівельних організацій. Проектування складних, унікальних об’єктів виконують у тісній співпраці з будівельними організаціями, узгоджуючи конструктивні рішення з технічними та технологічними можливостями будівельників.

ХРАНЕНИЕ ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ!

Открытый склад бетонных и железобетонных элементов на само­стоятельных стационарных полигонах устраивается в виде бетон­ной площадки на соответствующей подготовке. На передвижных и припостроечных полигонах склад может устраиваться на сплани­рованной площадке с уплотнением грунта шлаком или щебнем.

При определении площади склада следует ориентироваться на укладку элементов штабелями, а иногда в кассетных устройствах с оставлением между ними проездов и проходов. Последние должны быть шириной 0,7—1 м и устраиваться вдоль склада и через каж­дые 25—30 м поперек его. Кроме того, между штабелями и кассета­ми необходимы разрывы шириной 0,4—0,6 м.

На 1 ж2 полезной площади склада укладывается в среднем 2— 2,5 т элементов. При определении общей площади склада следует к полученной полезной его площади вводить коэффициент 1,8—2 на проезды и проходы.

На складской площадке надо предусмотреть места для укруп­ненной сборки изготовляемых конструкций (стале-железобетонных ферм, балок большого пролета для покрытий, изготовляемых из от­дельных элементов или блоков и др.), а также для испытания эле­ментов.

Следует иметь в виду, что в теплое время элементы на складе могут выдерживаться до приобретения бетоном отпускной прочно­сти. Такое выдерживание элементов после тепловой обработки с целью дальнейшего нарастания прочности бетона должно произ­водиться с поливкой водой.

Расположение склада готовых изделий на территории полигона должно обеспечивать возможность выполнения подъемно-транс­портных операций основным краном, обслуживающим стендовые линии. Для элементов весом до 3 т может быть дополнительно ис­пользован автокран.

Укладка изделий в штабеля производится в соответствии с ти­пами и марками изделий с учетом удобства отпуска, в первую оче­редь ранее изготовленных элементов.

Балки, настилы, крупные плиты и панели перекрытий, а также крупные стеновые и фундаментные блоки укладываются в штабеля в рабочем положении, с деревянными прокладками в каждом ряду. Каждый элемент должен опираться на две прокладки, расположен­ные в местах, указанных на чертежах деталей. При этом все под­кладки по высоте штабеля должны точно располагаться одна под другой. При установке элементов в штабеля нельзя допускать их опирання на выступающие петли и другие металлические части.

Если места расположения прокладок не указаны, то изгибаемые элементы, укладываемые в штабель в рабочем положении (балки, плиты, панели перекрытий и пр.), должны опираться на две про­кладки с отступом от концов не более ‘До пролета. Для элементов

Рис. 149. Кассетная установка панелей на складе а—вид по I—І; б —по II—II; в —план нижней обвязки; г — план на уровне прокладок; 1 — панель; 2 — откидные прокладки

же, укладка которых в штабелях не соответствует рабочему поло­жению (колонны и др.)> расположение подкладок согласовывается с проектной организацией.

Ширина подкладки должна обеспечивать допускаемое давление на смятие опорной поверхности, а толщина подкладки должна рав-

няться 2/з ее ширины. Длина подкладки должна быть равна ширине штабеля с добавлением с каждой стороны по 100 мм; под многопу­стотные панели подкладки и прокладки кладутся перпендикулярно пустотам.

Штабеля элементов с фактурными слоями и включениями из ма­териалов, подверженных порче от атмосферных воздействий, накры­ваются переносными щитами, обшитыми сверху толем.

Рис. 151. Брусчатые упорные вертикальные рамы
для складирования ферм

Высота штабеля определяется: его устойчивостью, типоразмера­ми элементов и удобством работы такелажников при укладке и взя­тии изделий из штабеля.

Стеновые панели и перегородки бескаркасных зданий, а также фермы устанавливаются на складе в вертикальном или наклонном положении. Для удержания в вертикальном положении панелей устраиваются специальные переставные трубчатые упоры с откид­

ными прокладками (рис. 149) или деревянные кассеты (рис. 150), а для удержания ферм — брусчатые упорные вертикальные рамы, к которым с двух сторон прислоняются фермы (рис. 151). При хране­нии указанных выше элементов в вертикальном положении тре­буется в три раза меньшая площадь, чем при хранении их в гори­зонтальном положении в штабелях.

В зимнее время для уменьшения потери влаги в бетоне вслед­ствие сильного испарения сложенные в штабеля или установленные в кассетные устройства остывающие элементы закрываются брезен­том, который оставляется над ними до выравнивания температуры бетона и наружного воздуха.

VO

1.  

[1] Номенклатура железобетонн&х изделий массового производства приводит­ся для промышленного строительства в «Каталоге унифицированных сборных железобетонных изделий и конструкций для промышленного строительства», а для жилых и гражданских зданий — в «Каталоге индустриальных строительных изделий».

[2] К ним относятся в первую очередь шлакопортландцементы.

[3] Д. М. Ч у д н о в екя й, Эффективность поточного производства с6°Р‘!0Г0 елезобетона, «Строительные материалы» № 5, 1957.

[4] Выбор типа машины, режимы сварки и требования приемки сварных арма­турных изделий даются во «Временных Указаниях по контактной точечной элект­рической сварке арматуры железобетонных конструкций» НИИОМС Академии строительства и архитектуры СССР, 1957.

[5] Установка для точечной сварки арматурных изделий разработана. А. П. Ва­сильевым и В. В. Лесниковым.

[6]

[7] Разработана ПКК Проектстроймеханизация Минстроя РСФСР.

[8] Машина изготовляется Харьковским заводом «Красный Октябрь».

[9] При поставке проволоки в кругах большого диаметра необходимость правки отпадает.

Рис. 119. Схема самоходного бето — нораздатчика с неподвижным бунке­ром емкостью 1 мг

[11] — рама; 2 — бункер; 3—вибратор; 4—ре­дуктор; 5 — цепная передача: 6 — тележка; 7 — колесо; 8 — штурвал; 9 — площадка; J0 — электродвигатель

[12] Исследования под руководством В. Н. Сизова проводились В. Н. Вылевым.

[13] Подробнее см — С. Д. К р о н г а у з. Временные указания по установке дрос­сельных диафрагм для регулирования теплового режима в камерах твердения бетона, НИИЖелезобетон, Госстройиздат, 1958.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ ЗДАНИЙ

Возведение большепролетных зданий по организационным и технологическим структурам существенно отличается от возведения промышленных и гражданских зданий обычных конструктивных схем.

Сюда относятся

— большие площади опасных зон, доходящие до десятков тысяч квадратных метров;

наличие специального мощного силового оборудования (гидросистем, фермоподъемников);

— применение тяжелых вспомогательных конструкций — монтажных опор, ферм-шаблонов, сборочных стендов;

— перемещение по вертикали и горизонтали элементов (блоков) больших размеров и большой массы;

— большой объем демонтажных работ по разборке и перестановке силового оборудования и вспомогательных конструкций;

большая парусность монтируемых крупных блоков, что существенно осложняет их перемещение и закрепление на опорах.

Поэтому вопросы охраны труда и техники безопасности подробно прорабатываются в ПОС. На все сложные процессы разрабатываются отдельные технологические карты. По этим вопросам в ПОС указываются:

— требования нормативных документов по охране труда:

— выбранные методы возведения объекта, согласованные с заказчиком (генподрядчиком, объединением, трестом и т. п.),

— конкретные местные условия производства работ, а именно: район, климатические условия строительства, время года, время суток, стесненность строительной площадки, типы грузоподъемных механизмов и средств подмащивания, имеющихся в наличии, наличие вблизи возводящегося объекта вытяжных газовых труб, ЛЭП и т. п.

Независимо от принятого метода монтажа, в ПОС детально разрабатывают конкретные меры предупреждения падения рабочих с высоты:

— способы безопасного массового подъема и спуска работающих на

рабочие места, расположенные на высоте или глубине: на

соответствующих чертежах ПОС показывают конкретные места установки средств подъема на высоту, конструкцию и способы их закрепления к зданиям или сооружениям;

— способы безопасного перехода работающих на высоте по

горизонтальной или наклонной плоскости с одного рабочего места на другое: на соответствующих чертежах показывают средства, обеспечивающие безопасность перехода (переходные мостики, трапы, ограждения, страховочные канаты и т. п^). а также конструктивные решения этих средств и способы их надежного закрепления к конструкциям;

— способы безопасной организации рабочих мест при установке, выверке и проектном закреплении конструкций: на отдельных чертежах ПОС приводят схему установки лестниц, подмостей, площадок, люлек и т. п., конструктивные решения этих средств и способы их надежного закрепления;

— мероприятия по обеспечению безопасности при установке в проектное положение и снятию указанных средств обеспечения безопасности труда

При разработке ПОС с применением новых конструкций и материалов, требующих новой технологии работ, нового оборудования, инструмента и т. п., по которым в действующих нормативных документах отсутствуют требования безопасности, мероприятия, обеспечивающие безопасность труда на высоте, разрабатывают с учетом требований организаций-разработчиков указанных конструкций и материалов, а также местных условий возведения зданий.

Не допускается заменять конкретные технические решения по обеспечению безопасности работ на высозе в ПОС ссылками на указания действующих нормативно-технических документов (СНиПы, стандарты, инструкции и т. п.). Ссылки на документы приводят только в качестве справки о документах, требования которых послужили основанием для принятого и разработанного в ПОС решения.

Перед началом возведения производитель работ проводит:

— ознакомление бригады в целом с технологией производства работ, предусмотренной ПОС или ТК с возможными отклонениями от нее, и проведение общего инструктажа по технике безопасности;

— разбор и обсуждение с бригадой конкретных способов безопасной организации рабочих мест на высоте с указанием мест и способов подъема и спуска к рабочим местам, способов безопасного перехода по конструкциям, мест установки страховочных канатов, средств подмащивания, мест и способов закрепления карабином предохранительного пояса при работе непосредственно с конструкций или оборудования;

— инструктаж работающих по технике безопасности непосредственно на рабочем месте с указанием конкретных способов применения средств индивидуальной и коллективной защиты;

— ежедневная и постоянная (особенно перед началом смены и после обеденного перерыва) проверка психологического состояния работающих и состояния их здоровья вообще; лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, депрессии, подавленности, утомления, нервного расстройства, болезни или просто в состоянии недомогания и т. п., нс могуч быть допущены к работе на высоте:

— постоянный контроль за применением средств защиты от падения с высоты и соблюдением правил безопасности рабочими, отстранение от работы вплоть до увольнения злостных нарушителей правил безопасности,

К производству монтажных работ могут быть допущены рабочие, прошедшие специальный медицинский осмотр, обученные технологии монтажных работ и правилам техники безопасности при их выполнении, сдавшие экзамены и имеющие удостоверение на право производства работ. Монтажные работы в строительстве являются в основном верхолазными. К ним относятся все работы, которые выполняются на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила при отсутствии капитальных ограждений. К самостоятельному выполнению верхолазных работ допускаются лица не моложе 18 лет и не старше 60 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего.

Для обеспечения безопасных условий труда при монтаже зданий до начала производства работ в монтажных организациях должны быть:

— назначены ответственные лица за организацию работ на монтажной площадке и за безопасную эксплуатацию грузоподъемных приспособлений в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

— выдано на руки такелажникам или вывешено в местах производства работ графическое изображение способов строповки монтируемых элементов;

— в кабине крановщика и на кране вывешен перечень перемещаемых элементов с указанием их массы; такелажники и крановщики монтажных кранов проинструктированы о последовательности подачи монтируемых элементов и порядке подачи сигналов между собой и монтажниками; установлен порядок профилактических осмотров и ремонта, обеспечивающий содержание грузозахватных приспособлений в исправном состоянии; установлен определенный порядок обучения и периодической проверки знаний рабочих-монтажников безопасным методам труда при монтаже зданий.

В зоне работ должны быть установлены предупредительные и запрещающие знаки. Опасные зоны ограждают и выставляю! на их границах сигнальщиков. На границах опасных зон устанавливают знаки и надписи, хорошо видимые в дневное и ночное время, предупреждающие об опасности или запрещающие движение.

В процессе возведения зданий должна быть обеспечена устойчивость как отдельных смонтированных конструкций, так и частей здания и всего каркаса здания в целом. Монтаж каждого последующего яруса можно производить только после установки, проектного закрепления всех сборных и выполнения монолитных конструкций нижележащего яруса Монтаж конструкций в пределах каждого яруса производят поэтапно в технологической последовательности, указанной в проекте. В процессе монтажа конструкций должны быть установлены и закреплены все монтажные связи. Монтажные связи снимают после окончания бетонирования стыков и достижения бетоном 70%-й проектной прочности При достижении этой же прочности снимаются кондукторы и другие приспособления, временно обеспечивающие устойчивость смонтированных конструкций. Особое внимание должно быть обращено на качество выполнения стыков. До замоноличивания стыков и узлов конструкций проверяют правильность всех несущих сварных соединений и составляют соответствующий акт.

Строповка конструкций производится инвентарными стропами — захватами или траверсами, испытанными согласно правилам

Госгортехнадзора. Крюки кранов, из зева которых возможно выпадение такелажного устройства, необходимо снабжать предохранительным приспособлением. Схемы строповки принимают с учетом прочности и устойчивости поднимаемых конструкций при монтажных нагрузках.

При строповке конструкций с острыми ребрами необходимо вставлять прокладки, предохраняющие стропы от перетирания. Прокладки прикрепляют к стропам или конструкции, чтобы исключить возможность их падения в процессе монтажа. Монтажники должны находиться вне контура устанавливаемых конструкций со стороны, противоположной подаче их краном. Поданную конструкцию опускают над местом установки не более чем на 30 см выше проектного положения. После этого монтажники наводят ее на место опирання Во время перемещения конструкции необходимо удерживать от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового каната Оставлять поднятые конструкции на весу запрещается.

Расстроповку конструкций после подъема и установки можно производить только после их надежного закрепления. Сборочные операции на высоте разрешается производить только со специальных подмостей или люлек, устройство которых должно предусматриваться проектом производства монтажных работ или технологическими картами. Рабочим запрещается находиться на конструкциях до времени их подъема, опускаться с подмостей или люлек на землю, пользуясь тросом или крюком крана Монтажники-верхолазы и другие рабочие, находящиеся с ними на высоте, должны быть обеспечены спецодеждой, нескользящей обувью, рукавицами и предохранительными поясами.

Пояса, цепи и канаты для привязывания должны быть испытаны в течение 5 минут под статической нагрузкой в 3 кН и ударной нагрузкой от падения груза массой в 100 кг с высоты 1 м; иметь паспорта и бирки. Привязываться к конструкциям, поднимаемым на крюке крана, а также к ненадежным или незакрепленным элементам, запрещается. Для перехода монтажников от одной конструкции к другой необходимо применять лестницы, переходные мостики и трапы Передвижение по верхнему поясу ферм, балок и по связям запрещается. Проход по нижним поясам разрешается только при условии привязывания предохранительного пояса к стальному страховочному канату диаметром 18 мм, туго натянутому вдоль конструкции на высоте 1,2 м для закрепления карабина предохранительного пояса Трос натягивают усилием 8,5 кН талью, талрепом или грузом в 650 кг, подвешенным на тросе через блок. Натяжение троса контролируют стрелой провисания.

При переходе к рабочим местам:

— подъем (спуск) на высоту по вертикальным или наклонным (более

20°) плоскостям должен производиться с использованием

механизированных (при высоте подъема более 35 м) ‘ или

немеханизированных средств подмащивания, разработанных с учетом требований инженерной психологии,

— при необходимости подъема (спуска) по скобам (ступеням) или

непосредственно по конструкциям безопасность должна обеспечиваться путем устройства перильных или дуговых ограждений (расстояние от ступеней до самой удаленной от них части дуговых ограждений 750…800 мм) или путем применения специальных ловителей, закрепленных с помощью специального стропа к вертикально или наклонно

расположенным стальным страховочным канатам, причем при необходимости подъема на большую высоту (более 10 м) устраивают промежуточные площадки отдыха,

— проход на высоте по горизонтальной плоскости или расположенной с небольшим наклоном (до 30°) должен осуществляться, как правило, по переходным мостикам или трапам, имеющим ограждения высотой не менее 1 м по обеим сторонам и ширину не менее 0,6 мм, или по самим конструкциям, имеющим достаточные габариты (ширину не менее 4,5 м), позволяющие проход рабочих на расстоянии не менее 2 м от границы перепада; при невозможности устройств; указанных средств или защитных ограждений вдоль пути движения человека, безопасность должна обеспечиваться путем закрепления карабином сгропа пояса к стальному страховочному канату с соблюдением требований ГОСТ 12.4.107-82.

При приемке, выверке и проектном закреплении конструктивных элементов безопасность труда на высоте должна обеспечиваться применением соответствующих средств подмащивания. При

невозможности или нецелесообразности их применения работы выполняют непосредственно с самих конструкций, закрепившись предохранительным поясом (ПП) за страховочный канат,

предохранительное верхолазное устройство ПВУ или непосредственно за конструктивные элементы, расположенные вблизи места производства

работы. При этом следует учитывать, что длина стропа ПП ограничена (1,5…2 м), и если периметр сечения конструкций больше 60 см, то необходимо использовать страховочные канаты

Для обеспечения удобного и надежного закрепления карабином предохранительного пояса рекомендуется также использовать удлинители из капроновых или стальных канатов диаметром не более 20 мм и с неограниченной длиной, определяемой с учетом местных условий.

Сигналы при подъеме конструкций подает только одно лицо — бригадир монтажной бригады или такелажник. В особо ответственных случаях (при подъеме конструкций с применением сложного такелажа методом поворота, при надвижке конструкций, при подъеме их более чем одним краном и т. п.) сигналы должен подавать мастер или производитель работ Крановщик должен быть предупрежден, чьи команды он обязан выполнять Команду «Стоп» в случае необходимости может подать крановщику любой работник, заметивший опасность.

В случае применения на монтаже конструкций зданий одновременно двух кранов и более установка или работа их из условий безопасности должна исключить возможность пересечения зон работы стрел с подвешенным грузом либо зон работы стрел и движения консоли контргруза. Для выполнения этого условия краны устанавливают на расстоянии, большем суммарного вылета стрелы обоих кранов, как при горизонтальных, так и подъемных стрелах, работающих с уменьшенным вылетом, либо один кран работает в пределах полной зоны действия, а поворот второго ограничивается концевыми выключателями определенным сектором (200°…250°) или неподъемные стрелы кранов располагаются на разных уровнях (башня одного выше на 5… 10 м башни другого крана), • что исключает при развороте пересечение консоли контргруза со стрелой, но одновременная работа обоих кранов допускается только лишь в непересекающихся зонах: один кран может работать в полной зоне (360°), а другой — в зоне, ограниченной сектором 210.. 220° Если эти условия не могут быть выполнены, т е. краны, установленные в разных уровнях, не должны работать одновременно, чтобы исключить возможность работы одного крана над или под зоной другого

В любых других случаях возможного пересечения зон работы кранов каждому из них должна быть выделена строго определенная зона работы, исключающая возможность пересечения стрел. В расчетах предельного сближения кранов необходимо учитывать положение крюков в зависимости от вида стрелы (балочная с тележкой или подъемная), горизонтальные размеры поднимаемых конструкций, радиальное отклонение грузов при остановке кранов или тележки, а также минимальный зазор между стрелами с учетом их колебания и податливости башен (0,5…1м).

Большепролетные конструкции в последние годы широко применяются в промышленном строительстве, а также при возведении зрелищных зданий и спортивных сооружений. Выбор схемы несущих конструкций зависит от архитектурно-планировочного решения, наличия и типа подвесного транспорта, от жесткости покрытия, характера освещения и аэрации, размера и распределения нагрузок и других факторов.

Теория и практика строительства большепролетных сооружений у нас в стране и за рубежом показали, что наибольший резерв повышения эффективности такого строительства в современных условиях заключен в совершенствовании организационно-технологических решений монтажа и монтажной технологичности архитектурно-конструктивных решений. Все это требует систематизации, обобщении и анализа имеющегося отечественного и зарубежного опыта строительства большепролетных зданий.

Изложенные в книге положения о монтаже конструкций большепролетных зданий не претендуют на полноту освещения этой важной и весьма сложной задачи, поэтому могут быть и спорные вопросы. Однако авторы надеются, что изложенные материалы помогуг будущим инженерам-строителям правильно выбрать архитектурно-конструктивные и организационно-технологические решения по возведению большепролетных зданий и сооружений

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И СКЛАДИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Для перевозки бетонных и железобетонных элементов применя­ются:

а) грузовые бортовые автомашины —для элементов небольшого веса и размеров;

б) грузовые автомашины с прицепами, прицепы и полуприце­пы— тяжеловозы с тягачами— для тяжелых и крупноразмерных элементов;

в) специальные транспортные средства для перегородок и пане­лей стен, перевозимых в вертикальном положении.

При перевозке элементов должны соблюдаться следующие тре­бования:

а) соответствие общего веса погружаемых элементов грузо­подъемности транспортных средств;

б) симметричная передача нагрузок на оси автомашин;

в) надежное закрепление элементов для обеспечения устойчи­вого положения их при перевозке (закрепление тросами, перевозка в кассетах, контейнерах и т. п.);

г) применение опорных рам, предотвращающих свисание боль­шегабаритных конструкций;

д) оборудование транспортных средств шарнирными устройст­вами для возможности свободного поворота прицепов при перевоз­ке длинномерных конструкций;

е) укладка элементов на инвентарные подкладки и прокладки, располагаемые по вертикали одна над другой с отступлением не более 10 мм

ж) оставление зазоров между перевозимыми элементами и бор­тами транспортных средств не менее 100 мм.

Большинство крупноразмерных элементов перевозится в гори­зонтальном положении без каких-либо сложных закрепляющих устройств.

Крупноразмерные панели стен и перегородок для бескаркасного строительства, а также неармированные панели перевозятся в вер­тикальном или слегка наклонном положении на специально обо-

рудованных транспортных средствах или на дооборудованных обыч­ных автомашинах.

Длинномерные тяжеловесные конструкции промышленного строительства (колонны, балки, ригели, фермы и т. д.) можно пере­возить грузовыми автомашинами с одноосными прицепами-роспу­сками различной грузоподъемности. По плохим дорогам такие эле­менты перевозятся на специальных контейнерах, устанавливаемых

Рис. 148. Схема перевозки длинномерных колонн в контейнерах 1 — колонна; 2 ~ контейнер; 3 — подкладка; 4 — брусья; 5 — автомашина;

6 — прицеп; 7 — удлиненный сцеп

одним концом на автомашину, а другим — на прицеп-роспуск (рис. 148). Контейнер укладывается на брусья, укрепленные на дне кузо­ва автомашины и на коннике прицепа так, чтобы обеспечивалась равномерная нагрузка на рессоры автомашины и прицепа.

Порядок согласования, экспертизы и утверждения сметной документации

Существование и тенденции изменения воспроизводящих систем в со­временной России в значительной степени предопределено институциональной средой экономики и ее вовлеченностью в глобальную воспроизводящую систе­му в масштабах мирового экономического сообщества. Указанное обстоятель­ство объективно влияет на формирование функциональной и технологической среды и формы ее организации, которая характеризуется следующими призна­ками:

— ограниченностью ресурсов и ассимиляционного потенциала территории, которые исключают экстенсивное развитие воспроизводящих систем и требуют применения ресурсосбережения в различных формах (энергосбережения, при­родосбережения, трудосбережения и др.);

— интенсивностью научно-технического прогресса и необходимостью ин­новационного подхода при создании и развитии воспроизводящих систем, что предопределяет реализацию проектов, содержащих комплекс различных техно­логических и инженерных решений, основанных на применении знаний раз­личных отраслей науки и техники, т. е. наблюдается тенденция информацион­ного просвещения при решении задач проектирования, производства СМР, наладки технологий и их активного контроля;

— многообразие форм собственности на факторы производства приводит к усложнению организации и управлению воспроизводящих систем.

Вышеизложенное является причиной того, что многие задачи при проек­тировании и создании объектов капитального строительства являются трансвы­числительными. В управлении проектами сформировалась относительная новая сфера деятельности — инжиниринг, т. е. сфера деятельности по проработке во­просов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др. в форме предоставления различных инженерно-консультационных услуг. К инжинирин­говым услугам относятся услуги предпроектного исследования и технико­экономического обоснования, составление проектов, генплановых схем, рабо­чих чертежей, отчетов по различным изысканиям авторского надзора и инже­нерного сопровождения проекта, подготовка контрактных торгов, инспекция СМР, а также разнообразные представительные посреднические функции.

Во всем мире происходят радикальные изменения концептуальных основ и стратегий строительства, связанные с изменением целей строительства, изме­нившихся в условиях постиндустриальной эпохи человеческой цивилизации, изменение состава проектных решений и увеличение системы ограничений при проектировании и строительстве. Очевидно, что специалист, работающий в сфере управления, проектирования и эксплуатации воспроизводящих систем, должен знать принципиальные основы и регламент производства всего ком­плекса работ, необходимых и достаточных для осуществления инвестиционно­го процесса и управления проектами различного назначения. Инженер — электрик, инженер-эколог, менеджер должны уметь работать с технической, проектной и разрешительной документацией.

Современный специалист должен понимать сущность всех стадий строи­тельного процессе: изысканий, разработки ПСД и производства СМР.

Современный специалист должен уметь производить инженерное обеспе­чение проектирования и строительства, охватывающего все фазы реализации инвестиционно-строительного проекта и эксплуатацию технологических инже­нерных систем.

Информация, изложенная в настоящем методическом пособии, поможет избегать ошибок в дипломном и курсовом проектировании при разработке про­ектов систем электроснабжения, инженерной защите окружающей среды, при обеспечении промышленной, экологической и пожарной безопасности объек­тов различного функционального назначения. Студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», данное пособие поможет получить минимум знаний, необходимых для управления инвестиционными проектами и для при­нятия максимально эффективных проектных решений.

Эффективность управления проектами предопределяется качеством объ­ектов капитального строительства, степенью инновационности проектных ре­шений, позволяющих увеличить период эксплуатации зданий и сооружений до наступления функционального и физического износа. Очевидно, что разработка ПСД является важнейшим элементом строительства и представляет собой сложный процесс, в котором участвуют специалисты многих специальностей. Это обстоятельство объективно требует создания эффективного управления изысканиями и проектными работами, т. е. осуществления инжиниринговой де­ятельности.

Авторами сделана попытка изложить комплекс необходимых процессов и сумм технологий и специфики их организации в рамках концепции управления инвестиционными проектами и программами реализации проектов организации территорий.

Методология проектирования основана на принципе системного масшта­бирования, который позволяет в алгоритмической форме представить процесс выработки оптимальных проектных решений в каждом конкретном случае. Проектирование осуществляется с применением метода дедукции: изучаются особенности районной планировки, градостроительной ситуации, генерального плана и технических условий строительства и эксплуатации объекта, выраба­тываются объемно-планировочные и конструктивные решения, применяются строительные системы и функциональное зонирование помещений в зданиях с условием всего комплекса условий (геологических, топографо-геодезических, климатических, гидрологических, градостроительных, социально-культурных, экономических) места осуществления проекта.

В соответствии с «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95) сметная документация является со­ставной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в про­
ект в виде отдельного раздела. Под проектом в данном контексте понимают комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта технико­экономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения [13; 25].

Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование. По договору заказчик обязан передать исполнителю задание на проектирование, в котором указываются техни­ческие параметры проектируемого объекта, сроки строительства, стадийность про­ектирования и другие исходные данные, необходимые для качественной разработ­ки проектно-сметной документации. При этом задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено самим проектировщиком.

Проектировщик, согласно ст. 761 ГК РФ, несет ответственность за каче­ство проектно-сметной документации, которая разрабатывается в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.

Проектно-сметная документация, как и само строительство, должна вы­полняться, как правило, на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер).

Проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооруже­ний может разрабатываться в одну или две стадии. Разработка проектно-сметной документации на технически несложные объекты и типовые здания, а также на объекты технического перевооружения осуществляется в одну стадию — рабочий проект. Состав проекта при двухстадийном проектировании был рассмотрен в гл. 6 данного учебного пособия.

Согласование проекта обеспечивает генпроектировщик. Если при проек­тировании реконструкции и технического перевооружения не изменяются условия подвода коммуникаций, не нарушаются требования действующих СНиПов, государственных стандартов и инструкций, согласование с органами Госнадзора и другими организациями не производят.

Выполненный проект рассматривается и согласовывается с участием ген­проектировщика, заказчика и генподрядчика. Одновременно рассматриваются и согласовываются сметы, составленные по рабочим чертежам.

Далее генподрядчик совместно с субподрядными организациями рас­сматривает раздел проекта «Организация строительства», конструктивные ре­шения объекта, сметную документацию и при отсутствии разногласий передает материалы заказчику на утверждение.

Перед согласованием и экспертизой главный инженер проекта проверяет разработанную проектно-сметную документацию и удостоверяет записью ее полное соответствие СНиПам, инструкциям, государственным стандартам. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения государственной эксперти­зы проектов строительства (РДС 11-201-95), введенной Минстроем России с 1 июля 1995 г., а также СНиП 11.01-95 согласованная и утвержденная проектно­сметная документация подлежит государственной экспертизе и последующему утверждению независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности проектов.

Экспертиза градостроительной и проектно-сметной документации прово­дится:

• в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве регионального развития Российской Федерации;

• организациях вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации;

• отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств;

• других специально уполномоченных на то государственных органах.

В них оценивается качество разработки разных разделов проектно-сметной документации, оценивается необходимость и экономическая целесообразность, экологическая и санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого объекта и другие вопросы, подлежащие проработке при проектировании.

Основная цель экспертизы — соблюдение государственных норм и правил. По результатам экспертизы составляется заключение, обязательное для испол­нения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями. Оно утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию. Сроки прове­дения комплексной государственной экспертизы проектов не должны превы­шать 45 дней. Откорректированная по ее замечаниям документация должна быть рассмотрена в органах экспертизы не позже, чем в 30 дней.

Прошедшая государственную экспертизу проектно-сметная документа­ция передается на утверждение в зависимости от значимости объекта в соответ­ствующие инстанции: Правительство Российской Федерации, муниципальные и местные органы исполнительной власти, администрацию предприятий. Проек­ты частных предприятий, зданий и сооружений утверждаются руководителями этих предприятий или заказчиками.

Мероприятия по предупреждению травматизма. на производстве

К основным организационным и методическим мероприятиям по предупреждению травматизма относятся инструктаж рабочих по правилам охраны труда и обучение безопасным приемам и ме­тодам работы. С этой целью на предприятиях проводят следующие инструктажи:

вводный инструктаж по технике безопасности, производствен­ной санитарии, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи при поступлении на работу,

первичный, повторный и внеплановый инструктажи по технике безопасности и пожарной безопасности непосредственно на рабо­чем месте.

После прохождения вводного и первичного инструктажей рабо­чие должны пройти обучение безопасным методам и приемам работ.

Вводный инструктаж проводят со всеми поступающими на предприятие на постоянную или временную работу рабочими и служащими независимо от их квалификации, специальности и ста­жа работы, а также с работниками, командированными на пред­приятие для выполнения работ из других организаций, с учащими­ся учебных заведений, проходящими на предприятии производст­венную практику, и с другими лицами, допускаемыми на террито­рию предприятия или в производственные цехи для производства работ.

При вводном инструктаже работнику разъясняют: основные положения советского законодательства по охране труда;

правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории предприятия и в производствен­ных помещениях, схемы движения транспортных средств и пеше­ходных маршрутов, значения условных сигналов, сигнальных цве­тов, предупредительных надписей и знаков безопасности;

порядок пользования бытовыми помещениями и устройствами; особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;

требования по соблюдению личной гигиены и производствен­ной санитарии на предприятии;

порядок содержания и пользования средствами защиты; действия работающих при авариях и несчастных случаях; порядок оформления несчастных случаев, связанных с произ­водством;

требования пожарной безопасности на предприятии; правила оказания доврачебной помощи пострадавшим. Вводный инструктаж проводит инженер по технике безопаснос­ти в кабинете охраны труда по программе, утвержденной админи­страцией предприятия и согласованной с комитетом профсоюза предприятия.

Первичный инструктаж проводит перед допуском к работе не­посредственно на рабочем месте руководитель работ, в подчине­ние которому направляют рабочего (начальник цеха или участка, главный механик или энергетик, мастер).

Первичный инструктаж проводят со всеми поступившими на предприятие рабочими после прохождения вводного инструктажа, а также с рабочими, переводимыми на другую работу.

Цель первичного инструктажа — разъяснение рабочему:

его должностных обязанностей и особенностей устройства обо­рудования, на котором предстоит работать;

содержания требований инструкции по охране труда для его профессии;

назначение ограждений, защитных приспособлений, средств и способов сигнализации;

требований безопасности при пользовании инструментами и приспособлениями;

порядка использования средств индивидуальной или коллек­тивной защиты работающих при выполнении всех операций рабо­чего процесса;

требований пожарной безопасности в цехе и на рабочем месте.

Инструктирующий показывает рабочему все опасные места на оборудовании и рабочем месте, способы правильной и безопасной организации рабочего места, безопасные методы и приемы выпол­нения работ, а также дает указания о запрещении применять опас­ные приемы работ или иные действия, которые могут привести к травмированию, отравлению или заболеванию.

Только после прохождения вводного и первичного инструкта­жей на рабочем месте вновь принятые на работу рабочие и слу­жащие допускаются к выполнению работ.

На работы, к которым предъявляют повышенные требования по технике безопасности, допускаются лица, прошедшие курсовое обучение по типовым программам, сдавшие экзамены и имеющие удостоверение на право производства работ. Этим лицам выдают наряд-допуск на срок, необходимый для выполнения данного объе­ма работ.

В случае изменения условий или характера труда (внедрения новых производственных процессов, замены или модернизации оборудования) инструкции по охране труда должны быть пере­смотрены и откорректированы до начала введения изменений.

Помимо инструкции на рабочих местах должны быть вывеше­ны плакаты и наглядные пособия по технике безопасности и про­изводственной санитарии.

Для всех рабочих независимо от специальности, квалификации и стажа работы через каждые три месяца следует проводить по­вторный инструктаж по технике безопасности и пожарной без­опасности.

Цель повторных инструктажей — систематическое углубление знаний рабочими требований по безопасности труда. Повторный инструктаж проводит непосредственно на рабочем месте руково­дитель работ, в подчинении которого находится рабочий, по прог­рамме первичного инструктажа.

Если в процессе инструктажа выявляется неудовлетворитель­ное знание рабочим инструкции по охране труда, то инструктиру­ющий дает рабочему все необходимые разъяснения, показывает безопасные методы и приемы работ и требует неукоснительного выполнения всех требований инструкции по охране труда.

Помимо повторных инструктажей можно проводить внеплано­вый инструктаж на рабочем месте. Такой инструктаж проводят в следующих случаях:

при изменении технологического процесса, замене или модер­низации оборудования, переводе на другое рабочее место и по лю­бым иным причинам, в результате которых изменяются условия и характер труда рабочих;

по требованию работников вышестоящих организаций или ор­ганов государственного надзора;

при нарушении рабочим требований инструкции по охране труда.

КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА

При изготовлении бетонных и железобетонных изделий необхо­димо осуществлять в соответствии с действующими стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами систематический пооперационный контроль:

а) качества исходных материалов (цемента, тонкомолотых и других добавок, заполнителей, арматурной стали и др.);

б) качества и размеров полуфабрикатов (форм, арматурных сеток и каркасов, металлических закладных частей, бетонной и растворной смесей, облицовочных, термоизоляционных и гидроизо­ляционных материалов и пр.), изготовляемых на полигоне или на стороне;

в) за работой основного технологического оборудования поли­гона (дозировочных устройств, смесительных агрегатов, бетоноук­ладчиков, уплотняющих механизмов, подъемных и транспортных машин, натяжных устройств, котельного оборудования, трансфор­маторов, калориферов и пр.);

г) всех производственных операций технологического процесса изготовления сборных элементов (установка форм, изготовление и укладка арматурных сеток и каркасов, натяжение арматуры, под­готовка стенда к бетонированию, приготовление, укладка и уплот­

нение бетонной и растворной смесей, тепловая обработка изделий, распалубка, съем, складирование элементов и др.);

д) режима тепловой обработки изделий (скорость подъема и снижения температуры, продолжительность и температура изотер­мического прогрева, влажность среды пропаривания и др.);

е) качества готовой продукции (геометрические размеры, рас­положение арматуры в изделиях, прочность контрольных образцов бетона и раствора, прочность и жесткость целых конструктивных элементов и др.).

Контроль температурно-влажностного режима твердения бетона осуществляется с момента формования изделий и до накопления ими полной отпускной прочности. При тепловлажностной обработ­ке изделий температуру следует измерять как в окружающей их среде (под покрытием или в камере) * так и непосредственно в теле бетона.

Для установки термометров в колпаках и крышках камер уст- раиваются отверстия с пробками, а в бетоне — скважины, в кото* рые периодически и опускаются удлиненные ртутные термометры^ Последние углубляются в камеры на 30—40 см, под покрытия на 5—10 см, а в тело бетона на 2—5 см. Дежурный контролер должен записывать в журнал показания приборов через каждый час. Кон-^ троль температуры и влажности рекомендуется осуществлять при помощи автоматических самопишущих приборов — термографов ц психрографов, а также дистанционных или термоэлектрических термометров (термопары и термометры сопротивления). Термо­метры должны иметь предел измерения температуры от 0 до 100® и цену деления 0,5°.

Проверка качества материалов, размеров и качества форм, ар­матурных каркасов и правильности их установки, состава и удобо — укладываемости бетонной смеси, режима тепловой обработки и др, производится по действующим «Техническим условиям на произ — водство и приемку общестроительных и специальных работ», по «Техническим условиям на сварную арматуру», по ГОСТ 6901-54, 2778-50, 310-41, «Инструкции по пропариванию бетонных и железо­бетонных изделий на заводах и полигонах» (И 206-55/МСПМХП) и др. .

При установке на стендовых линиях бортовой опалубки прове­ряются глубина формы по четырем сторонам, длина и ширина ее и параллельность расположения бортовых элементов измерением по диагоналям. Кроме того, проверяется прочность закрепления бор­товых элементов между собой и к стенду и установка упоров, предот­вращающих смещение опалубки при укладке бетонной смеси.

При приготовлении бетонной смеси вне полигона и транспорта* ровании ее на большое расстояние возможна потеря удобоуклады — ваемости смеси. Поэтому в указанных условиях надо обращать особое внимание на качество смеси перед ее укладкой.

В процессе выдерживания изделий следует проверять:

а) состояние укрытия (плотность прилегания крышек и колпа­ков, исправность гидравлических или песчаных затворов и пр.);

б) при отсутствии покрытий — своевременность ПОЛИВКИ ОПИ­ЛОЧНЫХ или песчаных засыпок;

в) соответствие действительного температурного режима задан­ному;

г) правильность ведения температурного журнала.

При внешнем осмотре готовых изделий следует обращать внима­ние на чистоту и гладкость лицевых поверхностей, качество и цвет фактурного слоя. При значительном побелении поверхности бетона после прогрева, изделия укладываются в отдельные штабеля и по­ливаются. При выдерживании изделий на складе с целью нараста­ния в них прочности бетона проверяется своевременность его по­ливки и соблюдение требуемых сроков твердения.

В случае наличия дефектов на лицевом и фактурном слоях из­делий они принимаются только после устранения этих дефектов.

При укладке готовых изделий в штабеля проверяется правиль­ность расположения прокладок, обеспечение гладкой поверхности опирання изделий, отсутствие перекосов, наличие покрытия офак­туренных элементов, а в зимних условиях также и остывающих из­делий.

Проверка геометрических размеров производится:

а) мелких и средних изделий — в выборочном порядке соответ­ственно с ТУ 204-54/МСПМХП;

б) крупногабаритных балок, панелей перекрытий на комнату и ‘ т. и. ■— для каждого элемента.

Допуски на отклонения фактических размеров от проектных для ‘стандартных элементов указываются в соответствующих ГОСТ, ‘нормалях и технических условиях на их изготовление, а для не­стандартных изделий будут следующими:

по длине и ширине элементов для размеров: до 3 41 — ±5 ММ)

от 3 до 6 м — ± 5—7 мм) более 6 л— ± 5—10 мм)

по толщине элементов (толщина плиты, толщина и высота ребер) ±3 мм.

Перекос опорных поверхностей крупных элементов не должен превышать:

по ширине элемента для размеров: в 2 м —3 мм;

более 2 м —5 мм.

Местные отклонения офактуренных плоскостей элементов при наложении 2-м рейки не должны превышать 3 мм.

Проверка расположения в бетоне продольной арматуры произ­водится в соответствии с указанными выше ТУ 204-54/МСПМХП. Контроль прочности бетона (отбор проб бетонной смеси для конт­рольных кубов, установление их количества, изготовление, хране­ние, испытание и оценка прочности образцов) осуществляется в строгом соответствии с ГОСТ 6901-54 «Методы определения удобо — укладываемости бетонной смеси и прочности бетона» и ТУ 204-54/МСПМХП, а также с учетом следующих указаний:

а) контрольные образцы изготовляются для каждой марки бе — тона, уложенного за смену, при одинаковых условиях твердения (пропаривание в камере, под колпаками или брезентовым покры­тием, прогрев на матрицах и пр.);

б) контрольные бетонные кубы назначаются размером 10X1 ОХ1 ХЮ, 15Х 15,Х 15 и 20X20X20 см в зависимости от толщины изго­товляемых элементов;

в) контрольные образцы изготовляются в разборных металли­ческих формах без дна, устанавливаемых на гладкий пол под по­крытием или колпаками, в камерах и т. п. рядом с отформованными элементами;

г) при матричном бетонировании элементов контрольные об­разцы изготовляются на предусмотренных для этой цели участках каждой из матриц или на специальной матрице для контрольных образцов.

При тепловой обработке бетона количество образцов-близнецов должно быть не менее шести.

Первое испытание контрольных образцов в количестве 3 шт. про­изводится через 3—4 часа по окончании тепловой обработки. Ре­зультаты этого испытания характеризуют правильность соблюде­ния технологического и температурно-влажностного режимов, а также качество бетона в целом. При отклонении фактической проч­ности бетонных образцов от ожидаемой прочности более чем на 20% следует немедленно выявить и устранить причины этих откло­нений.

Второе испытание контрольных образцов производится перед от­пуском изделий потребителю и третье — после 28-дневного нор­мального хранения, следующего после их пропаривания.

Правила контроля качества материалов, приготовления и уклад­ки бетонной смеси, прочности бетона, а также качества готовой продукции при применении жестких бетонных смесей остаются те же, что и для обычных малоподвижных смесей.

Изготовление контрольных образцов из жестких бетонных сме­сей рекомендуется производить на лабораторной виброплощадке с обеспечением каждый раз любыми средствами полного уплотнения смеси, контролируемого по ее объемному весу.

Метод определения объемного веса жесткой бетонной смеси при­веден в ТУ 144-55/МПСМ —МСПХМП, приложение 3.

Контроль прочности бетона путем испытания кубов и принятие за проектную марку бетона прочности кубов стандартного размера в 28-дневном возрасте нормального хранения является условным, особенно при формовании изделий с вибро — или пневмопригрузкой и т. п., когда бетон в форму куба не может быть уложен с той же степенью уплотнения, как в форму изделия. Кроме того, прочность бетона не может служить единственным критерием несущей спо­собности железобетонных элементов. Окончательной проверкой последней должны быть контрольные испытания элементов с дове­

дением их до разрушения. К этому же следует прибегать и в тех случаях, когда испытания кубов дают неудовлетворительные ре­зультаты.

Проверка прочности и жесткости целых элементов, изготовляе­мых на полигоне, производится в выборочном порядке в соответст­вии с указаниями «Инструкции по методике испытаний на проч­ность и жесткость железобетонных деталей сборных конструкций» (И 210-56/МСПМХП).

Маркировка изготовленных на полигоне элементов и паспорти­зация их при отпуске партиями производятся на тех же основаниях, что и на заводах железобетонных изделий постоянного типа.

Контроль за производством на полигоне осуществляется отделом технического контроля (ОТК) с привлечением строительной лабора­тории. Организация ОТК и строительной лаборатории должна со­ответствовать «Положению об отделе технического контроля на заводах и предприятиях общестроительных трестов и трестов про­изводственных предприятий Минтяжстроя» и «Положению о строи­тельных лабораториях строительных организаций Минтяжстроя».

При осуществлении контроля производства ведется соответст­вующая техническая документация.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТ

Понятие о планировании. Социалистическое народное хозяйст­во СССР, составной частью которого является и строительство, развивается по единому государственному плану.

Строительство каждого объекта ведется согласно календарно — му плану, определяющему сроки начала и окончания как строи­тельства в целом, так и отдельных видов работ.

В соответствии с общим календарным планом разрабатываются месячные планы, которые содержат сведения о видах и количестве подлежащих выполнению работ, их стоимости, о потребном коли­честве рабочей силы, строительных материалов, машин и транс­портных средств, о фонде заработной платы и др.

На основе месячных производственных планов производитель работ распределяет работу между строительными мастерами (де­сятниками) , которые выдают бригадам наряды-задания на выпол­нение определенных видов работ.

Чтобы строительство выполнялось в установленные сроки, необ­ходимо осуществлять четкое низовое планирование строительного производства и учет выполнения работ.

Низовое планирование на строительной площадке имеет целью довести до каждого члена бригады общий план выполнения строи­тельных работ, обеспечивает активное участие всех рабочих в вы­полнении этого плана, повышении качества работ, в борьбе за удешевление стоимости строительства и рост производительности труда.

Работая по плану, зная свое задание, рабочий-арматурщик су­меет заранее продумать во всех деталях предстоящую работу, под­готовить рабочее место и необходимые материалы и инструменты.

Наряд-производственное задание. Основным первичным учет­ным документом в строительстве является наряд-производственное задание (табл. 38), в котором указываются объем работ, сроки их выполнения, нормы выработки и расценки.

Наряд составляет и заполняет мастер, правильность применен­ных норм и расценок проверяет нормировщик. После утверждения производителем работ наряд до начала работы выдают на руки от­дельному рабочему, звеньевому или бригадиру. На оборотной сто­роне наряда имеется табель, который ежедневно ведут бригадиры (или звеньевые), сверяя его с табельщиком.

По выполнении работ, предусмотренных нарядом-заданием, производится их приемка как по количеству путем обмера объема выполненной работы в натуре, так и по качеству в соответствии с требованиями проекта и действующими техническими условиями. Затем подсчитывают и вписывают в наряд сумму заработной пла­ты, причитающейся бригаде за выполненную работу. Приемка ар­матурных работ производится по рабочим чертежам. Дополнитель­ные стыки размечают на рабочих чертежах и оплачивают по весу стали, необходимой для устройства этих стыков.

Наряд после проверки поступает в бухгалтерию для выплаты рабочим заработной платы.

Общая сумма заработной платы по наряду распределяется меж­ду рабочими пропорционально фактически отработанному време­ни каждым рабочим и в соответствии с присвоенным ему тариф­ным разрядом.

Пример. Требуется подсчитать заработок каждого из членов бригады арматурщиков из 4 человек: арматурщик 6-го разряда — 1, 5-го разря­да — 1, 4-го разряда — 2. Бригада заработала по наряду 4622 руб. 80 коп., причем всей бригадой за месяц отработано в общей сложности 98 челове­ко-дней, в том числе:

арматурщик 6-го разряда…………………………………. 23 дня

„ 5-го „ 25 дней

„ 4-го „ 24 дня

„ 4-го „ 26 дней

Итого…………………………………………. 98 дней

Вначале определяем общее количество человеко-дней, приведенных к первому разряду, умножая количество дней, отработанных каждым арматур­щиком, на соответствующий тарифный коэффициент (берется из табл. 37), к полученные произведения суммируем:

арматурщик 6-го разряда 23X2,34=53,84 человеко-дня. 5-го „ 25X1,97=49,25

4-го „ 24X1,66= 39,84

. 4-го „ 26X1,66=43,16

Итого…. 186,07 человеко-дня

Затем определяем средний заработок на один приведенный к первому разряду человеко-день — путем ‘Деления общей суммы заработка бригады на общее количество человеко-дней, приведенных к первому разряду:

4622 руб. 80 коп.: 186,07=24 руб. 84 коп.

Далее подсчитывается заработок каждого арматурщика путем перемно­жения среднего дневного заработка, приходящегося на один приведенный к первому рязряду человеко-день, на количество отработанных каждым ра­бочим человеко-дней, приведенных к первому разряду:

арматурщик 6-го разряда. . 53,84X24,84 = 1 335 руб. 98 коп.

„ 5-го „ . . 49,25X24,84=1 223 руб. 57 коп.

„ 4-го „ . . 39,84X24,84= 989 руб. 63 коп.

„ 4-го „ . . 43,16X24,84=1 072 руб. 62 коп.

Итого………………………….. 4 622 руб. S0 коп.

Бригадиры, имеющие в составе бригад не менее 10 человек ка общестроительных и не менее 6 человек на специальных работах, получают доплату в размере 3% от заработной платы бригады без учета доплат по сдельно-прогрессивной и премиальной системам, но не свыше 500 руб. в месяц, при условии выполнения норм выра­ботки всей бригадой.

Большое значение для повышения качества работ имеет так на­зываемая система взаимного контроля качества, предложенная маляром В. В. Скитевым и инж. П. Е. Тутовым. При осуще­ствлении контроля качества работ вместе с инженерно-техническим персоналом участвуют и рабочие смежных профессий. Так, напри­мер, если опалубка изготовлена или установлена неправильно, то это будет снижать производительность труда арматурщиков. Сле­довательно, арматурщики заинтересованы в качестве работ плот- ников-опалубщиков. Бригадир арматурщиков, участвуя в прием­ке опалубки от плотников, должен отмечать встречающиеся недо­статки и требовать их срочного исправления. В свою очередь б приемке работ от арматурщиков участвуют бетонщики. Поэтому арматурщики должны знать предъявляемые к их работе требова­ния, связанные с обеспечением качества бетонирования и высокой производительности труда бетонщиков.

Описанная система приемки работ, как показала практика, приводит к улучшению качества строительных работ и к повыше­нию производительности труда.

Производительность труда определяется путем деления объе­ма фактически выполненных работ на объем работ, который пола­галось выполнить «по норме за то же время и при том же количестве рабочих. Например, за неделю бригада арматурщиков уложила

Таблица 38

Наряд-производственное задание №—————————————— от———————————— 19—г.

Правильность применения норм и расценок подтверждаю

Оборотная сторона наряда

Табель за——————————— месяц 19—г.

"сГ

2

1

10 | № табеля

Фамилия, имя и отчество

Разряд

рабочего

Отработанные часы по дням месяца

Всего отрабо­тано часов

В том чис­ле сверх­урочных часов в %

Продолжи­тельность про­стоя в часах

Сумма зар­платы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

зі

25

50

3

4

5

6

7 8

9

10

Итого

і і

|

і і і і і і і і і і і

1

1111

Табелыцик

Бригадир, звеньевой, рабочий

І і

£* Нормирошиик

60 т арматуры, а по нормам было задано 40 т. Тогда производи­тельность труда бригады арматурщиков составит:

60

—Х100=150°/о.

40

Бригадный* хозрасчет. Снижение стоимости строительства является одной из главнейших задач строительных организации.

Хозяйственный расчет позволяет осуществить постоянный кон­троль рублем хозяйственной деятельности строительных организа­ций и тем самым способствует выполнению количественных и ка­чественных показателей плана и в первую очередь снижению стои­мости строительства.

Успех борьбы за снижение стоимости строительства в значи­тельной степени решается в рабочих бригадах путем введения в них хозрасчета, при котором ведется точный учет расхода строи­тельных материалов.

Для этой цели бригадиру одновременно с нарядом на выполне­ние работ выдается так называемая лимитная карта, в которой указано количество материалов, полагающихся по нормам на вы­полнение заданного объема работ. Лимитная карта является ос­нованием для выдачи бригаде материалов.

Молодые рабочие, оканчивающие строительные школы, должны быть активными участниками борьбы за снижение стоимости строительства. Для этого в своей практической работе они долж­ны применять передовые методы труда и экономно расходовать материалы

[1] К постоянным нагрузкам, действующим на здание, относятся нагрузка от веса крыши, перекрытий, стен и других конструктивных элементов; к вре­менным — вес выпавшего на крышу снега, действие ветра на поверхность на­ружных стен и крыши, нагрузка от находящихся в здании машин, станков> людей и др.

[2] С устройством для резки арматуры.

[3] См. рис» 74.

[4] Люксом (лк) называется единица освещенности, соответствующая па­дению на освещаемую поверхность лучей от источника света силой в одну свечу, удаленного на 1 м. Практически можно принимать в среднем за один лк 0,25 вт на квадратный метр.

[5] Ленин В. И., Соч., т. 29, стр. 394.

[6] ЕН и Р (сокращенно) — единые нормы и расценки. Для арматурных работ «Единые нормы и расценіки на строительные н монтажные работы> — отделы 9, 29 и 37.

Техника безопасности при реконструкции зданий и сооружений

Разборку здания или сооружения ведут под руководством мастера или произ­водителя работ. Перед началом работы ответственный руководитель инструкти­рует рабочих о наиболее опасных элементах этой работы, а также о способах раз­борки. К разборке и восстановлению конструкций рабочих допускают только после предварительного инструктажа по технике безопасности.

Все подъемные приспособления, леса, подмости, площадки, люльки, лебед­ки, крепления консолей, к которым подвешиваются люльки, перед началом ра­бот должны быть тщательно проверены техническим персоналом.

При механизированной разборке ударным способом опасную зону вокруйраз — биваемого здания ограждают и выставляют предупреждающие знаки. Расстояние между любым подвижным органом машины в его крайнем выступающем подчж&г нии и конструкциями здания, а также другими неподвижными предметами (стан­ками, оборудованием, трубопроводами и т. д.) должно быть не менее 1 м.

Запрещается разбирать конструкции в пределах двух или более ярусов (этажей) по одной вертикали независимо оттого, есть между ними перекрытия или нет.

Рабочим запрещается находиться на разбираемых стенах здания, даже если они привязаны предохранительными поясами к устойчивым частям здания. Ра­бочие, разбирающие кладку с помощью пневматических молотков или электри­фицированного инструмента, должны надевать защитные очки и рукавицы. Ра­ботать с неисправным инструментом запрещается.

Большую опасность представляют работы, способные привести к различным профессиональным заболеваниям. К ним можно отнести работу с отбойным молотком, вызывающую повреждение костей и суставов, а также нарушение ра­боты пищеварительного тракта при длительном воздействии вибрации на орга­низм человека. Суммарное время воздействия вибрации не должно превышать 2/3 рабочей смены, если ее уровень находится в пределах санитарных норм. При этом продолжительность одноразового непрерывного воздействия вибрации, включая микропаузы, входящие в данную операцию, не должна превышать при ручных машинах 15—20 мин. Сверхурочные работы с вибрирующим инструмен­том не допускаются. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие соответствующую квалификацию и сдавшие тех­нический минимум по правилам безопасного ведения работ. Большая запылен­ность воздуха, имеющая место при разрушении зданий, может вызвать в даль­нейшем заболевания легких и дыхательных путей. Поэтому требуется предусмат­ривать меры по уменьшению воздействия этих вредных факторов на работающих.

Разборка каменных стен сопряжена с большим количеством пыли. Запылен­ность воздуха, имеющая место при разрушении зданий, может привести к забо­леваниям легких и дыхательных путей. Поэтому необходимо смачивать водой как разбираемую кладку, так и образующиеся кучи щебня и мусора.

Подрубать стены допускается на глубину не более 1/3 толщины. При этом сте­ны толщиной менее 2 кирпичей подрубать запрещается. Для того чтобы стена не упала во время подрубки, до начала работ ее закрепляют подпорками или оттяж­ками.

Запрещается подрубать дымовые трубы, столбы и простенки разбираемого здания так, чтобы они обрушивались на перекрытия. Их сталкивают на внешнюю сторону здания (без подрубки) или разбирают сверху.

При деформировании стен необходимо немедленно прекратить работы, уда­лить рабочих из опасной зоны и принять меры к закреплению грунта и укрепле­нию стен.

Особо повышенное внимание к технике безопасности должно уделяться при необходимости замены отдельных конструкций или производства других мон­тажных операций в условиях действующего цеха. В этом случае работы должны начхаться только при наличии акта-допуска подписанного ответственным пред­ставителем строительной организации и начальником цеха. В акте-допуске дол­жны указываться размеры и границы участка выделяемого для производства мон­тажных работ, мероприятия, обеспечивающие безопасное ведение монтажа, сро­ки их выполнения и фамилии ответственных исполнителей.

Снос сооружения должен осуществляться под строгим контролем. Не­обходимо выбрать такой вариант сноса, при котором не пострадает окружающая среда. Для этого следует прежде всего удалить асбестсодержащие элементы, по­крытия полов из поливинилхлорида, гипсовые перегородки, детали, не представ­ляющие ценности для повторного использования (из древесины и изоляцион­ного материала) и др. То, что пригодно для повторного использования, подвер­гается тщательной сортировке. К таким материалам относятся, в частности, металлы, природный камень (плиты), керамика, ценные строительные детали, оконное стекло и др.

Для четкой координации работ в бригаде особые требования предъявляются к руководителям производства работ. Рабочие, осуществляющие снос здания, как правило, имеют низкую квалификацию, но должны быть высокодисциплини­рованными.

Расстояние между любым подвижным органом машины в его крайнем высту­пающем положении и конструкциями здания, а также другими неподвижными предметами (станками, оборудованием, трубопроводами и т. д.) должно быть не менее 1 м.

При термическом прожигании материалов рабочий, работающий с горелкой, обеспечивается защитным прозрачным щитком для лица и очками с темными стек­лами, комбинезоном, рукавицами, сапогами или ботинками на толстой подошве.

На всех подходах к подрываемому зданию выставляется оцепление, не допус­кающее людей в опасную зону. Ее граница устанавливается в зависимости от ус­ловий работы, но не менее 200 м от места взрыва. Разборка завалов допускается с разрешения начальника взрывных работ после осмотра места взрыва и произво­дится под постоянным наблюдением дежурного подрывника.

Вопросы для самопроверки

1. В каких случаях применяют немеханизированный способ разборки или разруше­ния конструктивных элементов зданий и сооружений?

2. Какие машины и механизмы находят применение при механизированном способе разборки строительных конструкций?

3. Какие способы разрушения зданий и сооружений и их конструкции относятся к специальным?

4. Как производят пробивку отверстий и проемов значительных размеров в каменных стенах?

5. Как производят разработку грунта при реконструкции зданий и сооружений?

6. Как производят демонтаж и монтаж строительных конструкций при реконструк­ции зданий и сооружений?

7. Каковы особенности бетонных работ и усиления бетонных и железобетонных кон­струкций при реконструкции зданий и сооружений?

8. Как выполняют заделку проемов и отверстий кирпичом или камнями правиЛШой формы?

9. Как заделывают трещины в каменных стенах?

10. Какими способами выполняют усиление столбов, простенков и перемычек?

Тест

1. К специальному способу разрушения зданий и сооружений и их конструкций от­носится:

а) взрывной;

б) ручным инструментом; v

в) отбойным молотком или ломом;

г) бульдозером с навешенным инструментом.

2. Пробивка отверстий и проемов значительных размеров в каменных стенах начина­ется с:

а) устройства опалубки;

б) стягивания кладки болтами;

в) устройства перемычек;

г) зачеканивания швов.

3. Работы по уплотнению грунтов обратных засыпок методом поверхностного уплот­нения производят:

а) вибротрамбовками;

б) экскаватором;

в) отбойным молотком или ломом;

г) бульдозером с навешенным инструментом.

4. Стены, под которыми реконструируют фундаменты, предварительно:

а) разбирают;

б) разгружают;

в) увлажняют;

г) штукатурят.

5. При заделке проемов и отверстий кирпичом или камнями правильной формы за­зор между старой и новой кладкой зачеканивают жестким цементным раствором в сле­дующем порядке:

а) сначала наружный ряд, потом — забутку;

б) сначала внутренний ряд, потом — забутку;

в) сначала забутку, потом — лицевые ряды;

г) только лицевые ряды.

6. Штыри для связи кладки со стенами при заделке проемов и отверстий шириной более 1.5 м и высотой свыше 2 м устанавливают:

а) в каждом ряду кладки;

б) через каждых три ряда кладки;

в) через 1,5 м кладки;

г) установка не требуется.

7. Перекладка нескольких кирпичей при заделке трещин шириной 1-20 мм называ­ется:

а) связь;

б) <*замок»;

в) ‘*якорь»;

Т)’«линия*.

8. При ремонте сквозных трешин в каменных стенах кладку вдоль них разбирают на всю толщину стены и на ширину:

а) 6,5-12 см;

б) 12-25 см;

в) 25-30 см;

г) 38-51 см.

9. Минимальная толщина железобетонных обойм при усилении столбов и простен­ков бетонированием в опалубке должна быть:

а) 100-150 мм;

б) 50-80 мм;

в) 25-40 мм;

г) 10-20 мм.

10. Для лучшего соединения новой кладки со старой при частичной перекладке про­стенка:

а) плотно обматывают простенок тросами;

б) кладку выполняют в опалубке;

в) забивают штыри или обрезки арматурной стали;

г) выполняют в стальной обойме.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

а

б

в

в

б

г

б

в

Реклама
Ноябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Май »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Рубрики