Архивы за 26.10.2014
Конструкции нагревателей битума
Электронагреватели. Для разогрева битума наиболее часто применяют открытые электронагреватели (рис. 11.33), состоящие из несущего элемента — асбоцементной трубы с навитой по наружной поверхности нихромовой спиралью из ленты сечением 10×0,8 мм2 длиной 27 м или сечением 12×1 мм2 длиной 35 м.
Рис. 11.33. Спиральный нагреватель низкой проводимости:
1 — нихромовая ленточная спираль; 2 — клеммное соединение;
3 ~ асбоцементная труба.
Перед работой нагреватель должен быть погружен в битум, а при работе не должен оголяться для исключения загорания битума. Расстояние от дна хранилища до спирали должно быть не менее 150-200 мм, При работе нагревателей в обводненном битуме они быстро разрушаются.
Нагреватели с высокой проводимостью из стальной проволоки диаметром 5-6 мм представляют собой спираль (рис. 11.34), вставленную в асбоцементную трубу; концы проволоки пропущены через стенку трубы и закреплены. Для улучшения термостатической циркуляции битума в стенке трубы просверливают или пробивают отверстия, а торцы ее оставляют открытыми.
Рис. 11.34. Спиральный нагреватель высокой проводимости: 1 — асбоцементная труба; 2 — клеммное соединение; 3 — горячекатаная стальная проволока. |
Достоинство нагревателей с высокой проводимостью заключается в доступности материала и его низкой стоимости.
Пластинчатые (пакетные) нагреватели изготовляют из листовой гофрированной жести (рис. 11.35). В стальном листе прорезают полосы, листы собирают в пакеты и изолируют деревянными рейками толщиной 40 мм и листовым асбестом. С внешней стороны пакеты закрепляют стальными уголками, через которые осуществляется растягивание полос нагревателя распорными болтами. Преимущество пластинчатых нагревателей — большая теплопередающая поверхность. Недостатки — трудоемкость изготовления, низкая температура нагрева битума (не выше 110- 115°С) и длительность разогрева из-за низкой температуры нагревателей. Основные параметры нагревателя: поверхность нагрева 4 м2, рабочее напряжение 50-60 В, мощность 5.5 кВт. темпепатупа на воздухе 200°С. масса 20 кг.
Рис. 11.35. Пластинчатый (пакетный) нагреватель: 1 — выводная клемма; 2 — нагревательный лист; 3 — рамка каркаса; 4 — стяжной болт; 5 — крайний изолятор; 6 — средний изолятор; 7 — промежуточная клемма. |
Коаксиальные (соосные) пакетные нагреватели состоят из отдельных элементов (рис. 11.36), собранных в ряд по 40-50 шт. и соединенных последовательно. Каждый элемент коаксиального нагревателя состоит из центрального горячекатаного стального стержня диаметром 12-14 мм, длиной 700 мм и наружной трубы диаметром 25,4 мм, длиной 600 мм. В нижней части стержени трубы соединены сваркой, внутреннее пространство заполнено кварцевым песком с жидким стеклом.
Рис. 11.36. Батарея коаксиальных нагревателей: 1 — выводная клемма; 2 — промежуточная клемма; 3- коаксиальный нагревательный элемент; 4 — деревянная рамка; 5 — стяжной болт; 6 — стержень нагревателя; 7 — наружная труба; 8 — изоляционная засыпка; 9 — донышко. |
Питание коаксиальных нагревателей производится от сварочных трансформаторов с силой тока 400-500 А. Достоинство коаксиальных нагревателей — простота, доступность, низкая стоимость и безопасность работы.
Трубчатые электронагреватели (ТЭНы) (рис. 11.37) представляют собой трубку из мягкой стали, реже — красной меди или латуни, внутри которой находится спираль из нихрома. Пространство между спиралью и трубкой заполнено тонкомолотым электроизоляционным материалом: периклазом, кварцевым песком или электрокорундом.
Выводные концы спирали — контактные стержни имеют винтовую резьбу и помещены в фарфоровые изоляторы. При высокой надежности и долговечности ТЭНы имеют малую мощность и относительно высокую стоимость на единицу мощности. Для разогрева вязких нефтепродуктов и битума удельная мощность передачи энергии поверхностью трубки составляет 2,5-2,8 Вт/см2, а предельно допустимая удельная мощность — 3,0 Вт/см2.
Разогрев битума при помощи излучателей инфракрасных лучей (длина волны 0,76-750 мкм) находится еще на стадии эксперимента. Источники инфракрасных излучений разнообразны. Их разделяют на четыре типа: генерирующие тепловые лучи (нихромовые спирали или керамические стержни с металлическими рефлекторами, электрические
лампы — теплоизлучатели и лампы накаливания); генерирующие инфракрасные лучи при прохождении тока через газ или пары металла; смешанного типа (электрические дуговые лампы); генерирующие тепловые лучи при нагреве излучателя от сжигания газа.
Рис. 11.37. Трубчатый электронагреватель: 1 — изолятор; 2 — выводной стержень; 3 — корпус; 4 — нихромовая спираль; 5, 6- клеммные гайки. |
Для разогрева битума применяют источники только первого типа. Наибольшей надежностью и меньшей стоимостью обладают излучатели с открытой спиралью и металлическим отражателем (рис. 11.38). Тепло инфракрасного излучателя передается битуму через металлическую поверхность теплообменника, которая должна составлять 12-15 м2 на 1 т/ч производительности битумооазогоевателя.
Рис. 11.38. Инфракрасный теплоизлучатель: 1 — отражатель;
2 — нихромовая спираль; 3 — огнеупорное основание; 4 — кронштейн для крепления; 5 — клеммная коробка.
Недостатки системы разогрева битума инфракрасными лучами состоят в высокой стоимости нагревателей и трудоемкости их монтажа (при большом числе маломощных излучателей), больших габаритных размерах и необходимости строгого контроля за режимом нагрева во избежание перегрева битума.
Оценивая конструкции и особенности эксплуатации электронагревателей битума, необходимо отметить их низкую экономичность. 1 кВт. ч электроэнергии при стоимости 2 коп и кпд использовании энергии 0,9 дает полезной энергии 3600 х 0,9 = 3240 кДж, или около 1600 кДж/коп., а 1 кг мазута при стоимости менее 4 коп и кпд использования энергии даже 0,4 дает полезной энергии 45 000 х0,4 = 18 000 кДж, или 4500 кДж на 1 коп. стоимости энергии.
Таким образом, затраты на энергию при электрическом нагреве битума в 2,5-4 раза больше затрат на огневой нагрев. При большой производительности затраты на электроэнергию будут очень велики. По этой причине в передвижных цистернах электронагреватели используют только для поддержания рабочей температуры битума.
Системы огневого нагрева битума. Системы огневого нагрева битума применяют в битумохранилищах для нагрева битума до температуры перекачивания, в битумонагревательных котлах для обезвоживания и нагрева битума до рабочей температуры, а также в автобитумовозах и автогудронаторах — для поддержания рабочей температуры битума. Системы огневого нагрева битума просты по конструкции, надежны в эксплуатации, имеют малый расход металла.
Для нагрева битума в битумохранилищах наиболее простой и безопасной является система с зоной горения топлива в жаровой трубе (рис. 11.39). Система состоит из горизонтальной жаровой трубы, вертикальных труб — воздухоподводящей и вытяжной, пропущенных через кровлю битумохранилища.
Топливная система состоит из бака для топлива с регулировочным краном, малого топливопровода, воронки с нижним топливопроводом. Воздухоподводящая труба должна быть выше кровли битумохранилища на 1,5-2 м, воронка должна быть расположена на 1,5-2 м ниже верхнего края воздухоподводящей трубы. Расстояние между малым топливопроводом и воронкой — 0,4-0,5 м, расстояние между нижним топливопроводом и кирпичной кладкой зоны горения — 0,5-1 м. Топливо самотеком стекает из малого топливопровода в воронку и по нижнему топливопроводу — в зону горения.
Скорость подачи топлива регулируют по числу падения капель из малого топливопровода в воронку. Для нормальной работы системы разогрева битума достаточно 60-100 капель топлива в минуту. В зоне падения капель днище жаровой трубы должно быть выполнено из кирпича. Теплопроизводительность ограничивается подачей воздуха, осуществляемой естественной тягой дымовой трубы. По способу регулирова
ния подачи топлива систему называют капельницей. При достаточном уровне битума над жаровой трубой капельница работает надежно и безопасно. Хотя температура дымовых газов и стенок дымовой трубы не очень велика, однако для исключения возгорания битума от стенок дымовой трубы ее выполняют двойной в зоне от жаровой трубы и высотой
1- 1,5 м над самым верхним уровнем битума.
Достоинства систем огневого нагрева битума заключаются в простоте конструкции и обслуживания, экономичности. Недостатками — высокая опасность возгорания битума и топлива, применяемого для работы топки.
Рис. 11.39. Система огневого нагрева битума в битумохранилище: 1 — воронка; 2 — топливный бак; 3 — верхний топливопровод; 4 — топливный кран; 5 — кровля битумохранилища; 6 — верхний уровень битума; 7 — нижний рабочий уровень битума; 8 — основной отсек; 9 — дополнительный отсек; 10 — змеевик дополнительного отсека; 11 — насосная установка; 12 — заслонка шиберная; 13 — стенка битумохранилища; 14 — изоляционный слой; 15 — жаровая труба; 16 — слой кирпичей; 17 — воздухоподводящая труба; 18 — нижний топливопровод. |
Битумохранилища. Назначение и классификация
Битумохранилища предназначены для долговременного или кратковременного хранения битума, нагрева его до температуры текучести и выдачи в битумонагревательные котлы или для поддержания битума при рабочей температуре и выдачи его потребителю. Битумохранилища должны предохранять битум от обводнения и загрязнения.
Битумохранилище представляет собой резервуар вместимостью 1003000 т. Битумохранилища вместимостью свыше 500 т выполняют секци
онными, состоящими из 2-6 отсеков, для хранения битума разных марок и снижения затрат на его разогрев. Вместимость битумохранилища определяется суточным расходом битума и периодичностью поставок.
Оборудование для нагрева битума, используемое в битумохранили — щах длительного хранения, состоит из оборудования для нагрева битума до температуры текучести (50-60°С), которое устанавливают непосредственно в хранилище; оборудования для нагрева битума до температуры перекачивания насосом (90-95°С) внутри хранилища или в дополнительном отсеке; битумонагревательных котлов, обеспечивающих обезвоживание битума, нагрев его до рабочей температуры 140-160°С и выдачу потребителям (асфальтосмесительные установки, автораспределители, эмульсионные установки и пр.).
Перекачивание битума или выдача его из битумохранилища производится шестеренными насосами с обогреваемым корпусом. Трубопроводы для подачи битума и запорную арматуру выпускают с системой обогрева и теплоизоляцией.
Битумохранилища классифицируют по вместимости резервуара и назначению, по положению резервуара, наличию нагревателей, типу нагревателей битума и конструкции.
По вместимости резервуара и назначению битумохранилища с вместимостью резервуара до 100 т бывают временные, закрытые или открытые (рис. 11.31, а, б, в); вместимостью резервуара до 500 т — переходные, реже открытые (рис. 11.31, а, б, в); с вместимостью резервуара свыше 500 т — постоянные, закрытые (рис. 11.31, г); с вместимостью одной цистерны, 30-100 т (металлические цистерны с системой теплоизоляции), — переносные, которые располагают горизонтально или вертикально (рис. 11.31, д).
По положению резервуара относительно поверхности земли различают битумохранилища ямного (рис. 11.31, а), полуямного (рис. 11.31,
б), наземного (рис. 11.31, в), подземного типа (капитальные) (рис. 11.31, г) и передвижные (рис. 11.31, д).
Битумохранилища ямного, полуямного и наземного типов сооружают в зависимости от уровня грунтовых вод. Стенки выполняют бетонными, железобетонными, кирпичными и деревянными.
По наличию нагревателей битумохранилища могут быть без нагрева, с местным и общим нагревом. В битумохранилищах без нагрева для забора битума применяют переносные нагреватели. Местный нагрев применяют в битумохранилищах вместимостью до 500 т, общий — в капитальных и переносных битумохранилищах.
г) д)
Рис. И.31. Битумохранилище: а — ямное; б — полуямное;
в — наземное; г — подземное; д ~ переносное инвентарное.
В основных отсеках капитального битумохранилища температура массы битума составляет 50-60°С, благодаря чему обеспечивается перетекание битума в дополнительный отсек, в котором производится его нагрев до температуры 80-95°С, затем он перекачивается насосами в битумонагревательные котлы, где доводится до рабочего состояния. В переносных битумохранилищах масса битума постоянно поддерживается в рабочем состоянии.
11о типу нагревателей различают битумохранилища с паровым, масляным, огневым и электрическим нагревом.
Паровой нагрев производится подачей по змеевикам и трубам пара давлением 0,6-1,2 МПа. Достоинство этого теплоносителя — мягкий режим нагрева (максимальная температура теплоносителя 270°С). Недостатки — большая площадь змеевиков, возможность обводнения битума теплоносителем при нарушении герметичности змеевиков.
При масляном (жидкостном) нагреве теплоносителем служат различные минеральные масла с высокой температурой вспышки или специальные высокотемпературные теплоносители. Первые — безвредны, но пожароопасны; вторые — менее пожароопасны, но очень токсичны. Нагрев теплоносителя производится горячим газом в котлах экранного типа и реже — электрическими нагревателями. Недостаток масляного нагрева — возможность коксования масла в теплогенераторе, пожароопасность, необходимость установки дополнительного насоса для принудительной циркуляции масла. Достоинства масляного нагрева — компактность оборудования и мягкий нагрев битума. Наибольшее распространение масляный обогрев находит в передвижных установках.
Огневой нагрев битума производится подачей газов от сжигания дизельного топлива по трубам диаметром 400-500 мм, уложенным по днищу битумохранилища. Этот способ применяют для нагрева битума в основных отсеках битумохранилищ до температуры перекачивания (95°С). Огневой способ прост и экономичен, но пожароопасен.
При электрическом нагреве тепло передается битуму от электрических нагревателей. Электрические нагреватели из материала с низкой проводимостью бывают открытые пластинчатые, закрытые (ТЭНы) и инфракрасные; из материала с высокой проводимостью — пластинчатые, коаксиальные и др. Электронагреватели просты по конструкции, имеют низкую стоимость, надежны, но имеют низкие экономические показатели и ухудшают качество битума при длительном нагреве.
Конструкцию битумохранилищ выбирают исходя из вместимости и назначения. Резервуар временных и переходных битумохранилищ должен быть облицован досками, кирпичом или другим материалом для снижения потерь и загрязнения битума. Над битумохранилищем желательно иметь навес для защиты от атмосферных осадков. Временные и переходные битумохранилища ямного, полуямного и наземного типов применяют очень редко. Основная сложность хранения битума в таких хранилищах — большое обводнение битума, загрязнение механическими примесями, значительные потери тепла.
Капитальные и постоянные битумохранилища ранее выполняли круглыми из бетона и железобетона без деления на секции (рис. 11.31, г). В настоящее время наибольшее распространение получили битумохранилища линейной планировки с параллельным или последовательным расположением основных и дополнительных отсеков (рис. 11.32, а, б). Выполняют их из сборных железобетонных элементов, реже — из монолитного бетона. Днище основных отсеков имеет уклон в сторону дополнительных. Перекрытие резервуара выполняют из сборных железобетонных конструкций, покрытие должно исключать попадание внутрь атмосферных осадков. Общий обогрев основных отсеков (включаемый поочередно) — паровой, реже — масляный. Для местного нагрева битума применяют паровой, огневой и электрический нагрев. При линейной планировке битумохранилищ сокращаются простои железнодорожного транспорта под разгрузкой. Капитальные битумохранилища из бетона и железобетона не исключают обводнения битума грунтовыми водами, которое может достигать 30%. В последние годы для хранения битума используют стационарные или переносные металлические цистерны (рис. 11.31, д) с теплоизоляцией. Их преимущества в полном отсутствии обводнения
битума и загрязнения механическими примесями, небольшие потери тепла, а следовательно, незначительные затраты тепла на поддержание рабочей температуры битума. Для обогрева инвентарных битумохранилищ наиболее часто применяют масляный нагрев, реже паровой и электрический.
Преимущество масляного и парового нагрева состоит в благоприятном режиме разогрева битума. Максимальная температура теплоносителя редко превышает 320°С, а чаще составляет 270-300°С, и битум при разогреве и хранении не теряет своих свойств, но ввиду небольшого перепада температур между теплоносителем и битумом (200-150°С) площадь нагревателей (труб) должна быть 0,5-1 м2 на 1 м3 битума.
; |
Электрические нагреватели применяют только для поддержания рабочей температуры битума, поскольку при малой площади нагрева и высокой температуре нагревателей в битуме образуются смолоподобные соединения — карбены и карбоиды, отрицательно влияющие на качество битума.