Архивы за 17.10.2015
Натяжение пучков со стаканными анкерами
Натяжение мощных пучков со стаканными анкерами выполняется гидравлическим домкратом со специальным устройством для их захвата.
На рис. 115 приведен домкрат этого типа с максимальным усилием натяжения 90 т и ходом поршня 200 мм, изготовляемый Министерством транспортного строительства.
Домкрат представляет собой цилиндр / с поршнем. Масло подается через штуцер 2. Поршень связан с тягой 3, имеющей на конце оголовник, охватываемый муфтой 4. Муфта, свободно вращаясь
Рис. 114. Установка гидравлического домкрата кольце-
вого типа для натяжения арматуры
/ — кольцевой домкрат; 2 — натяжной болт; 3 — упорный ци-
линдр; 4 — гайка, закрепляющая болт на домкрате; 5 — мано-
метр; б — оголовник; 7 — гайка, закрепляющая оголовник.
8 — пучок; 9 — закладная труба-каналообравователь
на оголовнике, навертывается на кольцевой захват 5, который пе-
ред установкой домкрата надевается на стаканный анкер пучка 6.
Кольцевой захват состоит из двух полуцилиндров с заплечиками и нарезкой по наружной поверхности. Полуцилиндры устанавливаются с двух сторон на стаканный анкер и своими заплечиками подхватывают его снизу.
Для размещения тяги с муфтой и стаканного оголовника под домкратом располагается металлический стул-упор 7.
Таким образом осуществляется связь стаканного оголовника с домкратом. После натяжения пучка на требуемую величину в зазор, образующийся между днищем стаканного анкера и распределительной подкладкой, примыкающей к торцу напрягаемой конструкции, устанавливается закладная шайба необходимой толщины.
Закладные шайбы могут быть изготовлены в виде стальных плит или железобетонного элемента с прорезью для заводки его на пучок. Железобетонная шайба выполняется из раствора марки 500, укладываемого в сварную металлическую коробку.
После установки закладной шайбы под днище стакана остающийся малый зазор заполняется забивкой стального клина с прорезью.
Освобождение домкрата осуществляется спуском давления и ■свертыванием соединительной муфты с захватного кольца. Возврат поршня домкрата в начальное положение производится винтом с рукояткой 8.
Монтаж с помощью стяжного устройства
В этом случае купол возводится кольцевыми ярусами из сборных железобетонных элементов Каждый из кольцевых ярусов после полной сГюрки обладает статической устойчивостью и необходимой несущей способностью и служит основанием для нижележащего яруса. Так монтировался сборный железобетонный купол Крытого рынка. Сферический купол диаметром 37,12 м состоял из 15 горизонтальных прусов Все кольца собирали из однотипных железобетонных панелей іолщиной 4 см с окаймляющими ребрами высотой 27 см Панели каждого кольца располагали вперевязку с панелями смежных колец, что обеспечивало монолитность сборного купола и его работу на сдвигающие усилия в швах, расположенных в вертикальной плоскости. Панели поднимали башенным краном, установленным в центре здания. Временное крепление панелей каждого яруса осуществляли с помощью инвентарного приспособления (рис. 6.6) в виде стойки с оттяжками и стяжной муфтой
Количество таких приспособлений определяется числом панелей в кольце каждого яруса. Работы производили с инвентарных подвесных подмостей, устраиваемых снаружи купола и перемещаемых по ходу монтажа. Смежные панели соединялись между собой болтами. Швы между
панелями заделывали цементным раствором, который сначала укладывали по краям, а затем растворонасосом нагнетали во внутреннюю полость шва По верхней кромке панелей собираемого кольца устраивали железобетонный пояс После того как раствор швов и бетон поясй приобретали необходимую прочность, стойки с оттяжками снимали, И цикл монтажа повторялся на следующем ярусе
металлического кронштейна для подвесных подмостей, I — оттяжка, 2 — стойка, 3 * стяжная муфта, 4 — панель монтируемого купола; 5 — панели замоноличенной части купола; 6 — подкос с отверстиями для измерения уклона кронштейна, 7 — стойк» для перил; 8 — ригелі., Ч — проушина для крепления кронштейна к панели |
6.3.1. Монтаж куполов с помощью фермы-шаблона
Купол монтируют путем последовательной сборки кольцевых поясов (прусов) с помощью передвижной металлической фермы-шаблона и стоек і подвесками для удерживания сборных плит (рис. 6.7). о
На башню крана (или монтажную башню) и кольцевой рельсовый пум, по стене здания устанавливают передвижную ферму-шаблон і Ічерсдную железобетонную панель покрытия устанавливают нижними умами на наклонно приваренные накладки узла, а верхними — на и ііїновочньїе винты фермы-шаблона. Производится выверка панели, после стропы отцепляют, а панель крепят подвесками за два верхних угла, и подвески натягивают талрепом. Таким образом, верхний конец панели ■и і ко зафиксирован в пространстве.
После этого ферму-шаблон, выведя из опирання, перемещают на миную позицию для монтажа смежной панели.
После монтажа всех панелей пояса и сварки узлов стыки ымоноличивают бетоном. Следующий пояс купола монтируют после и|1иобретения бетоном стыков нижележащего пояса необходимой прочности. По окончании монтажа этого пояса снимают подвески с іьіиелей нижележащего пояса.
Натяжение пучков типа ББР
Для натяжения пучков с анкерными оголовниками типа ББР применяются специальные гидравлические домкраты кольцевого типа (рис. 114).
Через домкрат пропускается болт, ввертывающийся одним концом в нарезной стакан анкерного оголовника и закрепляемый другим концом на хвостовой части домкрата при помощи гайки. Таким образом осуществляется захват пучка при натяжении.
Домкрат снабжается специальным цилиндром, через который осуществляется упор в напрягаемую конструкцию. Наличие цилиндра с боковыми отверстиями позволяет разместить анкерную гайку и навернуть ее на оголовник пуска после его натяжения до снятия домкрата.
Оборудование для подачи и распределения бетонной смеси
При подаче смеси с помощью грузоподъемных кранов используют неповоротные или поворотные бадьи.
Неповоротные бадьи загружаются бетонной смесью из транспортных средств с помощью перегрузочных устройств-эстакад, обеспечивающих достаточную высоту разгрузки. Вместимость неповоротных бадей от 0,5 до 8 м8. Конструкция их одинакова, различаются они размерами и устройством затвора. На рис. 96 показана неповоротная бадья СМЖ-ЗА вместимостью 1,2 м8. Бадья состоит из каркаса 1, к которому приварен корпус 3 цилиндроконической формы, закрываемый снизу затвором 5. Затвором управляют с помощью рычага 2. При подъеме бадьи используют ушки 4.
Поворотные бадьи (рис. 97) выпускают той же вместимости, что и неповоротные, и, кроме того, 2 и 4 м8. Для загрузки бетонной смеси они не требуют устройства перегрузочных эстакад, а подаются грузоподъемным краном, который опускает и устанавливает бадьи в горизонтальное положение.
Автобетоновоз или автосамосвал с кузовом, вместимость которого соответствует вместимости бадьи, задним ходом подъезжает к ней и разгружается (рис. 98). Затем кран поднимает бадью и в вертикальном положении подает ее к месту выгрузки. Корпус 1
бадьи опирается на полозья 2, которые служат направляющими при подъеме бадьи в вертикальное положение.
![]() |
При разгрузке бадей меньшей вместимости, чем автобетоновозы, размещают в зоне действия крана сразу несколько бадей вплотную одну к другой с расчетом, чтобы суммарная вместимость
Рис. 97. Поворотная
бадья вместимостью
1 м3:
І — затвор, 2 — рукоятка
затвора, 3 — вибратор
их равнялась вместимости автобетоновоза. В этом случае автобетоновоз загружает бетонной смесью одновременно все подготовленные бадьи и затем кран поочередно подает их к месту выгрузки.
Ленточные кенвейеры передвижного типа ТК — 20 (рис. 99) применяют для подачи бетонной смеси в основном при бетонировании конструкций с небольшими размерами в плане (точечные конструкции). Длина конвейеров от 5,7 до 15,35 м, ширина гладкой или ребристой ленты 400…500 мм. Такие конвейеры могут подавать бетонную смесь на высоту от 2,1 до 5,5 м.
Основным рабочим органом конвейера служит гибкая прорезиненная лента 2, огибающая приводной 5 и натяжной 1 барабаны и опирающаяся на поддерживающие верхние роликовые опоры 4 желобчатого типа и нижние плоские роликовые опоры.
Движение ленте передается от приводного барабана за счет трения между его поверхностью и лентой. Величину этой силы регулируют путем натяжения ленты винтовыми устройствами. При
водной барабан связан с электродвигателем с помощью системы передач или редуктора.
Бетонную смесь загружают на ленту конвейера из емкостей через питатели автобетоносмесителей, снабженных лотками и другими устройствами, позволяющими равномерно и непрерывно подавать бетонную смесь на ленту слоем, толщина которого близка к предельно допускаемой конструкцией конвейера.
Бар абаны конвейер а
оборудуют устройствами, полностью очищающими ленту от цементного раствора, возвращаемого в состав подаваемой бетонной смеси.
![]() |
Во избежание расслоения бетонной смеси ее подвижность при подаче конвейерами не должна превышать 6 см. Углы наклона конвейеров не должны быть больше при подъеме смеси подвижностью до 4 см — 18°, 4…6 см —15°, а при спуске смеси — соответственно 12 и 10°. Большие углы наклона конвейеров допускаются лишь в случае специальных указаний в проекте производства работ. Скорость движения ленты не должна превышать 1 м/с. При выгрузке с конвейера (рис. 100) применяют направляющие щитки 2 или воронку 1 высотой не менее 0,6 м. Устройство односторонних направляющих щитков или козырьков, а также свободное падение бетонной смеси с конвейера не допускаются.
Для предупреждения преждевременного изнашивания ленты конвейера узел загрузки надо устраивать с таким расчетом, чтобы высота падения смеси на ленту была по возможности наименьшей. Ленту необходимо загружать симметрично, иначе она может неравномерно вытянуться в продольном направлении. Для этого с обеих сторон ленты на участке ее загрузки устраивают направляющие борта, обшитые полосками резины.
Передвижные ленточные конвейеры, подавая с одной позиции бетонную смесь, ие распределяют ее по площади бетонируемой конструкции. Чтобы избежать этого, необходимо переставлять конвейер в процессе подачи, что требует дополнительных затрат труда и вызывает задержки в бетонировании.
Самоходные ленточные бетоноукладчики на базе тракторов и экскаваторов, предназначаемые для бетонирования разнообразных конструкций нулевого никла, расположенных в траншеях и котлованах, а также на уровне и несколько выше уровня земли, выпускают для механизации процесса распределения бетонной смеси в бетонируемой конструкции при подаче ее конвейерами.
Основная рабочая часть бетоноукладчика — лента конвейера, смонтированная на подъемно-поворотной стреле.
Бетоноукладчик (рис. 101), смонтированный на базе гусеничного трактора ДТ-75, снабжен стрелой с вылетом 11 м. Стрела оборудована конвейерной лентой шириной 500 мм. Бетонная смесь подается ковшом скипового подъемника в вибробункер, а из него поступает на ленту конвейера. Вместимость вибробуикера 1,6 м8.
Предельная высота подачи смеси 5,5 м, угол поворота стрелы в плане 100°, производительность бетоноукладчика 11 м8/ч. В транспортном положений конвейер складывается.
Бетоноукладчик СБ-131 смонтирован на тракторе Т-130.1.Г. Конвейер поворотно-подъемный, складной с лентой шириной 500 мм. Вылет стрелы конвейера 12 м. Бетонная смесь подается опрокидным ковшом вместимостью 2 м8 и с помощью ленточного питателя поступает на ленту конвейера.
Предельная высота подачи смеси 3,7 м, угол поворота стрелы в плане 160°, производительность бетоноукладчика 10 м8/ч. Бетоноукладчик может работать при температуре окружающей среды до —40°С, при этом ковш прогревается выхлопными газами двигателя трактора.
Бетононасосы можно применять для подачи бетонной смеси во все виды конструкций при интенсивности бетонирования ие менее 6 м8/ч, а также в стесненных условиях и в местах, недоступных другим средствам механизации.
Основные преимущества поршневых насосов с гидравлическим приводом по сравнению с поршневыми насосами с механическим приводом — незначительные динамические нагрузки на механизмы и детали насоса и бетоновода и гарантированное максимальное давление, превышение которого исключается. Эти два обстоятельства способствуют надежной работе насоса без поломок и аварий.
Рис. 101. Схема бетоноукладчика: а — в рабочем положении, 6 — в транспортном положении; t — гусеничное ходовое оборудование, 2 — направляющая подъемного ковша, 3 — ковш, 4 — вибробункер, 5 — конвейер, € — поворотная платформа (выносные опоры не показаны); тонкими линиями показані»! положения механизме» в процессе работы |
Бетононасос СБ-95А (рис. 102) представляет собой двухцилиндровый поршневой механизм с маслогидравлическим приводом. При движении поршней бетонная смесь из приемного бункера і (рис. 103) под действием силы тяжести и создающегося в цилиндрах разрежения поочередно засасывается в один из транспортных цилиндров 4 бетононасоса, а оттуда поршнем подается в бетоновод. Оба поршня работают синхронно в противоположных направлениях, т. е. когда один поршень всасывает смесь из приемного бункера, другой нагнетает ее в бетоновод.
Поршни транспортных цилиндров 4 приводятся в действие от гидроцилиндров 2, поршни некоторых получают возвратно-поступательное движение за счет подачи масла и жестко связаны через штоки с поршнями транспортных цилиндров.
Поток бетонной смеси при тактах всасывания и нагнетания изменяется с помощью двух шиберных пластин: вертикальной 5 и горизонтальной 7. Вертикальная пластина поочередно перекры-
Рис. 102. Бетононасос СБ-95А: |
1 — рама, 2 — кожух, 3 — бак для масла, 4 — электрошкаф с пультом управления, S — при-
емный бункер, 6 — бетоновод, 7 — распределительное устройство, 8 — цилиндропоршневая
группа, 9 — промывочное устройство, Ю — бак для воды
Рис. 103. Схема работы бетононасоса СБ-95А: |
а — такт всасывания бетонной смеси в левый цилиндр н нагнетания из правого, б — такт всасывания бетонной смеси в правый цилиндр и нагнетания из левого; 1 — приемный бункер, 2 — приводные гидроцилиндры, 3 — камера с промывочной водой, 4 — транспортный цилиндр, 5, 7 — вертикальная н горизонтальная шиберные пластины, 6 — гидроцилиндр
шиберной пластины
|
/ — автомобиль КамАЗ-53213, 2 — стрела, 8 — гидроба#, 4 — блок управления, 5 — водяной бак, 6 ~ компрессор, 7 — приемная воронка, 8 — рама, 9 —выносная опора, 10 — пульт контроля и управления, —запасное колесо, 12 — цилиндропоршневая
группа
вает выходные отверстия транспортных цилиндров, горизонтальная — отверстия приемного бункера.
Для улучшения всасывания бетонной смеси в приемном бункере предусмотрен побудитель, состоящий из горизонтального лопастного вала и привода.
В комплекте с бетононасосом завод-изготовитель поставляет бетоновод из труб диаметром 150 мм. Бетононасос может подавать бетонную смесь по бетоново — ду на расстояние по горизонтали до 300 м, по вертикали до 50 м.
Бетононасос СБ-123 работает по такой же схеме, что и бетононасос СБ-95А, и включает в себя бетоновод с внутренним диаметром 125 мм. Завод-изготовитель в к комплекте с бетононасосом по — | ставляет отдельно стоящую двух — | секционную распределительную § стрелу (по типу стрелы СБ-129). [2- Дальность подачи бетонной смеси. такая же, как бетононасоса СБ — 2 95А.
о Автобетононасос СБ-І26 (рис. а 104) в отличие от приведенных выше стационарных бетононасосов представляет собой самоходный механизм (на шасси автомобиля КамАЗ-53213) с распределительной стрелой. Стрела трехсекционная длиной 18 м и снабжена бетоноводом диаметром 125 мм. Автобетононасос может подавать бетонную смесь по бетоноводу на расстояние до 400 м, высота подачи — до 80 м.
Автобетононасосы наиболее эффективны при интенсивном ведении бетонных работ и частом перебазировании оборудования вдоль фронта бетонирования, необходимости подачи бетонной смеси в опалубку тонкостенных конструкций, отдельно стоящих
фундаментов, труднодоступных мест, подачи через оконные проемы и технологические отверстия.
Нормальная эксплуатация бетононасосов обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью от 4 до 14 см, удовлетворяющую требованиям удобопере — качиваемостн, т. е. способности ее транспортирования по трубопроводу на предельные расстояния без расслоения и образования пробок под воздействием давления, создаваемого поршнем бетононасоса. Оптимальная подвижность бетонной смеси с точки зрения ее удобоперекачиваемости находится в пределах 6…8 см, а водоцементное отношение — 0,4…0,6.
В качестве крупного заполнителя рекомендуется применять гравий или щебень неостроконечной формы. Наибольший размер зерен крупного заполнителя не должен превышать 0,4 внутреннего диаметра бетоновода для гравия и 0,33 — для щебня. Количество зерен наибольшего размера и зерен пластинчатой (лещадной) или игловатой формы не должно превышать 15% по массе.
Состав бетонной смеси для подачи бетононасосом должна подбирать лаборатория строительства.
Подача бетонной смеси бетононасосом представляет собой комплексный процесс, при котором должны быть выполнены следующие операции: монтаж и демонтаж бетоновода, установка средств для распределения бетонной смеси, подготовка к эксплуатации бетононасоса, подача бетонной смеси по бетоноводу, ликвидация пробок в случае их образования в процессе перекачки смеси, очистка оборудования в конце работы.
Монтируют бетоновод только после проверки и тщательной очистки его фланцев, уплотнений (если нужно, их заменяют) и внутренней поверхности всех звеньев. Горизонтальные участки бетоновода укладывают на прочных опорах различных типов (например, на деревянных или металлических прокладках, выдвижных трубчатых стойках, подмостях, лесах) таким образом, чтобы под каждым звеном находилось не менее одной опоры и создавался свободный доступ к соединениям звеньев. На горизонтальных участках бетоновод монтируют с небольшим уклоном в сторону участка, предназначенного для спуска воды после промывки.
Вертикальные участки бетоновода надежно прикрепляют к мачтам, лесам, опалубке, к каркасу возводимого сооружения. Бетоновод располагают не ближе 7…8 м от бетононасоса и перед ним устанавливают звено бетоновода с клапаном, представляющим обратный поток бетонной смеси при остановке насоса, смене или очистке бетоновода.
Перед включением бетононасоса в его приемный бункер загружают «пусковую смесь», которая необходима для образования смазочного слоя на внутренней поврехности «сухого» бетоновода и предотвращения процессов пробкообразования при перекачке первых порций бетонной смеси. «Пусковая смесь» может быть приготовлена из цемента и воды (тестообразной консистенции) или цементно-песчаного раствора состава 1:1 подвижностью 6…8 см в объеме 20…40 л и а каждые 10 м трубопровода диаметром соответственно 100… 150 мм.
Допускается в качестве «пусковой смеси» использовать порцию бетонной смеси с повышенным содержанием цемента. Чтобы «пусковая смесь» перемещалась по всему сечению, в бетоновод с уклоном в направлении от бетононасоса вставляют пыж из губчатой резины, препятствующий растеканию раствора и позволяющий полностью смачивать бетоновод.
Основными причинами, по которым нарушается нормальная эксплуатация бетононасоса, являются расслоение бетонной смеси и закупорка бетоиовода, вызывающие образование пробок. Пробки образуются также в следующих случаях:
попадании в бетононасос бетонной смеси, частично расслоившейся или начавшей схватываться;
ослаблении замковых соединений в стыках бетоновода, если произошла утечка цементного молока;
образовании вмятин или наплывов схватывающегося бетона на стенках бетоновода;
сильном нагреве стенок бетоиовода в очень жаркую погоду (при неизолированной или неокрашенной в белый цвет наружной поверхности бетоновода);
если при перерывах в подаче бетонной смеси бетононасосами длительностью от 20 до 60 мин не прокачивали по системе каждые 10 мин по 10… 15 с бетонную смесь на малых режимах работы бетононасоса.
* Обнаруживают пробки чаще всего по звуку, простукивая бетоновод. Попытки протолкнуть пробку, повторно включая в работу бетононасос, ведут к дальнейшему уплотнению бетонной смеси и усложняют ликвидацию затора. Для удаления пробки бетоновод разбирают в предполагаемом месте ее нахождения и очищают этот участок.
Другие возможные причины образования пробок и неполадок в работе бетононасоса и способы их устранения подробно изложены в инструкциях по эксплуатации бетононасосов.
Одной из ответственных операций в процессе эксплуатации бетононасоса и бетоиовода является их очистка, которую производят по окончании бетонирования сооружения, после рабочей смены, при каждом длительном перерыве в работе из-за неисправности оборудования, прекращения доставки бетонной смеси, подачи электроэнергии или в других необходимых случаях.
Бетоновод очищают от бетонной смеси водой или сжатым воздухом с помощью двух пыжей из губчатой резины или пыжа из влажной мешковины, плотной бумаги. Воду в бетоновод нагнетают бетононасосом или индивидуальным центробежным насосом.
Для удаления воды после промывки в самом низком участке бетоновода ставят спускной клапан. На концевом звене бетоновода устанавливают ловитель для запирания бетоновода пыжами по окончании промывки водой или очистки сжатым воздухом. В первом случае предупреждается попадание промывочной воды в све
жеуложенную бетонную смесь, во втором — возможные травмы обслуживающего персонала.
Хобот (рис. 105)—это средство вертикального транспорта, представляющее собой трубопровод, составленный из конусных звевьев 2, по которым бетонную смесь подают вниз. Внутренний
или резины, соединяют подвесками и крючками. Верхнее звено хобота подвешивают в воронке 1.
Применяют хобот для подачи бетонной смеси с высоты от 2 до 10 м. По мере уменьшения высоты подачи нижние звенья хобота снимают, чтобы расстояние от устья хобота до места укладки составляло 0,7… 1 м.
Для увеличения радиуса действия хобота допускается оттягивать его в сторону, но не более чем на 0,25 м на каждый метр высоты, оставляя при
Хоботы применяют при подаче в конструкцию бетонной смеси с передвижных мостов и эстакад (в случае транспортирования ее бетоновозами до воронки хобота) и бетонировании густоармирован — ных конструкций большой высоты (при подаче бетонной смеси к воронке хобота в бадьях кранами
звенья
двум стальным канатам 2 с помощью зажимов. Все секции состоят из труб длиной 2000 мм, а нижняя представляет собой облегченные звенья длиной 1000 мм с шарнирными быстроразъемными соединениями. Это улучшает условия обслуживания при укорачивании виброхобота по мере роста бетонной кладки.
Виброхоботы предназначены для подачи бетонной смеси с высоты от 10 до 80 м.
Верхняя секция виброхобота снабжена загрузочной воронкой 1 вместимостью 1,6 м3. Воронка включает в себя устройство для опирання на пролетные строения бетоновозных эстакад, применяемых при возведении гидротехнических сооружений.
На загрузочной воронке и звеньях виброхобота через 4…8 м установлены вибраторы-побудители.
Для снижения скорости выхода бетонной смеси секции виброхобота, кроме верхней, снабжены промежуточными гасителями, а последняя, нижняя — концевым гасителем 6. Гаситель представляет собой специальное звено, которое снабжено в средней части рассекателем в виде трехграниой призмы, обращенной вверх.
• Радиус действия виброхобота увеличивают так же, как и у хобота, оттягивая его в сторону.
Крупность зерен заполнителя в бетонной смеси, подаваемой по виброхоботу, не должна превышать 7з диаметра труб.
Виброжелоба (вибролотки) в сочетании с вибропитателем применяют для подачи бетонной смеси в конструкцию на расстояние не более 20 м с уклоном к горизонту от 5 до 20е.
Виброжелоб представляет собой корытообразную конструкцию из листовой стали. Ширина секции виброжелоба 280 мм, высота 290 мм, длина 4 или 6 м.
Смесь по виброжелобу перемещается в результате круговой или направленной вибрации, возникающей при работе вибратора, установленного на желобе.
Виброжелоба устанавливают на опорные конструкции при помощи подвесок с пружинными амортизаторами.
Производительность виброжелоба зависит от угла наклона к горизонту и от подвижности бетонной смеси. Так, например, при угле наклона 5° и подвижности 1 см производительность составляет 5 м3/ч, при угле наклона 15° и подвижности 8 см производительность 43 м3/ч.
Виброжелоб загружают бетонной смесью виброиитателем, принимающим бетонную смесь из автотранспортных средств. Вибропитатель представляет собой лоток с широкой приемной частью и узкой разгрузочной. Выходное отверстие вибропитателя может быть оборудовано секторным затвором с регулируемым выпуском бетонной смеси.
Направленная вибрация питателя создается установленными на нем вибраторами.
Вместимость вибропитателя 1,6 м3, длина 2560, ширина 2400 и высота 690 мм.
Виброгштатель снабжен полозьями для перемещения его по горизонтали.
Для равномерного распределения бетонной смеси в массивных неармирован-
ных конструкциях применяют малогаба — п /л1 „
ритные электробульдозеры на базе гусе — Секция’виб^хобота б).
НИЧНОГО трактора И оборудованные отва — 7_Эагрузочиаи воровка, 2-
лом электровездеходы на шести ИЛИ че — стальной канат, 8. в — промежу — г гл точный и концевой гасители, 4 —
тырех пиевмокатках. В СВЯЗИ С иеооль — вибратор, 5 —авено обогрева
шим удельным давлением на бетон эти машины легко перемещаются по свежеуложенной бетонной смеси.
Питающий электрокабель подводят к этим машинам сверху через пружинный барабан, удерживающий кабель в натянутом состоянии при любом направлении движения машины в бетонируемом блоке.
Мощность электродвигателя малогабаритного электробульдозера 25 кВт, электровездеходов — по 34 кВт. Производительность машин на разравнивании бетонной смеси достигает 100 м3/ч.
Технология возведения сплошных куполов
В зависимости от диаметра и назначения купола, а также от реальных возможностей монтажной организации сплошные купола проектируются и возводятся по следующим технологиям:
а) поярусная сборка железобетонных плит длинной до 3,0 м с помощью «стяжного устройства» (рис. 6.6);
б) то же, с помощью «фермы-шаблона» (рис. 6.7),
в) сборка целыми укрупненными на месте железобетонными тюками-лепестками (рис. 6.5);
г) устройство монолитного купола.
ВЫДЕРЖИВАНИЕ БЕТОНА В ТЕПЛЯКАХ И ШАТРАХ
Выдерживание бетонных конструкций в замкнутом пространстве позволяет создавать благоприятные тепловлажностные условия твердения бетона.
Замкнутое пространство создают специальными ограждениями: тепляком или шатром, внутри которых размещают нагревательные приборы. Шатры в отличие от тепляков перемещают вверх по мере роста бетонных сооружений. Тепляки демонтируют после выдерживания конструкций и на новом месте собирают вновь.
При выдерживании бетона в тепляках или шатрах на уровне 0,5 м от низа ограждения должна поддерживаться температура не ниже б^С.
Тепляки (рис. 82) охватывают всю бетонируемую конструкцию.
Размеры тепляка в целях экономии тепла принимают минимальными.
Крышу 1 из утепленных щитов устраивают выше бетонируемой конструкции на 2 м, а боковые ограждения 2 на расстоянии 0,5 м от опалубки конструкции.
Тепляки применяют обычно при бетонировании фундаментов и других массивных конструкций. Стенки траншей используют в качестве боковых ограждений.
Обогревают тепляки переносными печами или калориферами, а иногда и системой парового отопления.
Тепляки для выдерживания бетона обходятся дорого, поэтому их применяют лишь в исключительных случаях, когда нельзя использовать способ термоса.
В некоторых случаях при однократном использовании конструкций тепляка рационально применять легкие брезентовые или фанерные тепляки, которые требуют повышенных затрат на их обогрев, но конструкции их дешевле, чем из утепленных щитов. Мож
но также применять тепляки при бетонировании железобетонных перекрытий, опирающихся на выложенные стены. Уложенный бетон при этом обогревают снизу и сверху. Для обогрева бетона сверху устраивают настил из щитов или укрытие из брезента, которое отстоит от бетона на 15—20 см. В это пространство снизу через отверстия в перекрытии подают теплый воздух. Ограждения обогреваемого пространства не должны пропускать испаряемую из бетона влагу. Если влажность воздуха недостаточна, то конструкцию обрызгивают водой, либо вносят в тепляк сосуды с водой.
Шатры (рис. 83) применяют в гидротехническом строительстве при бетонировании массивных блоков. Они охватывают бетонируемый блок сверху и с боков и создают пространство, внутри которого выполняют бетонирование.
Шатер представляет собой жесткую пространственную конструкцию из стальных продольных и поперечных ферм со свисающими по бокам консолями. Консоли несут боковое утепление шатра и воспринимают боковое давление бетона на опалубку 4. Опорами шатра являются колонны 3 из сборного железобетона или металлические. На каждой колонне устанавливают домкраты для подъема шатра на следующую позицию.
Перекрытие шатра делают плоским с системой люков, плотно закрывающихся крышками. Через люки подают в бадьях бетонную смесь и опускают вибропакет 2, поддерживаемый козловым краном 1. Необходимая положительная температура в шатре поддерживается электрокалориферами.
Подвижные шатры обходятся дорого, но в условиях сурового климата и больших объемов работ экономически себя оправдывают.
Состав процесса:  
] — кольцевая опора (стена блока); 2 — смонтированное ребро, 3 — монтируемое ребро, 4 — опорное кольцо; 5 — распорки; 6 — монтируемые распорки, 7 — биссектриса угла, 8 — направление монтажа. — укрупненные блоки покрытия, 1. 4 — порядок установки |
16 Блоки покрытия монтируются в противоположенных панелях купола от центра к краям (рис 6.3, III) с выполнением рабочих горизонтальных швов.
17. Выполняются рабочие стыки (швы) радиальные
18 При железобетонных плитах покрытия швы (горизонтальные и радиальные) замоноличиваются. В этом случае выполняется режим «выдержка бетона» до набора 70% проектной прочности.
19. Демонтируется и убирается монтажная техника и оборудование.
Характерным примером использования модифицированного козлового крана является процесс возведения ребристого купола пролетом 64,5 м Московского цирка на проспекте Вернадского (рис. 6 4).
В центре купола была смонтирована (рис. 6.4) временная центральная металлическая опора высотой 34 м, которая опиралась на бетонное монолитное основание манежа. На верхней площадке центральной опоры было установлено центральное опорное кольцо складок купола На башню, установленную внутри центрального опорного кольца, при помощи Катковой тележки опирался ригель козлового крана грузоподъемностью 30 т. Опора его перемещалась по рельсовому пути, уложенному на кольцевой металлической эстакаде высотой 4,5 м Поступавшие на площадку стальные конструкции купола укрупнялись гусеничным краном в блоки массой до 15 т вне зоны действия радиальноповоротного устройства.
Рис.6.4. Монтаж конструкций купола цирка с помощью радиально-поворотного устройства 1 — временная монтажная опора; 2 — радиально-поворотное устройство, 3 — подкрестовая эстакада |
Укрупненные блоки этим краном передавались в зону действия радиально-поворотного устройства, где на специально установленных ісодезически выверенных стендах-конструкторах собиралась складка купола длиной 32,3 м и массой 30 т. На этих же стендах после і содезической проверки складки сваривали. Складку поднимали к месту установки в наклонном положении До подачи складок радиально — поворотным устройством были установлены все 24 трубчатые колонны, і вязанные системой связей, обеспечивающих их устойчивость. Каждая складка устанавливалась на две колонны и верхним концом состыковывалась с вертикальными ребрами центрального кольца двумя рядами монтажных блоков, после чего узел сваривали.
Гигиена среды
По мере развития общества рамки понятия гигиены расширяются. В дополнение к традиционной санитарии в условиях личной, семейной и коммунальной жизнедеятельности сейчас получила распространение оценка вредного влияния основных экологических параметров среды, которые стимулируют развитие патологических отклонений в организме человека.
Природно-искусственную среду жилой застройки отождествляют с микроклиматом на территории. Понятие микроклимата довольно емкое. Его трактуют как совокупность тепловлажностного режима, экологической чистоты воздуха, воды и почв со зрительным комфортом. Оптимальным сочетанием этих факторов обеспечивают нормальное физиологическое состояние человека, пребывающего на территории. Параметры среды подбирают с учетом функцио-
нального состояния людей. Рассматривают условия, необходимые для работы и другого вида деятельности, активного и пассивного отдыха.
Тепловлажностный режим на территории зависит от климата данного региона и в помещениях квартиры этот фактор очень важен, что связано с метаболизмом — биологическими процессами, которые протекают с образованием и выделением тепла через кожу человека.
Тепловой баланс с окружающей средой обеспечивается, когда выделенное телом тепло полностью рассеивается. Это происходит при температуре поверхности кожи в пределах от 31 до 34°С. Однако ощущение комфортности зависит не только от температуры воздуха, показываемого «сухим» термометром (tcyx), но и увлажненным (tBJi), т. е. относительной влажности фВ, а также от скорости движения воздуха v и лучистого теплообмена. Неблагоприятные сочетания этих факторов затрудняют теплообмен, вызывают усиленную деятельность терморегуляции, сказываются на мышечном и психологическом тонусе человека по следующим причинам.
Относительная влажность воздуха влияет на скорость испарения. В сухой атмосфере влага с поверхности кожи испаряется значительно быстрее, чем во влажной, но при влажности менее 20% пересыхает слизистая оболочка и возрастает восприимчивость к инфекции.
При влажности, превышающей 85%, насыщенный парами воздух препятствует испарительным процессам, и поэтому человек не может чувствовать себя в такой атмосфере комфортно.
Аэрационный режим существенно сказывается на ощущении людей, пребывающих на территории. Движение воздуха способствует проветриванию застройки, влияет на теплообмен человека, усиливает рассеивание тепла с поверхности кожи за счет конвекции. Это происходит, если температура воздуха не достигает 40°С. В застойной атмосфере концентрируются вредные примеси. Соприкасающийся с кожей неподвижный воздушный слой быстро насыщается выделяемой ею влагой и поэтому препятствует дальнейшему испарению. При скорости воздуха до 0,1 м/с среда вызывает чувство духоты, а при скорости более 0,1 м/с сдувает влажный слой, чем обеспечивает непрерывное рассеивание.
Влияние лучистого теплообмена на человека еще недостаточно изучено. В различных источниках высказываются несколько противоречивые мнения, но все авторы сходятся на предположении, что непосредственное влияние лучистой энергии существеннее, чем средняя температура воздуха. Так, если тепловое излучение солнечных лучей повышает так называемую среднюю радиаци-
90
онную температуру на 0,5-0,7°С, то это может быть компенсировано понижением температуры воздуха на 1°С. Установлено, что радиационная температура является комфортной, если она превышает температуру воздуха примерно на 2°С. Когда она ниже на 2°С и более, то вызывает ощущение холода.
Экологическую чистоту среды градостроители оценивают в двух аспектах. С одной стороны, рассматривают загрязнение воздуха разными примесями, связанное с окружением застройки, с другой — оценивают вибрационные, электромагнитные и другие негативные явления.
Под чистотой воздуха подразумевают такое загрязнение, при котором содержание газообразных и твердых примесей не превышает нормативных пределов. В воздухе городов содержится много газообразных частиц, концентрируются так называемые фоновые химические токсичные вещества. Это продукты сгорания автомобильного топлива, производственные отходы и выбросы в атмосферу, образующиеся в результате технологических процессов преобразования токсичных элементов.
В воздухе некоторых городов концентрируются радиоактивные вещества и газы. Их пределы допустимой концентрации (ПДК) могут превышать норму в несколько раз, а облучение людей вызывает необратимые последствия. Нарушается вся деятельность организма, что может привести даже к смерти человека. Многие из токсичных веществ концентрируются в земельном покрове планеты, бассейнах подземных вод и открытых водоемах. Сброс недостаточно очищенных отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, гербицидов и других химических веществ, применяемых для удобрения полей, вызывает накопление вредных веществ в земном покрове, водном бассейне и передается биосфере. В активных городах промышленно развитых стран такое накопление уже перешагнуло ПДК, вызвало рост заболеваний, появление неполноценного потомства и другие экологические бедствия.
Аэрационный режим застройки прежде всего зависит от направления и скорости ветра. Эти параметры обычно бывают отражены на розе ветров, где на векторах румбов отложена повторяемость (в %) ветров определенного направления. Считают, что аэрациональная комфортность застройки обеспечена, если на территории гарантированы оптимальные для данного климатического района России скорости ветра. Они находятся в пределах 1 < Vo < 4 м/с. Участки, где скорость ветра меньше 1 м/с, относятся к непроветриваемым, а более 4 м/с — к зонам продувания, слишком интенсивного проветривания.
Инсоляция территорий — это эффект облучения поверхностей прямыми солнечными лучами. Этому фактору уделяют особое внимание, поскольку солнечные лучи оказывают гигиеническое действие и чисто психологическое тонизирующее влияние на человека. Эффект солнечного облучения зависит от длительности процесса, поэтому инсоляцию измеряют в часах, продолжительность нормируют СНиП. Нормативную продолжительность задают на летнее время года (обычно период от дня весеннего равноденствия до осеннего).
Норма зависит от климатической зоны размещения территории и непрерывности инсоляции. В зоне, расположенной южнее 58° с. ш., продолжительность непрерывной инсоляции в период с 22 марта по 22 сентября может быть ограничена 2,5 ч в день. Для северных широт выше 58° это время увеличивают до 3 ч на период с 22 апреля до 22 августа.
Когда территория или здания частично затенены какими-либо объектами и облучаются с перерывом, нормами предусмотрено увеличение суммарной инсоляции на 0,5 ч, а в условиях плотной и исторически ценной застройки минимальную продолжительность допускают сократить, но не более чем на 0,5 ч. Однако устанавливают и менее жесткие допуски. Их утверждают власти субъектов Федерации.
В новой застройке продолжительность инсоляции регулируют ориентацией зданий относительно стран света. В климатических зонах с умеренным климатом, где опасность перегрева практически отсутствует, здания располагают на местности так, чтобы максимально увеличить продолжительность инсоляции. В зонах с жарким климатом к этому приему подходят с осторожностью. Учитывают возможность нарушения тепловлажностного режима за счет перегрева под действием солнца, а также предусматривают солнцезащитные мероприятия в виде устройства навесов, зеленых насаждений с густой кроной, сокращающих время прямого солнечного облучения территории.
Биологическое влияние представляют как воздействие физических факторов на организм человека. К ним относят звуковые, вибрационные, радиационные и электромагнитные явления, возникающие при работе машин и аппаратов, транспортировании жидкостей и электроэнергии по трубопроводам, кабелям и другим линиям передач.
Шумовое загрязнение связано со звуковыми колебаниями воздуха. Они возникают, если источники шума находятся вблизи застройки. Это могут быть внешние возбудители, например автотранспорт, или внутренние, находящиеся
в здании и не так активно влияющие на застройку.
92
Вибрация — следствие работы неисправного или недостаточно качественного оборудования, например насоса с неотцентрованными вращающимися узлами. Их вибрация передается опорным конструкциям, и если они еще и резонируют, то усиливают колебания, превращая их в мощный источник. Такие источники вибрации могут располагаться не только внутри зданий, но и снаружи. Внешние — это мощное оборудование промышленного предприятия, расположенного вблизи застройки, и особенно уличный и внеуличный транспорт. Наиболее неблагоприятное вибрационное воздействие оказывает рельсовый транспорт. Так, зона действия проходящего поезда распространяется на 50-70 м от железнодорожных путей.
Наиболее опасны колебания, находящиеся в дозвуковом спектре (менее 20 Гц). Они оказывают сильное физиологическое воздействие, могут нарушать пространственную ориентацию, вызывать ощущение усталости, пищеварительные расстройства, головокружение и даже нарушение зрения.
Колебания частот 7-8 Гц часто являются причиной сердечных приступов. Они провоцируют явление резонанса системы кровообращения. Специалисты считают, что повышенная нервозность городских жителей есть следствие инфразвукового излучения, даже слабо выраженного. Борьба же с ним довольно сложна в городе, насыщенном техникой.
Электромагнитное излучение как термин используется в градостроительстве применительно к действию электрических и радиоволн, тепловых, инфракрасных и космических лучей. На территории городов электромагнитные поля возникают от внешних источников. Если застройка расположена вблизи радио — и телевизионных комплексов, локационных установок и других излучателей энергии, линий электропередач и промышленных генераторов, то попадает в зону действия электромагнитного поля. Существуют и внутренние источники такого поля. Это телевизоры, компьютеры и другие бытовые приборы, но они обладают локальным действием и на придомовые участки не распространяются.
Электромагнитные излучения отрицательно сказываются на здоровье людей, если они длительное время пребывают вблизи излучателя энергии. Действие электромагнитных лучей, или, как их называют в быту, блуждающих токов, сходно с последствиями радиационного облучения и человек начинает болеть теми же болезнями. Для защиты от этих токов используют различного рода экраны и защитные конструкции, но самое действенное мероприятие — это
создание так называемых санитарных разрывов вокруг излучателей. В сложив-
93
шейся застройке такое мероприятие часто невыполнимо. Тогда здания трансформируют в учреждения кратковременного пребывания людей.
Зрительный комфорт — это восприятие человеком внешнего вида среды. В зависимости от настроения это ощущение изоляции от окружения или, наоборот, сопричастности к жизни города. Окружающая место жительства ухоженная благоустроенная среда, облагороженные дворовые фасады домов, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, красивая перспектива создают хорошее настроение.
Зрительная изоляция помещений также имеет значение. Помещения квартиры, не просматриваемые соседями через окна, создают у людей ощущение комфортности, так как удовлетворяют заложенную в генах потребность в личном пространстве.
Экологическая ситуация в районе, где расположено жилье, — фактор, приобретающий доминирующее значение. Загазованность и запыленность воздушного бассейна, шумовой, аэрационной и инсоляционный режимы, отсутствие на территории зеленых массивов существенно влияют на комфортность. Нарушение хотя бы одного из этих показаний может свести на нет все преимущества функционального благоустройства жилых территорий.
ПАРОПРОГРЕВ БЕТОНА
Монолитные конструкции подвергают паропрогреву лишь при условии технико-экономического обоснования и невозможности выполнить электропрогрев.
Паропрогрев заключается в создании с помощью пара благоприятных тепловлажностных условий, значительно ускоряющих твердение бетона. Как и электропрогрев, паропрогрев состоит из
стадий разогрева до заданной температуры, изотермического прогрева при этой температуре и остывания.
При паропрогреве температуру в бетоне повышают с такой же интенсивностью, как и при электропрогреве. Максимальная температура прогрева бетона при применении быстротвердеющих цементов не должна превышать 70, портландцемента — 80 и шлакопортландцемента и пуццоланового портландцемента — 90°С.
При прогреве монолитных конструкций из-за больших потерь тепла температура разогрева бетона обычно не превышает 70°С. При такой температуре за 24—28 ч можно получить такую же прочность, как и через 10—15 дней при твердении бетона на воздухе при температуре 15°С.
Длительность изотермического прогрева зависит от вида цемента, температуры прогрева и заданной прочности бетона. Ее можно определять ориентировочно по графикам нарастания прочности (см. рис. 72) с уточнением по результатам испытания контрольных кубов на сжатие. Бетон прогревают насыщенным паром низкого давления. Для этого пар высокого давления предварительно пропускают через редуктор, понижающий давление пара.
Наиболее распространен паропрогрев бетона с применением паровой рубашки. При этом способе устраивают полную или частин^ ную оболочку (рубашку), охватывающую прогреваемую конструкцию или ее элемент вместе с опалубкой и обеспечивающую свободное обтекание поверхности бетона (или опалубки) паром.
Паровые рубашки (рис. 80) устраивают до бетонирования. Ограждения паровых рубашек должны быть плотными, малотеплопроводными и отстоять от опалубки или бетона не более чем на 15 см, образуя пространство для впуска пара. Обычно их делают из утепленных деревянных щитов 2 или фанеры с прокладкой то-
Рис. 80. Схема паровой рубашки для прогрева железобетонных ребристых перекрытий: 1 — гибкий шланг, 2 — утепленные щиты, 3—подкладки, 4 — настил из досок. 5 — толь, 6 —* утеплитель, 7— температурные скважины, 8 — отверстие для пропуска пара, 9— бетон |
ля 5. Щиты плотно пригоняют один к другому, а швы между ними закрывают нащельниками или промазывают глиной.
При паропрогреве ребристых перекрытий паровые рубашки устраивают снизу и сверху. Верхнюю паровую рубашку устраивают только после укладки бетона в перекрытие. Пар для прогрева перекрытия пускают по трубам или гибким шлангам 1 в нижнюю паровую рубашку. Обычно на каждые 5—8 м2 поверхности перекрытия делают один ввод. Для пропуска пара в верхнюю паровую рубашку в плите при укладке бетона оставляют специальные от — 7 верстия 8 размером 10Х 10 см.
Паровую рубашку для колонн, балок, прогонов, ригелей и арок собирают из инвентарных утепленных щитов. Пар впускают через каждые 2—3 м по длине балки или прогона и через 3—4 м по высоте колонны в отдельные отсеки паровой рубашки.
При прогреве перегородок и стен паровую рубашку устраивают только с одной стороны, противоположной бетонированию. С другой стороны по мере укладки бетонной смеси опалубку наращивают и утепляют. При таком одностороннем прогреве вследствие небольшой толщины конструкции температура бетона на поверхности под утепленной опалубкой будет лишь немного ниже, чем на поверхности, обращенной к паровой рубашке.
Для равномерного распределения пара в рубашке его вводят через парораспределительный короб.
Вертикально расположенные элементы прогревают и в так называемой капиллярной опалубке, представляющей собой видоизмененную обычную опалубку из досок толщиной 38 мм. Преимущество капиллярной опалубки по сравнению с паровой рубашкой заключается в том, что на нее меньше затрачивается лесоматериалов и теплоизоляции.
В капиллярной опалубке (рис. 81) пар проходит по узким треугольным или четырехугольным вертикальным каналам (капиллярам) 1, которые делают в щитах опалубки 3 со стороны, обращенной к бетону. Для образования каналов стесывают кромки досок опалубки или выбирают в досках четверти и затем перекрывают полученные пазы полосками 2 кровельной стали.
Пар поступает в распределительные коробы, располагаемые обычно внизу колонн или стен, а оттуда через просверленные в опалубке отверстия в капилляры, по которым движется в вертикальном направлении. Сверху капилляры во избежание попадания в них бетона закрывают деревянными пробками, а пар выходит через отверстия, просверленные сбоку в верхней части капилляров. При высоте колонн более 3,5 м устраивают дополнительный ввод пара по середине колонн.
Для предварительного прогрева опалубки пар пускают за 20 — 30 мин до начала бетонирования. Для выпуска конденсата в парораспределительных коробах предусматривают отверстия, закрываемые пробками.
Способы укладки бетонной смеси
Качество бетона в сооружении во многом зависит от правильной укладки бетонной смеси при бетонировании. Смесь должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным частям сооружения и полностью (без каких-либо пустот) заполнять объем бетонируемой части сооружения.
Укладка бетонной смеси включает в себя следующие процессы: подачу бетонной смеси в бетонируемую конструкцию, распределение (разравнивание) и уплотнение ее.
Для подачи бетонной смеси в конструкцию применяют бадьи и ковши в сочетании с различными кранами, ленточные конвейеры и бетоноукладчики, бетононасосы и пневмонагнетатели, хоботы и виброхоботы, виброжелоба. В ряде случаев, например при строительстве дорог, аэродромных покрытий, пологих откосов каналов и дамб и других подобных сооружений, бетонную смесь, доставляемую автотранспортными средствами, выгружают непосредственно на место укладки без применения механизмов.
Высота свободного сбрасывания бетонной смеси при подаче ее в армированные конструкции не должна превышать 2 м, а при подаче на перекрытие—1 м, за исключением колонн без перекрещивающихся хомутов арматуры со сторонами сечения от 0,4 до 0,8 м, когда высота сбрасывания в опалубку достигает 5 м.
Допускаемую высоту сбрасывания бетонной смеси в опалубку неармированных конструкций устанавливает строительная лаборатория. При этом учитывают сохранение однородности и прочности бетона, а также целостность основания и опалубки. Высота сбрасывания не должна превышать 6 м. При подаче бетонной смеси с большей высоты в местах, где невозможно опустить бадью краном, применяют виброжелоба, наклонные лотки, вертикальные хоботы, а при высоте более 10 м — виброхоботы с гасителями.
Высота свободного сбрасывания бетонной смеси на пористых заполнителях при укладке в вертикальную опалубку не должна превышать 1,5 м, а при подаче на горизонтальную опалубку 0,7 м. Допускается свободное сбрасывание бетонной смеси с большей высоты при введении в смесь добавок, понижающих ее расслоение.
В бетонируемой конструкции смесь распределяют горизонтальными слоями одинаковой толщины, укладываемыми в одном направлении (рис. 95, а).
Рис. 95. Бетонирование горизонтальными слоями (а) и ступенями (б): 1 — уложенная бетонная смесь, 2 — новый слой бетонной смеси, Н не более 1,5 м |
Толщина укладываемого слоя бетонной смеси зависит от средств уплотнения. При использовании тяжелых подвесных глубинных вибраторов толщина укладываемого слоя на 5… 10 см меньше длины рабочей части вибратора, если вибратор расположен вертикально. При наклонном расположении вибратора (под углом до 35° к вертикали) толщину слоя принимают равной величине проекции рабочей части вибратора на вертикаль.
При использовании ручных глубинных вибраторов толщина укладываемого слоя не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора.
При уплотнении бетонной смеси поверхностными вибраторами толщина слоя не должна превышать 250 мм в конструкциях неар — мированных или армированных одиночной арматурой и 120 мм в конструкциях с двойной арматурой.
При уплотнении наружными вибраторами толщину слоев бетонной смеси определяют опытным путем в зависимости от сечения конструкции, мощности вибраторов, шага их расстановки и характеристики бетонной смеси.
При распределении смеси перекидывать ее во избежание расслоения можно лишь в исключительных случаях; двойная перекидка не допускается.
Каждый укладываемый слой бетонной смеси тщательно уплотняют до начала укладки следующего. Продолжительность укладки слоя ограничивается временем начала схватывания цемента. Перекрытие предыдущего слоя последующим должно быть выполнено до начала схватывания цемента в предыдущем слое.
Время укладки и перекрытия слоев устанавливает лаборатория. Зависит время от температуры наружного воздуха, условий
и свойств применяемого цемента. Ориентировочно оно составляет около 2 ч.
Если время укладки слоя превышает установленный лабораторией срок, то при виброуплотнении последующего слоя нарушается монолитность бетона предыдущего слоя, поэтому бетонирование следует прекращать. Возобновлять бетонирование можно только при достижении бетоном прочности на сжатие не менее 1,5 МПа. Момент достижения бетоном такой прочности определяют в лаборатории.
В месте контакта ранее уложенной бетонной смеси со свеже — уложенной образуется так называемый рабочий шов. Чтобы обеспечить хорошее сцепление ранее уложенной смеси со свежеуложен — ной, поверхность ранее уложенного слоя оставляют неровной (не заглаживают) и очищают от цементной пленки водяной или воздушной струей по окончании схватывания цемента.
На больших массивах иногда невозможно перекрыть предыдущий слой бетона до начала схватывания в нем цемента. В связи с этим на некоторых строительствах укладывают бетонную смесь ступенями (рис. 95, б) с одновременной укладкой двух-трех слоев. При бетонировании ступенями отпадает необходимость перекрывать слои на всей площади массива. В этом случае применяют жесткую бетонную смесь и перекрывают только ступени.
Укладка ступенями допускается при соблюдении детально разработанной технологии бетонирования. Этот способ применяют при бетонировании гидротехнических сооружений длинными блоками с отношением длины к ширине более 2. В отечественном строительстве известны примеры бетонирования блоками длиной 70 и шириной 15 м.
В гидротехническом строительстве бетонируют также блоки большой площади сразу на всю высоту одним горизонтальным слоем толщиной до 100 см. В этом случае продолжительность укладки слоя не зависит от времени начала схватывания цемента. Но между каждым уложенным слоем и предыдущим образуется рабочий шов, требующий обработки.
При бетонировании сооружений необходимо наблюдать за неизменностью положения опалубки, арматуры и закладных частей. Пока бетонная смесь не затвердела, некоторые смещения от проектного положения можно легко устранить.
Во время бетонирования необходимо систематически очищать арматуру, опалубку и закладные части от налипшего раствора, а также защищать бетонируемую конструкцию от дождя. Размытый дождем бетон из конструкции необходимо удалить.
Монолитные бетонные и железобетонные сооружения желательно возводить без швов. Но при строительстве крупных сооружений выполнить это требование полностью невозможно, так как в монолитных сооружениях под влиянием колебаний температуры и неравномерной осадки образовались бы трещины. Поэтому крупные бетонные и железобетонные сооружения разбивают на секции деформационными сквозными швами.
Деформационные швы заполняют прокладками или закрывают битумными шпонками (уплотняющей преградой) для водонепроницаемости (в гидросооружениях).
Сооружение или его секции между деформационными швами временно разбивают дополнительными швами на бетонируемые без перерыва меньшие части, называемые блоками или участками бетонирования. Разбивка на блоки требуется как для снижения усадочных и температурных деформаций бетона, связанных с тепловыделением при схватывании и твердении цемента, так и из-за ограничения площади бетонируемого участка, необходимого для своевременного перекрытия слоев при бетонировании. Такие швы называют строительными или усадочными.
Поскольку большинство сооружений приходится бетонировать с перерывами (например, для установки опалубки и арматуры), то в местах перерыва бетонирования образуются рабочие швы. Их совмещают со строительными и усадочными. Поэтому расстояние между строительными швами устанавливают в проекте с учетом условий производства работ на основе технико-экономических расчетов.
Для ускорения и удешевления строительства целесообразно размеры блоков в плане принимать возможно ббльшими, а следовательно, возможно ббльшими и расстояния между строительными и рабочими швами, так как при этом уменьшается объем опалубочных и подготовительных работ на сооружении.