Архивы за 03.10.2015
ПРОИЗВОДСТВО АРМАТУРНЫХ РАБОТ. НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ. . Транспортирование и складирование арматуры
Арматурная сталь с металлургических заводов на склады арматурных цехов и строительных площадок поступает в основном железнодорожным транспортом в открытых вагонах. Поступившую стержневую арматурную сталь после проверки по сертификатам держат на стеллажах под навесом или в закрытых холодных складах рассортированной по маркам, диаметрам, длинам и партиям.
Арматурную сталь в бухтах и товарные сетки складывают под навесом на бетонном полу или деревянных подкладках. В закрытых складах бухты хранят в специальных металлических или железобетонных отсеках (бункерах).
Холоднотянутую углеродистую проволоку, канаты и другую напрягаемую арматуру для предварительно напряженных железобетонных конструкций складывают в сухом закрытом помещении. Арматуру с механическими повреждениями, кавернами и вмятинами нельзя применять в качестве напрягаемой.
Ярлыки хранимой арматуры должны быть ясно видны. Кроме того, на стеллажах следует вешать пластины, в которых указывают класс, диаметр и марку арматурной стали.
В качестве внутрицехового транспорта на складах в зависимости от их объема и местных условий используют мостовые, козловые и башенные краны, а также автомобильные краны и автопогрузчики.
Если на склад проложен рельсовый путь, то от штабелей до ближайшего рельса оставляют расстояние для прохода не менее 2 м. Ширина прохода между штабелями стержневой арматуры или пакетами сеток должна быть не менее 1 м. При погрузке, перевозке, выгрузке и складировании готовых арматурных каркасов нужно предохранять их от возможных повреждений.
Арматурные изделия подают к месту их установки комплектно и складируют с учетом последовательности подачи их на монтаж или в соответствии с проектом производства работ.
Места строповки тяжелых арматурных конструкций должны быть заранее размечены. Временное крепление монтируемых арматурных пространственных каркасов следует выполнять в соответствии с проектом производства работ.
Элементы и правила каменной кладки
Каменная кладка подразделяется на кладку из обыкновенного глиняного кирпича, силикатного кирпича, легкобетонных, керамических и природных камней. При выборе материалов учитываются различные факторы (эстетический, экономический и др.), а также нормативно-технические требования. Например, цокольная часть зданий должна выполняться из полнотелого глиняного кирпича. Применение для этих целей силикатного или пустотелого кирпича не допускается.
Все грани естественных и искусственных камней прямоугольной формы имеют свои названия. Верхняя и нижняя грани называются соответственно верхней и нижней постелью (платком), длинная боковая грань — ложком, короткая — тычком.
Ряд камней, уложенных вдоль стены ложком, называется ложковым, а тычком — тычковым. Крайние ряды камней в ряду кладки, образующие лицевую поверхность кладки, называются верстой, внутренние (уложенные между верстами) — забуткой. Версты делятся на наружные, расположенные со стороны фасада здания, и внутренние — изнутри здания. Элементы кладки представлены на рис. 6.1, а.
При кладке могут использоваться как целые кирпичи и камни, так и их части, получаемые колкой или теской, кратные четверти длины целого. Они имеют соответствующие названия: четвертка, половинка, трсхчствертка (рис. 6.1, б).
Каменная кладка может быть различной степени сложности. Стены выполняют с проемами и без них (глухими). Они могут иметь напуски — выступы кирпича на лицевую поверхность, пояски — напуск нескольких рядов кладки, обрезы —
|
Рис. 6.1. Элементы и обрывы кладки: а — элементы кладки; б — части кирпича (целый, трехчетвертка, половинка, четвертка); в, г — убежные штрабы; д — вертикальная штраба в месте примыкания другой стены; е — то же, на прямом участке; 1 — кирпич, уложенный тычком; 2 — горизонтальный шов; 3 — вертикальный поперечный шов; 4 — забутка; 5 — кирпич, уложенный ложком; 6 — вертикальный продольный шов |
видимое с фасада уменьшение толщины кладки, уступы — смещение плоскости кладки от основной плоскости стены и другие детали. Могут также устраиваться ниши — углубления в стене, кратные половине камня, или пилястры — выступы в виде вертикальных прямоугольных столбов, выкладываемые вперевязку со стеной. Углубления в стене для размещения трубопроводов, электрических кабелей и прочих скрытых проводок называются бороздами. После монтажа проводок их заделывают заподлицо с плоскостью стены.
Места временного вынужденного обрыва кладки (в основном — на смежных захватках или в местах примыканий стен) — штрабы, выкладывают так, чтобы при возобновлении работ обеспечить перевязку новой части кладки с ранее возведенной. Штрабы могут быть выполнены по-разному. Они бывают наклонные — убе&ные (рис. 6.1, в, г) и вертикальные (рис. 6.1, д, ё).
Убежная іптраба по сравнению с вертикальной обеспечивает лучшую связь соединяемых участков стен. Убежными штрабами в виде небольших участков стен высотой до шести рядов выкладываются на наружных верстах маяки (маячная штраба), которые используются в процессе кладки для закрепления причалок.
В вертикальные штрабы для надежности соединений кладки закладываются сетки (арматура) не реже чем через 1,5 м по высоте кладки, а также в уровне каждого перекрытия с продольными стержнями диаметром не более 6 мм и поперечными — не более 3 мм. Число продольных стержней арматуры принимается из расчета: один стержень на каждые 12 см толщины стены, но не менее двух при толщине стены 12 см.
Разность высот вынужденных обрывов кладки не должна превышать высоты этажа (но не более 4 м), разность высот смежных участков кладки фундаментов — не более 1,2 м.
Раствор, находящийся между смежными камнями, образует шов. Прочность раствора меньше прочности каменного материала, поэтому с увеличением толщины шва уменьшается прочность кладки. Кроме того, при перерасходе раствора, из-за его увеличенной по сравнению с кирпичом эксплуатационной влажности, возведенная стена по теплотехническим и комфортно-климатическим условиям уступает стене с тонким швом. Нормативная толщина горизонтальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы должна составлять 12 мм (допускается от 10 до 15 мм), вертикальных швов — 10±2 мм.
Степень заполнения швов кладки раствором зависит от последующей отделки стен. Если наружные поверхности стен не оштукатуриваются, то кладку ведут с полным заполнением шва. Излишек раствора при этом выдавливается кирпичом на лицевую сторону стены и подрезается мастерком — кладка выполняется вподрезку. Ей можно придать любую форму: выпуклую, вогнутую, прямоугольную, треугольную и другую, применяя расшивки с различными очертаниями рабочих частей. Такая кладка называется под расшивку. Если же стена в дальнейшем оштукатуривается или облицовывается, то для лучшей связи штукатурного или облицовочного слоя с кладкой швы примерно на глубину 1 см не заполняются раствором. Такая кладка называется впустошовку.
Толщина кладки стен назначается кратной половине кирпича или камня: ‘/2; 1; 1 ‘/2; 2; 2’/2; 3. Толщина стен назначается с учетом вертикальных швов. Поэтому толщина кирпичной стены в один кирпич равна длине кирпича — 25 см; в полтора кирпича (25 + 1 + 12) — 38 см; в два кирпича (25 + 1 + 25) — 51 см; в два с половиной кирпича (25 + 1 + 25 + 1 + 12) — 64 см и т. д.
Высота рядов кладки складывается из высоты камней (кирпича) и толщины горизонтальных швов. Высота рядов кладки из кирпича толщиной 65 мм с учетом средней толщины шва 12 мм будет составлять 77 мм, из кирпича высотой 88 мм (88 + 12) — 100 мм.
Правила каменной кладки. Каменная кладка должна выполняться с соблюдением следующих правил.
1- е правило. Каменную кладку необходимо вести рядами, Параллельными между собой и перпендикулярными к направлению действующей. нагрузки (так как камень и растворы хорошо работают на сжатие, а на изгиб и сдвиг — плохо),
2- е правило. Швы, разграничивающие камни^ должны быть взаимно перпендикулярны и перпендикулярны к постели. При этом одна система плоскостей должна быть перпендикулярна к лицевой поверхности клддки, другая — параллельна ей. Отклонения приводят к образованию клина и сдвигающих усилий.
3- є правило. Вертикальные швы в смежных рядах кладки должны перекрываться камнями вышележащих рядов, т. е. должны быть перевязаны. В противном случае нагрузка на кладку не распределяется на всю конструкцию, швы могут расшириться, а кладка разрушится. Перевязка кладки считается достаточной, если составляет а > 0,4h (где h — высота камня), но не менее 45 мм.
Определенный порядок в укладке камней называется системой перевязки, Для обеспечения монолитности стены кладку ведут с перекрытием вертикальных швов в каждом последующем ряду. Допускается вариант, когда вдоль стены кладку можно перевязывать в каждом ряду, а поперек стены — только через несколько рядов.
При проектировании конструкции учитываются все возможные нагрузки на кладку, производятся соответствующие расчеты с проверкой на прочность (от вертикальных нагрузок) и устойчивость (от горизонтальных нагрузок) и назначаются параметры кладки. В рабочих чертежах указываются не только форма и размеры кладки, но и марки каменных материалов и раствора. На прочностные характеристики кладки оказывают влияние все ее компоненты: марки кирпича или камня и раствора, толщина и плотность швов, форма и размеры кладки.
Кроме того, конструкция кладки должна соответствовать экологическим и тепло — и звукоизоляционным требованиям. Поэтому для конструкций наружных стен, кроме проверки на прочность и устойчивость, проводится теплорас — чет и определяются границы «точки росы». Другие характеристики кладки должны соответствовать действующим нормативно-техническим документам.
Из-за неровностей постели камня, неодинаковой толщины и плотности горизонтальных швов кладки (что зависит от тщательности перемешивания раствора, степени разравнивания и обжатия его при укладке камня, условий твердения, различных упругопластичных свойств раствора и камня и др.) в каменной кладке возникает сложное напряженное состояние и отдельные камни (кирпичи) работают не только на сжатие, но и на изгиб, на растяжение, срез и местное сжатие. Поэтому очевидно, что прочностные характеристики кладки зависят от
квалификации рабочего, выполняющего ее. Установлено, что кладка, выполненная высококвалифицированным каменщиком, прочнее (на 20—30%), чем выполненная рабочим средней квалификации.
На кладку действуют не только вертикальные нагрузки, но и горизонтальные, например ветровые. Способность кладки сохранять свое проектное положение при их действии называется устойчивостью. Чем больше толщина кладки и меньше ее высота, ниже ветровые нагрузки на данной местности, тем выше устойчивость кладки. По действующим нормам высота возведения свободно стоящих каменных стен (без укладки перекрытий или покрытий) не должна превышать значений; указанных в табл. 6.1. При необходимости возведения свободно стоящих стен большей высоты должны применяться временные крепления, обеспечивающие устойчивость стен во время производства работ.
Таблица 6.1 Предельная высота возведения свободно стоящих каменных стен (без укладки перекрытий или покрытий)
|
Примечание. При скоростях ветра, имеющих промежуточные значения, допустимая высота свободно стоящих стен определяется интерполированием.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Расход материала для изготовления форм зависит в первую — очередь от объема изделий, он относительно уменьшается с увели-; чением размеров бетонируемого изделия. Большое значение имеете также конструкция форм, так, например, в пакетных формах рас — ходуется на 1 м? изделия на 25—30% меньше материалов, чем вГ одиночных формах. ‘
Расход стали на изготовление форм для различных изделий при-* веден в табл. 29 и 30.
Таблица 29;• Расход стали на металлические формы (по данным Главмосжелезобетона)
|
Расход стали на одиночные и пакетные формы в бетонируемых изделий |
Таблица 30 зависимости от типа |
|||||
Объем |
Вес метал |
Вес фор |
||||
бетона в |
лической |
мы на 1 м8 |
||||
Наименование и марка изделия |
изделии |
формы |
изделия |
Примечания |
||
в |
м3 |
в кг |
в кг |
|||
Фундаментный блок БФ-12 . . . |
1 |
845 |
845 |
|||
Стеновой блок СБ-4…………………… |
0,52 |
597 |
1 150 |
|||
Протон РВ-22 |
0, |
166 |
429,6 |
1 290 |
Форма па |
|
кетная на 2 |
||||||
прогона |
||||||
Ригель РК-20-4,5…………………………. |
0,199 |
487 |
его |
.Форма па |
||
кетная на 4 |
||||||
ригеля |
||||||
Блок мусоропровода: |
||||||
БМ-1…………………………………. — |
0,44 |
723,7 |
1640 |
|||
БМ-3…………………………….. . • . |
0,78 |
959,5 |
1230 |
|||
Электропанель ЭП-1………………….. |
0,45 |
652,4 |
1450 |
. , ■ |
||
Стоимость форм, приходящаяся на 1 |
м* готового изделия, опре- |
|||||
деляется их оборачиваемостью |
и |
видом бетонируемого изделия. |
||||
Примерные данные стоимости форм при расчетном количестве обо- |
||||||
ротов приведены в табл. 31. |
||||||
• |
Таблица 31 |
|||||
Средняя стоимость форм на 1 м* изделия (в руб.) |
||||||
Сложность изделий |
||||||
Конструкция форм |
мелкие, слож |
изделия сред |
крупные, про |
|||
ные изделия |
ней сложности |
стые изделия |
||||
Деревянные сборно-разборные. . |
. 96,6 |
38 |
18,4 |
|||
Дерево-металлические сборно-разбор- |
ч |
|||||
ные…………………………………………… . • |
64,4 |
25 |
12,3 |
|||
Металлические сборно-разборные . |
36 |
11 |
3,1 |
|||
Деревометаллические опрокидные |
14,3 |
10,8 |
гл |
|||
Матрицы железобетонные |
33,3 |
10 1 • і |
||||
• |
ч * |
’ 5 ? 1 ’ |
. or |
Правила техники безопасности при работе по армированию предварительно напряженных конструкций
К обслуживанию натяжных устройств и работе по заготовке и натяжению арматуры допускаются лица, изучившие устройство оборудования (натяжных домкратов, насосных станций, намоточных машин), правила его эксплуатации, технологию натяжения арматуры и сдавшие экзамен по технике безопасности.
Операция натяжения наиболее опасна по сравнению с другими операциями изготовления предварительно напряженных железобетонных конструкций, поэтому должны быть предусмотрены и строго выполняться меры предосторожности на случай обрыва арматуры.
После того как установлены все машины и механизмы, смонтированы подводки электроэнергии, воды и оборудовано рабочее место, до начала работ все механизмы должны быть испытаны. Усилие натяжения при испытании должно превышать на 10% фактическую максимальную нагрузку. Стендовые линии, силовые формы, поддоны, инвентарные тяги и захватные приспособления перед сдачей в эскплуатацию подвергают статическим испытаниям на нагрузку, превышающую проектную на 25%. Так же испытано должно быть оборудование после ремонта и не реже одного раза в три месяца при нормальной эксплуатации.
Причинами несчастного случая могут быть разрыв стержня или проволоки; обрыв концевого анкера или проскальзывание арматурного элемента в инвентарном зажиме в процессе натяжения; обрыв инвентарных тяг и захватных приспособлений; ранение концом упругого каната или проволоки при заправке их в анкер; поражение электрическим током.
Для предупреждения несчастного случая во время натяжения арматуры никаких работ на стенде, поддоне или форме производить нельзя.
Для лиц, участвующих в проведении операции натяжения, должна быть обеспечена эффективная защита щитами, способными остановить летящий арматурный элемент. Эти щиты должны быть выполнены из железобетона или прочной древесины. Торцовые щиты из проволочных сеток не допускаются, так как оборванные проволоки и канаты могут пролетать через отверстия в сетке.
На рис. 49 изображены конструкции предохранительных ограждений, устанавливаемых на поддонах около анкерных устройств. При механическом натяжении такие ограждения нужно ставить со стороны, противоположной домкратам. При электротермическом натяжении их ставят у обоих концов арматуры, укладываемой в упоры форм. Необходимо также предусматривать установку щитов, защитных сеток, инвентарных хомутов и козырьков, предупреждающих выброс захватов и оборвавшихся стержней в стороны и вверх от продольной оси арматуры.
Перед началом натяжения арматуры мастер или бригадир
должен проверить состояние гидродомкратов, надежность крепления зажимов в захватах, устройств, регистрирующих усилие натяжения, а также состояние арматурных элементов.
Запрещается работать при неисправных механизмах и приборах, при отсутствии или некачественном заземляющем устройстве электрооборудования, при течи масла в гидросистеме, а также
Рис. 49. Предохранительные ограждения, устанавливаемые у концов напрягаемой арматуры на поддонах: / — ограждение, 2 —упор, S — напрягаемые арматурные стержни, 4—поверхность поддона |
осматривать, ремонтировать, чистить, вытирать и смазывать дви — жущиеся части гидродомкрата и насосной станции при работе механизмов.
На рабочем месте у оборудования натяжения арматуры должны быть вывешены диаграмма и таблица требуемых и предельных величин натяжения арматуры разных диаметров и типов. Выход рабочих на стенд для устранения каких-либо дефектов в натянутой арматуре запрещается до снижения натяжения арматуры. Устранение дефектов в напрягаемой арматуре разрешается при усилии натяжения арматуры не свыше 0,2 от контролируемого.
Ненапрягаемую арматуру и закладные детали, которые не могут быть смонтированы до натяжения арматуры, следует устанавливать после первого этапа натяжения пакетов до усилия 40…50% проектнбб величины.
При работе на установках для электронагрева арматуры рабочие должны соблюдать следующие правила: работать только на
исправном оборудовании и в резиновой обуви; вынимать арматуру из контактов и укладывать ее в упоры стендов, кассет и форм после выключения тока;
нагретую арматуру брать за холодные концы только в рукавицах, а при захвате за горячие участки стержней пользоваться крюками, вилочными захватами или термостойкими рукавицами;
после укладки арматуры устанавливать в рабочее положение предохранительные козырьки и другие ограждающие устройства* предусмотренные при изготовлении данного изделия;
не находиться на форме, поддоне или стенде до полного охлаждения стержней, проволоки или канатов.
При отпуске натяжения арматуры запрещается находиться на концах стендовых линий, а также в непосредственной близости к оборудованию для отпуска натяжения, к анкерным устройствам к свободным участкам арматуры. Обрезать арматуру в торцах конструкций следует после полного отпуска натяжения. Отпущенную арматуру необходимо перерезать в строгом соответствии с правилами техники безопасности, принятыми при распалубке изделий.
В течение всего срока службы оборудования необходимо вести записи в журнале, где следует указывать дату ввода в действие оборудования; сроки технических осмотров и выполненных ремонтов; сроки градуировки домкратов и манометров для них; случаи аварий, причины их возникновения и меры, принятые для их устранения.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФОРМ. НА ПОЛИГОНЕ
Каждая форма при поступлении ее на полигон должна прохо4 дить в собранном виде проверку, при которой устанавливается ее! соответствие проектным размерам, прямолинейность и ровность! плоскостей, а также качество сварки и надежность подъемных пе+ тель. Проверку форм проводят с участием мастера и бригадира^ которые в последующем будут эксплуатировать форму и отвечать; за ее состояние и сохранность.
При проверке формы устанавливается ее соответствие паспорт-‘ ным данным и правильность расположения отверстий и приспособлений, необходимых для крепления закладных деталей, вкладышей и т. д. Для деревянных форм определяется электровлагомером влажность древесины. Проверкой устанавливается, находятся ли отклонения размеров формы в пределах допусков, приведенных в табл. 28 или указанных ,в технических условиях. Принятая форма как для обычных, так и для предварительно напряженных изделий должна также отвечать следующим требованиям «Временных указаний по эксплуатации форм» (ВСН-97-57 МСПМХП СССР);
а) неперпендикулярность бортов к поддону не должна превышать 1.% от высоты борта; б) кривизна рабочей поверхности листов под-
дона не должна превышать 1—1,5 мм на 1 м длины и 2—3 мм на всю длину; в) зазоры между соприкасающимися элементами в собранной форме не должны быть более 1 мм.
В формах, предназначенных для изготовления предварительно напряженных изделий, особенно тщательно проверяют соответствие проектным размерам торцовых диафрагм, точность и качество выполнения в них прорезей и отверстий для пропуска арматуры.
Формы, не отвечающие приведенным требованиям, не могут быть пущены в производство до исправления всех отмеченных при приемке дефектов. Окончательная приемка включает также проверку внешнего вида и размеров первого изделия, изготовленного в проверяемой форме.
При подъеме формы крюки траверсы должны закрепляться только за предусмотренные проектом петли и не менее чем в четырех местах. В деревянных формах должны быть предусмотрены между тросами и прикасающимися к ним деревянными элементами прокладки, предохраняющие форму от вмятин и других повреждений.
При сборке форм сначала устанавливают ее продольные борта, а затем поперечные. В процессе эксплуатации форм внимательно следят за состоянием шарниров и скрепляющих устройств и регулярно, не реже одного раза — в неделю, их смазывают машинным маслом.
Если поддоны или формы с отформованными изделиями устанавливают в пропарочных камерах в несколько ярусов, то между ярусами прокладывают строго по вертикали деревянные прокладки или другие опоры, обеспечивающие равномерную передачу нагрузки от верхних форм на нижние, горизонтальное положение и неизменяемость формы. Между деревянными формами прокладки устанавливают на расстоянии не более 0,8—1 м.
Распалубку изделий, бетонируемых в сборно-разборных формах, осуществляют после получения бетоном требуемой прочности и начинают с удаления схваток, фиксаторов, клиньев, подъема накидных крюков и других закрепляющих деталей, после чего снимают или отодвигают в сторону торцовые и продольные борта формы. При шарнирном креплении к поддону борта форм отводят в сторону при помощи рычагов. Во избежание повреждения запрещается применять при распалубке кувалды, ломы и тому подобные инструменты.
После разборки форм их поверхности, соприкасающиеся с бетоном, немедленно тщательно очищают при помощи стальных скребков, электрощеток для чистки форм типа И-54 или ручных металлических щеток. Задержка с очисткой форм может вызвать повреждение их при подъеме и соединении бортов из-за частиц затвердевшего бетона, оставшегося между отдельными элементами формы. Наружные, нерабочие поверхности формы очищают от раствора и бетонной смеси непосредственно после формования изделия.
При длительном хранении форм без использования места их соединений и шарниры, а также металлические детали деревянных форм тщательно смазывают толстым слоем густого машинного масла и закрывают формы сверху и с боков для предохранения от дождя и снега. Склад форм располагают в зоне действия кранов, обслуживающих полигон. При укладке форм в штабель между ними устанавливают прокладки и следят за горизонтальностью укладки форм. В штабель, в зависимости от высоты форм укладывают от 5 до 15 форм одного типа с тем, чтобы общая его высота не превышала 3 м, при этом следят за тем, чтобы марка форм была расположена с одной стороны — в сторону прохода.
Прокладки под штабель, укладываемые на грунт, должны иметь высоту не менее 100 мм для металлических и не менее 200 мм для деревянных форм. Подкладки и прокладки укладывают строго по вертикали — одна под другой; толщина прокладок в штабеле деревянных форм должна обеспечить их хорошее проветривание и принимается равной не менее 50 мм.
Инженерно-геодезические изыскания
Инженерно-геодезические изыскания (ИГИ) включают в себя следующие работы:
— сбор материалов топографической и геодезической изученности;
— построение съемочной сети;
— специальные съемочные и разбивочные работы;
— основные геодезические работы;
— топографические съемки;
— отчетные материалы.
Программа ИГИ должна содержать:
— сведения о геодезической и топографической изученности района работ о наличии материалов изысканий прошлых лет;
— обоснование намечаемых видов геодезических и топографических работ, масштаба съемки и высоты сечения рельефа;
— проект основных геодезических работ (триангуляция, трилатерация, полигонометрия, нивелирование) с расчетом точности проектируемой плановой и высотной съемочной сети;
— обоснование применяемой методики техники и последовательности производства работ.
К программе обязательно прикладываются графические материалы — схемы и картограммы, отображающие назначение, местоположение и основное содержание геодезических и топографических работ.
При наличии неблагоприятных физико-геологических процессов и явлений в районе намечаемого строительства в программе работ следует предусматривать проведение специальных инструментальных наблюдений и специальных видов топографической съемки.
Техническое задание на ИГИ должно включать в себя:
— сведения о местоположении района или участков изысканий;
— данные о назначении и категории ответственности проектируемых зданий и сооружений;
— перечень необходимых для проектирования геодезических и топографических материалов с указанием масштаба и высоты сечения рельефа;
— требования, предъявляемые к точности топографо-геодезических работ;
— сроки и порядок представления отчетных материалов по этапам выполнения изыскательских работ.
При инженерно-геодезических изысканиях для подготовки документов территориального планирования срок давности непосредственного использования топографических карт должен составлять, как правило (если они соответствуют современному состоянию местности), не более 10 лет со дня их выпуска [21; 30; 32].
При инженерно-геодезических изысканиях для подготовки документации по планировке территорий срок давности непосредственного использования материалов топографических планов должен составлять, как правило (если они соответствуют современному состоянию местности), не более двух лет со дня их выпуска.
Достоверность топографических карт и планов на их соответствие современному состоянию местности проверяют по данным аэросъемки или результатам дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), выполненным в более поздний период.
Срок давности использования материалов и данных топографогеодезических работ для изучения опасных природных и техноприродных процессов устанавливают в программе инженерных изысканий или геотехнического мониторинга.
Геодезической основой при производстве инженерно-геодезических изысканий служат:
— пункты государственной геодезической сети I, II, III и IV классов;
— пункты государственной нивелирной сети I, II, III и IV классов;
— пункты геодезических сетей сгущения I и II разрядов;
— пункты государственной геодезической спутниковой сети I класса (СГС-1) и при необходимости пункты фундаментальной астрономо-геодезической сети (ФАГС) и высокоточной геодезической сети (ВГС);
— пункты опорных межевых сетей (ОМС5 и ОМС10);
— пункты опорной геодезической сети;
— пункты геодезических сетей специального назначения для строительства;
— пункты (точки) планово-высотной съемочной геодезической сети.
Координаты и высоты пунктов государственных геодезических сетей
должны вычисляться в принятых в Российской Федерации системах прямоугольных координат на плоскости в проекции Гаусса — Крюгера в Балтийской системе высот 1977 года [30].
Координаты и высоты пунктов опорных и съемочных геодезических сетей при выполнении инженерных изысканий должны вычисляться в принятых в системах координат и высот, определенных в техническом задании, в установленном порядке [32].
Данные о плановой и высотной системе координат, а также технические данные пересчета координат из одной системы в другую устанавливают соответствующие органы государственного геодезического надзора.
В городских и сельских поселениях, а также в районах промышленных производственных комплексов и предприятий геодезические сети развиваются в ранее принятых системах координат и высот с обеспечением связи с государственной системой координат СК 95 и Балтийской системой высот 1977 года.
Геодезические сети для создания инженерно-топографических планов прибрежной зоны рек, морей, озер и водохранилищ должны создаваться в единой системе координат и высот с пунктами прилегающей суши.
Плотность пунктов (точек) опорной и съемочной геодезических сетей на незастроенной территории должна составлять не менее 4, 12, 16, 20 пунктов (точек) на 1 км для съемок в масштабах соответственно 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500.
Общая плотность пунктов (точек) геодезической основы, закрепленных долговременными знаками, должна составлять:
— не менее 16 пунктов на 1 км — на территории с плотной капитальной застройкой с большим количеством подземных и надземных сооружений;
— не менее 4 пунктов на 1 км — на малозастроенной территории;
— не менее 1 пункта на 1 км2 — на незастроенной территории.
Плотность пунктов геодезической основы для обеспечения топографической съемки масштаба 1:200 должна устанавливаться в программе инженерногеодезических изысканий.
Топографическая съемка при инженерно-геодезических изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства должна выполняться в масштабах 1:200; 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000.
Масштабы выполняемых топографических съемок и высоты сечения рельефа при инженерно-геодезических изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливает заказчик в техническом задании в соответствии с приложениями Б и В. По требованию заказчика допускается выполнение топографической съемки в масштабе 1:10000.
Ситуацию и рельеф местности, подземные и надземные сооружения изображают на инженерно-топографических планах действующими условными
знаками, утвержденными в установленном порядке.
21
При формировании инженерной цифровой модели местности (ИЦММ) должны использоваться действующие общесистемные классификаторы и правила цифрового описания объектов, а также технологические (ведомственные) классификаторы [32; 35].
Перечень объектов местности и их свойств, подлежащих описанию в цифровых моделях местности, включая цифровые инженерно-топографические планы в масштабах 1:500-1:5000, следует принимать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, регламентирующих геодезическую и картографическую деятельность, и дополнительными требованиями, приведенными в техническом задании заказчика.
Средние погрешности в плановом положении на инженернотопографических планах изображений предметов и контуров местности с четкими очертаниями относительно ближайших пунктов (точек) геодезической основы на незастроенной территории не должны превышать 0,5 мм (в открытой местности) и 0,7 мм (в горных и залесенных районах) в масштабе плана.
Средняя погрешность определения планового положения промерных точек относительно ближайших пунктов (точек) съемочного обоснования при инженерно-гидрографических работах на реках, внутренних водоемах и акваториях не должна превышать 1,5 мм в масштабе плана.
Предельные погрешности во взаимном положении на плане закоордини- рованных точек и углов капитальных зданий (сооружений), расположенных один от другого на расстоянии до 50 м, не должны превышать 0,4 мм в масштабе плана.
Для обеспечения аналитического метода проектирования горизонтальной планировки при съемке промышленных предприятий с большим количеством подземных и надземных сооружений предельные погрешности во взаимном положении закоординированных характерных точек сооружений, расположенных в противоположных концах производственного блока (на расстоянии не более 1000 м), не должны превышать 10 см, а смежных сооружений — не более 5 см.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДАЧИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЕТОННОЙ СМЕСИ
Бетонную смесь подают в бетонируемую конструкцию с помощью различных грузоподъемных кранов в неповоротных или поворотных бадьях либо ленточными конвейерами, бетононасосами, пневмонагнетателями, звеньевыми хоботами и виброхоботами, ленточными бетоноукладчиками.
Неповоротные бадьи загружаются бетонной смесью из автобетоновозов, автобетоносмесителей, автосамосвалов и других средств с помощью перегрузочных устройств-эстакад, обеспечивающих достаточную высоту разгрузки. Неповоротные бадьи вместимостью 0,5 м3 и 1 м3 (рис. 31) используют преимущественно на заводах сборных железобетонных изделий. Бадья состоит из каркаса 1, к которому приварен корпус 3 цилиндроконической формы, закрываемый снизу затвором 5. Затвором управляют с помощью рычага 2. При подъеме бадьи используют ушки 4,
В гидротехническом строительстве применяют неповоротные бадьи вместимостью 8 м3 (рис. 32), загружаемые бетонной смесью из автобетоновозов или железнодорожных силобусов. Бадья оборудована секторным затвором 1 с ручным управлением. Привод 2 затвора гравитационный гидравлический.
Бункер 3 бадьи выполнен в форме конуса с углом наклона стенок 78°. Диаметр выходного отверстия конуса бункера 1150 мм.
![]() |
![]() |
Для удобства загрузки бадья снабжена приемным лотком 5 длиной 2800 и шириной 2700 мм. Диаметр бадьи 2850 мм, высота
вместе с траверсой 5600 мм. Масса порожней бадьи 5640 кг, с бетонной смесью — 24840 кг.
Поворотные бадьи (рис. 33) бывают вместимостью 0,5; 1; 1,5; 2; 3,2; 6,4 и 8 м3. Конструкция их одинакова, различаются они только размерами и устройством затвора.
Загружают их непосредственно из транспортных средств; устраивать перегрузочные эстакады не требуется. Для загрузки бадей вместимостью 0,5 м3 в зоне действия крана укладывают щиты из досок и на них вплотную одна к другой в горизонтальном положении размещают четыре бадьи. Автобетоновоз с кузовом, вместимость которого соответствует вместимости четырех бадей, задним ходом подъезжает к ним и разгружается. При этом бетонная смесь
равномерно заполняет бадьи. Затем кран поочередно поднимает бадьи и в вертикальном положении подает их к месту выгрузки.
Корпус бадей опирается на полозья, служащие направляющими при подъеме бадей в вертикальное рабочее положение.
Бадьи вместимостью 1,5; 3,2; 6,4 и 8 м3 обычно загружают бетонной смесью из бетоновозов, вместимость кузова которых равна
или кратна вместимости бадьи.
Ленточные конвейеры наиболее целесообразно применять для подачи бетонной смеси в бетонируемые конструкции, когда затруднена или невозможна ее подача средствами доставки (автобетоновозами, автосамосвалами) либо кранами в бадьях. В указанных случаях применяют передвижные ленточные конвейеры (рис. 34), представляющие собой механизмы длиной от 5,70 до 15, 35 м, с шириной ленты 400—500 мм. Высота подъема материалов такими конвейерами от 1,5 до 5,5 м, производительность до
35 м3/ч.
![]() |
Основным рабочим органом конвейера служит гибкая прорезиненная бесконечная лента 2, огибающая приводной 5 и натяжной 1 барабаны и опирающаяся на поддерживающие верхние роликовые опоры 4 желобчатого типа и нижние плоские роликовые опоры.
Движение ленты передается от приводного барабана за счет силы трения между его поверхностью и лентой. Величину этой силы регулируют натяжением ленты винтовыми устройствами. Приводной барабан связан с электродвигателем с помощью системы передач или редуктора.
Бетонная смесь на ленту загружается через загрузочную воронку, установленную над натяжным устройством. Для очистки ленты от налипшей смеси под приводным и натяжным барабанами укреплены скребки.
Во избежание расслоения конвейерами перемещают бетонные смеси с осадкой конуса не более 6 см. При этом бетонную смесь загружают на ленту возможно более толстым слоем, допускаемым конструкцией конвейера. Углы наклона конвейеров не должны превышать при подъеме смеси с осадкой конуса до 4 см — 18°, 4—6 см — 15°, а при спуске смеси — соответственно 12 и 10°. Большие углы наклона конвейеров допускаются лишь при наличии специальных указаний в проекте производства работ.
Скорость движения ленты не должна превышать 1 м/с.
При передаче бетонной смеси с одного конвейера на другой, а также при выгрузке с конвейера во избежание расслоения бетонной смеси применяют направляющие щитки 2 или воронку 1 (рис. 35). Устройство односторонних направляющих щитков или козырьков в местах перегрузки, а также свободное падение бетонной смеси с барабана конвейера не допускается.
Для предупреждения преждевременного износа ленты конвейера необходимо правильно оборудовать узлы его загрузки и разгрузки. Больше всего лента изнашивается при загрузке конвейера с большой высоты: от ударов падающей бетонной смеси она вытягивается и подсекается на кромках роликовых опор. Поэтому узел загрузки конвейеров надо устраивать с таким расчетом, чтобы высота падения смеси на ленту была по возможности наименьшей.
Ленту необходимо загружать симметрично, иначе она может неравномерно вытянуться в продольном направлении. Для этого с обеих сторон ленты на участке ее загрузки устраивают направляющие борта, обшитые полосками резины.
Правильно смонтированный конвейер при симметричной загрузке ленты не требует специальных устройств для ее центрирования. При необходимости для центрирования ленты под основания роликовых опор ставят небольшие прокладки треугольного сечения с наклоном по ходу движения ленты.
Срок службы ленты зависит и от методов ее стыкования. При применении для стыкования металлических скоб, заклепок и зажимов стыки быстро выходят из строя и нарушается работа очи
стных устройств на. ведущем барабане. Поэтому их используют только при аварийных разрывах ленты, когда необходимо быстро восстановить стык. Наиболее долговечным и прочным является стык ленты, выполненный методом вулканизации. Вулканизируют стык концов ленты после того, как концы, склеенные внахлестку, сошьют.
Передвижные ленточные конвейеры, подаЕая с одной позиции бетонную смесь, не распределяют ее по площади бетонируемой конструкции. Для распределения смеси необходимо переставлять конвейер в процессе подачи, что требует дополнительных затрат труда и вызывает задержки в бетонировании.
С целью механизации процесса распределения бетонной смеси в бетонируемой конструкции при подаче ее конвейерами создано несколько типов ленточных бетоноукладчиков, более совершенными из которых являются самоходные ленточные бетоноукладчики с выдвижной (телескопической) стрелой.
Самоходный ленточный бетоноукладчик ЛБУ-20 имеет выдвижную стрелу с максимальным вылетом 20 м и минимальным 3 м, оборудованную лентой шириной 500 см. Бетоноукладчик представляет собой два конвейера — базовый и выдвижной. Бетонная смесь на базовый конвейер подается приемным бункером вместимостью 2,4 м3, загружаемым из автобетоновоза или автосамосвала.
С верхнего базового конвейера длиной 12 м бетонная смесь может сбрасываться непосредственно в сооружение. Если длина верхнего конвейера недостаточна, выдвигается нижний конвейер длиной 10 м, и бетонная смесь подается с него.
Предельный вылет нижнего конвейера за верхний составляет 7 м. Нижний конвейер может подавать смесь в прямом и обратном направлениях.
Бетоноукладчик ЛБУ-20 с одной стоянки может подать бетонную смесь в любую точку под стрелой на площади 800 м2. Производительность бетоноукладчика 25 м3/ч.
Бетононасосы применяют для подачи бетонной смеси в конструкции, куда затруднена подача бетонной смеси другими способами. Широко применяют бетононасосы при бетонировании обделок туннелей, возведении сооружений в скользящей опалубке II др.
Отечественная промышленность выпускает бетононасосы СБ-9 с механическим приводом производительностью 10 м3/ч и СБ-95А с гидравлическим приводом производительностью 20—30 м3/ч.
Бетононасос с механическим приводом является горизонтальным одноцилиндровым поршневым насосом одностороннего действия с двумя принудительно действующими пробковыми клапанами. Бетонная смесь загружается в приемную воронку, где непрерывно перемешивается лопастями смесителя для сохранения однородности и предупреждения расслоения. Затем смесь с помощью побудителя подается через открытый всасывающий клапан в цилиндр насоса. После наполнения цилиндра смесь поршнем подается в бетоновод.
Бетоновод изготовляют из стальных труб. В его комплект входят прямые трубы одинакового диаметра длиной 3; 1,5; 0,9; 0,6; 0,3 м и колена, изогнутые под углом 90°, 45°, 22°30′ и 1Г15′. Диаметр бетоновода в свету равен 150 мм.
В бетононасосах с гидравлическим приводом поршень движется с помощью жидкости, подаваемой в цилиндр насосом.
Основное достоинство поршневых насосов с гидравлическим приводом по сравнению с поршневыми насосами с механическим приводом — незначительные динамические нагрузки на узлы и детали насоса и бетоновода и гарантированное максимальное давление, превышение которого исключается. Эти два обстоятельства способствуют надежной работе насоса без поломок и аварий.
Бетононасос СБ-95А (рис. 36) оснащен распределительной стрелой 1 длиной 19 м, на которой закреплен гибкий бетоновод 2 диаметром 123 мм. Это позволяет подавать бетонную смесь на 21 м по вертикали и на 19 м по горизонтали без дополнительного монтажа бетоновода и устройства поддерживающих лесов или креплений.
Распределительная стрела 1 используется для перемещения закрепленного на ней бетоновода 2. Стрела крепится на поворотной платформе, присоединенной к раме бетононасоса через шариковое опорно-поворотное устройство, и приводится во рращение относительно вертикальной оси от двигателя. Стрела состоит из трех звеньев, соединенных шарнирно, и складывается гидроцилиндрами 3 в транспортное положение. Путем изменения угла наклона между звеньями обеспечивается перемещение головки стрелы с концевым звеном бетоновода по вертикали и горизонтали.
Все узлы бетононасоса смонтированы на сварной раме 5, снабженной винтовыми аутригерами для обеспечения поперечной устойчивости при работе бетононасоса со стрелой.
Без применения стрелы бетононасос может подавать бетонную смесь по бетоноводу диаметром 150 мм на расстояние по горизонтали до 300 м, по вертикали до 50 м. Звенья бетоновода соединяют посредством быстродействующих рычажных замков, обеспечивающих необходимую прочность и герметичность стыков.
Бетононасос СБ-95А представляет собой двухцилиндровый поршневой насос. При движении поршней бетонная смесь из приемной воронки 4 под действием силы тяжести и создающегося в цилиндрах разрежения засасывается в рабочий цилиндр, а оттуда нагнетается в бетоновод. Оба поршня работают в противоположных направлениях синхронно, т. е. когда один поршень засасывает смесь из приемной воронки, другой нагнетает ее в бетоновод.
Для улучшения всасывания бетонной смеси в приемной воронке предусмотрен побудитель, состоящий из горизонтального лопастного вала с механизмом привода.
Нормальная эксплуатация бетононасоса обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь с осадкой конуса не менее 4 см, удовлетворяющую требованиям удобопе — рекачиваемости, и тщательно соблюдают режим работы бетонона — coca. При этом смесь во время перекачивания по трубам не расслаивается и не образует пробок.
Бетонные смеси, перекачиваемые бетононасосами, требуют повышенного содержания цемента. Водоцементное отношение должно быть в пределах 0,5—0,65.
В качестве крупного заполнителя целесообразно применять гравий, а не щебень. Гладкая поверхность и округленная форма гравия способствуют уменьшению трения между зернами и увеличению подвижности бетонной смеси. Наибольший размер зерен крупного заполнителя не должен превышать 0,4 внутреннего диаметра бетоновода для гравия и 0,33 — для щебня. Превышение указанной
Рис. 36. Бетононасос СБ-95А с гидравлическим приводом: I — распределительная стрела, 2 — бетоновод, 3— гидроцилиндр* 4 — приемная воронка, 5—рама |
крупностей зерен заполнителей ведет к образованию в бетоноводе пробок. Количество зерен пластинчатой (лещадной) или игловатой формы не должно превышать 15% по массе.
Для нормальной работы бетононасосов, поставляемых с комплектом бетоновода, приходится использовать дополнительное вспомогательное оборудование, с помощью которого на базе бетононасоса создаются бетононасосные установки. Бетононасосная установка состоит из бетононасоса, приемного бункера вместимостью 1,5—3 м3 с виброрешеткой, расположенной над воронкой бетононасоса. Иногда виброрешетку устанавливают на раздаточном бункере бетонного завода.
Виброрешетка над воронкой предотвращает попадание в бетононасос и бетоновод зерен заполнителей, крупнее допускаемых, а также в результате вибрирования ускоряет прохождение бетонной смеси в приемную воронку бетононасоса.
Для разгрузки бетонной смеси, транспортируемой в автобетоновозах или автосамосвалах, над бетононасосом устанавливают
перегрузочную эстакаду. К эстакаде крепят промежуточный приемный бункер.
Иногда вместо перегрузочной эстакады бетоиопасоспую установку оборудуют скиповым подъемником, ковш которого загружают из автосамосвала.
Монтируют бетоновод только после проверки и тщательной очистки его фланцев, уплотнительных колец (если нужно, их заменяют) и внутренней поверхности всех звеньев. Горизонтальные участки бетоновода укладывают на опорах или подкладках различных типов (например, выдвижных трубчатых стойках, деревянных козелках, подмостях, лесах), вертикальные и наклонные крепят с помощью скоб или хомутов к мачтам, лесам, опалубке, к каркасу возводимого сооружения. Вертикальные участки бетоновода рекомендуется заменять наклонными. Следует избегать применения колен бетоновода, изогнутых под углом 90°. Вместо них лучше устанавливать два колена под углом 45°, разделенные прямым звеном длиной 1,5—0,6 м.
Вертикальный участок бетоновода располагают не ближе 8— 9 м от бетононасоса и перед ним устанавливают звено бетоновода с клапаном, предотвращающим обратный поток бетонной смеси при остановке насоса, смене или очистке бетоновода.
Располагая трассу бетоновода, следует учитывать, что прямые горизонтальные и вертикальные участки и колена создают различные по величине сопротивления движению бетонной смеси. Для удобства учета сопротивлений колена, изогнутые под углом 90°, 45°, 22°30/, заменяют при расчете эквивалентными длинами горизонтального бетоновода соответственно 12, 7 и 4 м, а 1 м вертикального бетоновода — 8 м горизонтального. С помощью эквивалентных длин определяют приведенную (эквивалентную) длину горизонтального бетоновода.
Приведенная длина бетоновода должна быть меньше или равна дальности подачи по горизонталц, указанной в характеристике бетононасоса. На горизонтальных участках бетоновод монтируют с небольшим уклоном в сторону участка, предназначенного для спуска воды после промывки.
Во избежание образования пробок перед подачей бетонной смеси бетоновод увлажняют и смачивают, пропуская известковый или цементный раствор. Чтобы раствор продвигался полным сечением, в бетоновод вставляют пыж из мешковины, препятствующий растеканию раствора и обеспечивающий полное смачивание бетоновода. После заливки порции раствора в бетоновод ставят пыж. Бетонная смесь, подаваемая по бетоноводу, давит на задний пыж и продвигает заключенную между двумя пыжами порцию раствора.
При транспортировании по бетоноводу бетонную смесь распределяют по площади сооружения с помощью поворотных стрел, лотков длиной до 3 м, виброжелобов или хоботов.
Одной из главных причин, нарушающих нормальную эксплуатацию бетононасосной установки, является расслоение бетонной смеси и закупорка бетоновода, т. е. образование пробок. Пробки образуются в следующих случаях:
если при перерывах в подаче бетонной смеси бетононасосами от 20 до 60 мин не прокачивали бетонную смесь по системе каждые 10 мин по 10—15 с на малых режимах работы бетононасоса;
при попадании в бетононасос бетонной смеси, частично расслоившейся или начавшей схватываться;
при ослаблении замковых соединений в стыках бетоновода, если произошла утечка цементного молока;
при образовании вмятин или наплывов схватывающегося бетона на стенках бетоновода;
при сильном нагреве стенок бетоновода в очень жаркую погоду (при неизолированной или не окрашенной в белый цвет наружной поверхности бетоновода) и др.
Обнаруживают пробки чаще всего по звуку, простукивая бетоновод. Попытки протолкнуть пробку, повторно включая в работу бетононасос, ведут к дальнейшему уплотнению бетонной смеси и усложняют ликвидацию затора. Для удаления пробки бетоновод разбирают в предполагаемом месте ее нахождения и очищают.
Другие возможные причины образования пробок и неполадок в работе бетононасоса и способы их устранения подробно изложены в инструкциях по эксплуатации бетононасосов.
Немедленно по окончании бетонирования очищают и промывают водой бетоновод с помощью двух банников с резиновой манжетой и двух пыжей из войлока, пакли или мешковины. Банники и пыжи проталкивают по бетоноводу водой, подаваемой под давлением бетононасосом. Для удаления после промывки воды в самом низком участке бетоновода устраивают спускной клапан.
Пневмонагнетатели, так же как и бетононасосы, используют для бесперегрузочной подачи бетонной смеси от расходного бункера до места укладки в конструкцию при бетонировании сооружений большой высоты, а также на некоторых заводах сборного железобетона и при бетонировании обделок туннелей небольшого (6—12 м2) и среднего (12—24 м2) сечений. При бетонировании туннелей пневмонагнетатель монтируют на узкоколейной тележке и передвигают на ней вдоль фронта работ.
Промышленность выпускает пневмонагнетатели вместимостью 800 л.
Оборудование для пневматического транспортирования бетонной смеси состоит из пневмонагнетателя, компрессора, ресивера, бетоновода и гасителя.
Пневмонагнетатель (рис. 37) представляет собой резервуар 5, в который через воронку 3 загружают порцию бетонной смеси. После загрузки закрывают конусный затвор 4 ив резервуар по трубопроводу 1 подают сжатый воздух под давлением до 0,6 МПа, под действием которого бетонная смесь поступает в бетоновод 7 и перемешается к месту выгрузки.
Для побуждения выхода бетонной смеси из резервуара, поступления ее в бетоновод и предотвращения образования пробок в
пневмонагнетателе установлен направляющий конус 2 с соплами 6, через которые подают воздух, воздействующий на бетонную смесь в месте ее выхода из резервуара.
Бетоновод собирают из звеньев труб длиной от 3 до б м, соединяемых накидными быстросъемными замками. Диаметр труб пневмонагнетателя составляет 180 мм.
![]() |
![]() |
Смесь по бетоноводу подают со скоростью 1,5—2,5 м/с. Поэтому в конце бетоновода обязательно устанавливают гаситель (рис. 38), обеспечивающий спокойный выход бетонной смеси из
бетоновода и отделение от нее воздуха, которым бетонная смесь насыщается в процессе перемещения. Гаситель представляет собой сварной резервуар 1, присоединяемый через патрубок 2 к бетоноводу. К патрубку 3 гасителя прикрепляют гибкий рукав для подачи бетонной смеси к месту укладки.
Пневмонагнетатель подает бетонную смесь порциями. Каждую следующую порцию загружают в пневмонагнетатель после того, как предыдущая прошла в бетоновод. Объем одной порции соответствует вместимости резервуара пневмонагнетателя.
Максимальная дальность транспортирования бетонной смеси пневмонагнетателем составляет 200 м по горизонтали или до 35 м по вертикали.
Сжатый воздух к нневмонагнетателю поступает от компрессора через ресивер вместимостью 1,8—4 м3, служащий для стабилизации рабочего давления.
Производительность пневмонагнетателя при транспортировании бетонной смеси с осадкой конуса от 5 до 8 см составляет 20 м3/ч.
Опыт показал, что при транспортировании бетонной смеси пневмонагнетателями требования к постоянству состава бетонной смеси значительно ниже, чем при транспортировании бетононасосами, и не требуется повышенного содержания цемента в бетонной смеси.
По сравнению с бетононасосами пневматические установки имеют еще ряд преимуществ: они проще устроены, имеют меньше движущихся частей, их легче очищать после окончания работы.
Хобот (рис. 39) представляет собой трубопровод, составленный из конусных звеньев 2, по которым бетонную смесь подают вертикально. В поперечном сечении звенья имеют форму круга или квадрата с диаметром или стороной, размеры которой должны быть в 3 раза больше максимальной крупности щебня или гравия в бетонной смеси.
Длина звеньев 600—1000 мм, изготовляют их из листовой стали толщиной 1—1,5 мм, соединяют подвесками из арматурной стали и крючками. Верхнее звено хобота устраивают в виде воронки 1.
— Применяют хобот для подачи бетонной смеси с высоты от 2 до 10 м. По мере уменьшения высоты спуска бетонной смеси нижние звенья хобота снимают, чтобы расстояние от устья хобота до места укладки составляло 0,7—1 м.
Хоботы применяют при работе с передвижных мостов и эстакад (при доставке бетонной смеси автосамосвалами) и бетонировании густоармированных конструкций большой высоты (при подаче кранами бадей с бетонной смесью к воронке хобота) .
Для увеличения радиуса действия хобота можно оттягивать его нижний конец в сторону, но не более чем на 0,25 м на каждый 1 м высоты, оставляя при этом два нижних звена вертикальными.
Виброхобот С-896 (рис. 40) представляет собой гибкий трубопровод из звеньев труб диаметром 350 мм с раструбным соединением. Каждое звено крепится к двум стальным канатам 2 с помощью зажимов. Виброхобот состоит из четырех секций. Они монтируются из звеньев длиной 2000 мм, а последняя, нижняя, состоит из облегченных звеньев длиной 1000 мм с шарнирными быстроразъемными соединениями, что улучшает условия обслуживания при укорочении виброхобота по мере роста бетонной кладки в процессе бетонирования блока.
Виброхобот С-896 предназначен для подачи бетонной смеси подвижностью 2—6 см с высоты до 40 м.
Верхняя секция виброхобота снабжена загрузочной воронкой / вместимостью 1,6 м3 с устройством для опирання на пролетные строения эстакады, поскольку виброхоботы С-896 применяются в основном для подачи бетонной смеси с бетоновозиых эстакад при
возведении гидротехнических сооружений.
На загрузочной воронке и звеньях хобота через 4—8 м установлены семь вибраторов 4 ИВ-70А, которые облегчают прохождение бетонной смеси и предотвращают ее налипание на стенки виброхобота.
Для снижения скорости выхода бетонной смеси две средние секции виброхобота снабжены промежуточными гасителями 3, а последняя секция гасителем 6.
Гаситель представляет собой специальное звено хобота, которое снабжено в средней части рассекателем в виде трехгранной призмы, обращенной ребром вверх. Бетонная смесь, встретив на своем пути рассекатель, в значительной степени теряет скорость движения. Площадь поперечного сечения каждого из разветвлений гасителя равна площади сечения трубы хобота.
Промежуточные гасители располагают примерно через 12 м один от другого. При этом обеспечивается скорость потока на выходе 3—4 м/с, при которой бетонная смесь не расслаивается и не повреждаются нижележащие слои бетона. При отсутствии гасителей скорость падения на выходе из виброхобота длиной 40 м составляет 20—25 м/с, что недопустимо.
В каждой секции виброхобот имеет одно (нижнее) звено 5 с двойными стенками для обогрева паром в условиях отрицательных температур.
Секционирование виброхобота позволяет поставлять его на стройки не россыпью, а секциями, собранными на заводе-изготовигеле. Виброхобот можно собрать любой нужной длины.
Радиус действия виброхобота увеличивают так же, как радиус действия хобота.
Крупность зерен заполнителя в бетонной смеси, подаваемой по виброхоботу, не должна превышать */з диаметра труб. При несоблюдении этого условия виброхобот закупоривается. Производительность виброхобота зависит от оборота транспротных средств
и от их вместимости. Практически она достигает 25—30 м3/ч, что примерно равно производительности крана, работающего с бадьей вместимостью 3,2 м3, а при непрерывной подаче бетонной смеси она может достигать 150—200 м3/ч. Обычно производительность виброхобота лимитируется возможностями проработки вибраторами подаваемой бетонной смеси.
Для равномерного распределения бетонной смеси в бетонируемой конструкции используют малогабаритные электробульдозеры, поворотные распределительные лотки, вибропитатели, виброжелоба.
Малогабаритный э л е кт р о б у л ь до з е р на базе трактора М-663-Б служит для распределения бетонной смеси, подаваемой в неармированные блоки массивных сооружений. Удельное давление на бетон через гусеницы электробульдозера составляет 0,02 МПа. В связи с малым давлением электробульдозер легко перемещается по свежеуложенной бетонной смеси.
Питающий электрокабель подводят к электробульдозеру сверху через пружинный барабан. При движении электробульдозера на этот барабан сматывается кабель, удерживая его в натянутом состоянии между электробульдозером и электрошкафом.
Масса электробульдозера 4,7 т, мощность электродвигателя 25 кВт, производительность 50 м3/ч.
Поворотный распределительный лоток изготовляют длиной до 3 м. Применяют его в основном при транспортировании бетонной смеси по бетоноводу или конвейером для распределения бетонной смеси по площади блока.
Вибропитатель (рис. 41) предназначен для перемещения бетонной смеси на ограниченные расстояния. Он имеет широкую приемную часть корпуса 3 для загрузки бетонной смесью из автосамосвалов и узкую разгрузочную, выдающую смесь в конструкцию.
Смесь движется в результате вибрации двух рядом смонтированных в наклонном положении вибраторов 2. Вибропитатели применяют длиной от 2 до 4 м. Для горизонтального перемещения их снабжают полозьями 4.
Виброжелоба (вибролотки) используют для распределения бетонной смеси по блоку бетонирования, а также для загрузки приемной воронки хобота при бетонировании фундаментов в глубоких котлованах.
Виброжелоб представляет собой лоток полукруглого сечения диаметром 300—400 мм и высотой 200—350 мм, который изготовлен из листовой стали, усиленной ребрами. Длина виброжелоба не должна превышать 3,5 м, так как при большей длине производительность его резко снижается. Устанавливая ряд секций виброжелобов, можно подавать бетонную смесь на расстояние до 30 м.
Виброжелоба загружают бетонной смесью с помощью вибропитателей или бункеров, хоботов и ленточных конвейеров. Выдается бетонная смесь через конец виброжелоба или через специальные герметически закрываемые разгрузочные люки, размещаемые в
Рис. 42. Схема подачи бетонной смеси в конструкцию с помощью вибропитателя, виброжелоба и хобота: / — арматурный каркас, 2 — хобот, 3 — виброжелоб, 4—вибропитатель, 5—автосамосвал, 6 — инвентарная стойка, 7 — расчалка |
днищах секций. При наклоне виброжелоба на 5° и осадке конуса бетонной смеси 5—8 см скорость движения смеси достигает 12 м/мин, при наклоне на 10°—18 м/мин и при наклоне на 15° — 22 м/мин. Смесь движется в результате круговой или направленной вибрации, возникающей при работе одного вибратора, установленного на желобе.
Применение вибропитателей и виброжелобов исключает необходимость перекидки бетонной смеси вручную и тем самым предотвращает ее расслоение при подаче в блок бетонирования, снижает трудоемкость и стоимость бетонных работ и повышает их качество.
На рис. 42 приведена схема подачи бетонной смеси в конструкцию с помощью вибропитателя 4, виброжелоба 3 и хобота 2.
КАМЕННЫЕ РАБОТЫ
Каменная кладка — эго конструкция (фундамент, стена, перегородка и др.), выполненная из природных или искусственных камней различной формы, которые укладывают на строительном растворе в определенном порядке. Работы по устройству кладки называются каменными. Монтаж стен зданий из крупных блоков (простеночных, перемычечных и подоконных) также иногда называется кладкой из крупных блоков. Термин «каменные работы» может иметь значение «каменная кладка» при выполнении процесса кладки.
При строительстве зданий и сооружений применяют следующие виды кладки:
♦ из кирпича (керамического, силикатного, кислотоупорного и др.) и камней правильной формы: природных (пиленых или тесаных) и искусственных (керамических, силикатных, легкобетонных и др.);
♦ из камней неправильной формы (бутовых и бутобетонных);
♦ смешанную (с облицовкой лицевым кирпичом, тесаным камнем и т. д.) и облегченную многослойных наружных стен.
Вид кладки зависит от назначения конструкции, экономической целесообразности использования материалов и условий эксплуатации. Каждый вид кладки обладает специфическими особенностями и свойствами (прочностью, огнестойкостью, тепло — и звукоизоляцией, водостойкостью, морозоустойчивостью и др.), которые определяют область применения ее в зданиях и сооружениях различного назначения и выбор каменных материалов.
Природный камень (бут) в строительстве применяется размером 150—500 мм по наибольшему измерению. По форме он делится на рваный (неправильной формы), постелистый, у которого две примерно параллельные плоскости, и булыжник, имеющий округлую форму. Из обработанных природных камней твердых пород (колотых, пиленых, тесаных), которые в наибольшей степени обладают высокой прочностью, стойкостью против выветривания и замораживания, а также декоративностью, устраивают опоры и устои мостов и путепроводов, подпорные стенки, облицовывают набережные, а также отдельные части монументальных зданий и сооружений. Камень бутовый из плотных пород должен иметь марку по прочности на сжатие не ниже 150 кг/см2 (для пористых пород минимальная марка 25).
Искусственные каменные материалы (керамические, силикатные, легкобетонные и др.) применяются для возведения подземных и наземных конструкций зданий и сооружений, при этом легкобетонные, силикатные и керамические пустотелые — в основном для кладки наружных стен зданий.
Например, силикатный материал имеет пониженную стойкость к действию пресных и углекислых вод, от высоких температур в нем разлагаются гидросиликаты кальция, что может привести к разрушению конструкций. Поэтому его нельзя применять для кладки фундаментов во влажных грунтах и для цоколей без надежной гидроизоляции, для наружных стен влажных и мокрых помещений без защиты облицовочными плитами, дія Печей и нагреваемых участков печных труб, дія незащищенных от увлажнения открытых конструкций (парапетов, столбов и т. д.).
‘ Особое место в ряду искусственных каменных материалов дія возведения стен зданий и сооружений традиционно занимают керамические (от греч. keramos — глина) изделия: кирпичи и камни. Кирпичи изготавливают полнотелыми и пустотелыми, а камни — только пустотелыми. В зависимости от назначения изделия изготавливают рядовыми (для кладки стен и других элементов зданий и сооружений с последующей их отделкой или без нее) и лицевыми, в том числе и профильными (для облицовки наружных и внутренних стен).
Промышленностью выпускаются керамические кирпичи различных размеров: одинарный (длина — 250, ширина — 120 и толщина — 65 мм), утолщенный (250x120x88 мм), модульные одинарные (288x138x65 мм) и др. Камни имеют размеры 250x120x138 мм, модульные —288x138x138 мм, укрупненные — 250x250x138 мм, 250x250x188 мм, 250x180x138 мм и др.
Чтобы кладка получилась красивой, кирпич должен быть правильной формы, с прямыми ребрами, без трещин и других дефектов внешнего вида. Для рядовых изделий не допускаются — отбитос ги углов и ребер глубиной более 5 мм и длиной от 10 до 15 мм, трещины протяженностью до 30 мм по постели (плашку) полнотелого кирпича, до первого ряда пустот пустотелых изделий, на 1/2 толщины тычковой или ложковой грани камня.
Количество половника (парных половинок или изделий, имеющих недопустимые трещины) в доставленном на стройку материале должно быть не более 5%.
В последние годы в связи с изменением нормативов в сторону повышения термического сопротивления стен, интенсивным развитием малоэтажного и индивидуального строительства меняется структура стеновых материалов, увеличивается выпуск эффективных крупноразмерных кладочных изделий (блоков из ячеистых бетонов, газосиликатных камней, силикатобетонных и вибропрес-" сованных блоков и др.). Например, масса стен, возведенных из ячеистого бетона, втрое меньше, чем из кирпича, и в 1,7 раза — керамзитобетона. Каждый блок сразу заменяет 16—30 кирпичей, при этом уменьшается расход раствора, стены из блоков возводятся быстрее кирпичной кладки.
При каменной кладке для скрепления кирпичей и камней друг с другом и равномерного распределения между ними нагрузок используются строительные растворные смеси (растворы). При выполнении бутобетонной кладки камни укладываются в бетонную смесь.
Растворы состоят главным образом из вяжущих, заполнителей (песка) и воды, по количеству применяемых вяжущих делятся на простые и сложные. В простых растворах (цементный, известковый и т. д.) в качестве вяжущего присутствует один компонент (цемент, известь). В сложных растворах используется комбинация вяжущих веществ (цемент — известь, цемент — глина И Т. Д.).
Цементные растворы, как самые прочные, применяют при сооружении подземных конструкций и при кладке стен, контактирующих с влагой. Это холодный раствор и применять его для кирпичной кладки стен жилых помещений не рекомендуется. В лучшем случае на цементном растворе ведут кладку облицовочного слоя, а внутреннюю часть — на сложном или известковом растворе.
Применение нескольких вяжущих меняет структуру и свойства раствора. К примеру, известь и глина вводится в цементные растворы в качестве пластификатора, улучшающего пластичность раствора. Цементно-известковые (сложные) растворы чаще всего применяют для надземной кладки или для штукатурки подвальных помещений, они рассчитаны на работу в нормальных условиях. Поэтому для каменной кладки, располагающейся ниже уровня грунтовых вод, такие растворы применять не следует.
Растворы завозят на строительную площадку в готовом виде, но при небольших объемах работ их затворяют непосредственно на месте производства работ. Такие растворы обычно продаются в виде готовой смеси в необходимых соотношениях, для их приготовления достаточно добавить нужное количество воды и выполнить другие действия согласно прилагаемой инструкции.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО-НАПРЯЖЕННЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Значительное распространение в настоящее время получают так называемые предварительно-напряженные железобетонные конструкции. В этих конструкциях арматура, натянутая до начала работы элемента под нагрузкой, стремится сжаться и передает при этом часть сжимающих усилий окружающему бетону. Поэтому прежде чем бетон в предварительно-напряженной конструкции, воспринимая расчетную нагрузку, начнет работать на растяжение, в нем должно быть погашено предварительно созданное сжатие. Таким образом, наличие предварительного напряжения позволяет увеличить нагрузку на конструкцию, по сравнению с конструкцией, армированной обычным способом, или при прежней величине нагрузки уменьшить размеры конструкции, т. е. достичь экономии бетона и стали. Следует отметить, что впервые идея предварительного напряжения (обжатия) элементов, работающих на растяжение, была предложена в 1861 г. русским ученым-артиллеристом, акад. А. В. Гадолиным.
Преимущества предварительно-напряженных железобетонных конструкций перед обычными следующие:
1. При работе на изгиб под нагрузкой в элементах конструкций из обычного железобетона, например в балках (см. рис. 32), прочность бетона используется не в полной степени, так как в зоне растяжения он почти не работает, а передача усилий осуществляется одной арматурой.
В балке с предварительно-напряженной арматурой способность бетона хорошо работать на сжатие используется во всем сечении. Это позволяет уменьшать сечения, а следовательно, объем и вес
Рис. 56. Виды армирования предварительно-напряженных конструкций и |
способы натяжения арматуры:
а — струнобетониые балки различных сечений; б — балка перед растяжением армату-
ры; в — балка после растяжения арматуры со вложенными шайбами; г — схема уста-
новки гидравлического домкрата на конце балки (план):
1 — анкерная колодка; 2 — захват; 3 — траверсная балка; 4 — домкрат; 3 — арматурный пучок; 6—анкерная шайба; д — анкерная шайба; с — общий вид механического домкрата с электроприводом: I—ходовая тележка; 2— электродвигатель; 3 — натяжной механизм; 4 — подъемное устройство; 5 — рама натяжного механизма; 6 — упорное устройство; ж — разрез гидравлического домкрата: 1 — гайковерт; 2 — шток: — 3 — шестеренчатая передача; «/ — поршень; Л — гндроцнлнндр; Л — ось шестерни 7 — ручка; 8 — маховичок; 9 — место конца стержня
а _ арматурные пупки, заключенные в трубки; б — тип железобетонной балки с арматурой в виде пучков; в — общий вид передвижной установки для последующего натяжения пучков арматуры: 1 — балка, собранная пз отдельных блоков; 2 — гидравлический домкрат; 3 — поворотная консоль с блоком для подвешивания домкрата; 4 — манометр; 5 — масляный насос; 6 — тележка; с —• зажим для закрепления арматурных проволок в пучок: / — стержень с резьбой; 2 — специальная обжимная гильза; 3 — арматурные
проволоки
предварительно-напряженных элементов и сократить расход материалов, в частности цемента.
2. Благодаря лучшему использованию свойств арматурной стали в предварительно-напряженных конструкциях по сравнению с обычными сокращается расход арматуры. Это сокращение особенно эффективно при применении для арматуры сталей с высоким пределом прочности.
3. Конструкции с предварительно-напряженной арматурой (напряженно-армированные) обладают повышенной трещино — устойчивостыо, что, помимо предохранения арматуры от ржавления, важно для сооружений, находящихся под постоянным давлением воды или каких-либо других жидкостей и газа (трубы, плотины, резервуары и т. п.).
4. Вследствие уменьшения объема и веса напряженно-армированных железобетонных элементов облегчается применение сборных конструкций и увеличивается величина пролетов, которые целесообразно ими перекрывать.
В качестве арматуры предварительно-напряженных железобетонных конструкций наиболее часто применяют проволоку диаметром 3—5 мм, но может быть применена и круглая арматура других диаметров, а также стержни периодического профиля.
Армирование предварительно-напряженных конструкций может выполняться двумя способами.
В первом случае арматуру перед укладкой бетона натягивают, ■бетонируют конструкцию при натянутой арматуре и после отвердевания бетона натяжные приспособления снимают. При этом сжатие бетона достигается за счет сцепления между стремящимися сжаться арматурными стержнями и бетоном. Такой бетон, равномерно армированный в зоне растяжения стальными проволоками, называют также струнобетоном (рис. 56,а).
Для того чтобы предварительно (перед бетонированием) натянуть арматурный стержень, один конец его обычно неподвижно закрепляют, а ко второму концу прикладывают растягивающее усилие.
Простейший метод растяжения заключается в том, что на концы арматурного стержня, имеющие винтовую резьбу, навинчиваются гайки, и одну из гаек вручную затягивают гаечным ключом. По мере растягивания (удлинения) стержня, под гайку подкладываются шайбы, как это показано на рис. 56,в.
В настоящее время такой медленный и трудоемкий способ заменяют механизированным, при котором растяжение стержня до необходимого усилия производится специальным домкратом.
На рис. 56,г показано место расположения домкрата в установке для предварительного натяжения арматуры. Домкрат 4 размещают между металлической формой, в которой будет бетонироваться изделие, и специальной траверсной балкой 3. При работе домкрата приводится в движение траверсная балка с прикреплен-
ными к ней захватами или зажимами 2, в которые закладываются отдельные арматурные стержни или пучки стержней.
Для растяжения применяются как механические, так и гидравлические домкраты.
Общий вид механического домкрата с электроприводом приведен на рис. 56,е. Тележка 1 служит для облегчения передвижения домкрата вдоль установленных металлических форм с приготовленной для натяжения арматурой. Натяжной механизм 3расположенный в центре конструкции домкрата и укрепленный на раме 5может подниматься и опускаться при помощи специального устройства 4. Рама снабжена упорными устройствами 6, упираемыми при работе домкрата в стенку металлической формы.
Операция по натяжению арматуры производится в последовательности, описанной ниже. Тележка домкрата и натяжной механизм устанавливаются так, чтобы ось натяжного механизма совпадала с осью натягиваемого стержня или пучка стержней. После этого арматурный стержень закрепляют в зажимах и включают электродвигатель 2. Через вал червяка вращение передается червячной шестерне. При вращении шестерни натяжной винт движется поступательно, производя натяжение арматуры.
Домкраты описанной конструкции могут развивать натягивающее усилие до 10 т.
Более мощными и удобными являются гидравлические домкраты. На рис. 56,ж показан разрез гидравлического домкрата усилием до 50 т для натяжения арматуры. Для того чтобы растягиваемый стержень мог быть присоединен к домкрату, он должен иметь на конце резьбу с навинченной на нее гайкой.
При надевании домкрата на подготовленный стержень,
шток 2, находящийся в корпусе домкрата, вращением маховичка 8 навинчивается своим резьбовым концом на конец стержня, и при этом находящаяся на стержне гайка входит в отверстие гайковерта 1. Шток навинчивается до тех пор,
пока поршень 4 не упрется в гидроцилиндр 5 домкрата (такое положение поршня показано на рисунке). После этого в цилиндр начинают нагнетать масло; поршень, отходя назад под давлением масла, упирается в заплечики штока и тянет его вместе с привинченным арматурным стержнем. Степень натяжения стержня определяется по показаниям манометра. Когда натяжение стержня достигает необходимой величины, гайка подкручивается гайковертом до упирання в анкерную шайбу и удерживает затем стержень после снятия домкрата в натянутом (напряженном) состоянии до укладки в форму бетонной смеси и ее затвердевания.
Вращение гайковерту передается через шестеренчатую передачу 3 при вращении гаечным ключом оси 6 одной из шестеренок, находящейся в корпусе ручки 7.
Для удобства пользования гидравлический домкрат обычно монтируют на одной тележке с масляным насосом, масляным бачком и комплектом шлангов (см. рис. 57,в).
При армировании конструкции пучками проволок небольшого диаметра предварительное натяжение пучка производят, закреплял проволоки в специальном зажиме. Это может быть сделано также при помощи гидравлического домкрата двойного действия.
Рис. 58. Схема установки для непрерывного армирования предварительно-напряженной проволокой: 1 — бухты проволоки; 2 — механизм лебедки; 3 — проволока в I или 2 нитки, натянутая между точками Л и Б до заданной величины; 4 — вращающаяся платформа; 5 — поддон со штыпямн; 6—пантограф (водило); 7 — натяжная станция с грузовой клетыо |
Домкрат двойного действия имеет два поршня. При движении одного из поршней натягиваются все проволоки арматурного
Рис — 59. Панель перекрытия, армированная по способу непрерывного армирования |
пучка, а при движении второго поршня производится их закрепление. При натяжении проволоки пупки закрепляются в желобках специального конусообразного анкера.
Наконечник домкрата делается обычно сменным; это позволяет использовать домкрат для натяжения отдельных стержней разных диаметров или пучков из проволок разного количества и диаметра.
Во втором случае проволоку, применяемую для армирования, соединяют в іпучки (рис. 57,а). Эти пучки пропускают в стальные трубки, заранее забетонированные в толще конструкции, и потом натягивают до необходимого, определенного расчетом предела. При этом способе, который называется методом последующего натяжения, сцепление арматуры с бетоном не ^играет роли. В трубки с пучками арматуры после ее натяжения обычно нагнетают цементный раствор для предохранения внутренней поверхности трубки и арматурных проволок от ржавления. На рис. 57,6 показана железобетонная балка для покрытий одноэтажных промышленных зданий, изготовленная по способу армирования пучками напряженной арматуры. Пунктиром показано направление пучков.
Сборка балок из отдельных блоков делается в вертикальном положении. Первоначально, с помощью ручной лебедки в канал, оставленный для пучка, протягивают тонкий стальной трос и затем прикрепленный к специальному наконечнику весь пучок. После этого к пучку присоединяют гидравлический домкрат, как показано на рис. 57,в.
На рис. 57,г показана конструкция зажима для соединения проволок в пучок перед их натяжением. Стержень с резьбой присоединяется к домкрату.
Все описанные выше операции, а также нагнетание в швы между блоками балки и в трубку с пучками проволоки цементного раствора выполняют два рабочих. Специальные трубки для нагнетания раствора выводятся через 3 м по длине балки для обеспечения равномерного заполнения раствором основной трубки, в которой проходит пучок арматурных проволок.
В Советском Союзе разработан и применяется также способ так называемого непрерывного армирования. По этому способу железобетонная деталь, например плита, армируется одной непрерывной нитью арматурной проволоки, пронизывающей бетон в различных направлениях.
На рис. 58 изображена схема устройства для автоматизированного непрерывного армирования.
Проволока непрерывно разматывается из бухты при помощи специального механизма подачи, вращаемого электродвигателем. Натяжение проволоки осуществляется при прохождении ее через натяжную станцию, в раме которой подвешен груз, вес которого, в следовательно, и степень натяжения проволоки можно изменять.
Напряженная проволока наматывается в определенном порядке на штыри, вставленные во вращающийся поддон, образуя арматурный каркас. После затвердевания бетона штыри удаляются (выпрессовываются) из поддона и натяжение арматуры воспринимается бетоном изделия.
В качестве примера на рис. 59 показана панель для перекрытия, армированная по описанному способу.
Так как изготовление конструкций с предварительно напряженной арматурой требует дополнительного сложного оборудования, то применять ее целесообразно только при массовом изготовлении сборных железобетонных изделий на заводах или при осуществлении метода последующего натяжения в конструкциях, собранных из отдельных блоков.
Преимущества напряженно-армированных конструкций обеспечивают им широкое внедрение в строительство.
ДОПУСКИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ И СБОРКЕ ФОРМ
При сборке или изготовлении форм они должны иметь размеры, соответствующие размерам изготовляемых изделий, уменьшенным на величины, находящиеся в пределах минусового допуска данного изделия. Требование минусовых допусков в формах для длины и ширины изделий объясняется некоторым увеличением расстояний между стенками форм в процессе бетонирования от давления бетонной смеси, а также затруднениями, возникающими при монтаже изделий с размерами, превышающими проектные. В последнем случае потребуется срубка затвердевшего бетона, в то время как меньшие размеры изделий обычно выправляются подливкой бетонной смеси. Принимаемые обычно отклонения размеров форм против размеров изготовляемых в них изделий приведены в табл. 28 и составляют, как правило, 50—80% от допуска, установленного для изделия.
Прогибы поддонов и бортов форм после их загрузки бетонной смесью не должны превышать половины величины допускаемых искривлений для соответствующих изделий.
Формы должны быть достаточно прочными и скреплены таким путем, чтобы отклонения фактических размеров изготовленных изделий от проектных не превышали: по длине, ширине, толщине или высоте ±10 мм и по весу 7%. Для изделий длиной более 6 м или шириной более 1,6 м и для изделий подземных сооружений допуски могут быть более 10 мм и 7%, если это допустимо по условиям монтажа конструкций и эксплуатации сооружения. Длиьу форм проверять стальной рулеткой, а другие размеры — металлическими шаблонами. Искривления определяют по зазору между стальной рейкой и поверхностью формы, соприкасающейся с бетоном.
Таблица 28 Отклонения размеров форм от проектных размеров изделий1 Допуски в мм для изделий
1 По данным «Временных указаний по эксплуатации форм для изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей» (ВСН97-57 МСПМХП СССР), Центральное бюро технической информации, М., 1957. |